В.А. Дудин. Из истории села Пятница-Воча Солигаличского уезда Костромской губернии.

Река Воча одна из самых главных рек Солигаличского района Костромской области. Река, в основном, протекает по территории района в широтном направле­нии, с востока на запад, и впадает в реку Вексу в селе Коровново на 64 километре. Река Воча (Вача) носит имя богини Вач — повелительницы языка индов. На реке Воче когда-то даже находилась деревня Индино. Река течет по болотистой и лесной равнине, постоянно пополняясь водами многочисленных притоков. Она принимает 63 притока, наиболее крупные из них, впадающие с левого берега, — Точма, Янда, с правого — Елховка, Бобыня.

В 17 веке, к востоку по реке Воче, по её правому берегу, в 8 км от Преображенского монастыря с. Коровнова проходила межа, отделяющая монастырские земли от Вочской волости (Водцкой, Воцкой, Вотской) «царя великого князя зем­ли», получившей свое название от реки Вочи. В 1647 году в черной Вочской волости упоминаются деревни: Климово, поместье боярина, князя Михаила Михайловича Темкина-Ростовского; Индино, поместье боярина Матвея Михайловича Годунова; Изы­меново, поместье князя Федора Македонского; село Парасковья Пятница с двумя деревянными церквями (Воскресения Христова и Благовещенская), при которых в то время находились два священника. В 1648 году в поместье князя Федора Македонского было уже несколько деревень: Изыме­ново, Микитино, Пахомово, Моренино, Куликово, Матронино, Крючково. При описании межи между Вочской волостью и Преображенским монастырем с. Коровново встречаются такие ориентиры, как сеча, пожога, гарь. Всё это приметы идущего процесса отвое­вания новых площадей земли под запашку у леса, который занимал здесь еще большие пространства. Земли Вочской волости, как и других волостей, продолжали переходить в руки монастырских властей и светских феодалов. Так, в 1577 году Стефан Потылица передал в Троице-Сергиев монастырь свою купленную землю по рекам Воче и Точме с починком Ильинское. В конце XVI — начале XVII веков борьба за земли черной Вочской волости выли­лась в конфликт волостных крестьян с властями Троице — Сергиева монастыря у посе­ления Попова Слободка. Волостные крестьяне упорно сопротивлялись наступлению  на их земли. К монастырской вотчине была насильственно присоединена часть черного леса и покосных болот Вочской волости. Эта мера нанесла ущерб Вочской волости: «от сенного недокосу многие крестьяне разбрелись и выти у них запустели». И все же волость одержала победу над могущественным монастырем, суд отдал предпочтение грамотам, представленным волостью. По правой грамоте 23 августа 1606 года, под­твержденной 14 июля 1614 года царем Михаилом Федоровичем, спорные земли по реке Воче были закреплены за волостными крестьянами.

При правлении царя Михаила Федоровича началась массовая раздача земель Вочской волос­ти.

Село Пятница-Воча было административно-религиозным центром Вочского прихода и находилось в 15 километрах от Коровнова. В 1656 году в селе стояли две деревянные церкви — Воскресения Христова и Благовещенская. Церковь Воскресения Христова сгорела от молнии, и на ее месте в 1738 году была построена новая деревянная церковь по проекту выдающегося архитектора Ивана Федоровича Мичурина, поместье которого было рядом с селом. Позже на месте Благовещенской церкви построили каменную церковь, а церковь Воскресения Христова так и осталась деревянной, ее старались сохранить в том виде, как ее построил И.Ф.Мичурин.

Воскресенская (слева) и Благовещенская церкви, село Пятница-Воча.
Воскресенская (слева) и Благовещенская церкви, село Пятница-Воча.

В 1772 году, стараниями прихожан, в селе Пятница-Воча была построена новая каменная Воскресенская церковь, Благовещенская церковь тоже была каменная, и предположительно построена в конце 18 века. Церкви были обнесены каменной оградой, внутри которой находилось кладбище и две кирпичные торговые лавки, а в приходских селениях две деревянные часовни.  В церквях было пять престолов: в Воскресенской — а) в честь Воскресения Христова, б) святителя Николая Чудотворца, в) преп. Александра Свирского; в Благовещенской — г) Благовещения Пресвятой Богородицы, д) вмц. Параскевы Пятницы. В 1863 году, согласно штатному положению, по выделению причту из казны денежных окладов, Воскресенская церковь относилась к четвертому классу. В причте по штату было положено: священник, дьячек, пономарь и сверх штата диакон. Жалованье штатному причту составляло 150 рублей в год.  В собственности церкви содержалось 32 десятины удобной земли. В приходе числились 16 селений (Алешково, Мошниково, Дуплево, Холопово, Юрино…), 103 двора, в которых проживали 415 прихожан мужского пола и  524 женского. Все деревни располагались в 5 верстах от церкви [1].

