По Павловской улице
к областной выставке достижений народного хозяйства
Древняя Кострома в основном развивалась вдоль берегов Волги и Костромы, поблизости от воды и крепостных укреплений. В отдалении от центра селились лишь ремесленники, вынужденные это делать по своей специфике производства: кузнецы, мыловары. Они жили слободами, в которых фактически не было улиц, избы же строились в беспорядке, поодаль друг от друга. Большой пожар 1773 года не пощадил и слободы. Восстановление Костромы, теперь уже губернского центра, проводилось по разработанному плану, который предусматривал создание новых улиц — Павловской (ныне проспект Мира) и Еленинской (ныне ул. Ленина). Павловская улица предполагалась как центральная в городе, въезд на нее со стороны главной, Екатерининской, площади проектировалось архитектурно оформить двумя симметричными корпусами административных учреждений: между Павловской и Еленинской улицами — с одной стороны и Марьинской (ул. Шагова) — с другой. Однако план этот осуществлен не был, так как здание присутственных мест перенесли в начало нынешней Советской улицы.
Путь к Выставке достижений народного хозяйства проходит по проспекту Мира. Первоначально, с конца XVIII века, он назывался Павловской улицей и до середины прошлого века считался центральной улицей города. Поэтому улица издавна была сравнительно благоустроенной: ее ранее других вымостили и разбили в начале XX века бульвар. Со стороны площади въезд на улицу был обозначен шлагбаумом и будками.
![](/bochkov/img/pavlo2.png)
Первый квартал Павловской ул. до революции
Территория первого квартала нынешнего проспекта Мира принадлежала в XVIII — первой трети XIX века костромской купеческой семье Дурыгиных. Дурыгины торговали в Костроме еще в XVII веке, а в середине XVIII века основали одну из крупнейших в городе полотняных мануфактур. Огромные доходы позволили им выстроить в начале Павловской улицы ряд каменных зданий. Дурыгины неоднократно выбирались в городские головы и бургомистры. Но в 20-х годах XIX века полотняная промышленность, будучи не в силах конкурировать с более дешевыми хлопчатобумажными тканями, приходит в полный упадок, и Дурыгины разоряются. Их земли и дома переходят в другие руки. Так, первый дом с левой стороны проспекта был приобретен купцом О. П. Домерниковым и перестроен под гостиницу, несколько позднее получившую название «Россия». В этой гостинице останавливались во время своего пребывания в Костроме выдающиеся русские писатели, ученые и деятели искусства, в частности Н. А. Некрасов и А. Н. Островский. Поело Октябрьской революции помещение гостиницы занял городской комитет партии, здесь же обосновался возникший в 1918 году губком РКП (б) —здание стало называться Домом коммунистов. Когда на площади созывались митинги, то с балкона здания обращались с речами видные партийные и советские работники. В Доме коммунистов находился и штаб ЧОН (частей особого назначения), созданный в годы гражданской войны для борьбы с контрреволюцией. Строевые занятия чоновцев проводились в прилегающем к дому маленьком дворике. В предвоенные годы в этом здании помещался ЦК профсоюза работников льняной промышленности, переведенный сюда из Москвы.
![](img/moscow.gif)
Здание «Московской» гостиницы на Павловской улице.
Трехэтажный красный дом на правой стороне улицы до революции занимала гостиница «Московская». Там играл женский оркестр. 8 декабря 1904 года в залах ресторана гостиницы проводился открытый банкет по случаю сорокалетия судебной реформы. На банкет явилось много большевиков. Вслед за выступлениями либералов с яркой революционной речью выступил Я. М. Свердлов. Банкет был сорван, большевики ушли с него с пением революционных песен.
В первые годы Советской власти в здании бывшей гостиницы находился губернский продовольственный комитет, занимавшийся в то голодное время снабжением населения продовольствием и формировавший продотряды в Поволжье, на Урал и т. д.
За этим зданием сохранились остатки большого сада, принадлежавшего в конце XVIII века Дурыгиным. На другой стороне улицы находился каменный дом с полотняной фабрикой В. А. Дурыгина. На фабрике работало несколько сот человек, здесь же была выстроена белилка и сушильный двор; изготовленные на фабрике полотна продавались главным образом в Англию и шли на паруса кораблей.
