А. В. Соловьёва

Новое имя: Н. Ф. Чалеев-Костромской

Н. Ф. Чалеев-Костромской

Н. Ф. Чалеев-Костромской. Воспоминания. – Кострома: ДиАр, 2006. – 304 с.: ил.

Несмотря на то, что наши знания о прошлом костромской земли ежегодно «прирастают»: публикуются новые открытия и находки исследователей, выходят отдельные работы и целые монографии костромских краеведов, – нам известно далеко не всё о том крае, в котором живём. И на пути любовного познания костромской истории нас ещё ждут многие радости. Такой несомненной радостью для всех, любящих родную землю и тонко чувствующих русский язык, и станет новая, только что вышедшая книга нашего земляка Николая Феодосьевича Чалеева-Костромского «Воспоминания».

Н. Ф. Чалеев-Костромской (1874–1938) – известный актер, народный артист РСФСР – происходил из старинного костромского дворянского рода Чалеевых. Он взял себе сценический псевдоним «Костромской» не случайно: хотя и родился Николай Феодосьевич в Петербурге, но считал своей родиной костромской край. С самого раннего детства родители привозили его на лето в костромские поместья Чалеевых – усадьбу Радионово Солигаличского уезда или усадьбу Готовцево (Спасское-Готовцево) Галичского уезда. Впоследствии, уже будучи студентом, Чалеев не раз приезжал в Готовцево – так глубоко запала в его сердце любовь к тем краям, где проводил он «дни лета среди берёз, лугов, по межам ржаных и яровых полей, по берегам сонно бегущей реки» – Тёбзы…

Открыв книгу Н. Ф. Чалеева-Костромского, вдумчивый читатель наверняка предположит, что это вовсе не мемуары, а художественная проза. И будет отчасти прав: это мемуары, написанные увлекательно, талантливо, прекрасным русским языком.

«Человек большой культуры, сложного жизненного и творческого опыта, Н. Ф. Костромской обладал несомненным литературным талантом. Он принадлежал к числу тех немногих мастеров театра, которые были вместе с тем несомненными мастерами литературного слова». Так 60 лет назад высказывался об этих мемуарах известный филолог и искусствовед Сергей Николаевич Дурылин.

«Написаны воспоминания очень живо, хорошим языком, весьма “колоритные”, и жаль, что они нигде не напечатаны. Читались бы с интересом многими и многими». Эти суждения принадлежат хорошо известному костромичам А. А. Григорову. В конце 70-х годов прошлого века вдова Н.Ф. Чалеева-Костромского, Наталья Сергеевна Стоянова – кстати, прапраправнучка А. П. Ганнибала и, стало быть, дальняя родственница А. С. Пушкина, – передала Александру Александровичу воспоминания мужа, перепечатанные ею на машинке. Объём переданного (даже без той части воспоминаний, где рассказывалось о театральной деятельности автора) был велик – до 600 страниц. А. А. Григоров увлечённо перепечатывал их на пишущей машинке около полутора лет и, стремясь поделиться радостью открытия, рассылал копии своим многочисленным корреспондентам, а когда копий не хватало – делал новые с оставшегося у него экземпляра. К своему экземпляру воспоминаний Александр Александрович написал генеалогический комментарий, названный им «Послесловие», – его читатель тоже найдёт в этой книге.

Н. А. Зонтиков, автор вступительной статьи «Н. Ф. Чалеев-Костромской и его “Воспоминания”» (первой обстоятельной и интересной статьи о жизни и сценической деятельности известного артиста), отмечает: «Автор вспоминает гимназию, годы учёбы в Дерпте, своих родителей, но главным в его книге становятся живые яркие картины жизни Галичского уезда, вырастающие в обобщённый образ предреволюционной России конца XIX в. Н. Ф. Чалеев показывает дворянские усадьбы, сёла, деревни, выводит яркую галерею типов жителей уезда».

А «галерея типов жителей уезда» – куда как ярка и многочисленна. Это, в первую очередь, галичские крестьяне – «добрые, повадливые» труженики: Пётр Павлович из деревни Еловки – давний приятель и друг Николая Феодосьевича, столяр-краснодеревщик, редкий мастер; Алексей Иванович из деревни Левкино – страстный охотник, медвежатник, известный не только в галичской округе, но и в Москве; столетний Устин, со своими захватывающе интересными рассказами о самом разном, что случилось за его долгую жизнь (одна глава так и называется – «Рассказ столетнего Устина о прошлом»). Автора можно было бы упрекнуть в идеализации галичского крестьянина, если бы на страницах книги мы не встречались и с противоположными «типами» – лодырями и пьяницами – такими, например, как Коля «лесинский» (т. е. из деревни Лесино) и его жена.

