Губернский дом 2000 год. № 2
Историко- краеведческий культурно- просветительский научно- популярный журнал № 2. – Кострома: Б/и, - 2000.
Содержание
Время, общество, знаниеПриобщить человека к духовности 3
Семейный альбом. Галичский род Свиньиных 5
Земляки. Жители рыбной слободы 7
Фотограф озерного края 9
О художнике И.И.Каликине 13
Свидетельства, архивы, документыЛетописцы из Галича 15
Галич княжеский, Галич средневековый 17
Торговые связи галичан в XVII в. 25
Из истории Галичского уезда 28
Просветители Галичской стороны 32
Святые обители 35
Монастырь, обращенный в церковь 38
Крестные ходы из Костромы до Галича 42
Из истории сел и деревень 45
Галичский помещик - друг Аксакова 47
Воспоминания воспитанницы Смольного монастыря 50
Св. Симеон Костров. Галич и его уезд 54
Промыслы и ремесла 58
История в документах 61
Литература, искусство, культураГаличское народное слово 65
Деревянные церкви и часовни 67
Праздничная одежда галичанок 72
Галичский музей открывает тайну 75
Творчество. Песни и стихи Галичского края 78
Из истории Галичского уезда
ЖИТЕЛИ РЫБНОЙ СЛОБОДЫ
Каждый, кто проезжал мимо Галича по железной дороге, восхищался красотой этого города, расположенного у подножья Балчуга на берегу большого озера, и сравнивал его с приморскими городами Италии, изображенными на открытках и картинах. Те, кто проезжали наш Галич повторно, уже знали, что только в Галиче есть самая вкусная рыба - жареная, копченая и сушеная, а самые хорошие огурцы - свежие, соленые и малосольные - тоже в Галиче. Так было раньше. Рыбаки в Рыбной слободе исправно ловили рыбу в озере летом, осенью и зимой. Жены рыбаков выращивали огурцы в маленьких круглых парниках, так называемых “лунках", вязали сети, вели хозяйство, воспитывали детей. Их трудолюбием славился Галич. Многие местные и приезжие писатели и поэты посвящали свои произведения рыбакам, их труду и быту. Кто же такие были эти рыбаки из Рыбной слободы города Галича?
После крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева Екатерина II выслала в Галич 50 семей казаков-староверов, участников тех событий; городские власти поселили их на краю города, по обеим сторонам дороги, ведущей на Чухлому. Староверы стали приобщаться к новой вере, православной, ходили в церковь. Приобщались и ко всему остальному: многие стали пить и курить, чего никогда не делали староверы. Как я помню, к 1930-40 гг. староверов оставалось не более двух-трех семей. Фамилии семей, распространенные в Рыбной слободе, не встречались в центре города, в селах и деревнях, расположенных вокруг Ганича: Булатовы. Брезгины. Ёлшины, Зуевы, Караба- новы. Ляполовы. Мурзины, Нефедь- евы, Сотниковы (сотник - командир казачьей сотни). Храмцовы, Хаба- зовы. С какого времени казаки-староверы стати заниматься артельной рыбной ловлей, по историческим музейным справкам неизвестно. Артели комплектовались на добровольных началах на каждый сезон. Каждая артель сообща готовилась к сезонному лову, приводила в порядок сети и лодки.
