Губернский дом 2014 год. № 4
Историко- краеведческий культурно- просветительский научно- популярный журнал № 4. – Кострома: Б/и, - 2014.
Содержание
Время и местоСохраняя традиции. На вопросы «ГД» отвечает Л.А.Тарабрина, директор областного Дома народного творчества 3
Таланты и поклонники. Проекты ОДНТ 9
Хранители и собиратели. История фольклорных коллективов Костромского края (Боговарово, Вохма, Галич, Кострома) 19
Лица и голоса. Красносёлы - поющие сердца 45
Мастерская. Интерес к народному костюму 47
Архивы и свидетельстваПравославие и традиционная народная культура 51
Имя в истории края. Первый русский народный концертный хор 72
История в документах. «Запевала Костромской земли» 75
Газетные хроники. «Дом, где всегда тепло» 81
Культура и просвещениеКостромская традиция льноводства, прядения и ткачества 85
Обычаи и обряды. Традиционный народный костюм Макарьевского района 92
Народная игрушка Нейского района 97
Народное краснословие. Многоцветная русская речь 103
Дорогами народных традиций. Питание в Костромском крае 110
Промыслы и ремёсла. Макарьевская жгонка 115
Интерес к народному костюму
Имя Екатерины Алексеевны Чугиной, мастера по пошиву сценического костюма областного Дома народного творчества, хорошо известно участникам художественной самодеятельности. На многих выставках по народному костюму Костромского края мы видим её работы, она умудряется не только обшивать фольклорно-этнографические коллективы, но и воссоздавать своими руками по музейным образцам костюмы ушедшей эпохи.
Сценическое пространство обычно требует выигрышной роскоши и красочности одежды исполнителей, и порой это вступает в противоречие с подлинностью образа традиционного народного костюма. Местные черты, особая неповторимость его в каждом районе - это ценность, которую надо оберегать. Народный костромской костюм по истечению многих лет все больше становится образной лето писью жизни наших предков. Эта летопись пишется языком цвета, формы, орнамента, силуэта, фактуры и раскрывает новому поколению тайны гармонии и красоты.
Мы попросили Екатерину Алексеевну Чугину поделить ся своими размышлениями на эту тему и рассказать, что же было определяющим в её интересе к тому, как одевались барышни и крестьянки позапрошлого века в Костромской губернии.
- В природе каждой девушки - особое внимание к своей одежде, поэтому ничего удивительного нет в том, что ещё школьницей я мечтала^ стать закройщицей. В 1960-е годы в деревне, откуда я родом, это была очень почетная профессия, как и швея, так можно было заработать на жизнь. К тому же хотелось красиво одеться. В 15 лет я закончила 10-месячные курсы кройки и шитья и устроилась на работу в городское ателье. Сначала на 3 месяца взяли ученицей, сбылась потом и вторая моя мечта - я попала в бригаду к опытной закройщице, мастеру 5 разряда, и меня взяли на работу в Дом быта. Через несколько лет стала ударником коммунистического труда, как же без этого, бригадиром, закройщицей 4-го разряда - так и пошло, и поехало. Тогда для женщины много и хорошо работать было правилом, ни минуты не сидели без дела. Но душа словно всё чего-то ещё искала и ждала.
Пришло время выйти замуж, но ещё до рождения дочери, в декретном отпуске, думая о будущем, накупила книг по вязанию, потом стала ходить на курсы по художественной вышивке, уже в Костроме много лет занималась в Центре творчества «Истоки».
Вы спросите, откуда у меня появился интерес к народному костюму, ожидая каких-то романтических историй - я вас разочарую. Вспомните времена перестроечных беспределов: зарплаты не выдаются, безработица, бедный городок Кострома, где выгодных заказчиков просто так не сыщешь, а я осталась после развода с двумя детьми на руках, и надеяться больше не на кого. Принимала заказы на дому, в основном на ремонт одежды, потому что новую - большинству людей купить было не на что.
Вот тут-то, перелицовывая старое на новое, выкраивая из лоскутков оживляющие костюм детали, я обратила внимание на то, насколько практична, лаконична и проста в крое традиционная народная одежда, как много я могу позаимствовать у деревенских «закройщиц» прошлого. По книгам стала изучать рисунки раскроя, орнаменты народных одежд, систему оберегов.
Для одежды крестьянок была характерна конструкция рубахи, состоящая из двух полотнищ холста, покрывающих спину и грудь и соединённых на плечах «поликами». Рубаха была длинная, с длинными рукавами, цвета белого или красного; красные рубахи, как у мужчин, так и у женщин, считались нарядной одеждой. А любимым праздничным цветом у русских всегда был красный - в значении «красивый», «нарядный». Для получения красного цвета использовали в качестве красителя корни морены, кору берёзы и настой жжёного кирпича. Для украшения частей сорочки, видных из под верхнего платья, крестьянки использовали бусинки и льняной, плетёный ажур. По поверью, «нечистая сила» не могла ни войти, ни выйти через отверстие, за щищенное рукотворным декором - вышивкой или плетением. Поэтому в женской одежде тщательно украшали и ворот, и подол. Поверх нательной рубахи надевалось какое-либо платье. В деревне поверх рубахи носили запашную юбку - поневу (от древнерусского «понять», «обнять»). Понева представляла собой шерстяную юбку длиной до щиколоток. Понева была клетчатая и часто тёмная. Клетка - это квадрат, знак поля. Этот знак - пожелание плодородия, плодовитости женщине. Клетчатая юбка, понева, была принадлежностью только замужней женщины.
