ВАСИЛЬЕВ ЛЕОНИД СЕРГЕЕВИЧ.
РЕСТАВРАТОР. ПОДВИЖНИК. ЗОДЧИЙ
Данная книга представляет собой собрание работ выдающегося костромского архитектора-реставратора Л. С. Васильева, посвящённых реставрации памятников архитектуры Костромы и Костромской области за почти пятидесятилетний период, начиная от конца 50-х годов XX в.
Леонид Сергеевич Васильев родился 14 июня 1934 г. в Москве. Его отец – Сергей Григорьевич Ягодаров (1908–1938 гг.), его мать – Елена Семёновна Васильева (1910–1995 гг.). Все предки Л. С. Васильева по отцовской линии были крестьянами Казанской губернии. По материнской линии он принадлежал к старому учительскому роду. Его прадед, Дмитрий Васильевич Васильев († 1928 г.), был сельским земским учителем в Царёвококшайском уезде Казанской губернии. Учителями служили и оба его сына, в том числе и дед Леонида Сергеевича, Семён Дмитриевич Васильев (1886–1978 гг.). Всю жизнь проработала учительницей и его мать Елена Семёновна, окончившая в 1928 г. педагогическое училище в Йошкар-Оле и в 1936 г. – Московский пединститут им. Карла Либкнехта (на Разгуляе).
Вскоре после рождения Леонида его родители разошлись, однако это нерадостное для любой семьи событие в обстановке того времени обернулось благом и для матери Леонида Сергеевича, и для него самого. В 1936 г. С. Г. Ягодаров, молодой инженер- гидротехник Марбумстроя, работавший тогда в посёлке Водостроя в Марийской АССР, был арестован и обвинён во вредительстве. 10 мая 1938 г. Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его к расстрелу. Приговор приведён в исполнение в Казани*. Кто знает, как сложилась бы судьба Елены Семёновны и маленького Леонида, если бы С. Г. Ягодаров не ушёл из семьи.
С 1938 г. Леонид жил с матерью в Йошкар-Оле.
Бывший уездный город Казанской губернии Царёвококшайск, в советское время превратившийся в столицу автономной Марийской Советской Социалистической республики и дважды после революции сменивший своё название**, по сути, стал его родным городом***.
Значительная часть детства Леонида Сергеевича пришлась на годы Великой Отечественной войны. В самом начале Сталинградской битвы, 1 сентября 1942 г., он пошёл в первый класс.
* 3 августа 1957 г. определением Военной коллегии Верховного суда СССР приговор от 10 мая 1938 г. в отношении С. Г. Ягодарова был отменён и дело прекращено за отсутствием состава преступления (Прокуратура республики Марий Эл. Справка о реабилитации С. Г. Ягодарова от 9.02.1994 г. // Архив Л. С. Васильева).
** В 1919 г. Царёвококшайск был переименован в Краснококшайск, а в 1927 г. – в Йошкар-Ола (по-марийски – красный город).
*** Впоследствии по проектам Л. С. Васильева в Марийской АССР (республике Марий-Эл) был восстановлен ряд важнейших памятников архитектуры, архитектурному наследию старого Царёвококшайска он посвятил одну из своих статей – «Судьба архитектурного наследия Йошкар-Олы » (Марий Эл: вчера, сегодня, завтра. 1994, № 2, стр. 46–56 [см. её на стр. 239–243 наст. изд. – Ред.]).
Л. С. Васильев рано определился со своим профессиональным выбором. Позднее он вспоминал об обстоятельствах, повлиявших на это. Летом 1945 г. он с матерью впервые побывал в Ленинграде, что позднее назвал «актом провидения». «Там, – писал Л. С. Васильев, – я впервые увидел подлинную, великую архитектуру, и те впечатления, поначалу не осознанные, определили впоследствии выбор профессии <...>»*.
Летом 1952 г. Л. С. Васильев с золотой медалью окончил в Йошкар-Оле среднюю школу № 11 и тем же летом поступил в Московский архитектурный институт. В этом институте, находившемся в историческом дворце графа И. И. Воронцова на старомосковской Рождественке, незадолго до этого переименованной в улицу Жданова, Л. С. Васильев проучился шесть лет. Об институте того времени у Леонида Сергеевича осталось впечатление, что как вуз он был тогда «педагогически бесплодным». «Вышедшее в те времена правительственное постановление о пресловутых “архитектурных излишествах”,
– писал Л. С. Васильев, – и последовавшее за этим изменение педагогических установок окончательно дезориентировали учащуюся молодежь. Единственно ценным, что могло дать это учебное заведение, – было основательное знакомство с историей мировой архитектуры, градостроительства, изобразительного искусства вообще. Этому способствовала уникальная научная библиотека института»**.
По завершению в 1958 г. института Л. С. Васильев получил распределение в Кострому – на должность архитектора Костромской реставрационной мастерской. С этого времени Кострома и Костромской край навсегда вошли в его жизнь.
* Васильев Л. С. Автобиография (рукопись) // Архив автора.
