Основные ювелирные техники работы с драгоценными металлами. Чеканка, выколотка, ковка, филигрань, грануляция

Основные ювелирные техники работы с драгоценными металлами. Чеканка, выколотка, ковка, филигрань, грануляция

Ремесла, промыслы и торговля

В прошлом изделие изготовлялось вручную техникой дифовки, чеканки и монтировки, в настоящее время, при серийном производстве, изделия чаще всего штампуют. После соответствующей подготовки (обезжиривание и травление) лицевая поверхность изделия, подлежащая росписи, покрывается тонким слоем эмали, которая должна служить фоном; в настоящее время это чаще всего светлые тона (белый, голубой), однако в прошлом, например, знаменитые французские лиможские эмали писались на темном фоне, киевские эмали (XVII и XVIII вв.) писались на темно-коричневом, а в Москве в XIX в. — чаще всего на черном фоне.

Материал и технология его обработ­ки— это лишь средства выражения художественно-образного со­держания произведения. Если они превращаются в самоцель, ког­да художник излишне любуется фактурой поверхности при чеканке или увлекается случайными цветами побежалостей при термиче­ской обработке металла, они утрачивают способность служить средствами выражения содержания, и тогда поверхностно обрабо­танная материальная форма предмета превращается в формаль­ный символ.

Чеканка

Чеканка — один из видов холодной обработки металла. С помощью чеканки создавались и создаются самые
разнообразные художественные произведения. Чеканкой можно выполнять тонкие миниатюры для ювелирных изделий, различные рельефные орнаментальные композиции, наносить различную декоративную фактуру и с применением глубокой выколотки чеканить большие монументальные произведения. Чеканка широко распространена в настоящее время при изготовлении различных декоративных художественных изделий из меди, алюминия, латуни, черного декапира и других материалов.

Чеканка по листовому металлу — наиболее трудный из всех видов художественной чеканки, так как при работе по листовому металлу нужно создавать и рисунок, и рельеф, и фактуру материала в процессе работы, а при чеканке по литью происходит только выявление и завершение ранее созданной формы, отлитой из различных металлов.

Процесс чеканки заключается в обработке металла с помощью специального набора чеканов, различных по форме и назначению, и чеканного молотка. В процессе чеканки применяются также подсобные материалы и приспособления. Чеканы представляют собой специально откованные стальные стержни длиной 120 мм. Короче они неудобны, так как не позволяют наносить свободно удары, не травмируя руки. Для специальных работ чеканы могут быть и длиннее.

Канфарник: а — круглый, 6 — восьмигранный

Контурная чеканка представляет собой чеканку на плоскости листового металла без выколотки рельефа. Другими словами, это создание контурного рисунка на плоскости металла с помощью расходника, пурочника и фактурных чеканов. Эта техника несколько напоминает гравировку, но техникой чеканки легче создать более живой и сочный рисунок, акцентируя его местами более сильными ударами и применением некоторых других чеканов, кроме расходника.

Контурная чеканка может быть выполнена как вогнутой, опущенной вниз, так и выпуклой, поднятой над фоном линией. Этот вид чеканки очень часто применялся при создании различных предметов быта, которые декорировались растительным и другими видами орнамента, выполненными одной линией без выколотки рельефа. В V и IV вв. до н. э. скифы оставили много различных образцов из драгоценных металлов, в том числе и контурной чеканки с применением различных фактур как по фону, так и по изображаемому рисунку.
Интересны художественные произведения из металла эпохи Сасанидов, где изображены борьба различных зверей, рыбы, растительность. Четко обозначен контур рисунка, чистый фон, а все изображение прочеканено различной фактурой, штрихами, которые усиливают характер предмета.

Контурная чеканка с проработкой фона и применением фактурных чеканов

Разновидностью контурной чеканки является выпуклая контурная чеканка, где рисунок читается за счет выпуклой линии, которая поднимается расходником с оборотной стороны.

Контурная чеканка под эмаль. Этот способ чеканки имеет некоторые особенности при создании перегородок под эмаль. Как известно, в прошлом и теперь существуют перегородчатые горячие эмали. При этом перегородки из металлических ленточек или вальцованной проволоки припаивались, а затем накладывалась эмаль. Можно сделать эти перегородки способом чеканки специальным расходником с оборотной стороны изделия. Для чеканки перегородок следует брать расходник, рабочая часть которого должна иметь мягкую округленность небольшой толщины. Чеканка производится на твердой смоле, чтобы перегородка получалась более четкой и меньше «тянула» за собой фон. Создание перегородки чеканкой целесообразно, когда не требуется тонкая моделировка рисунка. Создание перегородок под эмали способом чеканки отличается декоративностью, сочностью и легкостью рисунка.

Серебряная конфетница (вторая половина XVIII в.)

Ажурная чеканка отличается от контурной тем, что фон орнамента или другого изображения высекается с помощью специальных сечек.

Рельефная чеканка — самый распространенный вид чеканки как в прошлом, так и в настоящее время. Много примеров в русском декоративном искусстве имеет рельефная чеканка с полной обработкой рельефа различной высоты и степени деталировки. В зависимости от размера изделия и высоты рельефа применяется тот или иной способ чеканки. Чеканный рельеф можно создать за счет опускания фона, но только небольшой высоты, примерно до 3 мм. Рельефы большей высоты получают различными способами выколотки. Рельефы могут быть очень тонко и тщательно проработаны с нанесением различной фактуры или выполнены только выколоткой с некоторой подчеканкой.

Декоративно-фактурная чеканка. Этот вид чеканки получил особое распространение в наши дни (рис.). Однако и в прошлом много примеров фактурной чеканки. Например, изделия из собрания скифского золота. Золотые чаши украшали ромбовидными шипами по всей поверхности. Аналогичными украшениями снабжены и братины XVII в. Фактурная чеканка очень умело применяется и в Грузинской чеканке.

Декоративно-фактурная чеканка. Современная работа

Чеканка по литью

Чеканка по литью применяется только в случае отливки изделия в земляную форму. Художественная
отливка в земляную форму всегда уступает по четкости поверхности модели, по которой она была отлита.
Чтобы поверхность отливки не отличалась от поверхности модели, необходимо восстановить утраченные
детали.