Были в Рыбной слободе и свои умельцы. Помню трех братьев Дьяконовых (дети священника). Они были хорошими слесарями. В свободное время мастерили буера для катания под парусами по льду озера. Все делали сами: от слесарных, кузнечных и столярных работ до пошивки парусов. Паруса шили такие же, как на яхтах, - для движения под любым ветром. А каково было зрелище! Буер на трех больших коньках при свежем ветре, на крыльях-парусах мчится по зеркальной ледяной глади озера! Братья катали и нас, малышей. На нас это производило большое впечатление. Мы восхищались этими людьми, сделавшими такую технику. На Набережной улице жили братья Моргуновы. У них впервые в Галиче появились детекторные радиоприемники, у дома стояла высокая мачта с антенной. Они первыми освоили моторную лодку. На углу Васильевского переулка, у церкви Василия Великого, стоит двухэтажный дом других братьев Дьяконовых - рыбаков. Николай Васильевич Дьяконов (для меня - дядя Николай) считался лучшим мастером по изготовлению долбленых челнов и лодок. Надо было видеть, с какой тщательностью он делат свое дело: выбирал дерево нужного диаметра, без сучков, со здоровой сердцевиной. потом начерно долбил внутренний профиль, распаривал в пешне (большая печь для сушки рыбы), устанавливал "сторожки'' рядами, чтобы контролировать толщину дна при чистовой обработке внутреннего профиля, устанавливал “тыгуны" (шпангоуты), боковые набои и. наконец. смолил. Челны получались “ходкие", устойчивые, не “верткие". Рыбаки высоко ценили работу дяди Николая и заказывали челны только ему. Челн был в работе все лето, от ранней весны до поздней осени, пока озеро не покрывалось льдом. Весной нужно было привезти тростник (на на загородки для зашигы огуречника пт северного ветра, потом надо было привезти "лыву" для лунок, в которых выращивали огурцы. На челне ездили ловить рыбу "мережкой” Рыба была разная по названию и по величине. Большую рыбу называли “хрушкой”. изгибаясь, она хрустела чешуей (Это определение встречается и у Михаила Шолохова).
А огуречники - это просто чудо агротехники, не превзойденное и доныне. В каждом огуречнике - ряды круглых “лунок", в которые засыпалась торфяная земля с берега озера - “лыва”. Лунки закрывались стеклянными рамами. Огурцы в них росли как на дрожжах и славились далеко за пределами Галича.
Наиболее напряженной была осенняя рыбная ловля большими неводами, уложенными в двух лодках, невода вытягивали в лодки воротом. Когда ребята-подростки замечали возвращение рыбаков с лова, от дома к дому передавалось: “Рыбаки едут”. И начиналась оживленная подготовка к разфузке рыбы из лодок в низкие кузова и корзины. Работали все: и рыбаки, и их жены, и все домашние. После разгрузки рыбу увозили с плота на базу или к пешням для сушки на “ван- дыш". Рыбаки вешали невод на “сохи” для просушивания. Сейчас невода не сушат, так как капроновые сети не намокают. Работа рыбаков на озере и в огороде - это тяжелый физический труд, но только такой труд обеспечивал достаток на столе для всей семьи. Излишков хватало и для продажи на рынке. С давних пор жители Рыбной слободы вносили большой вклад в продовольственное обеспечение галичан. За вандышем. капустой, огурцами и луком сюда приезжали со всех окрестных деревень. Вижу, как сейчас, дядю Николая у построенного им челна, соседа-сапожника дядю Колю Скорнякова, старого унтер-офицера, человека интеллигентного, неустанно стучавшего молотком, зарабатывавшего свой хлеб, не пившего и не курившего, дядю Васю Храмцова и Бориса Брезгина, которые, как и я. как многие другие, вернулись с войны домой инвалидами. Большая часть ушедших на войну, как мой отец Нефедьев Иван Капитонович, его брат Капитон Капитонович, не вернулись с поля боя. Дядя Вася продолжал работать в рыбколхозе, Борис Брезгин с тяжелейшими увечьями, полученными на войне, ездил за озеро за дровами - такова была жизнь.
Лет пять тому назад был в Москве, решил зайти в Министерство Судпрома. До этого читал в газете интервью с зам. министра с нашей "рыбновской" фамилией. По телефону попросил секретаршу выписать мне пропуск, назвал свою фамилию. Она спрашивает: “Вы из какой организации?” Что ответить? Сказать, что земляк, неудобно, могут по-разному понять. Отвечаю: “Вы скажите, что Нефедьев из Рыбной, - он знает”. Секретарша в ответ: “Из рыбной промышленности?”. “Нет, - отвечаю, - это больше”. Других вопросов не было. Выписали мне пропуск и проводили к зам. министра Леониду Николаевичу Ре- зунову. Поговорили, конечно, о Галиче, о Рыбной, о знакомых, о школе (он на 4 года моложе меня) и обо всем, общим в Галиче.
