loading...
С. В. Цветков
г. Кострома

Культура благотворительности в Первую мировую войну
(на примере Костромской губернии)

Благотворительность во 2-й половине XIX в. занимала важное место в общественной жизни России. Меценаты и благотворители большие средства тратили на поддержку русской культуры, образования, науки. Не последнюю роль в русской благотворительности играла и поддержка людей, оказавшихся по разным причинам в сложной жизненной ситуации. Наиболее остро проблема оказания помощи таким людям вставала в период военных конфликтов – во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., Русско-японской и Первой мировой.

В Первую мировую войну Россия понесла огромные человеческие и экономические потери. Многие жители страны потеряли кров и вынуждены были покинуть постоянное место жительства, другие оказались в сложной жизненной ситуации вследствие потери кормильца. Мало оставалось таких людей, которые не ощутили бы на себе все тяжести военного времени. Но были и такие люди, которые не оставались безучастными к судьбе пострадавших от тягот войны. Эти люди использовали все возможности, чтобы оказать помощь.

Костромская губерния, несмотря на то, что на её территории боевые действия не проходили, также оказалась затронута тяжестями войны. Среди пострадавших от войны, которым оказывалась помощь в нашем крае, можно выделить несколько групп: 1) семьи мобилизованных на войну солдат, 2) беженцы 3) русские военнопленные 4) раненые и больные войны.

В благотворительной помощи пострадавшим от войны принимали участие все классы российского общества: крестьянство, духовенство, буржуазия, интеллигенция. Эта помощь была также разнообразной: трудовая помощь, предоставление жилых помещений, устройство спектаклей и концертов в пользу пострадавших и т. д.

Крестьяне составляли большую часть населения Российской империи и Костромской губернии, их финансовое благополучие было невысоким, но это не мешало им заниматься благотворительностью. Семьи крестьян мобилизованных на войну получали денежное пособие от государства и земств, но его размера не всегда хватало. Крестьяне нашей губернии отмечали: «...чтобы как-то просуществовать, приходится продавать необходимый скот и упускать хозяйство» 1 . Помощь со стороны односельчан поступала разнообразная. Наиболее распространённой формой была денежная помощь, которая оказывалась как со стороны отдельных крестьян, так и крестьянскими кооперативами. По данным анкетирования, проведённого КНОИМК, помощь нуждающимся крестьянским хозяйствам была оказана со стороны 24 % кооперативов губернии. Основной формой, в которой выразилась помощь с их стороны, – это денежные отчисления обычно в виде единовременной помощи. Также кооперативами предоставлялись льготы по кредиту в виде отсрочки ссуды и т. д. 2 Среди крестьян многих уездов Костромской губернии производились добровольные сборы, так называемые «кружечные сборы» («специальный сборщик ходил по домам с кружкой»). Собранные и отчисленные крестьянскими сходами суммы обычно распределялись через волостные попечительства 3 .

Другим видом помощи являлась трудовая помощь. Чаще всего она выражалась в обработке полей семей, оказавшихся без хозяина, так как возможности заплатить наёмным рабочим у них не было. Но «обычно трудовая помощь оказывалась лишь бедным, наиболее нуждающимся семьям, состоящим из жены и малых детей и не имеющих лошади» 4 . Оказание помощи нуждающимся заключалось не только в уборке урожае и посевных работах, но также и в заготовке сена, дров и т. д. В одной из костромских газет сообщается об организации трудовых артелей, основной целью которых являлась помощь семьям воинов в обработке полей 5 . Члены Костромского научного общества отмечали, что «если принять во внимание, что земледелие составляет основное занятие 3/4 населения губернии и определить участие каждого из призванных хотя бы двумя неделями рабочего времени, то размер оказанной трудовой помощи только осенью 1914 года определится по губернии не менее чем в миллион рублей» 6 .

Другой группой населения Костромской губернии, оказывавшей благотворительную помощь пострадавшим от войны, была интеллигенция. Врачи, учителя, деятели искусства не остались в стороне от происходивших событий и старались внести свою лепту в общее благое дело.