Для чеканки литья применяют те же инструменты и приспособления, что и для листовой чеканки. Разница
лишь в том, что для чеканки литья требуется меньшее количество чеканов, так как здесь чеканится только
внешняя поверхность изделия. Однако чеканы для литья должны иметь большую твердость.

Выколотка (дифовка)

Дифовка— древний прием холодной обработки листового метал­ла, производимый непосредственными ударами молотка, под кото­рыми он тянется, изгибается, садится и в результате приобретает необходимую форму. От кузнечной ковки дифовка отличается тем, что она производится в холодном состоянии, а при кузнечных рабо­тах металл нагревают докрасна. Кроме того, она выполняется из листового металла не толще 2 мм; ковочные же работы обычно про­изводятся из массивной заготовки. От чеканки дифовка отличается тем, что она выполняется непосредственно молотком, а чеканы (при­том деревянные) употребляются редко.

В настоящее время в области художественной обработки можно выделить следующие виды дифовки: свободная ручная выколотка, механизированная выколотка, выколотка по модели.

Свободная ручная выколотка. Это древний прием, однако он при­меняется и сейчас. Задача этой техники — создать из листового ме­талла полое объемное изделие.

Получение объемной формы из плоской заготовки обусловлива­ется тремя процессами, которые в различных чередованиях и ком­бинациях составляют свободную ручную выколотку.

Первый процесс — это расплющивание заготовки, лежащей на стальной наковальне, ударами стального молотка, т. е. увеличение площади за счет уменьшения толщины, которое происходит, если молотком равномерно ударять по всей поверхности заготовки. Если же наносить удары на небольшом, ограниченном участке листа, не трогая его краев, то заготовка будет не только расплющиваться — уменьшаться по толщине в том месте, по которому наносится удар, но одновременно и деформироваться, т. е. образовывать сферическую поверхность, вогнутую со стороны удара. Это происходит по­тому, что нетронутые ударом части листа не дают материалу разда­ваться в стороны.

Второй процесс — сгибание листовой заготовки, когда во­гнутая сторона претерпевает сжатие, а выпуклая — растяжение. Сги­бание производят стальным (или деревянным) молотком на ребре наковальни. Сгибание может происходить под углом и по радиусу, по прямой, по дуге и по сложной кривой. Это достигается благодаря тому, что в качестве опоры выбирается ребро фасонной наковальни соответствующей формы; при этом происходит не только сгибание, но и вытяжка металла.

Третий процесс — осадка металла, т. е. в результате удара толщина (поперечное сечение) материала увеличивается. Для этого заготовка предварительно гофрится, а затем гофры осажи­ваются («выводятся») стальным или деревянным молотком на нако­вальне. Этот процесс работы является наиболее сложными требует от исполнителя соответствующих навыков. Гофры, например, долж­ны быть низкими и широкими, их легче осаживать. Высокие и узкие гофры при осадке нагоняются друг на друга, в результате чего образуются трещины и складки. Очень важно, чтобы гофры не были завалены на одну сторону или подсечены. Кроме того, губки кругло­губцев или специальных гофрилок должны быть закалены и отполированы, иначе на поверхности металла в процессе гофрирования могут появиться повреждения.

Инструменты, употребляемые при выколотке, делятся на две группы: ударные и опорные.

Свободной выколоткой можно обрабатывать самые различные металлы и их сплавы: золото, серебро, медь, латунь, томпак, алю­миний, никелевые сплавы и сталь. Однако свободная выколотка — медленный и трудоемкий процесс, поэтому она применима только для выполнения в металле первых авторских образцов. Но во всех случаях, где это возможно, ее следует заменять более современны­ми и производительными приемами: давкой на станке или дифовкой по модели, а также использовать специальные механизмы.

Выколотка по моделям. Этот способ в настоящее время приме­няется для производства художественных барельефов и круглой (объемной) скульптуры из меди, латуни и алюминия, а также нержа­веющей стали. Этой техникой можно производить крупные экстерьерные декоративные произведения, монументальные фигуры для памятников и интерьерную художественную скульптуру.

Монументы, выполненные дифовкой, значительно экономичнее литых — расход металла меньше, они легче по массе, удобны в пере­возке; будучи установленными на стальные каркасы, они достаточно прочны и долговечны.

Ковка

Художественная ковка черных (железных) сплавов — один из древнейших способов обработки металлов.
Его истоки на Руси связаны с производством орудий труда славянскими племенами, населявшими нашу страну в VI — VIII вв. К IX в. н. э. (возникновение Древнерусского государства) кузнечное ремесло достигло высокого уровня. Из черного металла изготовляют самые разнообразные изделия: орудия труда, бытовую утварь, оружие, ювелирные изделия.

Основные устройства, применяемые в художественных мастерских, аналогичны обычным кузницам — это горн и наковальня. В качестве оснастки выступает ручник, а при крупных работах применяется кувалда. Для держания раскалённого металла применяются наборы клещей — серийные и специальные. Последние изготавливаются кузнецом-художником самостоятельно.

В производстве ювелирных изделий под ковкой понимают изменение поперечного сечения заготовки без снятия стружки как в горячем, так и в холодном состоянии.

Предварительная ковка — подготовка слитка к дальнейшей обработке давлением — прокатке или волочению.

Окончательная (чистовая) ковка — завершающая стадия изготовления ювелирного изделия.

При художественной ковке необходимы зубила, бородки, подбойки, а также скруглённые молотки. В качестве дополнительного инструмента применяются оправки, обжимки, наконечники, шпераки и подсечки, а также плиты — пробойные, формовальные, правильные и гвоздильные. Для операций по холодной обработке металла требуются инструменты для чеканки, разгонки, рифления и зернения, а для тонкой работы — напильники, резцы, шаберы и штампы. Кроме того, в мастерских, особенно в крупных, могут быть установлены механические и пневматические молоты.