Валентин НЕФЕДЬЕВ.
Костромское землячество в С.-Петербурге.
НАСАЖДЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ В ГАЛИЧЕ И ПРЕДЕЛАХ ЕГО
Неизвестно, когда положено начало христианства в пределах нынешней костромской епархии и Галича. Из рукописного позднейшей редакции жития преподобного Авраамия, Ростовского чудотворца, известно только, что он был уроженцем города Чухломы, в 50-ти верстах от Галича, жители которого были язычниками. Первые сведения о христианском учении он получил от новгородских и псковских купцов, которые по делам торговли бывали в Чухломе, в доме родителей Авраамия; но он отошел в Ростов. Впоследствии преподобный Авраамий Галичский, ученик и постриженник преподобного Сергия Радонежского, поселился на западном берегу Галичского озера во 2-й половине XIV века и поставил здесь обитель в честь явленной ему на дереве иконы Божией Матери “Умиление”. Монастырь этот существовал до учреждения штатов 1764 года под именем Ново-Заозерского. После основания этой обители преподобный Авраамий удалился из любви к уединенной и безмолвной отшельнической жизни далее к северу и устроил обитель, известную под именем Великой Пустыни, и другую в честь Собора Богородицы на реке Виге. Скрывшись отсюда, препод. Авраамий удалился на берега Чух лом ского озера, где полож ил основание нынешнему чухломскому мо настырю , названному по имени его Авраамиевы м . Здесь преподобны й Авраамий скончался в 1375 году. П ри гробе его откры лись чудеса в 1622 году.
Судя по этому, в Галич христиан ская вера проникла в X II веке. Га- личские летописи упоминают о кня жении в Галиче трех братьев: С и меона, Андрея и Ф едора - и о суще ствовании в их время, около 1170- 72 годов, в Галиче двух церквей, из коих одну, во имя Всемилостивого Спаса, построил князь Симеон пос ле удачной междоусобной войны со своими братьями, а при другой в 1172 году погребен князь Ф еодор, убитый в войне с братьями.
Откуда проникла христианская вера в костромские пределы? Н а этот вопрос на основании имеющихся в епархиальном ведомстве сведений можно отвечать положительно, что проповедники веры христовой при шли в костромские пределы “ от за пада, севера, ю га и востока” . Т ак преподобный Авраамий Ростовский (чухломский уроженец) получает в X I или X II веке просвещ ение хрис тианскою верою с северо-запада, от христианских купцов, новгородских и псковских; с севера же (из У стю га) в XV веке появляется в костром ском крае преподобн. Варнава Вет- лужский; с ю го-запада из пустыни Радонежской исходит в X IV и XV веках преподобн. .Авраамий Г алич ский и И аков Ж елезноборовский, Тихон Лухский (в конце XV века), Геннадий Л ю бим оградский, Ф ера- понт Чудный (XVI век), с юга и юго- востока (в XIV-XV вв.) притекаю т в костромские пределы преподобные Пахомий Нерехтский (из Владими ра на Клязьме) и М акарий Унженс- кий (из Нижнего Н овгорода). Святая православная вера, насаж даемая. возвращ аемая и укрепляе мая сонмом этих святых, исполнен ных апостольской ревности, дала обильные плоды не только для кос тромской стороны, но даж е и всей российской церкви. Из костромской стороны в половине XV века про изошел святитель Иона, митрополитНеизвестно, когда положено начало христианства в пределах нынешней костромской епархии и Галича. Из рукописного позднейшей редакции жития преподобного Авраамия, Ростовского чудотворца, известно только, что он был уроженцем города Чухломы, в 50-ти верстах от Галича, жители которого были язычниками. Первые сведения о христианском учении он получил от новгородских и псковских купцов, которые по делам торговли бывали в Чухломе, в доме родителей Авраамия; но он отошел в Ростов. Впоследствии преподобный Авраамий Галичский, ученик и постриженник преподобного Сергия Радонежского, поселился на западном берегу Галичского озера во 2-й половине XIV века и поставил здесь обитель в честь явленной ему на дереве иконы Божией Матери “Умиление”. Монастырь этот существовал до учреждения штатов 1764 года под именем Ново-Заозерского. После основания этой обители преподобный Авраамий удалился из любви к уединенной и безмолвной отшельнической жизни далее к северу и устроил обитель, известную под именем Великой Пустыни, и другую в честь Собора Богородицы на реке Виге. Скрывшись отсюда, препод. Авраамий удалился на берега Чухломского озера, где положил основание нынешнему чухломскому монастырю, названному по имени его Авраамиевым. Здесь преподобный Авраамий скончался в 1375 году. При гробе его открылись чудеса в 1622 году.