Помещики Галичского уезда тоже как бы поделены на две группы, но по другому признаку: вырождающиеся, спивающиеся, гораздые на разные безобразия (и даже преступления) дворяне и – помещики-кулаки, приобретающие за бесценок у крестьян и у своего брата-помещика земли и леса, строящие «манежи» с водопроводами.

Рассказывая и о хозяевах, и о прожигателях жизни, Н. Ф. Чалеев-Костромской даёт полную свободу своему сатирическому дарованию. Так, рассказывая об одном из своих предков, Сергее Александровиче Готовцеве, он как бы между прочим сообщает следующее: души в нём не чаявшим тёткам и обожавшим его старшим кузинам Сергей Готовцев, гвардейский офицер, награждённый самим Николаем I Георгиевским крестом, высылал мазь по 40 рублей баночка. «Мазь называлась “Стамбульская роза”, она помогала от веснушек, угрей и прыщей, а также от выпадения волос, и содействовала увеличению или уменьшению бюста, смотря по надобности…»

Кроме помещиков и крестьян в «Воспоминаниях» много и другого самого разного люда: «хитроумный питерщик-кулак» Николай Егоров, Ильюша Кириллович – портной из Кончина, «краснорожий Фёдоров» – устроитель «самотёков», коридорный загаровских номеров Семён, цыгане, барышни, приживалы и приживалки, доктора, бурмистры, горничные, монахини, благочинные и священники и сыновья священников, дьяконы и дьячки, сенные девушки, морские офицеры, трактирщики и т. д., и т. д.

Но не только сатирическим и юмористическим даром награждён автор, он ещё и лирик, поэт. Об этом можно судить хотя бы по описанию Галичского озера и панораме Галича:

«Огромное Галичское озеро, одно из красивейших озёр Северного края, голубой сталью, гладью и ширью легло в гористых берегах и отразило в своей голубой глуби противоположный, зелёный полянами, кудрявый лесами высокий берег, за который уходящее солнце норовило прилечь на недолгую, ещё летнюю ночь.

Белыми, маленькими игрушками расставились по береговому откосу монастырь Умиления, село Туровское, рябыми пятнышками притулились к ним крошечные деревни.

Город древний, церквами украшенный, опрятными домиками он окружил свой земляной Кремль».

...Какое наслаждение – язык воспоминаний, вобравший в себя и литературные, и разговорные, и специальные, и народные, и диалектные, и церковно-славянские, и устаревшие, и иностранные слова. Получился поистине золотой сплав, причём в высшей степени естественный и живой.

Nikolai Chaleev-Kostromskoy as Berendey
А. Н. Островский. «Снегурочка». Н. Костромской – царь Берендей. Малый театр. 1922 г. (ГМиПМЗ А. Н. Островского «Щелыково»)

В состав книги Н. Ф. Чалеева-Костромского, кроме мемуаров известного артиста, входит, как уже упоминалось вначале, комментарий А. А. Григорова, из которого читатель узнает, что в этих воспоминаниях историческая правда, а что вымысел. В книге впервые опубликована автобиография Н. Ф. Чалеева-Костромского, хранящаяся в РГАЛИ. Этот же архив предоставил фотографии Николая Феодосьевича, его отца, и его матери, и всей семьи – тоже публикующиеся впервые. Из музея Малого театра получена фотография Н. С. Стояновой, из музея-заповедника «Щелыково» – фотография Н. Ф. Костромского в роли царя Берендея («Снегурочка», Малый театр, 1922–23 гг.). Москвич А. А. Анкудинов по собственной инициативе разыскал могилу Н.Ф. Чалеева-Костромского на Новодевичьем кладбище и сфотографировал надгробье. Все эти, а также и другие фотографии иллюстрируют вступительную статью. Художественное оформление книги – Веры Толстовой и Сулеймана Кадыбердеева. Оригинал-макет изготовлен в ООО «ДиАр», отпечатали книгу в ООО «Промдизайн». Длительная и многотрудная подготовка текста воспоминаний нашего земляка к печати имела счастливое завершение – выход в свет замечательной книги. И в этом деле тоже не обошлось без доброй воли многих: деньги на её издание пожертвовали костромич Леонид Сергеевич Васильев, галичанин Иван Владимирович Корсун и Костромской филиал «Славянского банка» (руководитель Лариса Эдуардовна Волкова). Низкий поклон этим отзывчивым и добрым людям, которым будут благодарны ещё многие и многие поколения читателей, и не только костромичей.

Выход «Воспоминаний» Н.Ф. Чалеева-Костромского – значительное событие отечественной культуры: они открывают новое имя в истории русской литературы и в то же время пополняют золотой фонд изданий о Костромском крае.

Северная правда. – 2007. – 15 февраля.

Опубликовано:

Творческая мастерская