Дмитриев Максим Петрович

 Портрет фотографа
Максим Петрович Дмитриев

Максим Петрович Дмитриев родился 21 августа 1858 года в деревне Повалишино Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Мать, Александра Герасимова, была дворовой помещика Афанасьева. В возрасте двух лет Максим был отдан на воспитание бездетному крестьянину Елисею Куприянову в Егорьевский уезд Рязанской губернии. Окончил церковно-приходскую школу. Однако дела Куприянова пошатнулись, содержать ребёнка ему становилось тяжело, Максиму пришлось самому зарабатывать себе на пропитание: читать псалтырь над покойниками, плести корзины для продажи.

В четырнадцатилетнем возрасте Максим Дмитриев оказался в Москве, где Елисей Куприянов пристроил его «в мальчики» в посудной лавке. Однако вскоре мать Максима, желая, чтобы сын овладел ремеслом, сумела устроить его в ученики к известному московскому фотографу М. П. Настюкову. Максим быстро освоил работу подмастерья, за несколько месяцев достигнув результатов, на которые у некоторых уходили годы. Начав с чистки и мытья стёкол для изготовления фотопластинок, вскоре он перешёл к наклейке отпечатков и ретушированию. Настюков стал доверять ретушь талантливому подростку. По выходным Максим занимался на воскресных рисовальных курсах художественного Строгановского училища, изучая основы композиции, перспективы, соотношение света и тени, и прочие тонкости графики.

 Фото: Дмитриев Максим Петрович
Общий вид Нижегородской ярмарки. 1911 г.

В 1874 году вместе с хозяином впервые посетил Нижний Новгород, Настюков взял Максима с собой для работы в павильоне на ярмарке. Шумная ярмарка, с толпами народа, тысячами лиц впечатлила и увлекла юношу. В свободное время он с переносной камерой выходил к лавочным рядам или забирался на высокие здания, снимая сцены торговли, народные развлечения, толпы гуляющих, нижегородские пейзажи. В Нижнем Новгороде Дмитриев встретил человека, сыгравшего огромную роль в его дальнейшей жизни — нижегородского фотографа и художника Андрея Осиповича Карелина, который не скрывал секретов мастерства от молодого человека. Дмитриев мечтал работать с Карелиным, однако этому препятствовал шестилетний контракт с Настюковым, не позволяющий уехать из Москвы.

В 1877 году Настюков, однако, решил оставить фотографию и продал бизнес вместе с персоналом некоему Эгерту. Дмитриев, воспользовавшись ситуацией, расторг контракт и переехал в Нижний Новгород. Там он устроился ретушёром в ателье Д. Лейбовского, бывшего ученика Карелина, много позаимствовавшего в технике у учителя. Спустя два года, в 1879 году, наконец Дмитриев стал помощником Карелина, к этому времени обладавшего европейской и мировой известностью. Дмитриев старательно изучал особенности работ Карелина, исследовал нюансы его мастерства, осваивал мастерское владение светом и оптикой. По совету наставника Максим посещал музеи, художественные галереи, читал классические произведения русской литературы, восполняя недостатки образования. Работа у Карелина дала Дмитриеву не только профессиональные навыки, но и позволила накопить некоторые средства для открытия своего дела.

пейзажные кадры
 Volga river
Караван на реке Волге. г. Ярославль 1894 г.
 Volga river
Костромская Верхняя набережная 1903 г.
 Volga river
Нижняя набережная Костромы. Церковь Стефана Сурожского 1890 г.
 Сплав леса по реке
Вид на соборы Костромского Кремля с Волжских плотов
 Дмитриев Максим Петрович
Вид на Плес с левого берега Волги 1894 г.
 Дмитриев Максим Петрович
Общий вид города Плес с противоположного берега Волги 1894 г.
 Дмитриев Максим Петрович
Общий вид города Плес с Волги 1894 г.
 Дмитриев Максим Петрович
Общий вид с горы на город Плес 1894 г.
 Дмитриев Максим Петрович
Общий вид с горы на город Плес 1894 г.
 Дмитриев Максим Петрович
Юрьевецкий уезд, Пучеж. 1894 г.
 Дмитриев Максим Петрович
Юрьевецкий уезд, Пучеж. 1894 г.
 Дмитриев Максим Петрович
Общий вид на Нижний Новгород с ярмарочной стороны 1905 гг.
 Дмитриев Максим Петрович
Верховья реки Волги. Чебоксары. 1894 г.
 Документальные кадры России
Саратов. Бурлаки грузчики.
Picture of The Kostroma Region