Схема района

Пыщугский район

с. Пыщуг ул. Кирова. 4 ДОМ ЖИЛОЙ, нач. 20 в Характерный для нач. 20 в. пример одного из простейших типов крестьянского жилого дома с развитым резным декором в духе эклектики. Обращенный к улице торцовым фасадом небольшой одноэтажный дом, рубленный из бревен с остатком, состоит из передней избы-четырехстенки и сеней, объединенных общей двускатной крышей с треугольными фронтонами на торцах. С задней стороны к сеням первоначально примыкал крытый хозяйственный двор, образовывавший однорядовую связь. На фасадах передней избы равномерно размещено по три окна, а

Дол жилой. Фото 2000 г.

Фрагмент главного фасада. Фото 2000 г.

104

центральная ось уличного фасада акцентирована чердачным окном в тимпане фронтона. Стены избы завершены слабо профилированным карнизом, сохранившим обломки орнаментального подзора, выполненного в технике пропильной резьбы, под которым тесовая обшивка образует широкий гладкий фриз. Рамочные наличники прямоугольных окон с навершиями-полочками украшены сложной пропильной резьбой, в которой преобладают растительные мотивы.

ул. Первомайская. 9

ДОМ ХАРИНЫХ. кон. 19 в.

Единственный в застройке Пыщуга пример деревянного жилого дома, объемно-простран

ственная композиция которого, тяготеющая к

Дом Хориных. Фото 2000 г.

Фрагмент венчающего карниза. Фото 2000 г.

традициям классицизма, сочетается с характерным для своего времени эклектичным декором. Одноэтажное с мезонином здание рублено из бревен без остатка и обшито снаружи калеванным тесом. К его основному прямоугольному в плане объему, завершенному пологой вальмовой крышей, со стороны дворового фасада примыкает поздняя бревенчатая пристройка, а со стороны правого бокового фасада - дощатый тамбур. На уличном фасаде дома, центр которого акцентирован крупным мезонином с балконом, равномерно расположены пять окон, на левом торцовом - три окна. Мезонин завершен треугольным фронтоном с глубокой полукруглой нишей в тимпане, опирающимся на четыре фигурных столбика, между которыми укреплено ограждение балкона. Балкон поддерживают выпуски-консоли, зашитые тесом, образующим в уровне венчающего карниза основного объема подобие повала. Развитый профилированный венчающий карниз, дополненный скромным пропильным подзором, опирается на фигурные кронштейны, укрепленные на широком фризе с нижним краем, украшенным пропильной резьбой, рисунок которой образуют сердечки, треугольники и растительные формы, дополненные круглыми накладными дисками. Цокольная часть дома отмечена выступом стены. Гладкая обшивка выступающих на углах бревен сруба, очевидно, заменена в советское время. Прямоугольные окна заключены в рамочные наличники с щипцовыми навершиями, декорированные мелкой пропильной и объемной накладной резьбой.

ул. Фокина, 2

ДОМ М.В. ВИАЛЕНТОВА (ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА), нач. 20 в., кон. 20 в.

Пример жилого дома периода поздней эклектики, облик которого претерпел существенные изменения в связи с приспособлением под церковь. Дом построен в 1912 г. лесопромышленником Михаилом Васильевичем Виалентовым. В советское время здание за-

ПЫ1ЦУГ

Дом Вишентова. Фото 2000 г.

Фрагмент главного фасада. Фото 2000 г.

нимали различные организации, а в 1990-х гг. по инициативе местных жителей его капи-

УЛИЦА ФОКИНА

105

тально перестроили для размещения церкви, освященной во имя Николая Чудотворца в память о разрушенной в советское время каменной Никольской церкви 1836 г. Был сохранен лишь основной объем здания. Под нижние венцы сруба подвели кирпичный цоколь, переделали кровлю, в стенах прорубили несколько окон и частично заменили наружную тесовую обшивку. Со стороны западного фасада была возведена колокольня, интерьер полностью изменен. Здание расположено в центральной части села с небольшим отступом от красной линии улицы и обращено к ней северным фасадом. Окружающая территория обнесена кирпичной оградой.