С историей Костромы тесно связано здание по правой стороне, занимаемое дирекцией радиотрансляционной сети и областным управлением связи. Это старинная почтовая станция — отсюда в прошлом веке отъезжали тройки лошадей с бородатыми ямщиками на облучке и вооруженными почтальонами. Почтамт помещался здесь до перевода в новое здание на Советской улице.
Напротив бывшей почты вызывает интерес вычурное здание Костромского историко-архитектурного музея-заповедника. Музей местного края возник в Костроме еще в 1891 году. Но отсутствие помещения не позволило выставлять собранные губернской ученой архивной комиссией экспонаты. Появилась потребность в строительстве для музея специального здания. Устроители музея использовали для этого удобный предлог — предполагаемое празднование 300-летия дома Романовых и добились официальной поддержки. Часть средств на постройку была пожертвована частными лицами. Проект здания предложил костромской архитектор Н. Горлицын. Строительство музея было закончено в 1913 году. На его открытие приехало много видных ученых, в том числе академик С. Ф. Платонов.
![Здания Дворянского Собрания. Белый зал](/bochkov/torop/img/archeology.gif)
Археологическая выставка КГУАК в Белом зале Дворянского собрания 11 декабря 1896 г.
В фондах костромских музеев хранится около 150 тыс. зкспонатов. Среди них много документов и вещей, отражающих историю, архитектуру, искусство и природу костромского края: ценная коллекция находок, сделанных археологическими экспедициями во время раскопок древних поселений, старинное оружие, царские указы, коллекции монет и медалей. Экспонаты по этнографии и искусству представлены комплектом изделий красносельских ювелиров, одежды, вышивок (в том числе бисером), тканей, головных уборов, предметов быта и ремесла.
![Здания Дворянского Собрания. Костромичи взгляд через столетие 3 том](img/stalina.gif)
Напротив здания музея животноводы колхоза имени Сталина Саметского сельсовета представляют шестилетнюю кобылу Дольку с жеребёнком фото 1952 г.
Музей имеет большую библиотеку из 22 тыс. книг и ценную коллекцию рукописей, в которой выделяется так называемое « Годуновское евангелие» с великолепными миниатюрами конца XVI века. С завершением реставрации Ипатьевского монастыря экспозиция историко-архитектурного музея-заповедника развернулась там. А в здании на проспекте Мира создан музей изобразительного искусства, в фондах которого свыше полутора тысяч произведений изобразительного искусства. Древняя русская живопись представлена замечательными иконами, выполненными талантливыми местными мастерами-изографами, XVIII век — отдельными полотнами Рокотова, Лосенко, («Лов рыбы»). Наиболее полно представлены художники конца XIX — начала XX века. Очень интересны картины К. Коровина, характерные для его творчества: «Натюрмюрт», «Деревня», «Дама с гитарой» и особенно «Венеция». В музее хранится картина Б. М. Кустодиева «Волжское купечество на гулянии», завоевавшая большой успех на выставке 1911 года в Риме. Для творчества Головина характерно экспонируемое в музее полотно «Пейзаж», «На островах», для творчества Н. Рериха — «Залив». Живопись советских художников представлена работами Богаевского, Кончаловского («Портрет девочки»), Фалька («Пейзаж»), Нисского («Полустанок»), Ромадина и др. Из художников-костромичей следует выделить работы С. 10. Виноградова, Н. Н. Купреянова (графика), Б. Н. Царнаха, Н. П. Шлеина, Н. В. Шувалова, А. П. Белых, С. С. Румянцева.
![](img/ds.gif)
3-х этажное здание дворянского собрания на Павловской улице.