В конце 17 и начале 18 века деревня Алешково принадлежала князю С.Г.Хованскому, племяннику известного И.А.Хованского, по прозвищу Таратуй — воеводе Новгорода и Пскова, начальнику Стрелецкого приказа, предводителю мятежных стрельцов, сторонников Софьи Алексеевны в ее борьбе с братом. Таратуй и его сын Андрей по приказу Петра I были схвачены в Троице-Сергиевом монастыре и казнены у села Воздвиженского. Другой сын Таратуя Петр был сослан в Галич. Эти события увековечены в опере «Хованщина» и в картине Сурикова «Утро стрелецкой казни». Поместья у Хованских были отобраны, и алешкинская вотчина в 1716 году была дана знаменитому сподвижнику Петра I, генерал-адмиралу Ф.М.Апраксину. А от него по наследству вотчина перешла к князьям Мещерским. Когда в 1753 году княжна Наталия Борисовна Мещерская вышла замуж за Алексея Александровича Яковлева (деда А.И.Герцена), Алешково с деревнями Мошниково, Сокольниково было дано Яковлеву в приданое (102 мужских души). В 1758 году Наталья Борисовна продала вотчину Анне Ивановне Ларионовой, жене секретаря Костромской провинциальной канцелярии А.Б.Ларионова, который приходился родственником прадеду М.Ю.Лермонтова.

Деревня Гаврилово с деревнями Серниково, Фролово в 1646 году принадлежала Матвею Михайловичу Годунову — казанскому воеводе и дальнему родственнику царя Бориса. От Годунова деревни перешли по наследству к В.И.Стрешневу — сенатору, стороннику известного временщика А.И.Остермана, жена которого была сестрой Стрешнева. Когда Остерман был осужден, И.В.Стрешнев лишился своих вотчин. В 1909 году имение и земля у деревни Гаврилово принадлежали И.Быковскому и Войнову. Крестьяне, возмущенные притеснениями Быковского и Войнова, разгромили их имение.

История деревни Холопово связана с именем известного гравера Лаврентия Серякова, отец которого был родом из Холопова. Деревня тогда принадлежала помещику И.М. Маковееву, который отца гравера, уже женатого на крестьянке из Холопова, приказал отдать в солдаты. Л.А.Серяков родился у городе Жиздра  Калужской губернии, где стоял полк отца. Мальчика отдали в военную школу кантонистов, где он и пристрастился к рисованию. Его каллиграфический почерк приводил всех в восхищение, и за это его назначили писарем в Департамент военных поселений в Петербурге. В свободное время Серяков занимался резьбой портретов на дереве и печатал с них гравюры. Гравюры были так хороши, что на них обратили внимание князь В.Ф.Одоевский и Кукольник, издававший журнал «Иллюстрация». Здесь Серяков помещал свои гравюры. Посетивший художественную выставку царь Николай I увидел работы Серякова, приказал «поддержать самоучку-гравера». Работы Серякова приобрели широкое признание — он получил звание академика и был первым гравером России, работавшим на деревянных досках. Умер Серяков в Ницце в 1881 году, имея звание гравера Его Императорского Величества [2].

После отмены крепостного права (1861) Вочская волость была переименована в Верховскую волость. В 1911 году причт церкви состоял из священника и псаломщика. Священник получал 296 рублей казенного жалования, а псаломщик – 98 рублей. С доходами от богослужения позволяло получать священнику около 330 рублей, псаломщику около 110 рублей. Священник и псаломщик проживали в домах, принадлежащих церкви. В собственности церкви имелось 4 десятины лесной земли, 24 десятины пахотной и 4 десятины сенокосной. Вся земля относилась к удобной категории. В приходе числились 19 селений, в которых проживали 625 прихожан мужского пола и 763 женского. Многие крестьяне, в основном, занимались отхожими промыслами [3].

В 1821-22 годах в двух церквях с. Пятница-Воча богослужение проводили:

— священник Иоанн Петров – 47 лет
— диакон Иоанн Соболев – 35 лет
— дьячек Федот Федоров – 38 лет
— пономарь Семен Прокопьев – 19 лет

 

В 1871 – 1879 годах:

— священник Владимир Федорович Нифонтов
— диакон Косьма Васильевич Алякритский

 

В 1879 — 1891 годы:

— священник Владимир Федорович Нифонтов – 60 лет, с 9 августа 1841 года
— диакон Косма Васильевич Алякритский – 58 лет, с 7 апреля 1843 года.

 

В 1892 – 1899 годах: 

– священник Николай Нифонтов

 

В 1900 – 1902 годах:

— священник Василий Борков

 

В 1910 – 1917 годах:

— священник Павел Варламович Птицын
— псаломщик Василий Либеров.

 

Село Пятница-Воча было небольшое. Здесь, в основном, проживали служители церкви с семьями и прислуга. В 1897 — 1907 годах в четырех дворах села проживали 7 человек мужского пола и 8 женского. После октябрьской революции село вошло в состав Георгиевской волости Гавриловского сельсовета. В 1920 году здесь проживали 13 чел, в 1934 году – 14.