Формы помощи со стороны интеллигенции были различны. Одной из самых распространённых являлась трудовая помощь. Данная категория населения бесплатно осуществляла заготовку предметов для нужд армии, оказывала помощь больным и раненым воинам, принимала участие в проведении и организации благотворительных концертов, спектаклей и лотерей. Очень часто сельская интеллигенция (прежде всего, учителя) привлекались земскими учреждениями к организации различных благотворительных мероприятий среди местного населения в свободное от работы время (например, заготовка белья для раненых воинов).

Организация благотворительных мероприятий являлась распространённым видом помощи. В этом мы можем убедиться на основании данных костромских периодических изданий того времени. Интеллигенция также принимала большое участие в деятельности земских учреждений.

Свой вклад в помощь пострадавшим от войны внесло и духовенство. Среди помощи можно выделить три основных направления: благотворительные сборы в пользу воинов и их семей, проведение молитвенных служб за победу русской армии, предоставление духовными учреждениями помещений под госпитали для раненых и больных воинов.

В период Первой мировой войны многие церкви и монастыри предоставляли свои помещения под госпитали для раненых воинов. Уже через полтора месяца после начала войны, как сообщает нам газета «Костромская жизнь», был открыт военный госпиталь в помещении духовной семинарии 7 . В начале 1915 года другая костромская газета «Курьер» пишет: «...администрация лазарета при духовной семинарии на днях отказала в приёме партии раненых только что прибывшей с вокзала, ибо названный лазарет переполнен сверх нормы» 8 . Госпиталь на 35 мест был открыт и при Богоявленском монастыре 9 . Лечебные учреждения открывались не только церковными учреждениями, но и отдельными представителями духовенства. «В доме... на улице Русиной в квартире священника Раевского был открыт лазарет на 7 кроватей» 10 . Русская православная церковь личным примером поднимала боевой дух действующей армии. Во многих частях русской армии были организованы так называемые походные церкви. Костромские священники также принимали участие в этих событиях. Так, костромской священник из села Малые Соли сопровождал 9-й передовой отряд, организованный в Костромской губернии, а также являлся настоятелем походной церкви, созданной при отряде 11 . Помогали пострадавшим и воспитанники церковных учебных заведений. Костромской прессой сообщается о том, что «воспитанницы епархиального женского училища отправили в Пултусский полк подарки солдатам в виде сшитых тёплых фуфаек» 12 . Интересен тот факт, что благотворительная помощь со стороны духовных учебных заведений оказывалась не только гражданам нашей страны, но и поданным вражеских государств. Одна из костромских газет сообщает о том, что в помещении семинарии пленному австрийцу за его игру на скрипке перед семинаристами была собрана сумма более одного рубля 13 .

Помощь пострадавшим от войны оказывала не только православная церковь, свой вклад в общее дело внесли и старообрядцы. В храме Стрельниковской старообрядческой общины по инициативе церковного старосты М. И. Морозова по воскресеньям стал производиться тарелочный сбор на бельё для действующей армии. Также каждое воскресение служились молебны «о даровании победы русскому оружию» 14 .

Благотворительной деятельностью занимались и ремесленники. Например, кустарь-серебряник из села Красного В. Н. Чулков изготовил 400 серебряных и 1 000 медных позолоченных образков для раздачи раненым и больным воинам 15 . Также на ремесленников выпала большая нагрузка по выполнению заказов для нужд армии (снаряжение, одежда и т. д.).

Чиновники также не остались в стороне от беды, коснувшейся большой части населения. Многие ведомства отчисляли часть зарплаты для благотворительных целей. Так, например, чиновники местной контрольной палаты с начала войны отчисляли 2 % своего жалованья в пользу разных организаций по обеспечению воинов и их семей 16 .