Ковка — один из древнейших способов обработки металлов. Она осуществляется ударами молота по заготовке, которая может быть предварительно нагрета — «горячая» ковка или без нагрева — «хо­лодная» ковка. Под ударами молота заготовка деформируется и приобретает желаемую форму. Но такая деформация без разрывов и трещин свойственна не всем металлам, а только металлам, обла­дающим определенной степенью вязкости, пластичности, тягучести. Совокупность этих свойств, как уже известно, обусловливает способ­ность коваться и называется ковкостью металла. Это свойство не­постоянно— оно зависит от степени нагрева металла: чем выше температура, тем мягче становится металл и тем легче он куется.

Кованая сечка (XVIII в.)

Холодной ковке поддаются драгоценные металлы — золо­то, серебро, а также медь. Этот прием широко применялся в Древней Руси златокузнецами, выковывавшими из драгоценных или медных слитков чаши, ковши и другие предметы. При холодной ковке ме­талл под действием ударов, изменяя свою форму, быстро теряет пластичность, уплотняется и приобретает «наклеп» и для дальней­шей обработки требует отжига. Поэтому процесс холодной ковки состоит из двух чередующихся операций: деформации металла и отжига (рекристаллизации).

В современных условиях холодная ковка в области художествен­ной обработки металла встречается редко, главным образом в юве­лирном деле.

Горячая ковка применяется при обработке малоуглеродис­тых сталей (ковочного железа) для производства различных изделий.

Этот вид обработки металлов необходим, во-первых, для изго­товления инструментов (чеканов, чеканных молотков, штихелей, зу­бил и т. п.), применяемых для различных способов художественной обработки металлов, а во-вторых, для производства самих художест­венных кованых изделий (светильников, решеток и т. п.).

В процессе ковки художественных изделий используются разно­образные приемы и рассмотренные выше инструменты в различных комбинациях и последовательности. Все многообразие приемов можно свести к следующим основным операциям:

  • осадка и высадка;
  • вытяжка (протяжка);
  • рубка;
  • прошивка (пробивка отвер­стий);
  • гибка;
  • закручивание;
  • выглаживание (отделка);
  • насекание ри­сунка;
  • набивка рельефа и фактуры;
  • горновая (кузнечная) сварка.

Важно отметить, что изделия древнерусских кузнецов не только те, которые служили украшением костюма (перстни, пряжки, застежки, браслеты, цепочки, подвески) или украшением конской сбруи, но и оковки, петли на ларцы и сундуки, дверные замки, мечи, путы, шлемы, боевые топоры, всевозможная бытовая утварь и множество других железных кованых изделий по своим высоким художественным качествам современным искусствоведением относятся к области прикладного искусства и рассматриваются как художественное произведение.

Филигрань (скань)

Филигрань (скань) — своеобразный вид художественной обработ­ки металла, занимающий с глубокой древности важное место в декоративно-прикладном искусстве.

Термин «филигрань» — более древний; он произошел от двух ла­тинских слов «филюм» — нить и «гранум» — зерно. Термин «скань»— русского происхождения. Он берет свое начало от древнеславянско­го глагола «съкати» — ссучивать, свивать, сучить.

Оба термина отражают технологическую сущность этого искус­ства. Термин «филигрань» сочетает в себе названия двух основных первичных элементов, из которых производятся филигранные изде­лия,— это проволока и мелкие шарики, дополняющие проволочный узор.

Термин «скань» подчеркивает основную технологическую осо­бенность, характерную для сканного производства, а именно то, что проволока применяется в этом виде искусства ссученной, свитой в шнуры, что придает сканным изделиям особую красоту и привлека­тельность.

Чем тоньше по сечению взята проволока и чем туже, круче она ссучена, тем красивее получается изделие. Особенно, если узоры также дополняет и «зернь» — этим термином в русском сканном производстве обозначали мельчайшие шарики. Однако термин «зернь» в современ­ной практике почти утратил­ся и сейчас мастера-сканщи- ки чаще употребляют тер­мин «кальнер» или «кор­нер» — от искаженного не­мецкого слова «корн», что также обозначает «зерно».

Золотой кубок. Второе тысячелетие до н.э. Кавказ.

Наиболее древние памят­ники филигранного искусст­ва, относящиеся ко второму тысячелетию до н. э., найде­ны в странах Передней и Ма­лой Азии, в Египте, а также на территории СССР — на Кавказе, где в курганах по реке Цалке при археологи­ческих раскопках найдены золотое ожерелье и кубок, украшенные витыми шнурами и зернью.

Для наиболее древних произведений филигранного искусства характерно преобладание зерни, а гладкая или витая проволока встречается редко.

Золотая скань. Шапка Мономаха XIII—XIV вв. Государственная Оружейная палата

Изделия, декорированные зернью, характерны и для скифского искусства. Зернь также продолжает быть типичным мотивом и для сканных изделий X и XI вв. Такие изделия иногда почти сплошь пок­рывались мелкой зернью и на небольшом предмете, например на звездчатых колтах из с. Кресты (X в.) насчитывается до шести тысяч зерен диаметром не более 0,5 мм на каждом колте.

С XII в. в филиграни начинает преобладать проволочный узор, а зернь приобретает второстепенное значение. Орнамент строится из сученой проволоки главным образом в форме спиральных завитков. Однако все эти работы продолжают сохранять напайной, фоновый характер, т. е. узор напаивается на листовой металл.

В XIII в. разнообразие сканных приемов быстро возрастает. Появляются ажурная и многоплановая (сложная) филигрань, а также рельефная. Особенное мастерство и виртуозность проявляется в образцах из Старо-Рязанского золотого клада.

К XIII и XIV вв. относится и золотая «шапка» Мономаха», выполненная в сканной технике и украшенная камнями. Зернь к этому времени почти перестает применяться.

Татаро-монгольское нашествие надолго затормозило развитие Русской культуры, в том числе и развитие русского филигранного искусства. Погибли опытные мастера и художники, утратились многие памятники сканного производства, оказались забытыми многие тонкие художественные и технические приемы филиграни, в частности утратился способ пайки мельчайшей золотой зерни, который лишь недавно вновь был открыт проф. Ф. Я. Мишуковым, установившим, что древние мастера применяли в качестве припоя ртуть. Она растворяла в себе золото, образуя амальгаму, а затем при нагревании ртуть улетучивалась и шарики прочно соединялись с фоном.