Судя по этому, в Галич христианская вера проникла в XII веке. Галичские летописи упоминают о княжении в Галиче трех братьев: Симеона, Андрея и Федора - и о существовании в их время, около 1170-72 годов, в Галиче двух церквей, из коих одну, во имя Всемилостивого Спаса, построил князь Симеон после удачной междоусобной войны со своими братьями, а при другой в 1172 году погребен князь Феодор, убитый в войне с братьями.
Откуда проникла христианская вера в костромские пределы? Н а этот вопрос на основании имеющихся в епархиальном ведомстве сведений можно отвечать положительно, что проповедники веры христовой пришли в костромские пределы “от запада, севера, юга и востока”. Так преподобный Авраамий Ростовский (чухломский уроженец) получает в XI или XII веке просвещение христианскою верою с северо-запада, от христианских купцов, новгородских и псковских; с севера же (из Устюга) в XV веке появляется в костромском крае преподобн. Варнава Ветлужский; с ю го-запада из пустыни Радонежской исходит в XIV и XV веках преподобн. Авраамий Галичский и Иаков Железноборовский, Тихон Лухский (в конце XV века), Геннадий Любим оградский, Ферапонт Чудный (XVI век), с юга и юго-востока (в XIV-XV вв.) притекаю в костромские пределы преподобные Пахомий Нерехтский (из Владимира на Клязьме) и Макарий Унженский (из Нижнего Новгорода).
Святая православная вера, насаждаемая. возвращаемая и укрепляемая сонмом этих святых, исполненных апостольской ревности, дала обильные плоды не только для костромской стороны, но даж е и всей российской церкви. Из костромской стороны в половине XV века произошел святитель Иона, митрополит московский. Он уроженец Солигаличского уезда, в 10 верстах от города Галича в приходе села Одноушева есть селение, называемое таким же именем, от имени родителя Ионы - Федора Одноуша. В это селение каждогодно бывает крестный ход в первый воскресный день Петрова поста. Галич - родина святителя Филиппа, митрополита московского.
В конце XV II века пребывал в обители преподобного Макария Унженского богомудрый игумен Митрофан и отсюда возведен на святительский престол воронежской епархии. Таким образом, насадителями веры и жизни истинно христианской в костромской стороне были святые отшельники мира, преподобные отцы: Авраамий Галичский, Пахомий Нерехтский, Иаков Железноборовский, Макарий Унженский, Паисий Галичский. Предание сохранило для потомства сведения о жизни преподобн. отца Паисия только со времени настоятельства его в галичском Успенском монастыре, который еще при жизни св. настоятеля был назван его именем. Паисий упоминается в княжение галичского князя Дмитрия Красного в начале XV века. Этому святому угоднику чудесно явилась икона Божией Матери Овиновская. Преподобный Паисий при жизни своей пользовался особенным уважением не только удельных князей галичских, но и великих князей московских. Преподобный скончался 23 мая, во 2-й половине XV века.
Затем следуют просветители: Кирилл Новоозерский, уроженец г. Галича, Варнава Ветлужский, Тихон Лухский, Андриан и Ферапонт Монзенские, Геннадий Любомироградский, блаженный Симеон Юрьевецкий, Святый Иона, митрополит всероссийский, Митрофан, первосвятитель воронежский, и другие.
Ко времени учреждения в Костроме епархии в 1745 году в костромских пределах уже существовало 37 монастырей и пустынь и 767 приходских церквей, городских и сельских.
С.Сытин. Древний город Галич. 1905 г
