1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Прояснение смысла

Александр Павлович Дурилов — преподаватель философии КГУ им. Некрасова, кандидат философских наук. Закончил филологический факультет Костромского тогда еще пединститута. Долгие годы хотел быть писателем (в настоящее время готовится к выходу повторное издание сборника его стихов). Автор многих научных публикаций. Перевел с немецкого два научных труда - монографию по культурологии и справочное издание «Лексикон философских произведений». Работает над докторской диссертацией на тему «Философия преподавания философии», задачей которой называет оправдание (прежде всего для себя) профессии преподавателя философии. Много лет был знаком и тесно общался с Игорем Дедковым, которого считает мужественным и искренним, но наивным человеком «романтиком коммунистической идеи», которого убила и продажность, и цинизм большой политики.

Александр Павлович, как профессиональный философ, может глубоко и доказательно рассуждать на любую предложенную тему, быть убедительным, защищая, казалось бы, спорное суждение, избегая при этом категоричности и безапелляционности. Готовясь к этой встрече, я набросал вопросы, которые, как мне казалось, можно задать философу, но из них удалось задать только первый. В ответе на него Александр Павлович затронул все темы, стоявшие в других моих вопросах, и мне оставалось только стараться поспевать за ходом его мысли...

 

О философии

ФИЛОСОФАМИ от рождения являются дети. Они задают вопросы, которые взрослый человек уже не задает: кто повесил в небе звезды? куда уходит солнце? где наша бабушка, если она умерла? Любознательность, являющаяся возрастной особенностью детей, для философов составляет смысл деятельности. Философ всегда открыт к миру и устремлен к познанию...
В отличие от других наук, философия развивается не путем накопления знаний - каждый философ начинает как бы заново: он учитывает опыт тех, кто был до него, но относится к этому опыту критически. У каждого философа свой «основной вопрос» философии. Как нельзя сравнивать, чьи произведения гениальней - Пушкина, Лермонтова или, скажем, Шекспира, так нельзя сравнивать философские концепции. Абсолютной истины нет, и различные школы и направления в философии взаимодействуют по принципу диалога, дополняя и критикуя друг друга и тем самым обогащая.
Для демократии публичное критическое обсуждение любой темы является нормой. Философские проблемы неразрешимы, но попытка их разрешить сопровождается открытиями так же, как стремление создать вечный двигатель подарило миру подшипник, деятельность алхимиков обогатила химию, а стараниями астрологов была составлена карта звездного неба...

 

Об авторитетах

НЕПРЕРЕКАЕМЫМИ авторитетами в философии, безусловно, являются ее классики - философы древности, такие, как Платон, Сократ, Аристотель. Их труды - вершина человеческой мысли. Если же говорить о современной философии, то я бы назвал два имени: австрийский философ Людвиг Витгенштейн и современный русский мыслитель Александр Зиновьев.
Людвиг Витгенштейн был выходцем из княжеского рода, богатейшим человеком в Европе, но когда началась первая мировая война, он, вопреки воле родни, ушел на фронт. Четыре года он провел в окопах войны, пережил четыре года плена но, несмотря ни на что, всегда носил в ранце тетрадь, куда записывал свои мысли. В 1922 году он опубликовал свой «Логико-философский трактат» - гениальный труд, в котором философские идеи были изложены в виде афоризмов. Эта книга произвела сенсацию в научном мире, но, и получив признание, ее автор отказался от приглашения работать в Кембридже и стал учителем в построенной на свои средства сельской школе.
Витгенштейн заново пересмотрел две с половиной тысячи лет философской науки и пришел к выводу, что задача философии состоит не в построении теоретических систем, философия — это деятельность по прояснению смыслов, прежде всего языковых высказываний. Все' высказывания он разделил на истинные, ложные и бессмысленные. Философские высказывания он отнес к разряду бессмысленных на том основании, что на них нельзя дать ясного научного ответа. Людвиг Витгенштейн восхищает меня как личность, как человек, который думал не только о своем благополучии, и как философ, который боролся за ясность и стремился, чтобы вещи назывались своими именами.
А из ныне живущих философов я очень уважаю Александра Зиновьева. Кстати, он наш земляк, родом из Чухломы. На мой взгляд, это самый трезвый и ясный социальный философ, а его концепция человека и общества наиболее правдоподобна, реальна.

Александр Зиновьев был ярым врагом Сталина и еще до войны пытался создать тайное общество с целью организации покушения на вождя народов. Он чудом избежал ареста, так как ушел на фронт. После войны Зиновьев поступил в МГУ, защитил сначала кандидатскую диссертацию, потом докторскую, стал членом многих академий мира, получил всеобщее признание как логик. Видя недостатки советской системы, он пытался их вскрыть как ученый и со своими предложениями пришел в ЦК КПСС. Конечно же, там его не послушали, началась травля, ответом на которую стала знаменитая книга Зиновьева «Зияющие высоты», вышедшая на Западе в 1974 году. В ней он изобразил СССР, КПСС, всех советских вождей. Узнав о публикации этой книги, Брежнев пришел в ярость и велел выслать Зиновьева из страны в 24 часа и лишить его всех степеней и званий. Опальный философ уехал в Германию и лишь недавно вернулся в Россию. В период перестройки на Западе вышли другие его известные книги: «Горбачевизм» и «Катастройка», и нужно заметить, что все прогнозы автора на развитие России сбылись с поразительной точностью. И сегодня Зиновьев незаслуженно замалчивается, его часто ругают. Я считаю, что это происходит потому, что он прав.
Если говорить о взглядах Александра Зиновьева, то в его философии основополагающей является идея о том, что в обществе независимо от воли людей существуют законы социальности. Они возникают всегда там, где возникает человеческий коллектив, неизбежным атрибутом которого становится иерархия. Каждый человек стремится как можно больше от общества взять и как можно меньше дать, получить максимум благ при минимуме ответственности. Такое положение нельзя оценивать в нравственных категориях - добро или зло, это просто данность. Зиновьев, таким образом, без иллюзий смотрит на природу человека: человек слаб, склонен к насилию и лжи, ведь ложь - самая выгодная форма социального поведения. Но - и это очень важно -каждый человек имеет выбор: жить в обществе по его законам или не принимать те правила, которые оно ему навязывает, и жить по законам нравственности.