Вытянутое по оси восток - запад небольшое, прямоугольное в плане здание под четырехскатной вальмовой крышей, увенчанной маленькой главкой, сложено из бревен, перевязанных с остатком, и обшито снаружи тесом. С запада к нему примыкает низкая двухъярусная колокольня, состоящая из двух четвериков, завершенных четырехскатной кровлей. На боковых фасадах основного объема, несимметрично разделенных перерубами внутренних стен на три прясла, размещено по семь окон, сгруппированных по два и по три. Сохранившиеся детали фасадного декора: профилированный венчающий карниз на фигурных кронштейнах, дополненный фризом с пропильными подзорами, филенчатые пилястры на углах и перерубах и наличники прямоугольных окон, украшенные точеными полуколонками, несущими щипцовые навершия с пропильной резьбой, - широко распространены в период поздней эклектики.

В интерьере две поперечные стены образуют основное помещение храма, апсиду и трапезную. Нижний ярус колокольни трактован как притвор. Перекрытия плоские.

ул. Фокина, 3

ПРАВЛЕНИЕ ВОЛОСТНОЕ, нач. 20 в

Редкий пример сельского административного здания, декор которого свидетельствует

106

Волостное прошение. Фото 2000 г.

Фрагмент венчающего карниза. Фото 2000 г.

об устойчивости классицистических традиций в период поздней эклектики. Одноэтажное деревянное здание расположено в центральной части Пыщуга на красной линии улицы и обращено к ней продольным южным фасадом. Крупный прямоугольный в плане объем под четырехскатной вальмовой крышей, поставленный на высокий кирпичный цоколь, сложен из бревен в лапу и обшит снаружи тесом. Облик главного фасада здания определяет равномерный ритм десяти прямоугольных окон, размещенных по сторонам дверного проема, перед которым устроено позднее крыльцо. Столь же регулярна структура заднего фасада с одиннадцатью оконными проемами. На восточном торцовом фасаде окна переделаны, а на западном фасаде, искаженном дощатой пристройкой, сохранились два

старых окна. Наиболее разработанными элементами фасадного декора являются слабо профилированный венчающий карниз, опирающийся на фигурные кронштейны и украшенный несложным пропильным подзором, и фриз, декорированный накладными ромбами с мелкими цветочными розетками. Горизонтальную протяженность фасадов подчеркивает тонкий профиль, укрепленный в уровне подоконников окон. Старые классицизирую-щие оконные наличники с профилированными сандриками сохранились на заднем и торцовом западном фасадах, на переднем фасаде все обрамления окон переделаны в советское время.

ул. Фокина, 19А, 19Б

БОЛЬНИЦА ЗЕМСКАЯ. кон. 19 в.

Частично сохранившийся комплекс сельской больницы типичен для земского медицинского строительства кон. 19 в. Первая больница в Пыщуге, рассчитанная на семь коек, была открыта по инициативе Ветлужс-кого земства в 1868 г. Она размещалась в специально купленном для этого доме и имела только три палаты. В 1887 г. она сгорела и была отстроена заново.

Больница расположена на восточной окраине села у дороги на Вохму и занимает значительный по площади участок, сохранивший старые березовые посадки. В состав комплек-

Земекая больница. Главный корпус. Фото 2000 г.

ПЫЩУГ

Инфекционный корпус. Фото 2000 г.

са входят два одноэтажных деревянных корпуса, возведенных на кирпичных цоколях. В советское время они были обезличены наружной тесовой обшивкой. Главный лечебный корпус представляет собой сильно вытянутый вдоль дороги объем под вальмовой крышей с тремя ризалитами, сильно выступающими со стороны заднего фасада. Второй корпус (инфекционное отделение ?), поставленный в глубине участка, - прямоугольная в плане постройка, завершенная двускатной крышей. Здания освещаются прямоугольными окнами, ритм которых, по-видимому, нарушен.

Лит.: Беляев, 1997-1998, с. 113-116.

ул. Чкалова, 54

ДОМ РАЗУВАЕВА, сер. 19 в.

Пример традиционного типа крестьянского жилища, в декоративном оформлении которого отразилось влияние городской архитектуры классицизма. Стоит на южной окраине села, отделен палисадником от красной линии улицы. Перевезен в 1948 г. из д. Хлыщов-ки. Вероятно, в это же время сзади пристроены сени и двор, а также переделана кровля и подведен кирпичный цоколь. Стены рублены с остатком, обшит только тимпан переднего фронтона.