** Васильев Л. С. Автобиография (рукопись) // Архив автора.
Первым памятником в Костроме, реставрированным по проекту Л. С. Васильева, стала церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской (в то время – Трудовой) слободе. Этот храм, возведённый в конце XVII в., вблизи от стен Ипатьевского монастыря, был сильно перестроен в начале XX в. На рубеже 50-х и 60-х годов церкви в основном удалось возвратить первоначальный облик.
В 60-е годы Л. С. Васильев много работал в Ипатьевском монастыре, где по его проектам проведена реставрация стен и ворот, Троицкого собора, Архиерейского и Братского корпусов.
Л. С. Васильев. Фото 1968 г.
С именем Л. С. Васильева навсегда останется связано восстановление первых вертикалей колоколен Костромы, разрушенных в 30-е годы XX в., и первой из них стала колокольня церкви Спаса в рядах. Причём главная трудность состояла вовсе не в составлении проекта колокольни, от которой не сохранилось ни первоначальных чертежей, ни поздних обмеров – и воссоздавать утраченное пришлось лишь по фотографиям (что крайне сложно), – а в том, чтобы убедить тех, от кого это зависело (т. е. тех, кто всё ещё закоренело считал религию – опиумом народа, а храмы – очагами религиозного дурмана), в необходимости воссоздания этой вертикали в центре города, входящего в «Золотое кольцо» России. С немалым трудом это удалось, и в 1975–1976 гг. увенчанная золотым шпилем колокольня, творение С. А. Воротилова, вновь вознеслась над аркадой Красных рядов. Правда, в последнюю минуту пришёл категорический запрет на установку на шпиль колокольни креста, и свыше 25 лет шпиль венчал позолоченный штырь. Колокольня церкви Спаса в рядах стала первой возрождённой колокольней в Костроме и области, одной из первых в России.
Вторая вертикаль была воссоздана во второй половине 70-х годов, когда по проекту Л. С. Васильева прошла реставрация полуразрушенной церкви Спаса за Волгой. Вновь поднявшийся белый гранёный шатёр колокольни XVII в. сразу оживил панораму Заволжской части Костромы.
В середине 80-х годов Л. С. Васильевым выполнен проект восстановления одного из главных шедевров костромского зодчества XVII в. – церкви Вознесения на Дебре. Возрождение храма после долгих проволочек и сложностей (в полуразрушенной в 30-е годы церкви, переоборудованной в послевоенное время в двухэтажный дом, жили люди) началось в 1986 г. В последующие несколько лет, под постоянным надзором архитектора, реставраторы выполнили большой объём работ, в частности – заново возвели разрушенную шатровую колокольню. Уже вот-вот должно было начаться восстановление пятиглавия храма с его поразительным декоративным узорочьем барабанов глав, равному которому нет нигде в России. К сожалению, после 1991 г. недореставрированный храм с колокольней, окружённый сгнившими лесами, стоит заброшенным, несмотря на
то, что находится под самыми окнами здания областной администрации на Муравьёвке. Заброшенность храма и неопределённость его судьбы – постоянная рана в сердце Леонида Сергеевича...
Одним из наиболее любимых «объектов» Л. С. Васильева является церковь Воскресения на Дебре. Ещё в начале 60-х годов в результате натурных исследований им был выполнен ряд графических реконструкций облика церкви в разные периоды её истории. В конце 90-х годов началось восстановление рядом с ней разрушенной колокольни Знаменской церкви – четвёртой возрождённой в Костроме по проекту Л. С. Васильева. 26 сентября 2001 г. воссозданная колокольня была освящена архиепископом Костромским и Галичским Александром, и теперь её бело-голубая вертикаль (Леониду Сергеевичу удалось установить её первоначальную раскраску) встречает каждого, кто въезжает в левобережную часть города по мосту через Волгу.
Несколько десятилетий в жизни Леонида Сергеевича связано с Ильинским (Христорождественским) храмом в бывшем селе Городище в Заволжской части Костромы, воздвигнутым в середине XVII в. боярами Морозовыми. Ещё в 60-е годы, когда храм стоял ободранный и заброшенный, архитектору в результате натурных исследований удалось восстановить на бумаге его первоначальный облик. В 1986 г. по его проекту началась реставрация церкви, продолжавшаяся и после передачи её общине верующих. В 2002 г. завершилось возрождение разрушенного Феодосиинского придела, и теперь белый храм на вершине могучего холма над Волгой вновь играет ключевую роль в панораме Заволжья Костромы.
Л. С. Васильевым выполнено большое количество проектов возрождения полностью или частично разрушенных храмов Костромы, время осуществления которых – в чём мы не сомневаемся – рано или поздно придёт. Среди них – Ильинская церковь (ул. Советская, 4), церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (начало улицы Островского), церковь Воскресения «на Площадке», до 1930 г. украшавшая Советскую (бывшую Воскресенскую) площадь и игравшая в её ансамбле примерно такую же роль, что и храм Василия Блаженного на Красной площади Москвы; церковь Василия Блаженного в Селище – один из лучших памятников периода классицизма в нашем крае, собор Рождества Богородицы в Ипатьевском монастыре и др.