 

О марксизме

МАРКС - великий философ и, в отличие от Ленина, философ профессиональный. Сильной идеей марксизма, которая будет привлекательной всегда, была идея социальной справедливости. Другим безусловным достижением марксизма была эффективная и справедливая критика буржуазного общества. А слабой стороной этой философской системы являлось стремление изменить общество и человека насилием, что в принципе неверно, ибо насилие порождает только насилие. Созданная Марксом схема исторического процесса — теория общественно-экономических формаций очень уязвима, потому что вся история не вписывается в эту схему, и сегодня существует множество других подходов, например, цивилиза-ционный. Я отрицательно отношусь и к теории диалектического материализма, в которой рассматриваются законы развития природы, общества и мышления, так как сомневаюсь в том, что такие законы существуют. Но ведь у Маркса никогда и не было диамата. Подлинный Маркс - это Маркс до 1848 года. В 1844 году он опубликовал свои «Парижские экономичес-ко-философские рукописи», в которых были изложены гениальные открытия о природе человека. Всю же остальную жизнь он потратил на то, чтобы подвести фактический базис под свои идеи и научно их обосновать...

 

О религии

Я НЕ сторонник космического эволюционизма. Считаю, что в возникновении жизни и человека присутствовал элемент случайности. Появление человека - это чудо, это необъяснимо и непостижимо. Без Бога тут никак не обойдешься...

Если раньше я преподавал этику как чисто философскую дисциплину, то теперь считаю, что этики без религии быть не может.
Приобщиться к религии очень непросто - желания самого человека для этого недостаточно, нужно еще снисхождение божеской благодати. Еще Розанов писал про иных верующих, которые соблюдают посты, исполняют обряды, но при этом запросто могут убить человека. Меня беспокоит насильственное прививание религии, сращивание церкви и государства. Это неправильно! Плохо и то, что священники, а порой и иерархи не показывают примера нравственной жизни, ведут себя неподобающе, озабочены материальным больше, чем духовным. Это внушает неверие больше, чем что-либо другое...

 

О современном мире

ДОМИНИРОВАНИЕ США, попытка построить миропорядок по-американски - это опасно, потому что не все будут с этим мириться. Соединенные Штаты пока доминируют, но осознавая, что вскоре могут утратить мировое лидерство, хотят воспользоваться моментом. Им на пятки уже наступает такая динамично развивающаяся страна, как Китай, рывок в своем развитии совершают Индия, Бразилия, и уже через десять лет ситуация в мире может кардинально измениться. Идущий сегодня по американскому сценарию процесс глобализации объективен, но набирает силу и движение антиглобалистов, они вызывают у меня симпатию, но они не могут предложить ничего взамен глобализации. Даже чисто теоретически. Америка выбрала в качестве метода реализации своих планов одно из основных насилие, а оно, как известно, порождает только ответное насилие. Это опасно и для всего мира, и в первую очередь для самих Соединенных Штатов. Мир сегодня является заложником современной техники, прежде всего военной, а она опасна даже без войны, сама по себе и нужно разоружаться. Шанс выжить у человечества только в том, чтобы преодолеть разлад и вражду...

 

Об этических нормах, типах культур, политике, образовании и счастье

СО ВСЕХ людей общество спрашивает исполнение единых этических норм, но ведь в людях заложена разная наследственность, и если одному легко поступать правильно, то другому для этого нужно перебарывать себя, преодолевать влияние дурной наследственности, на которую нельзя списать ответственность за неблаговидные поступки...

Существует два типа культур. В одной люди поступают, исходя из принципа полезности, в другой действуют из соображений благородства. Принцип полезности не подразумевает уважения к старшим, жалости к слабым, проявления любви к чужим людям. Исторический опыт показывает, что культуры, построенные на принципе благородства, более жизнеспособны...

Политика - это концентрированное выражение зла, потому что политик действует всегда в рамках необходимости и вынужден, исходя из ситуации, лгать, подстраиваться, предавать...
Самый лучший вид образования - самообразование. Единственным недостатком такого способа является отсутствие диплома...

Человек свободен, у него всегда есть право выбора. Но люди часто живут не свою жизнь, и художник по призванию может торговать на рынке окорочками. Счастлив тот, кто смог определить свое истинное призвание в соответствии со своей индивидуальностью и при этом не имеет конфликта с окружающими...

Алексей УХОВ.

 

 

13 -19 мая 2003 года газета «Курьер»