XV и XVI вв. характеризуются новым расцветом сканного искусства на Руси. История сохранила нам имена искуснейших мастеров и художников, например имя скульптора-миниатюриста и замечательного сканщика-ювелира Амвросия (середина XV в.) или Ивана Фомина (возможно, ученика Амвросия), создавшего замечательную золотую сканную чашу.

В XVI и особенно в XVII в. скань становится полихромной. В композицию изделий включаются многие неметаллические материалы, искусно увязанные со сканью (эмаль, стекло, драгоценные камни, а также резное дерево и кость).

До XVII в. производство филигранных изделий сосредоточивалось в царских, княжеских или монастырских мастерских, где скан-щики являлись и творцами-художниками, и мастерами-исполнителями. В XVII в. появляются самостоятельные ремесленники, начинается выработка изделий, рассчитанных на более широкий круг потребителей. Появляется разделение труда, выделяются мастера-волочильщики, которые осуществляют волочение проволоки и заготовку скани.

В XVIII и начале XIX в. наряду с уникальными крупными ажурными изделиями часто с применением хрусталя и перламутра получают распространение мелкие серебряные бытовые изделия — туалетные принадлежности, коробочки, вазочки и т. п. Как декоративный мотив вновь появляется зернь.

Серебряная подвеска XIX в. Дагестан. Государственный Исторический музей

В конце XIX и начале XX в. филигранные изделия выпускаются уже крупными фабриками (Овчинникова, Рюкерта, Хлебникова и др.) в больших сериях и разнообразном ассортименте — это главным образом церковная утварь, дорогая посуда, туалетные приборы и т. п. Богатейшие декоративные возможности скани постепенно утрачиваются, художественные достоинства изделии тоже снижаются. Однако технологические приемы в этот период достигают высокого совершенства и профессионального исполнения и отличаются особой точностью и тонкостью.

Особенно характерен для этого времени расцвет рельефно-ажурной филиграни, применяемой для изготовления окладов на иконы, где из скани выполнялись одежда святых, а также элементы пейзажа: облака, деревья, скалы и т. п. К этому же периоду относится возрождение ажурной филиграни с эмалью — так называемой «оконной» эмали.

Возрождение сканного производства в нашей стране после Великой Октябрьской революции относится к концу 20-х годов. Перед филигранным искусством возникли новые задачи — увеличение ассортимента и количества выпускаемых изделий.

На современном производстве филигранные изделия изготовляются от начала и до конца вручную или при помощи лишь несложных приспособлений; в этом специфичность сканной техники.

Главное отличие современного производства филиграни от создания филигранных изделий в прошлом — не только технология, но прежде всего организация труда, его разделение. Кроме того, все шире внедряются малая механизация и специальные приспособления.

Различают большое разнообразие видов и разновидностей филиграни, которые чаще всего обозначают следу­ющими названиями:

Напайная филигрань (скань) — художественная обработка, когда узор из проволоки (гладкой или сученой), а также зернь напаивают непосредственно на листовой металл. Напайная филигрань имеет следующие разновидности:

  • а) фоновая, или глухая, филигрань — простейший случай, когда филигранный узор напаивают на листовой металл, иногда дополнительно канфарят фон;
  • б) просечная, или выпильная, филигрань, при которой после пай­ки узора фон удаляют либо просечкой, либо выпиловкой;
  • в) рельефная филигрань по чеканке — сканный узор напаивают на заранее подготовленный чеканный рельеф;
  • г)   напайная филигрань с эмалью или перегородчатая эмаль, при которых после пайки скани все пространства между перегородками, образованными сканью, или их часть за­полняют эмалью.

Ажурная филигрань — обработка, при которой узор, состоящий из элементов, выполненных из проволоки, спаивается только между собой, без фона, образуя как бы кружево из металла, а применяе­мую в этом случае зернь напаивают на это кружево. Ажурная филигрань имеет следующие разновидности:

  • а)   плоская ажурная филигрань — весь предмет представляет со­бой плоское (двухмерное) кружево, образованное проволочными деталями, спаянными между собой в одной плоскости.
  • б)   ажурная филигрань с эмалью, или «оконная» эмаль, — проемы, ячейки между сканными деталями заполнены проз­рачной, просвечивающей эмалью, образуя как бы миниатюрный цветной витраж;
  • в)  скульптурно-рельефная ажурная филигрань—изделие пред­ставляет собой скульптурный, трехмерный рельеф (иногда горельеф), образованные из ажурной филиграни;
  • г)   многоплановая, или сложная, филигрань — сканный узор, сос­тоящий из двух или многих планов, напаянных один на другой, т. е. когда на нижний узор, служащий как бы фоном, накладывают и при­паивают новый рисунок, лежащий в другой плоскости; на нем может быть построен третий план и т. д. Таким образом, изделие приобре­тает трехмерный характер.

Объемная филигрань. К ней относятся объемные предметы, вы­полненные сканной техникой, — вазы, кубки, подносы, ларцы, короб­ки, объемные изображения зверей, птиц, архитектурные формы и т. п. Такие изделия изготовляют из отдельных частей, которые затем монтируют в целую композицию.

Отдельные элементы предварительно изготовляют по их раз­верткам каким-либо одним или несколькими видами сканной техни­ки из описанных выше. Изделие может быть выполнено из напайной филиграни (фоновой) с эмалью или чеканкой или из ажурной филиграни простой или многоплановой (сложной) и т. п. Иногда в одном предмете умело используют несколько разновидностей филиграни, ажурные детали чередуют с фоновыми, дополнительно украшенны­ми чеканкой, драгоценными камнями и эмалью и т. п. Это придает особое богатство и красоту всей композиции в целом.

