Страницы истории

Вступление
«Не даром каждое лето Некрасов усердно слонялся “по болотинам” Закостромья, не даром “строчил” бесперечь своим карандашиком. Из этой буквально бездонной обильной кошницы черпал он сюжеты и мотивы своих произведений и облекал их в меткую и образную форму, при помощи заимствованных отсюда же слов и оборотов».
Наша книга посвящена связи судьбы и творчества Н. А. Некрасова с Костромским краем, сыгравшим в жизни поэта очень важную роль. Родовая усадьба Некрасовых Грешнево находилась вблизи от границы Ярославской и Костромской губерний. Противоположный, лежащий напротив Грешнева, правый берег Волги с воспетым Некрасовым Николо-Бабаевским монастырем относился уже к Костромскому уезду. В Костроме началась военная служба отца поэта, А. С. Некрасова, который и позднее часто бывал здесь. Н. А. Некрасов был связан с Костромским краем на протяжении значительной части своей жизни: он многократно приезжал в губернский город, охотился в лесах и болотах по реке Костроме, посещал многие селения Костромского и Буйского уездов. Документально известно, что поэт бывал в деревнях Шоде и Вёжи, селах Мисково и Жарки; не вызывает сомнений, что он посещал села Саметь, Шунгу, Спас-Вёжи (Спас), Сущево, Куниково, Пустынь и др. На костромском материале Некрасов написал ряд наиболее известных своих произведений: «Коробейники», «Крестьянские дети», «Дедушка Мазай и зайцы». Костромские впечатления нашли своё отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Не случайно в 1921 г., когда отмечалось 100-летие со дня рождения поэта, историк Н. Н. Виноградов отмечал, что Некрасова по праву можно считать «костромским писателем»1. С этим утверждением нельзя не согласиться.
Некрасов был близко знаком со многими уроженцами Костромской губернии. Наиболее известным среди них является «друг-приятель» поэта Гаврила Яковлевич Захаров, крестьянин деревни Шода Костромского уезда (ныне – Костромского района), которому он посвятил свою поэму «Коробейники». Менее известен другой знакомый Некрасова – крестьянин деревни Вёжи Костромского уезда Иван Саввич Мазайхин, ставший героем его знаменитого стихотворения о дедушке Мазае. В качестве редактора журналов «Современник» и «Отечественные записки» Некрасов сотрудничал с целым рядом литераторов, связанных с Костромским краем: А. Н. Островским, А. Ф. Писемским, С. В. Максимовым, В. А. Зайцевым, Н. П. Макаровым, А. Н. Плещеевым, Н. К. Михайловским и др.
Источников о пребывании поэта в Костромском крае немного. Относительно более всего освещен вопрос о посещениях им д. Шоды, где жил Г. Я. Захаров. В первой четверти XX века Шоду трижды посещали исследователи: Мизенец в 1902 г., о. Леонид Парийский в 1916 г. и А. В. Попов в 1927-1928 гг. Появившиеся в результате этого очерки: «Об одном из костромских знакомств Н. А. Некрасова (“друг-приятель”, Гаврило Яковлевич)» Мизенца2, «В местах, воспетых Н. А. Некрасовым. Шода» о. Леонида Парийского3, «Костромская основа в сюжете “Коробейников” Н. А. Некрасова» А. В. Попова4 – составляют золотой фонд костромского некрасоведения. Ценным источником является дошедшее до нас письмо Г. Я. Захарова к Некрасову от 20 апреля 1869 г.5 Впервые опубликованное в 1918 году и переизданное в 1921 году, оно на протяжении всего советского периода цитировалось только в отрывках (в нашей книге приводится его полный текст).
Важнейшим источником являются архивные документы – ревизские сказки 1834, 1850 и 1858 гг. по деревням Вёжи, Шода, Дворищи, Сухоруково, клировые ведомости и метрические книги церквей сёл Спас-Вёжи (Спас), Жарки и др., – большинство из которых прежде никогда не использовалось при изучении темы «Некрасов и Костромской край». Очень важную информацию содержат также труды краеведов, писавших о некрасовских местах Костромского уезда. В первую очередь, это статья «Мисковская волость» (1882 г.) настоятеля Успенской церкви с. Жарки о. Иакова Нифонтова6 и работа «Из истории моей родины. О прошлом деревни Вёжи под Костромой» уроженца д. Вёжи Л. П. Пискунова7.
О связи творчества Некрасова с Костромским краем историки и литературоведы писали с начала XX в. Первую попытку дать общий обзор этой темы предпринял Н. Н. Виноградов в статье «Костромские мотивы в произведениях Некрасова», опубликованной в 1921 году в губернской газете «Красный мир»8. В значительной степени данная статья сохраняет своё значение до сих пор, а её главные положения легли в основу всех последующих костромских некрасоведческих работ. Вторую попытку дать обзор темы «Некрасов и Костромской край» на страницах своей книги «Писатели-костромичи (XVIII-XIX вв.)» (Кострома, 1958 г.) предпринял В. В. Касторский9. Н. Н. Скатову принадлежит последняя по времени обзорная статья «Некрасов и Костромской край», опубликованная в сборнике «Н. А. Некрасов и русская литература» (Кострома, 1974 г.). С небольшими изменениями этот же текст под названием «Некрасов и Верхняя Волга» был помещен в сборнике «Вечные всходы» (Ярославль, 1986 г.)10. Ряд интересных наблюдений содержится в статьях Ю. В. Лебедева, опубликованных в период от начала 80-х гг. XX в. и до 2002 г.11 Большое значение для нашей темы имеет посвященная Г. Я. Захарову статья В. Н. Бочкова «Шодский охотник» в сборнике «Скажи: которая Татьяна?» (М., 1990 г.)12. Отдельных сторон темы «Некрасов и Костромской край» касались также некрасоведы: В. Е. Евгеньев-Максимов, К. И. Чуковский, В. В. Жданов, А. Ф. Тарасов, Н. К. Некрасов, К. Ф. Яковлев, М. М. Гин, В. И. Яковлев, С. В. Смирнов, Б. В. Мельгунов и др.
Автор благодарит всех, оказавших ему помощь, а особенно: Т. А. Андрееву, Н. Ф. Басову, Г. В. Брезгину, В. В. Горшкову, А. Д. Захарова, Н. Г. Захарову, Н. К. Захарова, Л. А. Овцину, О. Р. Ильину, О. Ю. Кивокурцеву, Г. В. Красильникова, Ю. В. Лебедева, Н. Н. Перемышленникову, Л. П. Пискунова, К. В. Сезонова, А. В. Соловьеву, И. Х. Тлиф, Н. С. Черепанову, Е. А. Чернову.