Одноэтажная изба-пятистенка крыта на два ската. Главный фасад делится выступом пе-

УЛИЦА ЧКАЛОВА 107

Дом Разуваева. Фото 2000 г.

Фрагмент главного фасада. Фото 2000 г.

реруба на две неравные части - в два и три окна. Прямоугольные проемы обрамлены гладкими наличниками с капельками на нижних концах вертикальных досок. Широкая доска очелья украшена полусолнцем. выполненным в технике глухой резьбы. Наличник увенчан сандриком-полочкой, опирающимся на фигурные кронштейны. Окна закрываются двустворчатыми филенчатыми ставнями. На боковых фасадах окна декорированы аналогично главному фасаду.

Внутри избы расположено два изолированных помещения, выходящих дверными проемами в поздние сени. Углы помещений отесаны в лас.

108

ВЕРХНЕ-СНАССКОЕ

с. Верхне-Спасское Верхнеспасской сел. адм. ЦЕРКОВЬ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО,

2-я четв. 19 в.

Пример сельского приходского храма в стиле позднего классицизма. Церковь расположена на площади в центре села. Кирпичное оштукатуренное здание построено около 1830 г. на средства инженер-капитанши Марии Васильевны Боборыкиной. В храме было пять престолов: в четверике средний в честь Сошествия Св. Духа, правый Спаса Нерукотворного, левый Благовещения, в трапезной Николая Чудотворца (справа) и Нила Столо-бенского (слева). Церковную территорию окружала ограда с деревянной решеткой на

Церковь Спаса. Фото 2000 г.

Северный фасад церкви. Фото 1975 г.

каменных столбах, в линию которой была включена каменная сторожка. После закрытия храма в 1938 г. были разрушены верхний объем четверика и колокольня, переложена верхняя часть стен трапезной; почти все окна растесаны, с юга пристроен деревянный четырехколонный портик, разобраны внутренние стены, заменены перекрытия, полностью утрачено убранство интерьера; не сохранились также ограда и сторожка.

Существующий прямоугольный в плане объем под двускатной кровлей, включающий храм с алтарем и трапезную, незначительно вытянут по оси запад - восток. Первоначальный характер в наибольшей степени сохранил северный фасад. Храм выделен четырех-пилястровым портиком с треугольным фронтоном. В среднем прясле расположен входной проем с лучковой перемычкой и клинчатым замком, в боковых - заглубленные в арочные ниши прямоугольные окна, также с клинчатыми замками. К боковым пилястрам прикреплены металлические фигурные кронштейны, оставшиеся от утраченного навеса крыльца. Алтарная и трапезная части фасада - соответственно с одним (ложным или заложенным) и тремя окнами - фланкированы рустованными лопатками. Над прямоугольными окнами (в трапезной вписанными в высокие прямоугольные ниши) помещены круглые нишки-медальоны. Стену завершает неполный антаблемент с гладким фризом и профилированным карнизом. На южном фасаде сохранились лишь отдельные фрагменты первоначальной композиции и декора. Восточный фасад акцентирован ризалитом с прямоугольной нишей на средней оси и двумя боковыми окнами. Последние, как и окна на флангах, сохранились в переделанном виде. Над двумя из них уцелели круглые медальоны. Западный фасад от первоначального облика сохранил только угловые рустованные лопатки и фрагменты венчающего карниза.

Лит.: Беляев, 1863, с. 343; Баженов, 1911, с. 366; Кивокурцева, Беляев, 1997-1998, с. 99-101.

ПЫЩУГСКИЙ РАЙОН

ДОМ ЖИЛОЙ. кон. 19 - нач. 20 в.

Довольно необычный для жилой сельской архитектуры пример крупного полукаменно-го дома в формах эклектики. Стоит в центре села, к улице обращен его главный фасад. По

Дол жилой. Главный фасад. Фото 2000 г.

Задний фасад дома. Фото 2000 г.

ВЕРХНЕ-СИАССКОЕ 109

сведениям местных жителей, дом принадлежал купцу Козырину, державшему на первом этаже лавку, по другим сведениям - купцу 2-й гильдии В.М. Зайцеву. В советское время в средней части главного фасада широкий входной проем переделан в более узкий оконный, а справа от него пробито новое окно. Кирпичный нижний этаж передней части побелен, второй этаж, а также задняя половина здания рублены с остатком и обшиты тесом.