Такое большое разнообразие видов и приемов филиграни воз­никло не сразу. Они сформировались в течение многовекового раз­вития сканной техники. Весь технологический процесс производства филигранных изделий (независимо от его размера и сложности) включает следующие операции:

Подготовительные операции. Проект филигранного изделия, выполненный художником, перед его переводом в материал прежде всего разбивают на составные части и для каждой объемной части вычерчивают развертку (для плоскостных изделий в этом нет необ­ходимости). Затем весь рисунок разбивают на составляющие его элементы и для каждого элемента устанавливают толщину и вид проволоки (скань, гладь, шнурок).  Особенно это важно для изделий поступающих в серийное производство. Эта разработка фиксируется или в чертеже, или прямо в образце непосредственно, выполненном в материале.

Следует заметить, что сложный по конфигурации орнамент необходимо разбивать на серию простейших элементов. Чем проще и короче отрезок проволоки, тем легче его подогнать к соответствующему участку контурной линии рисунка, а в целом верно и точно набрать весь рисунок. Выгибать из проволоки сложные и длинные профили нецелесообразно. Значительно проще и быстрее их составить из отдельных отрезков простой конфигурации; при плотной установке места стыка отдельных элементов после пайки совершенно незаметны и не портят общего вида рисунка.

Заготовка скани. Материалами для изготовления скани служат чистые металлы: золото, серебро, медь. Их сплавы для этой цели обычно не применяют по двум причинам: во-первых, они обладают меньшей пластичностью и вязкостью; они более жестки и упруги, и это затрудняет волочение проволоки, ее сучение и набор скани. Во-вторых, температура плавления сплавов ниже, чем у чистых ме­таллов, что затрудняет пайку изделий. Однако иногда по экономическим соображениям при работе из драгоценных металлов допускается заготовка скани из пробы 958 для золота и 916 для серебра. Но такая скань трудна в работе. Исключение составляет плавка зерни, которую можно изготовлять, из сплавов указанных проб (и даже ниже), а для медных сканных работ зернь иногда плавят из латуни.

Скань изготовляют из проволоки; если она не соответствует по толщине сечению, указанному на чертеже (или образце), ее протягивают через соответствующий фильер волочильной доски. Волочильная доска, или циейзен (от нем zieheisen), представляет собой стальную закаленную пластину, в которой просверлены ряды постепенно уменьшающихся по диаметру отверстий. Волочильную доску укрепляют в настольных тисках, конец проволоки заостряют напильником и просовывают в отверстие волочильной доски. Захватив конец проволоки плоскогубцами, плавно, без рывков, протягивают проволоку через отверстие. Для получения чистой поверхности и уменьшения усилия применяют смазку (масло или воск). Переходя последовательно от одного отверстия к другому (меньшему), получают проволоку необходимого сечения.

Однако при волочении проволока быстро нагартовывается, делается жесткой, трескается с конца и легко рвется. Чтобы избежать этого, ее необходимо периодически отжигать, доводя до темно-красного каления. При этом структура металла меняется и проволока снова становится мягкой. Медную проволоку следует отжигать каждые 3—4 отверстия, так же как и серебряную пробы 875. л волока из чистого серебра гартуется меньше, ее можно протя-ть отжигая через 5—6 отверстий. Чистое золото проходит без Сжигания 6—8 отверстий. При отжигании проволоку необходимо ° птывать в кольцевой моток, следя за тем, чтобы витки плотно С илегали друг к другу, а готовый моток оплетать свободным коном проволоки. Это необходимо для того, чтобы вся проволока в мотке нагревалась равномерно, не перегревалась и отдельные ее астки не могли бы оплавиться. Особенно это относится к тонким проволокам, отстоящие витки которой легко оплавляются. Если проволока очень тонкая, то ее наматывают на латунный ролик, аналогичный нитяной катушке, так как при этом она равномерно прогревается и уменьшается опасность расплавления.

После каждого отжига проволоку отбеливают в слабом растворе серной кислоты (5—10%), промывают и просушивают. Особенно это относится к меди и лигатурному серебру. Проволоку из чистого серебра и золота можно опускать в горячем состоянии в чистую воду, это придает ей еще большую мягкость.

Проволоку, предназначенную для изготовления скани, после волочения ссучивают и плющат в вальцах. Ссучивание (свивание) скани в прошлом осуществлялось на скальнице — примитивном приспособлении, приводимом во вращение рукой, на что тратилось немало времени. В настоящее время скань сучат на быстро вращающемся шпинделе мотора или любого механизма, обеспечивающего быстрое вращение (электродрель, станок и т. п.).

Скрутка скани не должна быть слабой. Обычно необходимая степень свивания филиграни достигается в два приема, в интервале между которыми проволоку отжигают, чтобы придать ей необходимую мягкость и пластичность. Скань заготовляют из отожженной проволоки, отбеленной (в пятипроцентном растворе серной кислоты), промытой и высушенной. Ссученную скань прокатывают в вальцах и вновь отжигают, промывают и сушат. Такая скань готова к употреблению. Степень плющения скани может быть различна — от едва заметной до сильной; чем шире, сильнее развальцована скань, тем прочнее изготовленное из нее изделие, так как поверхность пайки соответственно увеличивается.

Кроме сученой скани для филиграни применяют и гладкую вальцованную (или просто круглую) проволоку, так называемую гладь, которая в сочетании со сканью значительно обогащает рисунок.

Шнуры для филиграни различают по толщине и рисунку. Их гото-вят Различными приемами. Простейший шнур вьют, так же как скань, из двух, но более толстых проволок, не вальцуют, и в своем сечении он остается круглым. Более сложные по структуре шнуры сучат из трех или четырех проволок. Интересный рисунок приобретает шнур, если, свитый из двух проволок, он складывается вдвое и вновь сучится: при этом он становится плотным и сложным по структуре. Если же повторно свивать шнурок в обратную сторону, то становится более рыхлым и оригинальным по рисунку. Этот вид УРка придает особую красоту и богатство композиции. Своеобразный характер приобретает шнур, свитый из двух проволок различной толщины.