Следующее за музеем здание производит сильное впечатление уже своим внешним видом. Оно построено в 80-х годах XVIII века все теми же Дурыгиными, а в самом конце века в нем жили сосланные Павлом I в Кострому-донской атаман М. И. Платов и будущий известный военачальник А. П. Ермолов. После закрытия полотняной фабрики Дурыгины продали дом костромскому губернскому дворянскому собранию. Костромское дворянство, получив свою организацию в 70-х годах XVIII века, владело полукаменным домом на Всехсвятской улице. Но он уже пришел в полную ветхость. Тогда дворянство решило на старом месте выстроить новый дом и обратилось к архитектору Фурсову. Тот в 1831 году составил смету и проект здания. Комиссия смет в Петербурге в 1835 году нашла проект Фурсова «отлично хорошо составленным», но для его осуществления требовалось много средств. Поэтому было решено купить новый дом. Дурыгинский особняк в первоначальном виде был совершенно непригоден для дворянских съездов и квартиры предводителя дворянства и подвергся полной перестройке. Перестройка здания проводилась по проекту нового губернского архитектора М. М. Праве в 1838 году. Талантливый архитектор, Праве (1795—1837) после окончания в 1816 году Академии художеств работал в разных губерниях, ему принадлежит ряд построек в Туле, Петрозаводске, Новгороде и в других городах. С конца 1836 года он работал в Костроме. За полтора года пребывания в городе, уже смертельно больной, Праве смог возглавить только одно крупное строительство, но его проект свидетельствовал о большой одаренности архитектора. Судя по сохранившемуся в архиве описанию работ, проделанных при переоборудовании дома Дурыгиных под дворянское собрание, здание подвергалось большой реконструкции как внутри, так и снаружи: был пристроен зал, расширены окна, устроены парадные входы и т. д. В результате здание получило четкую планировку, прекрасно решенные интерьеры основных помещений— вестибюля, зал, гостиных. Через арки вестибюля, имеющего небольшую высоту и сумеречное освещение, мы попадаем в высокое светлое помещение, где парадная трехмаршевая лестница ведет на второй этаж в гостиную — фойе, по сторонам которой расположены малый и большой залы. Металлическая ажурная лестница нарядна и в то же время благородна по рисунку. Торец верхней площадки, оформленный как богато украшенный лепной архитрав, поддерживается коринфскими колоннами. Чугунное ограждение имеет вид пальметт, красиво закомпонованных в форму балясин. Наибольшего внимания заслуживает главный, так называемый Белый зал, пристроенный к южному торцу дома. В зале два яруса окон по трем его стенам, и благодаря этому он залит светом и солнцем. Это впечатление усиливается светлыми стенами, которые облицованы белым искусственным мрамором теплого оттенка. Несколько вытянутая форма зала скрадывается тем, что в глухой продольной стене вставлены зеркала в виде окон. Это зрительно расширяет помещение. Стены зала оформлены двумя ярусами коринфских полуколонн с красиво прорисованными капителями и богато профилированными карнизами. В торце зала в первом ярусе устроена ниша-экседра, а над ней за колоннами второго яруса — хоры.
Малый зал получил название Золотого зала благодаря введению позолоты для лепных деталей карниза и капителей колонн и пилястр.
Колонны, облицованные искусственным мрамором, разделяют зал на три части и поставлены в связи с конструктивной необходимостью поддерживать перекрытие третьего этажа.
Снаружи обращает на себя внимание тонкий, изящный рисунок лепных розеток и вставок различной формы на восточном и южном фасадах здания. В ансамбле со зданием были оформлены и входы в парк. В настоящее время они значительно видоизменены.
Интерьер здания соответствовал его назначению. Раз н три года костромские дворяне собирались в губернском городе и обсуждали свои дела, а потом избирали губернского предводителя дворянства и прочих должностных лиц. Количество съезжавшихся в собрание достигало свыше тысячи человек, причем после окончания выборов давался бал. Очень часто перед дворянами выступали с концертами известные музыканты и исполнители, например, видные пианистки костромички, ученицы Мендельсона Н. и II. Погожевы. В 1856 году в помещении собрания чествовали героя Севастопольской обороны М. А. Перелешина. Здесь бывали Г. И. Невельской и В. Ф. Лугинин, Ф. П. Чижов и А. Ф. Писемский, флотоводцы Бутаковы и металлург Поленов. Костромские дворяне считались довольно либеральными, после 1905 года они приняли в свой состав дворян — депутатов I Государственной думы, исключенных из дворянских сословий других губерний за подписание антиправительственного Выборгского воззвания.
