... 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Научное издание
Г. А. Камыгина
г. Кострома

Подготовка квалифицированных ювелиров в художественно-ремесленных учебных мастерских с. Красное и г. Ростов Великий

Вторая пол. XIX – нач. XX в. в России было временем активного развития ювелирной промышленности1. Всемирно известны ювелирные изделия фабрик Овчинникова, Постникова, Сазикова, Фаберже. Высокий художественный уровень изделий обеспечивался не только прекрасным вкусом художников, работавших на крупные ювелирные фирмы, но и применением самых передовых по тому времени ювелирных технологий и оборудования. В отдельных случаях на крупных ювелирных предприятиях были организованы собственные профессиональные школы, что позволяло повысить качество подготовки мастеров2.

Активной подготовкой художников для промышленности занимались Училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге и Московское высшее художественно-промышленное училище им. графа Строганова. Выпускники этих училищ, в свою очередь, сами работали преподавателями в различных центрах народных художественных промыслов. В 1897 и 1898 гг. усилиями местных земств были открыты рисовальные классы в с. Красное, Костромской губернии, на базе старинного центра ювелирной кустарной промышленности и рисовальный класс при Ростовском музее в Ярославской губернии. В дальнейшем были организованы, соответственно, Красносельская художественно-ремесленная учебная мастерская (1904) и Ростовская учебно-показательная финифтяная школа-мастерская (1912).

В начале ХХ в. дирекция Строгановского училища направила несколько своих выпускников в Красное3. Для мастерской в 1904 г. был даже построен целый комплекс специализированных помещений: кроме собственно учебного корпуса, существовали общежития для курсантов, литейная мастерская, кузня, склады для хранения материалов и т. п.4 Учебные программы, учебный процесс, наглядные пособия формировались при активном кураторстве Училища барона Штиглица 5. В программу подготовки молодых ювелиров были включены рисунок, скульптура, лепка. Эти предметы не только развивали вкус учащихся, но и приучали их проектировать ювелирные изделия на высоком художественном уровне. В мастерскую были высланы учебные пособия по рисунку, истории искусств, композиции. Часть учебного времени отводилась на теоретический курс с общеобразовательными предметами.

Поскольку работа ювелира тесно связана со знаниями технологических свойств металлов, химикатов, вспомогательных материалов, курсанты учебной мастерской серьезно изучали химию, физику, а также такие сложные процессы, как золочение и серебрение, осваивали на практике процесс изготовления ювелирных украшений6. Освоение практических навыков мастерства проходило под руководством преподавателей, имевших собственный опыт работы в крупных ювелирных фирмах. В частности, Н. Ф. Крючков до педагогической работы в с. Красное работал на фабрике Фаберже в Петербурге, мастер И. А. Дерябин – в мастерской братьев Савельевых в Костроме 7 . Преподаватели регулярно повышали свою профессиональную подготовку в поездках на крупные отечественные и зарубежные ювелирные предприятия8. Профессиональные навыки, знания и опыт преподавателей помогали ученикам художественно-ремесленной мастерской освоить не только достижения художественной мысли, но и передовое по тем временам технологическое оборудование.

Красносельская школа была прекрасно оснащена по тому времени: валец с двумя ручками, валец большой с шестернями, пантограф, пресс-бойня, пресс-баба, эксцентриковый пресс, сверлильный станок, токарный и строгальный станки, пресс рычажного давления и т. д.9 Курсанты художественно-ремесленной мастерской осваивали высокопроизводительные по тем временам способы изготовления ювелирных украшений. Указанное оборудование было незаменимо для производства мелких иконок, крестиков, образков, выпускавшихся в большом количестве красносельскими умельцами.

Таким образом, молодые ювелиры перенимали от своих опытных руководителей передовые технологические приемы и получали качественную художественную подготовку. В результате деятельности квалифицированных преподавателей художественно-ремесленной мастерской с. Красного технологические и художественные достижения ювелирных технологий, свойственные российской промышленности в кон. XIX – нач. XX в., становились доступны и провинциальным мастерам. В дальнейшем профессиональные навыки и знания помогли красносельскому промыслу преодолеть кризис послереволюционных десятилетий.

В Ростове при рисовальном классе в 1903 г. были открыты специальные курсы росписи для взрослых мастеров финифти. Технология росписи по эмали также достаточно сложна, как и производство обычных ювелирных изделий, но она отличается большей стабильностью. В основном это ручная работа, и вводить какие-либо технические усовершенствования для ускорения процесса не было возможности. Однако в Ростов был направлен из Петербурга профессор А. М. Соколов, тщательно исследовавший проблемы технологии эмалевой техники. Для совершенствования технологического процесса Ярославское земство даже направило в Ростов инженера-технолога Н. М. Кулепетова10. В учебной мастерской варили собственную эмаль, причем плавка происходила под руководством молодого местного мастера А. А. Назарова11.

Для мастеров финифти острее стояли вопросы художественного решения своих работ. Издавна технология финифти была связана с культовой тематикой, и в начале ХХ в. перед мастерами-финифтянщиками остро встали проблемы обновления ассортимента продукции. В качестве художественного консультанта в учебно-показательную школу был привлечен профессиональный художник С. В. Чехонин. Его главной задачей было развить художественный вкус курсантов, поэтому особое внимание было уделено обучению рисованию. В школе существовали гипсовые наглядные пособия, приглашались натурщицы12 .

Ростовская учебно-показательная школа стремилась расширить поиски художественного решения финифтяных росписей – использовать сюжеты из древнерусского и западноевропейского искусства. Большим художественным и технологическим достижением учащихся были росписи объемных предметов, что нехарактерно для техники финифти. Новые художественные навыки, методы подготовки эмалевой поверхности, привитые курсантам ростовской школы, дух творчества помогли молодым мастерам в послереволюционное время обновить ассортимент финифтяных росписей. В целом деятельность художественных школ способствовала не только сохранению традиционных художественных промыслов, но и была важным фактором их развития. Курсанты художественных ремесленных мастерских стали спустя некоторое время ведущими специалистами на предприятиях художественных промыслов, художественной обработки металлов.

Примечания

1 Гилодо А. А. Русское серебро второй половины XIX – начала XX века. М.: Береста, 1994. С. 41.

2 Там же. С. 24.

3 Бузин А. И. Красносельские художники-ювелиры. Кострома: Изд-во КГПИ, 1997. С. 55.

4 ГАЯО. Ф. 2231. Оп. 1. Ед. хр. 442.

5 Бузин А. И. Указ. соч. С. 55.

6 Коллекция экспонатов постоянной экспозиции Красносельского музея ювелирного и народно-прикладного искусства.

7 Акуличева Г. В. Красносельское училище художественной обработки металлов: история и современность // Материалы международной науч.-практ. конференции, посвященной 100-летию музея Училища технического рисования и 120-летию династии Штиглицев. СПб., 1996. С. 146.

8 Лужняк Т. Н. Значение красносельской художественно-ремесленной учебной мастерской в развитии ювелирного дела в селе Красном в ХХ в. // Красносельская сторона: сб. ст. Красное-на-Волге, 2012. С. 71

9 ГАЯО. Ф. 2231. Оп. 1. Ед. хр. 442.

10 Пак В. Ф. Ростовская финифть XX в. История промысла, проблемы и художественные особенности: дис. ... канд. искусствоведения. Ярославль, 2002. С. 28.

11 Там же. С. 41.

12 Ростовский филиал ГАЯО. Д. 1. Л. 97–99.

Russia county