Еще более сложный рисунок, значительно обогащающий сканные работы, имеет «плетенка», которую плетут как косу из трех (или более) проволок вручную. Плетенки заготовляют короткими отрезками, так как плетение из длинных проволок очень затруднительно — они путаются. Своеобразным декоративным элементом скани является «струнцал». Его изготовляют по принципу производства канители— путем навивания тонкой по сечению проволоки на более толстую так, чтобы виток плотно ложился к витку. В сочетании со шнурами и сканью гладкие линии, очерченные струнцалом, очень эффектны.

Одним из очень красивых элементов сканных работ является «зернь» (мелкие шарики). Она значительно дополняет и обогащает линейный рисунок, выполненный из проволоки, и напоминает жемчужные обнизи в шитье. Зернь приготовляют следующим образом. Чтобы все зерна были одинаковыми по диаметру, необходимо проволоку нарезать на одинаковые кусочки. Для этого тонкую проволоку навивают спиралеобразно (виток к витку) на ригель — гладкий цилиндрический стальной стержень. Полученную спираль снимают с ригеля и разрезают на отдельные витки (колечки). Затем, смешав такие заготовки (колечки) с угольным порошком, их нагревают в муфеле до оплавления. Колечки, разделенные друг от друга угольным порошком, сплавляют в точные круглые шарики одинакового размера. При небольших заготовках зернь можно оплавлять на листовом асбесте или куске древесного угля. Если хотят получить правильные полушары, то заготовленные колечки оплавляют, положив их на листовую слюду. Нижняя часть такого шарика, которая обращена к слюде, становится плоской.

Набор скани. Процесс набора скани по рисунку состоит из двух операций:

  1.  выгибание каждого элемента рисунка из соответствую­щей проволочной заготовки (скани, глади или шнура)
  2.  установка такого элемента на соответствующее место и закрепление клеем.

Наиболее целесообразно предварительно заготовить все детали ри­сунка (завитки, колечки, овалы и т. п.), а затем устанавливать их на место. Эту работу ведут при помощи пинцета специальной формы — корнцанга, представляющего собой сложенную вдвое стальную по­лосу шириной от 10 до 15 мм и толщиной от 1 до 2 мм. Общая дли­на пинцета составляет 100—150 мм и ее подбирают по руке; концы пинцета коротко заострены и слегка согнуты внутрь. Пинцетом рабо­тают, держа его в правой руке, а свободный конец проволоки при­держивают ногтем указательного пальца левой руки. Эту работу проводят на специальной, ровной металлической пластине (из цинка или алюминия) размером 150X200 мм и толщиной 2—3 мм.

В современных условиях при серийном производстве изделий для заготовки отдельных элементов рисунка применяют различные приспособления: для навивки колечек используют ригели — гладкие отрезки стальной проволоки различной толщины в диаметре от 0,5 до 10 мм (а иногда и толще); для формовки зубчиков (для или фона) — специальные зубчатые вальцы. Проволока, про-касТ ная через такие вальцы, приобретает равномерные зубчатые бы. Тот же результат, но с закругленными и несколько склонен-ИЗГ и в одну сторону зубцами можно получить, если расплющить нь1 туЮ на тонкий ригель и слегка растяную спираль. Н Более сложные конфигурации (лепестки розеток и др.) получают помощи плоскогубцев, рабочие концы которых запиливают спе-иальным образом. Применяют также специальные пресс-формы, в которых формуют более сложные элементы. Для резки скани служат ножницы или специальный короткий небольшой нож, снабженный деревянной рукояткой.

Из приготовленных первичных элементов производят набор рисунка и установку его на клей. Можно различить четыре способа набора скани в зависимости от ее вида (и разновидности).

1. Напайная филигрань (фоновая). В этом случае рисунок переводят на подготовленную (отожженную, отбеленную, промытую и высушенную) заготовку из листового металла (золота, серебра, красной меди), по толщине, размерам и конфигурации соответствующую рисунку и предназначенную для фона.

Набор начинают или с установки главных, наиболее крупных элементов композиции, выполняемых из толстого шнура, или, наоборот, с рамок по контурам рисунка (если они предусмотрены). Если в композиции предусмотрены драгоценные камни, то начинают с определения мест под касты; затем ставят второстепенные элементы рисунка из более тонкой проволоки (скани или глади) и в конце самые тонкие и мелкие детали, заполняющие рисунок. Набор заканчивают установкой зерни (если она предусмотрена).

В прошлом набор скани производили на столярный или вишневый (камедь) клей. Каждую деталь смазывали клеем и устанавливали на соответствующее место; это отнимало много времени. Сейчас в качестве клея применяют нитролак, клей БФ и др. При этом работа значительно упрощена и сводится к следующему: после укладки на место нескольких первичных элементов рисунка (завитков, колечек) на них сверху наносят каплю лака или клея, которая расплывается по рисунку, обволакивая проволоку тонким слоем, быстро высыхает и прочно приклеивает скань к фону.

При наборе плоских фоновых.изделий необходимо следить за тем, чтобы детали были плоскими и ложились на фон ровно всеми своими точками по всей плоскости. Это обеспечивает их надежную пайку с одного раза. Желательно также, чтобы все детали плотно прилегали друг к другу, особенно в тех местах, где они сопрягаются встык,— это обеспечивает наибольшую сохранность рисунка от искажения в процессе пайки и делает места стыков незаметными. Нельзя Допускать также отставания от фона и поднятия отдельных элементов или участков скани над общим уровнем, так как при пайке они легко могут сгореть.

При наборе зерни (шариков) целесообразно под каждое зерно дкладывать колечко или канфарить фон, т. е. ударом острого че-на намечать место для каждого зерна. Это облегчает набор и увеличивает его точность и соответствие рисунку, так как в этом случае шарики не катаются по фону, а хорошо фиксируются на своих местах. Кроме того, при наборе зерни по канфарнику или на кольцо значительно возрастает прочность пайки шарообразный зерни за счет увеличения поверхности пайки.

Если же в рисунке колечки не предусмотрены, то можно употреблять зернь, сплавленную на слюде (полушаровидную). В тех случаях, когда зернь расположена как жемчужная обнизь, в одну линию, целесообразно ее набирать между двух тонких параллельных проволок.