Прямоугольный в плане объем, крытый на два ската с вальмой на переднем торце, дополнен крупными сенями под односкатной кровлей, примыкающими к боковому фасаду в его средней части. Главный фасад первоначально обладал симметричной композицией. Его центр отмечен входным проемом с клинчатым замком и лопаткой, скрывающей выступ переруба. По сторонам входа расположено по одному окну, по сторонам лопатки - по три, при этом оси нижних и верхних проемов не совпадают. Окна первого этажа с лучковыми перемычками фланкированы полуколонками, объединенными сверху дуговым валиком, с которым также связан клинчатый замок. Углы первого этажа закреплены широкими рустованными лопатками. Этажи разделены гладким узким фризом и карнизом простого профиля. Завершается стена резным накладным фризом и карнизом с ажурными подзорами. Венчающий карниз большого выноса опирается на фигурные кронштейны. Боковые фасады передней части дома имеют декор, аналогичный главному. Сени выразительны ленточными окнами обоих этажей, сохранившими первоначальный переплет, в рисунке которого использован мотив соприкасающихся между собой ромбов. Нижняя часть фасадов сеней выделена высоким фризом вертикально уложенной обшивки. Задний фасад дома в четыре оси окон строго симметричен и завершен треугольным фронтоном. Почти квадратные окна первого этажа и окна второго этажа более вытянутых пропорций заключены в простые рамочные наличники. Среднюю часть фасада акцентирует более

110

широкий простенок, по оси которого в тимпане фронтона помещено квадратное чердачное окно.

Помещения первого этажа в передней части дома перекрыты гофрированными сводами.

Лит.: Беляев, 1997-1998, с. 167.

ДУНАЕВО

д. Дунаева Московской сел. адм.

ДОМ Г.Е. ГЛЕБОВА, нач. 20 в.

Характерный пример крестьянской избы, в облике которой отчетливо видно влияние городской архитектуры. По сведениям местных жителей, дом был построен в нач. 1910-х гг.

Дом Глебова. Фото 2000 г.

План дома

Наличник окна главного фасада. Фото 1975 г.

местным крестьянином Григорием Епимахо-вичем Глебовым. Хозяйственный двор в более позднее время переделывался. Ныне утрачен балкон светелки, расстекловка окон, упала лестница в светелку, частично сорвана обшивка фасадов. Стены дома рублены из бревен в обло, сени и двор - из бруса; жилая часть обшита тесом с калевкой.

Дом стоит в центре деревни в порядке улицы. Объем здания, выстроенного брусом, включает жилую переднюю избу-пятистенку, поднятую на подклете, сени и небольшой хозяйственный двор, объединенные общей двускатной крышей, в переднюю вальму которой врезана светелка с балкончиком. К левому боковому фасаду примыкает пониженная пристройка крытого крыльца каркасной конструкции. Цокольная часть дома обозначена небольшим выступом стены. Переруб делит главный фасад на два неравных прясла: в более широком левом помещено три прямоугольных окна, в правом - тройное окно; под ним находится прямоугольный проем входа в подклет. Асимметрию фасадных членений уравновешивает светелка. Ее балкончик опирается на широкую консоль, разрывающую профилированный венчающий карниз, подчеркнутый по краю узким пропильным подзором. Фронтон светелки с полуциркульным вырезом в тимпане опирался на четыре колонки, связанные внизу ограждением из резных досок. Рамочные наличники окон состав

ПЫЩУГСКИЙ РАЙОН

лены из нешироких досок с пропильным орнаментом "сердечками". На боковых фасадах сохранились навершия в виде сходящихся волют. Выступы бревен на углах и перерубах зашиты горизонтальными дощечками. В простенках окон обшивка набрана "в елку".

Поперечный переруб делит пространство жилой избы на две части, связанные между собой и имеющие самостоятельные выходы в сени. В большем помещении с глинобитной печью у задней стены легкая дощатая перегородка отделяет узкую кухню, в меньшем -в задней части устроен небольшой чулан-сельник.

МИХАЙЛОВИЦЫ (АРХАНГЕЛЬСКОЕ)

с. Михайловица Михайловицкой сел. адм.

ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА. 1-я

пол. 19 в.