Праздничная понева была ярче, богаче. Кроме того, здесь играл большую роль фартук. В разных районах Костромской губернии он на зывался по-разному. Многое из жизни женщины можно было «прочитать» на фартуке, зная смысл вышивки и геометрических орнаментов. Люди раньше умели читать эти символы, и поэтому они знали, что в одном случае это молодуха, у которой ещё нет детей, поэтому так много ромбочно-точечных изображений. Если изображены птицы - речь идёт о девочках-дочках у этой женщины, а если изображены кони - у неё мальчики. Позже, когда в вышивку пришёл растительный орнамент, эта смысловая геометрия забылась. В городах поневу и фартуки перестали носить уже в Х1Х веке, но в одежде крестьянок они сохранились на долгие времена.
Первые костюмы для фольклорно-этнографических коллективов шила по заказу для Галины Юрьевны Хачатуровой. Помню, как собирали с ней по крупицам материал об особенностях народной одежды Костромской губернии, тех её уездов, где она собирала песенный фольклор и делала зарисовки народных одежд. Самое трудное было подобрать ткани, которые бы соответствовали старинным образцам.
Так, благодаря этому заказу, давным-давно и родилась у меня идея собрать, в смысле сшить по музейным образцам XIX - нач. ХХ веков; коллекцию костромских жен ских праздничных нарядов. Изучала подлинные музейные предметы, разглядывала фотографии в книгах. Эти работы вошли потом в экспозицию постоянно действующей выставки народного костромского костюма в областном Доме народного творчества, где я работаю. Первым её экспонатом стал женский праздничный костюм Макарьевского уезда. Всё в образе костюма идет от кокошника: повязки, повойника или самшуры. Интересно было раскрывать возможности той или иной ткани, имитируя её под старину, т.к. подлинным материалом мы не располагали. Лён, атлас, тафта, шёлк - те же названия, что и раньше, но ткани эти сегодня по качеству совершенно иные.
Особенно пришлось помучаться с выбором ткани для «вохомского шелкови ка» - женского праздничного сарафана, который раньше шился из тяжёлого плотного атласа. Долго не получалась самшура, из-за того, что трудно было подобрать нужный материал, хотя бы приблизительно соответствующий подлиннику. Но старания мои не прошли даром - теперь вохомский наряд - один из лучших образцов коллекции народной одежды ОДНТ.
Каждая женщина раньше знала секрет, как украсить свой костюм, чтобы он оберегал её от бед и несчастий, даровал здоровье и красоту. Природная среда давала ей бесчисленное множество самых разных сюжетов для вышивок, интуитивно подсказывая магическую геометрию традиционного орнамента: креста, круга, ромба, квадрата. Подсказывала, как пользоваться для украшения одежды тесьмой, бусинами, бисером, жемчугом, цветным стеклом - всему этому и меня научили работы никому неизвестных костромских мастериц, обычных крестьянок. Профессиональную консультацию о том, чем отличается народная одежда одного уезда от другого, я всегда получала от С.Д. Масалёвой, ст. научного сотрудника Костромского архитектурно-этнографического и ландшафтного музея-заповедника «Костромская слобода».
Теперь в коллекции народной одежды, кроме макарьевского костюма, праздничный костюм зажиточной крестьянки из Вохмы (сарафан, рубаха, самшура); наряд богатой горожанки из Галича (кокошник, косоклинный сарафан, рубаха, душегрея); праздничный костюм крестьянки из с. Красное-на-Волге ( кумачовый сарафан, блуза с вышивкой крестом, головной убор - типа сборника, расшитый бусами и камешками). Почти вся работа исполнена вручную. Традицию шитья сарафанов из пестряди в клеточку, мы показываем на примере буйского праздничного костюма. Всего в нашей коллекции 14 комплектов народной одежды по различным районам Костромского края.
Эта работа позволила нам выделить особенности, традиционные черты женской одежды наших мест: приверженность к старинному крою сарафанов (косоклинный и прямой), позволяющему экономно использовать ткань и выполнить крой сарафана без среднего шва - туникообразный или сарафан с лифом; сарафан с лифом на кокетке, часто называемый полуплатьем.
Также мы наблюдаем экономный крой рубах: с поликами, ластовицами, сборкой по горловине, вышивкой по горловине, подолу и рукавам согласно обереговой символике. И особую технику вышивки (крест, тамбур, гладь) и её цветовую гамму: красный и чёрный, зелёный и синий; типичные сюжеты: растительный орнамент, птицы, геометрический орнамент.
Естественную красоту костюму придавали украшения. Некоторые из украшений являлись амулетами, обеспечивающими защиту от сглаза. Как женщины, так и девицы носили серьги. На руках женщины носили браслеты, на пальцах - перстни и кольца. Бусы, серьги, браслеты женщины носили с целью - отогнать злых духов. Женщины Костромской области были большими модницами. Созданию общего положительного мнения о красоте костромичек и служил их традиционный костюм, под черкивавший достоинства и скрывавший недостатки.
Записала Татьяна Гончарова