2. Объемная фоновая филигрань. Набор скани для этого вида осуществляют на предварительно выдавленные, штампованные (или дифованные от руки) объемные формы— цилиндры, конусы, шаровые поверхности или на еще более сложные формы — цветы, листья, изображения животных и т. п. — чеканные рельефы. Набор на объемную форму или рельеф делать значительно труднее по сравнению с плоскостью, так как элементы рисунка приходится предварительно изгибать по форме, чтобы они плотно прилегали к фону. Поэтому при изготовлении цилиндрических или конусных изделий (имеющих одну кривизну) часто используют набор скани на плоские развертки этих фигур, а после пайки филиграни на фон из такой развертки свертывают цилиндр или конус. Однако такой прием неизбежно ведет к некоторой деформации и искажению рисунка, особенно если его элементы крупны и набраны из толстой или сильно развальцованной скани. Изделия, имеющие двойную кривизну, например шар, этим приемом изготовить нельзя, так как они не имеют плоских разверток.

3. Набор плоской ажурной филиграни. Набор этого вида филиграни производят при помощи нитролака на писчую бумагу (раньше так же, как и для фоновой филиграни, применяли столярный клей). Для этого рисунок переводят на бумагу и набор проводят так же, как и на листовой металл. Однако в этом случае плотность набора имеет особое значение, так как при пайке детали рисунка должны прочно спаяться только между собой из-за отсутствия фона. На рис. 80 показан правильно и очень плотно выполненный набор ажурной скани. Неплотный набор приводит обычно к высыпанию отдельных не спаявшихся элементов, что значительно усложняет работу, так как требует вторичной вставки их на место и вторичной пайки.

Не следует брать слишком толстую бумагу, так как при пайке она сгорает неравномерно и деформирует рисунок. Кроме того, от толстой бумаги образуется много золы, которая затрудняет процесс пайки. Нельзя также применять вместо писчей бумаги кальку или восковку.

4. Набор объемной ажурной филиграни. Набор этого вида филиграни производят на специальные шаблоны из малоуглеродистой стали; лучшим материалом служит черный декапир толщиной 0,5—0,8 мм или обычное кровельное железо. Шаблоны изготовляют вручную дифовкой или на давильном станке. Они должны быть цельными без паяных швов; по этой причине монтированные шаблоне годятся, так как в процес-Не пайки филиграни, которую выполняют на шаблоне, швы могут распаяться и испортить работу.

Набор на стальные шаблоны производят так же, как и при объемной фоновой филиграни, с той лишь разницей, что после пайки ажурная филигрань к шаблону не припаивается и легко с него снимается. Часто ажурные объемные изделия и рельефы изготовляют иначе. Набор производят на плоскость, а затем после пайки из плоской ажурной заготовки ди-фуют необходимый объем. Плотно набранный и хорошо пропаянный ажур легко дифу-ется и принимает весьма сложные формы, в том числе и с двойной кривизной. Так, ажурный шар можно изготовить из двух кружков-розеток: из каждой дифуют полушар, а затем их спаивают вместе по периметру большого круга.

Для придания большей физической прочности ажурным объемным изделиям с тыльной стороны к полученному рельефу подпаивают специальный каркас из полос различной формы и конфигурации, сМотря по рисунку. Большие сложные композиции собирают из деталей, каждую из которых выполняют и спаивают отдельно. Монтировку готовых Деталей между собой производят или так же — на припой, или, если Детали имеют различную отделку (серебрение, золочение), — после их отделки на специальные клямеры или на винтах.

Пайка филигранных изделий. Изделия, набранные на столярном клее, перед пайкой требуют обязательной обвязки тонкой железной проволокой — биндрой, так как при пайке столярный клей от нагре­вания вспучивается, кипит и загорается. В этот момент отдельные мелкие детали оказываются ничем не скрепленными между собой и могут рассыпаться. При обвязке фоновой филиграни биндру укла­дывают так, чтобы каждая деталь хотя бы один раз попала под ее виток и была прижата к фону.

При пайке ажурной филиграни, набранной на бумагу, ее привязы­вают к пластине из мягкой листовой стали толщиной 0,5—0,8 мм (или кровельного железа) несколько большего размера и предвари­тельно натертой мелом, чтобы филигрань не припаялась к пластине.

При наборе на нитролак и другие современные клеи обвязку обычно не применяют, так как, например, клей БФ удерживает дета­ли до момента пайки и, сгорая почти мгновенно, не дает изделию рассыпаться. Однако сложные объемные изделия, набранные на современных клеях, необходимо связывать.

В качестве припоев для пайки филиграни применяют специальные припои.

Припой употребляют в виде опилок. Для этого слиток припоя посредством личного напильника превращают в опилки, затем магнитом из измельченного припоя удаляют кусочки железа, которые попадают туда от напильника. Очистку припоя магнитом надо производить обязательно, так как кусочки железа от напильника вместе с припоем, попадая на скань, заплавляются в ней и остаются незаметными до отбеливания готового изделия в слабом растворе серной кислоты. Здесь железо, реагируя с кислотой, образует красно-бурый нацвет на скани, трудно удаляемый и затрудняющий дальнейшую отделку изделия.

В качестве флюса при пайке применяют буру. Прокаленную и мелко измельченную буру смешивают с припоем в отношении 1 : 1 по объему. Подготовленное к пайке изделие смачивают водой (лучше слабым раствором буры) и на мокрую поверхность не очень густо посыпают заготовленную смесь припоя с бурой.

Если припоя взято мало, то могут остаться непропаянные места и изделие будет недостаточно прочным. Избыток припоя не желателен, так как он заливает фактуру шнуров и скани, мелкие детали рисунка и портит внешний вид изделия. Пайку филиграни лучше всего производить широким, мягким, коптящим, восстановительным пламенем керосина. Температура сгорания копоти почти совпадает с температурой плавления припоя (800—850°С). Пайка обычно происходит быстро и очень чисто. Применение бензинового пламени дает хорошие результаты, однако, если пламя узкое (режущее), изделие может сгореть.

В настоящее время дутье осуществляется от компрессора или при индивидуальном пользовании— от мехов с ножным приводом.