После Октябрьской революции здание бывшего дворянского собрания стало принадлежать народу. Закрытие ряда высших учебных заведений в столицах и увеличившаяся тяга народа к знаниям поставили на очередь дня задачу создания своего научного центра в Костроме. Уже к первой годовщине Октябрьской революции был основан Костромской рабоче-крестьянский университет, причем его создатели взяли за образец университет Шанявского в Москве. Костромской университет имел два факультета: естественный и гуманитарный. Для занятий университету было выделено здание бывшего дворянского собрания. Учредителям университета удалось подобрать великолепный состав преподавателей, частью из маститых столичных ученых, а частью из молодых талантливых специалистов. В их числе следует назвать будущих академиков: известного литературоведа В. Ф. Шишмарева и замечательного советского историка Н. М. Дружинина, исследователя «Русской правды» Б. Романова, крупнейшего ихтиолога профессора И. Ф. Правдина, видного искусствоведа профессора А. И. Некрасова, пушкиниста С. М. Бонди и др. С окончанием гражданской войны самостоятельное существование Костромского университета поблизости от Москвы оказалось излишним, и в 1921 году он был закрыт. Тем не менее за короткий срок университет подготовил ряд известных впоследствии ученых, например, рано умершего (во время ленинградской блокады) исследователя русской промышленности в XVIII— XIX веках И. Мешалина, литературоведа профессора Л. И. Ревякина, историка профессора А. С. Нифонтова и др.
После закрытия университета в здании находился сначала педагогический техникум, а затем клуб «Коминтерн». С 1951 года здесь Дворец пионеров.
Дворец занимается организацией внешкольной работы детьми города и области и является методическим центром областной пионерской организации. Здесь действуют десятки кружков, в которых участвуют тысячи ребят. Созданы клубы: шахматный, литературный, авиа-
моделизма, друзей радио, автомотоклуб. Дворец поддерживает связь с детьми зарубежных стран. Большую популярность приобрел ансамбль пионерской песни и пляски, выступавший в Москве и других городах страны.
Ликвидировав полотняную фабрику, Дурыгины распродали и принадлежавшую им на Павловской улице землю. Часть ее отошла к городу, а рядом с только что отстроенным домом дворянского собрания вскоре возникло новое здание городского театра. В 60-е годы XIX века помещение театра было полностью перестроено.
Большая реконструкция проводилась также в 1958 году. Здание значительно увеличилось за счет пристройки баковых крыльев, что позволило углубить сцену, улучшить условия работы актерского состава, а также увеличить вестибюль, гардероб, буфет.
К моменту своего переезда на Павловскую улицу Костромской театр был уже опытным и сыгранным коллективом. После отказа основателя театра Сергеева от содержания труппы театр перебрался в большой амбар на Нижней Дебре, принадлежавший заводчику Солодовникову. Этот период в жизни театра красочно описан А. Ф. Писемским в автобиографическом романе «Люди сороковых годов».
С получением нового помещения деятельность театра улучшилась, хотя она во многом зависела от антрепренеров, арендовавших здание на отдельный сезон и набиравших труппы. Лучшим из антрепренеров был Н. Ф. Костромской, крупный актер и режиссер, поставивший ряд превосходных спектаклей. В Костроме гастролировали многие выдающиеся русские артисты: с жизнью местного театра связана творческая биография П. Н. Орленева, ставившего здесь впервые в России драму «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого, в которой он сам исполнял роль Федора, Е. Д. Турчаниновой, И. Н. Певцова, Е. П. Корчагиной-Александровской и др. В первые годы после Октябрьской революции в Костроме выступала перебравшаяся сюда труппа Петроградского государственного Малого драматического театра. В 1919 году в Костромском театре впервые в стране была поставлена пьеса А. В. Луначарского «Фауст и город».
![](img/pm.jpg)
Пр.Сталина близ театра А.Н.Островского (1957г).
В настоящее время Костромской театр, получивший имя А. Н. Островского, располагает хорошей труппой и с успехом ставит как классические, так и современные пьесы. В 1960 году для обучения начинающих актеров создана театральная студия.
Здание театра известно еще и тем, что здесь впервые в Костроме загорелся электрический свет, причем для освещения использовался обыкновенный маломощный движок.
Напротив театра, на бульваре, в 1967 году установлен памятник А. Н. Островскому, перевезенный из музея-усадьбы драматурга Щелыково: бронзовый бюст покоится на колонне из полированного головинского лабрадора, основание которой обвивает лавровый венок из чеканной бронзы. Скульптор Н. Е. Саркисов изобразил Островского в самом расцвете творческих сил.
Угловое здание — старейшее из сохранившихся на проспекте. Построено оно в 1793 году купцом первой гильдии Дурыгиным на бывшем фабричном пустыре. Дом Дурыгиных представляет собой один из наиболее удачных образцов архитектуры классицизма конца XVIII века в Костроме.