Благотворительной помощью занимались и предприниматели Костромской губернии. Основная помощь этой группы населения заключалась в помощи призванным с фабрик рабочих, а также их семьям. Ярким примером являлась фабрика товарищества И. И. Скворцова Нерехтского уезда. На этой фабрике «семействам служащих, взятых на войну, оставлено полное содержание и квартира, семействам рабочих – полное содержание, если никто из семьи взятого не работает на фабрике, и половина заработка, если кто-либо из семьи работает на фабрике» 17 . От многих предпринимателей в период Первой мировой войны поступают денежные пожертвования. Так, вышеупомянутое товарищество мануфактур Скворцова направило в земский союз пожертвование в размере 6 тысяч рублей 18 . На многих фабриках устраивались благотворительные вечера, сбор от которых шёл в пользу призванных в армию и их семей. О проведении таких вечеров на фабриках Томна и Ветка мы узнаём из отчётов, которые предоставлялись в канцелярию губернатора 19 . Некоторые предприниматели предоставляли свои фабрики под лазареты для раненых и больных воинов. Такой госпиталь на 30 коек был открыт при фабрике братьев Зотовых 20 , на фабрике Скворцовых 21 , а также на мануфактуре льняной фабрики К. А Брюханова 22 . Но в период Первой мировой войны встречались и случаи лжеблаготворительности, когда люди стремились заработать на несчастье людей и доверии общества. Об одном из таких случаев пишет «Поволжский вестник». Газета сообщает: «...отдан приказ о задержании всех сборщиков закрытого ныне общества попечения об увечных воинах» 23 . Другая костромская газета «Костромская жизнь» информирует своих читателей о двух лжеблаготворительных патриотических концертах, устроенных неким Шумским в городском театре. В афишах указывалось, что 50 % с чистого сбора будет отчислено в пользу раненых. Позднее выяснилось, что сбор в размере 600 рублей не оправдал всех расходов, и не было сделано ни одного рубля отчислений пострадавшим от военных действий 24 . В период Первой мировой войны общество сочувственно относилось к людям, пострадавшим от неё. Каждый независимо от уровня дохода и социального статуса стремился помочь тем, кого война не пощадила. Об изучаемом периоде, на наш взгляд, можно сказать, что в обществе сложилась своя культура благотворительности, которая определялась не социальным положением человека, а сочувствием к тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, вызванной войной. Находились и те люди, которые под личиной благотворительности стремились решить свои корыстные интересы, но в тот период они составляли ничтожную долю и осуждались обществом. Встречалась ещё одна категория граждан – равнодушные. Таких людей было много, но всё-таки большая часть общества стремилась всеми возможными средствами оказать помощь затронутым войной людям.

Примечания

1 Языков А. Общественная помощь призванным и их семьям // Костромская деревня в первое время войны. Кострома, 1916. С.3.

2 Дюбюк Е. Помощь призванным на войну и их семьям со стороны местного населения // Война и Костромская деревня. Кострома, 1915. С. 14.

3 Там же. С. 12.

4 Там же. С. 9.

5 Поволжский вестник 1915. No 2637. 5 июля.

6 Языков А. Общественная помощь призванным и их семьям // Костромская деревня в первое время войны. Кострома, 1916. С. 19.

7 Костромская жизнь. 1914. No 204. 18 сент.

8 Курьер. 1915. No 97. 18 апр.

9 РГВИА. Ф. 12762. ОП. 1. Д. 7. Л. 2.

10 РГВИА. Ф. 12762. ОП. 1. Д. 7. Л. 7.

11 Курьер. 1915. No 78. 12 марта.

12 Костромская жизнь. 1914. No 234. 25 окт.

13 Костромская жизнь. 1914. No 239. 31 окт.

14 Поволжский вестник. 1915. No 2510. 21 янв.

15 Поволжский вестник. 1915. No 2502. 11 янв.

16 Поволжский вестник. 1915. No 2512. 23 янв.

17 Костромская жизнь. 1914. No 210. 25 сент.

18 Костромская жизнь. 1914. No 230. 19 окт.

19 ГАКО. Ф. 133. ОП. 2. Т. 9. Д. 12526. Л. 49–59.

20 РГВИА. Ф. 12762. ОП. 1. Д. 7. Л. 14.

21 РГВИА. Ф. 12762. ОП. 1. Д. 7. Л. 16.

22 РГВИА. Ф. 12762. ОП. 1. Д. 7. Л. 2.

23 Поволжский вестник. 1915. No 2640. 9 июля.

24 Костромская жизнь. 1914. No 212., 27 сент.

Романовские чтения 2010