Применять ювелирные припои, содержащие цинк, для пайки филиграни нельзя, так как при повторных пайках цинк растворяет тонкие детали узора, а на более толстых проволоках остаются глубокие раковины, которые трудно исправить. Испорченные детали приходится вырезать, а на их место набирать и впаивать новые. Кроме того, ювелирные припои, содержащие Цинк, требуют тщательной предварительной очистки поверхности изделий, подлежащих пайке.

В сканном деле такая подготовка невозможна, так как при наборе скани применяют различные клеи, которыми удерживаются между собой мелкие проволочные детали сканных изделий, поступающих в пайку. В процессе пайки сгорают клей и бумага, на которой осуществлен набор ажурной скани; в результате образуется зола, которая неизбежно попадает в швы, подлежащие пайке, и загрязняет их. Сканные припои «не боятся грязи» и хорошо «бегут» и «играют» при наличии достаточного количества флюса — буры.

После пайки изделие проверяют и, если окажутся непропаянные участки (по причине недостаточно плотного набора), их исправляют и пропаивают еще раз. После этого изделие отбеливают в горячем пятипроцентном растворе серной кислоты. Отбеливание проводят очень тщательно, до полного удаления малозаметных стекловидных следов флюса (буры). Бура сильно мешает последующей гальванической отделке изделий (серебрению и золочению), так как золотой серебро не осаждаются на те места, где остаются пленки буры, и они ясно выступают своим розоватым цветом на золотом или серебряном фоне предмета.

Грануляция

Грануляция — зернение — орнаменталь­ное украшение изделия с помощью мелких металличе­ских зерен (шариков). Зерна выплавляют из наструган­ных кусочков золота или серебра определенной пробы в тигле, наполненном мелким порошком из древесного угля. Расплавленные от нагревания тигля частички благородного металла принимают форму круглых зерен (шариков), а древесная пыль не дает им соединиться (слиться). При такой плавке зерна поглощают углерод, который снижает их температуру плавления. Зерна оставляют в тигле до их полного охлаждения, затем просеивают через сито и сортируют.

Бриллиантовый бант с подвижными подвеска­ми. Ок. 1910. Крупные бриллианты вставлены в оправы с грануляцией.

Грануляция заключается в припаивании к поверхности драгоценного металла множества миниатюрных сфер мельчайшими швами. Процесс выполняется так аккуратно, что невооруженным глазом швов не видно, а лишь — красивый узор.

Основание, которое украшают шариками, должно быть из того же материала. С помощью трагантовой смолы шарики укрепляют на основании. После того, как раствор высохнет,изделие равномерно прокаливают в пламени древесных углей или газовой горелки до тех пор, пока шарики не начнут блестеть, т.е. пока поверхность изделия не начнет плавиться (естествен­ная пайка). Процесс грануляции тогда считается закон­ченным. Остается обработать предмет в травильном растворе и придать ему товарный вид.

В двадцатых годах прошлого столетия филигрань имела некоторые отличительные черты. Тонкую круглую прово­локу путем последующей нарез­ки и плоской прокатки превра­щали в сплющенную проволоку с мелкой зернью. Обработанную таким образом проволоку скру­чивали в спирали и волнистые линии, которыми орнаментально выполняли силуэты (контуры) различных форм.

Эта техника возникла на Востоке, а своего наивысшего рас­цвета достигла во времена Римской империи. Название происходит от лат. filum granum и переводится как зер­нистая проволока. Исходным материалом для фили­грани служат зернистая проволока, изготовленная раз­личными способами, например, две круглые проволоки скручивают между собой и плоско провальцовывают или скручивают четырехгранную проволоку.

Когда точно  зародилась эта техника —  неизвестно, но ее расцвет приходится на шестое-пятое столетие до н.э. Благодаря этрусским ювелирам работы, выполненные из качественного желтого золота, сохранились и до наших времен.

Золотой браслет с мелким жемчугом и сердоликом работы Кастеллани. Ок. 1860-1865. В данном изделии Кастеллани использовал старинные камни. Обратите внимание на их обрамления с витой проволокой и грануляцией.

Этрус­ская грануляция состоит в покрытии поверхности золота микроскопическими золо­тыми сферами, при взгляде на которые кажется, что легчайшее дуновение унесет их прочь. Сложность здесь не в том, как изготовить такие шарики, а в том, как прикре­пить их к поверхности, избежав деформации. В 1870 году Кастеллани объявил о том, что ему удалось открыть секрет древних этрусков, изучая технику работы с золотом в отдаленной деревушке в Апеннинах. Даже если Кастеллани действительно открыл технику, использовавшуюся этрусками, по вполне понятным причинам он никогда ее не описывал. Однако, скорее всего, он просто работал в схожей технике, позволяв­шей добиваться хорошего результата, но не подлинной тонкости и легкости ориги­нала. Этруски же предположительно использовали метод «коллоидной твердой пайки», описанный Х.А.П. Литтлдейлом в 1930-х годах. Он заключается в прикреплении зо­лотых шариков к золотой поверхности с помощью органического клея, в котором растворена соль меди. После этого изделие помещается на слабый огонь, клей тает, высвобождая медь, которая амальгамирует с поверхностью золота — так осуществля­ется пайка.


  1. Э. Бреполь. Теория и практика ювелирного дела
  2. А.В. Флеров, М.Т. Демина и др. Техника художественной эмали, чеканки и ковки
  3. Беннетт Д., Маскетти Д. Ювелирное искусство

Беда Г.В. Теория живописной грамоты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Я, Гусаков Виталий Сергеевич, выпускник 9- й школы 1959 г., был у истоков контактов школы с Ленинградским ВУГА во главе…

  2. Ваше описание больше подходит оформлению Богоявленской колокольни https://kostromka.ru/architecture/vasiliev/13.php Воскресенскому же собору присущи свои уникальные барельефы и изображения. Среди особенностей, по…

  3. Добрый день! Нет ли у кого знакомых в Буе по фамилии Столбиковы? Прадед, вроде была или из самого города, или…

  4. Интересно, а каковы корни Сумароковых, проживавших в Сибири, на юге Красноярского края.