![](img/dur.jpg)
Бывш. дом Дурыгиных. Ныне кулътпросветучилище
В плане здание выглядит вытянутым прямоугольником 30X17 м. Главный его фасад, выходящий на проспект Мира, выдержан в хороших пропорциях. Центральная часть выделена каннелюрованными ионическими пилястрами и полуциркульным завершением окон и дверей, которые выходили на балкон (ныне не существует). Низкий первый этаж с небольшими окнами смотрится как цокольный. Стены второго этажа оформлены вытянутыми плоскими прямоугольными нишами, где размещены окна. Четкий ритм чередования простенков и окон создает впечатление уравновешенности. Изящен лепной декор здания, где в качестве основного мотива использованы гирлянды. Они оформляют окна центральной и боковых частей дома и включены в композицию капителей.
Главный вход в здание расположен в центре фасада. Через вестибюль и трехмаршевую чугунную лестницу мы попадаем на второй этаж с обычной анфиладой парадных комнат по главному фасаду. Многие из них имеют лепной декор потолков тонкого рисунка. При осмотре интерьера в дурыгинском особняке следует обратить внимание на печи. Каждая из них представляет законченное произведение малой архитектурной формы и служит украшением комнаты. Среди них печь с обелиском, увитым гирляндами, и печь с коринфскими пилястрами.
В 1845 году дом по наследству перешел к внучке М. П. Дурыгина — Л. И. Солодовниковой, жене богатого купца из старинного костромского рода, монополизировавшего еще в XVIII веке производство солода. Солодовниковы скупали у окрестных крестьян хмель, а разбогатев, завели кожевенные заводы и полотняные мануфактуры и стали играть влиятельную роль в городской думе. В 1861 году Солодовниковы продали здание состоятельной помещице Е. Н. Мичуриной, превратившей его в «доходный дом»: там помещались прачечные, пекарня и частные квартиры, а в конце XIX века его приобрела казна для губернского акцизного управления, ведавшего контролем за продажей спиртных напитков.
![](img/dury.jpg)
Бывш. дом Дурыгиных. Изразцовые печи
В 1918 году после ликвидации этого управления здание передали вновь созданной губернской библиотеке. Туда сразу же стали свозить книжные собрания из упраздненных царских учреждений и помещичьих усадеб. Областная библиотека находилась здесь до переезда в новое помещение. С 1965 года в бывших купеческих палатах разместилось областное культпросветучилище. Оно возникло в 1930 году в Нерехте, потом находилось в Галиче. Училище имеет отделения: хоровое, танцевальное, театральное, оркестров народных инструментов, библиотечное, на которых обучается около 600 учащихся (из них треть заочно). В одной из комнат открыт музей училища.
Двухэтажный дом на правой стороне улицы построен в первой трети XIX века знатным дворянским семейством Сипягиных. Николай Мартьянович Сипягин (1785— 1828) — герой Отечественной войны 1812 года, адъютант Багратиона, по возвращении из Франции основал Общество любителей военных наук. Будучи военным губернатором Грузии, он находился в дружеских отношениях с А.. С. Грибоедовым.
Позднее здание было перестроено и утратило первоначальный архитектурный облик.
Во дворе сипягинского дома в небольшом флигеле в 90-е годы XIX века помещалась слесарная мастерская, принадлежавшая видному революционеру В. В. Буянову, одному из организаторов первых марксистских кружков в России. Сосланный на родину в Кострому, Буянов создал здесь отделение ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», его мастерская была явочной квартирой для местных и приезжих социал-демократов.
Красный кирпичный дом на углу (соединенный теперь с бывшим сипягинским) выстроен много позднее — в 70-х годах XIX века. С 1924 года там открылась городская больница, а в настоящее время он занят под родильный дом. До революции в нем находилось четырехклассное духовное училище, в котором дети священнослужителей готовились к поступлению в семинарию. Директор училища И. П. Виноградов, страстный библиофил, собрал богатейшую частную библиотеку в Костроме.
Улица, пересекающая проспект Мира, названа именем Вадима Князева, костромича, Героя Советского Союза, погибшего в годы Великой Отечественной войны; прежде она называлась Банковской.
Четырехэтажное кирпичное здание напротив родильного дома возведено в 20-е годы нашего столетия и является как бы праотцом жилищной кооперации в городе. Во дворе соседнего дома в деревянном флигеле помещалась вторая в Костроме частная музыкальная школа сестер Иорданских.