Исторические источники свидетельствуют, что школа грамоты в селе  Пятница-Воча уже существовала в 1863 году. Она располагалась в доме дьячка, и здесь обучалось 7 мальчиков и 3 девочки.   12 октября 1893 года,  стараниям священника Николая Нифонтова, в церковном доме, была открыта церковно-приходская школа.

Вскоре дом, в котором размещалась школа, сгорел, но, несмотря на это, учебные занятия продолжили в церковной сторожке. Однако сторожка, была не приспособлена к занятиям, здесь  было слабое освещение, отсутствовала вентиляция, а средств на строительство новой школы  сельскохозяйственное общество не имело. В то время, в соседней деревне, проживал довольно известный в Верховской округе зажиточный крестьянин Павел Григорьевич Серяков. Он  состоял попечителем Верховской земской школы, где им было построено общежитие для детей, проживающих в отдаленных деревнях.

Павел Григорьевич решил откликнуться на беду и взялся за строительство новой школы в селе Пятница-Воча.  На сельском сходе он объявил, что школа будет построена в память о его дочери Анастасии, умершей незадолго до пожара. Через некоторое время на место возведения школы стал поступать строительный материал: кирпич, бревна, доски… Серяков не только следил за ходом строительства школы, но и сам работал на стройке не меньше других.

Школу построили из древесины, отпущенной в казенной лесной даче, по льготной цене. Она стояла на кирпичном фундаменте с покрытой железом крышей, длиной в 11 аршин и шириной в 6 аршин. Общие затраты на строительство составили две тысячи рублей. В середине здания был устроен теплый и просторный коридор, по сторонам которого располагались светлые, высокие, с отличной вентиляцией классы. В школе имелась квартира для учителя и ночлежная комната для учеников. Все необходимые учебники, книги и другие предметы для школы и учителя Алексея Павловского были приобретены П.Г. Серяковым. Церковно-приходская школа располагалась недалеко от церквей, к югу от храмов.

И вот, 14 ноября 1900 года в селе Пятница-Воча произошло знаменательное событие —  освящение нового здания церковно-приходской школы. В этот день, в Воскресенской церкви, на литургию собрались ученики школы, их родители, многие прихожане —  прибыл и  благочинный второго благочинного округа священник Николаевской церкви села Верховье Симеон Дружинин. После литургии все направились крестным ходом к новому школьному зданию для совершения водоосвящения с кроплением стен святой водой. Далее, после многолетия, заведующий школой, священник Василий Борков, от лица всех прихожан, выразил искреннюю благодарность строителю школы, крестьянину П.Г. Серякову и подарил ему книгу «Новый Завет». Затем торжественную речь произнес благочинный Симеон Дружинин. Он также поблагодарил жертвователей и выразил надежду, что из новой школы будут «выходить достойные люди, любящие свою родину и церковь». На лицах присутствующих была  отчетливо  видна «неописуемая радость» от новой, светлой, высокой и удобной во всех отношениях школы. Все благодарили Серякова за его личные труды и заботы при устройстве школы.   «Дай, Бог здоровья такому щедрому и трудолюбивому строителю», — такие слова благодарности можно было услышать в адрес благотворителя от каждого, кто присутствовал на освящении церкви [4]. 

В 1893 – 1899 годах заведующим и законоучителем Вочской школы был священник Николай Нифонтов, окончивший в 1892 году Костромскую духовную семинарию. Учителем, с 1896 года, работала дева Лидия Добровольская, окончившая Костромскую прогимназию. Количество обучающихся детей колебалось в пределах 35 – 40 человек, причем преимущество составляли мальчики.

В последующие годы заведующими и законоучителями школы стали священники Василий Борков (1899 – 1902), Павел Птицын (1909 – 1917).

В 1899 — 1902 годах учителями школы работали Василий Зернов, Алексей Павловский, в 1909 – 1917 годах Калерия Дружинина.

После революции школа стала именоваться начальной и просуществовала до середины 70-х годов прошлого века.

Источники:
[1] Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. Составитель протоиерей Иоанн Беляев. Санкт-Петербург. 1863 год.
[2] Белоруков Д. Ф. Деревни, села и города костромского края: материалы для истории. – 2000. — Стр. 389-390.
[3] Краткие исторические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Кострома 1911 г.
[4]  Костромские епархиальные ведомости. 1901.- № 1. — с.17-18

1. Отчет Костромского епархиального училищного совета о состоянии церковных школ и школ грамоты Костромской епархии в 1896/97 учеб. году. К., 1898.
2. Костромской календарь на 1900 год. К., 1899
3. Костромской календарь на 1901 год. К., 1900
4. Костромской календарь на 1902 год. К., 1901
5. Справочная книжка Костромской губернии на 1910 год. К., 1910

солигаличский краеведческий первоисточник

Публикации автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.