И, конечно, особая глава в жизни Л. С. Васильева – это воссоздание на бумаге взорванных в 1934 г. в бывшем Костромском кремле Богоявленского кафедрального собора и соборной колокольни.
Безусловно, что выполнить проект столь сложных и монументальных сооружений фактически лишь на основании старых фотографий (т. к. обмеры 1934 г. накануне взрыва делались в основном «на глазок» и очень мало помогли в работе) мог только он – с его опытом, талантом и преданностью делу.
Л. С. Васильев очень много работал в городах и районах области, где по его проектам в разные годы были восстановлены: Покровский и Никольский храмы Авраамиево-Городецкого монастыря на Чухломском озере, Успенский собор Паисиева Успенского монастыря близ Галича, Успенская и Макариевская церкви Макариево-Унженского монастыря. По его проекту в 1996–1997 гг. на берегу Галичского озера воссоздана разрушенная колокольня церкви Василия Великого в Рыбной слободе Галича – первая колокольня, восстановленная в нашей области за пределами Костромы.
Нельзя не отметить большой вклад Леонида Сергеевича в восстановление заповедного Щелыкова, где по его проектам реставрированы главный дом усадьбы, т. н. «Голубой» дом, церковь и ограда в Николо-Бережках, где на кладбище покоится прах А. Н. Островского.
По проектам архитектора восстановлено множество памятников за пределами Костромской области – в Москве, Ярославле, Рязани, Ростове Великом, Йошкар-Оле и других местах. Особая страница в его жизни связана с Сибирью. В январе 1969 г., накануне 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, Леонид Сергеевич был командирован в Красноярский край, в место ленинской ссылки – в мемориальное Шушенское. В этом историческом
сибирском селе по его проектам восстановлено 23 различных объекта. К сожалению, не удалось заново возвести разрушенную в 30-е годы XX в. Петропавловскую церковь, в которой во время ссылки обвенчались В. И. Ленин и Н. К. Крупская: стоящий пред церковным аналоем вождь революции плохо вязался с официальным пропагандистским каноном и разрешения на восстановления данного «объекта» добиться не удалось. Именно за работу в Шушенском, занимающую в творческой биографии Л. С. Васильева достаточно скромное место, указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 апреля 1971 г. ему было присвоено звание Заслуженный работник культуры РСФСР. Продолжением работы в Шушенском стала командировка Леонида Сергеевича в 1974–1975 гг. в Иркутск, где по его проекту про шла реставрация дома княгини М. Н. Волконской, в котором разместился «Музей сибирской ссылки де кабристов ». Весной 1976 г. Л. С. Васильев был приглашён в Рязань, в Рязанскую реставрационную мастерскую. Впрочем, в Рязани он проработал недолго. В конце декабря 1977 г. Леонид Сергеевич переехал в Ярославль. Здесь он проработал до начала 1986 г., семь лет занимая пост главного архитектора Ярославской реставрационной мастерской. В марте 1986 г. Л. С. Васильев вернулся в Кострому.
15 июля 1995 г. в жизни Л. С. Васильева начался новый этап: он стал архитектором Костромской епархии. В области возрождалось множество церквей, как правило пребывающих в руинах, и за истекшие годы, благодаря трудам Леонида Сергеевича, восстановлены или построены заново многие городские и сельские храмы.
После гибели в 2000 г. атомной подводной лодки «Курск» по проекту Л. С. Васильева вблизи поселка Видяево на Кольском полуострове, на берегу бухты Ара-губа, был воздвигнут деревянный шатровый храм. В память о погибших подводниках этот храм был освящён 12 августа 2001 г. во имя святителя Николая Угодника – покровителя моряков и путешествующих по водам.
Заслуги Л. С. Васильева получили высокую оценку: 23 июня 2005 г. Дума г. Костромы присвоила ему звание «Почётный гражданин города Костромы».
Имя Л. С. Васильева уже давно стоит в одном ряду с наиболее выдающимися зодчими Костромского края – безвестными мастерами XVI–XVII вв. и более поздних столетий: С. А. Воротиловым, Н. И. Метлиным, П. И. Фурсовым и др.
О работах Л. С. Васильева, собранных под обложкой данной книги, следует сказать особо. Леонид Сергеевич, безусловно, обладает литературным да ром. К сожалению, он редко брался за перо – обычно он писал статьи о памятниках архитектуры только по настоятельным просьбам. Основная часть текстов, приведённая в нашем издании – пояснительные записки, прилагавшиеся к проектам восстановления различных объектов. Все они публикуются впервые. Не предназначавшиеся для печати, они имеют большое историческое значение. В совокупности литературное наследие Л. С. Васильева – это
летопись реставрационных работ в Костромском крае за последние пятьдесят лет. 2007 г.