Село известно с начала 17 в., когда оно входило в состав обширнейшей вотчины, пожалованной царем Михаилом Федоровичем князю Федору Ивановичу Мстиславскому. После смерти Мстиславского вотчинные земли частично вновь отошли в казну, частично были поделены между его наследниками. Издавна существовавшая в селе деревянная церковь Михаила Архангела впервые упоминается в источниках в 1639 г. В 1656 г.

Церковь Михаша Архангела. Фото 2000 г.

МИХАЙЛОВИЦЫ 111

Михайловицы были переданы из Поместного приказа вдове окольничего князя Василия Петровича Львова. Затем село с окружающими его деревнями перешло к князьям Долгоруким, а потом уже в 18 в. в качестве приданого жены досталось адмиралу Ивану Яковлевичу Баршу. В 1766 г. он продал имение генерал-майору Василию Ивановичу Суворову, отцу знаменитого военачальника. В 1844 г. на средства нового владельца статского советника А.Ф. Кандалинцева вместо деревянного храма была возведена кирпичная церковь -одна из шести, существовавших на территории современного Пыщугского района в нач. 20 столетия. Оштукатуренная церковь имела традиционную трехчастную продольно-осевую композицию, состоявшую из храма с апсидой, трапезной и колокольни.

К настоящему времени на площади в центре села фрагментарно сохранились лишь западная и северная стены небольшого четверика храма с элементами фасадного декора, характерными для провинциальной культовой архитектуры периода позднего классицизма. Северный фасад храма, получивший симметричную композицию с дверным проемом в центре и двумя окнами по сторонам, обработан пилястровым портиком, завершенным треугольным фронтоном.

Лит.: Беляев, 1863, с. 340; Кивокурцева, Беляев, 1997-1998, с. 89-92; Бе.горуков, 2000, с. 376-377.

ДОМ ЖИЛОЙ. нач. 20 в.

№ 74

Одноэтажный деревянный дом принадлежит к одному из распространенных типов традиционного крестьянского жилища и выделяется среди окружающей застройки сохранившимися элементами резного фасадного декора, выполненного в духе эклектики. Расположен на площади в центре села. С левой стороны к дому примыкают одновремен-ные ему ворота с ксигиткой._

112

Дом жилой. Фото 2000 г.

Окно в ти.чпане фронтона. Фото 2000 г.

Ворота. Фото 2000 г.

Дом сложен из бревен, перевязанных в обло, и состоит из передней избы-четырех-стенки, поперечных сеней и небольшого хозяйственного двора, выстроенных брусом и покрытых двускатной стропильной крышей.

На переднем фасаде, завершенном треугольным фронтоном, зашитым "в елку", размещены четыре прямоугольных окна, очевидно, сильно расширенных в советское время. Основным декоративным акцентом фасада является изящный резной наличник сдвоенного чердачного окна с лучковыми перемычками, расположенного в тимпане фронтона. Резьба наличника обладает нетипичным самобытным рисунком, а его декоративность значительно повышает фигурная расстеклов-ка. По верху стен избы проходит карниз с широким дощатым фризом, обработанный рядом небольших круглых впадинок, выполненных коловоротом.

Ворота с калиткой представляют собой три массивных столба-вереи, несущих широкую перемычку с двускатным покрытием. Тесовые полотнища ворот и калитки украшены большими накладными ромбами из реек. На перемычке ворот из подобных же. но более мелких реек выполнен геометрический орнамент, состоящий из ряда ромбических фигур.

носково

с. Носково Московской сел адм.

МАГАЗЕЯ. нач. 20 в.

Магазея — исчезающий тип общественной хозяйственной постройки - расположена у дороги на северной окраине села. Крупный

Магазея. Фото 2000 г.

ПЫЩУГСКИЙ РАЙОН

квадратный в плане сруб, завершенный четырехскатной тесовой крышей, сложен из бревен, перевязанных в обло. На его переднем фасаде перед дверным проемом, судя по врубкам, существовало крыльцо с навесом. В верхних частях стен на заднем и боковых фасадах равномерно размещено по четыре узких щелевидных продуха. Внутри сохранились дощатые закрома для хранения зерна. Плоское перекрытие выполнено накатом из полу-бревен.

Памятники архитектуры Костромской области. Выпуск VII. Вохомский, Октябрьский, Павинский, Поназыревский, Пыщугский и Шарьинский районы. (PDF)

Kostroma guidebook