Интересна история углового здания на противоположной стороне проспекта. Оно было построено на рубеже XVIII—XIX веков тем же М. П. Дурыгиным и тоже унаследовано Л. И. Солодовниковой. Солодовниковы долго удерживали дом за собой, открыв там трактир. В конце XIX века хозяева сдали часть дома Межевому управлению, а в первом этаже поместилась первая в Костроме водолечебница. В настоящее время это жилой дом.
Оформление фасадов дома Солодовниковой выдержано в более строгих формах, чем стоящего напротив через улицу дома Мичуриной. Пилястры ионического ордера во всю высоту фасада акцентируют его среднюю часть. Характерной особенностью архитектурной композиции являются рустованные в нижней части пилоны, закрепляющие углы здания. Небольшой междуэтажный карниз проходит прямо под окнами второго этажа. Над окнами размещены сандрики и лепка в виде мелких круглых розеток и виньеток растительного орнамента.
В доме Солодовниковой также были изразцовые печи, представлявшие художественную ценность, но после многократных перепланировок многие из них уничтожены. В настоящее время сохранилась одна угловая печь на втором этаже в форме колонны на постаменте. Верх колонны декорирован искусно сделанными гирляндами из роз и завершается нарядным карнизом из сухариков и пальметок. На колонне стояла изящная изразцовая ваза, которая, к сожалению, не сохранилась.
Следующие дома этого квартала не представляют интереса ни в архитектурном, ни в историческом отношениях. Можно отметить только угловое двухэтажное кирпичное здание по правой стороне, в котором в начале 20-х годов размещалась биржа труда. Большинство предприятий города тогда бездействовало, и сотни безработных стекались к зданию биржи в надежде получить хотя бы какую-нибудь работу или пособие. С восстановлением народного хозяйства и ликвидацией безработицы существование биржи труда стало излишним.
Сенная площадь, через которую проходит проспект Мира, возникла сравнительно недавно — в конце XVIII века. На ее месте сначала была Кузнечная слобода, заселенная ремесленниками. В центре, на берегу большого пруда, стояли мастерские медников. В XVIII веке часть кузниц перешла к близживущим помещикам, больше всего к Карцевым, а некоторые закрылись, не выдержав конкуренции с промышленностью. Частые пожары опустошили слободу, и на открывшейся площадке появился торговый рынок — крестьяне вели здесь торг сеном, скотом, горшками и т. д. Рядом с рынком возникли постоялые дворы. Бойкое место привлекало и купцов. В петровские времена у Медного пруда поставили дом купцы Пановы, ведущие оживленную торговлю с востоком, — они были пионерами освоения северо-западной Америки и снаряжали за свой счет корабли в Северный Ледовитый океан.
По планам, разработанным архитекторами в конце XVIII века, Сенная площадь, переименованная в Павловскую, должна была стать центральной в городе. На ней появились дома знати. В частности, на площади находился деревянный дом графа С. Р. Воронцова, крупнейшего государственного деятеля и дипломата, многолетнего посла в Англии, а также каменные и деревянные дома видных губернских чиновников. Но от каменной застройки Павловской площади торговцы отказались. Поэтому здесь продолжали стоять мелочные лавки, а на площади бурлил толкучий рынок, куда съезжалить с продуктами крестьяне, отчего он и назывался Сенным.
После Октябрьской революции Сенная площадь реконструируется. В конце 20-х годов был засыпан Медный пруд, а на его месте начали строить баню, введенную в строй в начале второй пятилетки.
В 1967 году Сенная площадь переименована в площадь Мира. Старый рынок снесен, а на его месте устроен сквер, в центре которого положена плита будущего памятника-обелиска воинам-костромичам, павшим в Великой Отечественной войне. Здесь же в ближайшие годы планируется сооружение многоэтажных домов, цирка, высотной гостиницы.
Одноэтажные и двухэтажные здания, которыми до революции была застроена Сеяная площадь, представляли любопытные образцы деревянного зодчества. Особенно выделялся дом Архангельского на углу Сенной и Лавровской улиц с красивыми ампирными наличниками окон первого этажа и оригинальными антресолями (обезображен позднейшими перестройками). Некоторое представление о таких домах дают два двухэтажных здания по левой стороне проспекта Мира при пересечении его Вольной улицей.
![Из личного архива Давыдовой Марии Ивановны (одной из строительниц ВДНХ)](img/vdnh5.jpeg)
Строительство ВДНХ 1950—1955.
Напротив них на правой стороне проспекта находится старый деревянный дом (№ 26), принадлежавший прежде Снежневским. В нем жил известный советский психиатр Андрей Владимирович Снежневский, работавший в 30-х годах главным врачом костромской психобольницы Никольское и много сделавший для превращения ее в передовое медицинское учреждение. В настоящее время А. В. Снежневский является действительным членом Академии медицинских наук СССР и директором Института психиатрии АМН СССР.
Дальнейшую часть проспекта Мира до больницы можно проехать на автобусе, так как в этом районе нет интересных историко-архитектурных памятников. Застраиваться он стал только в конце XIX века небольшими деревянными домиками, селилась здесь преимущественно беднота. В последние годы в конце проспекта Мира ведется большое жилищное строительство: возводится 4 и 5-этажные каменные дома, заасфальтированы тротуары и проезжая часть улицы.
В конце проспекта Мира, на правой стороне, возвышаются корпуса областной больницы — крупнейшего лечебного заведения Костромской области. Это также новостройка: первый ее корпус был построен в 1958 году, а открытие произошло в 1960 году. Больница является настоящим лечебным комбинатом на 600 коек. Здесь оборудованы физиотерапевтические кабинеты, водо- и грязелечебницы, несколько операционных и других кабинетов. Специализированные отделения больницы: хирургическое, травматологическое, нейрохирургическое, кардиологическое, челюстно-лицевое и др. оснащены новой диагностической и лечебной аппаратурой. Больница является базой для Ярославского медицинского института, студенты которого проходят адесь практику. В самой больнице трудятся около 100 врачей и свыше 300 медицинских сестер.
Рядом с областной больницей находится кладбище, где в годы Великой Отечественной войны были похоронены бойцы Советской Армии, скончавшиеся от ран в костромских госпиталях. На кладбище воздвигнут памятник павшим воинам. Ежегодно 9 мая приходят сюда тысячи костромичей, чтобы почтить память героев, отдавших жизнь за свободу и независимость Родины.
Кострому прежде с севера и востока окружали густые леса. Остатки этих лесов сохранились вплоть до нашего столетия. К концу проспекта Мира примыкал лес, который жители называли Посадским. Здесь, в сосняке, было любимое место отдыха горожан — по воскресеньям в Посадский лес они выезжали целыми семьями, со своими самоварами, весной же там ежегодно происходило народное гулянье, или Яриловка, бывшее как бы отголоском древних празднований в честь языческого бога Ярилы. До революции передовые рабочие нередко собирались здесь на митинги и массовки, перед ними выступали руководители костромских большевиков.
![](img/vdnh1.jpg)
Аллея перед павильонами ВДНХ
После революции, во время топливного кризиса, лес вырубили, а в 1956 году на этом месте были выстроены первые 12 павильонов областной промышленной и сельскохозяйственной выставки. В 1959 году ее переименовали в Выставку достижений народного хозяйства. Выставка занимается обобщением передового опыта и пропагандой успехов коммунистического строительства, а также внедрением в народное хозяйство последних достижений науки и практики. Предприятия и колхозы присылают на выставку огромное количество интересных экспонатов, для размещения и экспонирования которых выстроены павильоны: главный, животноводство, картофель, овощи и садоводство, кормопроизводство, зерновое хозяйство, льноводство, лесная и деревообрабатывающая промышленность, легкая промышленность и другие, а также ряд площадок, помещении для скота и кинолекторий. Выставка является постоянно действующей, но для посетителей она открыта только летом и осенью, в прочие же месяцы организуются передвижные тематические выставки. Экспозиции Выставки достижений народного хозяйства дают достаточно полное представление не только об экономике, но и о культуре Костромской области, а внешний вид и территория выставки делают ее хорошим местом отдыха.
![](img/vdnh2.jpg)
Павильон ВДНХ 1965. Фото: Мозолев В.В.
К территории выставки непосредственно примыкают сооружения ипподрома. В 1940 году трудящиеся Костромы и соседних районов построили ипподром для испытаний и соревнований рысистых лошадей, выращиваемых в близрасположениых колхозах. В последние годы ипподром значительно благоустроен.