Губернский дом 2000 год. № 2

Историко- краеведческий культурно- просветительский научно- популярный журнал № 2. – Кострома: Б/и, - 2000.

Содержание

Время, общество, знание

Приобщить человека к духовности 3

Семейный альбом. Галичский род Свиньиных 5

Земляки. Жители рыбной слободы 7

Фотограф озерного края 9

О художнике И.И.Каликине 13

Свидетельства, архивы, документы

Летописцы из Галича 15

Галич княжеский, Галич средневековый 17

Торговые связи галичан в XVII в. 25

Из истории Галичского уезда 28

Просветители Галичской стороны 32

Святые обители 35

Монастырь, обращенный в церковь 38

Крестные ходы из Костромы до Галича 42

Из истории сел и деревень 45

Галичский помещик - друг Аксакова 47

Воспоминания воспитанницы Смольного монастыря 50

Св. Симеон Костров. Галич и его уезд 54

Промыслы и ремесла 58

История в документах 61

Литература, искусство, культура

Галичское народное слово 65

Деревянные церкви и часовни 67

Праздничная одежда галичанок 72

Галичский музей открывает тайну 75

Творчество. Песни и стихи Галичского края 78



Из истории Галичского уезда

ЖИТЕЛИ РЫБНОЙ СЛОБОДЫ

Каждый, кто проезжал мимо Га­лича по железной дороге, восхи­щался красотой этого города, рас­положенного у подножья Балчуга на берегу большого озера, и сравнивал его с приморскими городами Ита­лии, изображенными на открытках и картинах. Те, кто проезжали наш Галич повторно, уже знали, что только в Галиче есть самая вкусная рыба - жареная, копченая и суше­ная, а самые хорошие огурцы - све­жие, соленые и малосольные - тоже в Галиче. Так было раньше. Рыба­ки в Рыбной слободе исправно ло­вили рыбу в озере летом, осенью и зимой. Жены рыбаков выращивали огурцы в маленьких круглых пар­никах, так называемых “лунках", вязали сети, вели хозяйство, воспи­тывали детей. Их трудолюбием сла­вился Галич. Многие местные и приезжие писатели и поэты посвя­щали свои произведения рыбакам, их труду и быту. Кто же такие были эти рыбаки из Рыбной слободы го­рода Галича?

После крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева Екатерина II выслала в Галич 50 се­мей казаков-староверов, участников тех событий; городские власти по­селили их на краю города, по обе­им сторонам дороги, ведущей на Чухлому. Староверы стали приоб­щаться к новой вере, православной, ходили в церковь. Приобщались и ко всему остальному: многие стали пить и курить, чего никогда не де­лали староверы. Как я помню, к 1930-40 гг. староверов оставалось не более двух-трех семей. Фамилии семей, распространенные в Рыбной слободе, не встречались в центре города, в селах и деревнях, распо­ложенных вокруг Ганича: Булатовы. Брезгины. Ёлшины, Зуевы, Караба- новы. Ляполовы. Мурзины, Нефедь- евы, Сотниковы (сотник - командир казачьей сотни). Храмцовы, Хаба- зовы. С какого времени казаки-ста­роверы стати заниматься артельной рыбной ловлей, по историческим музейным справкам неизвестно. Артели комплектовались на добро­вольных началах на каждый сезон. Каждая артель сообща готовилась к сезонному лову, приводила в поря­док сети и лодки.

Были в Рыбной слободе и свои умельцы. Помню трех братьев Дья­коновых (дети священника). Они были хорошими слесарями. В сво­бодное время мастерили буера для катания под парусами по льду озе­ра. Все делали сами: от слесарных, кузнечных и столярных работ до пошивки парусов. Паруса шили та­кие же, как на яхтах, - для движе­ния под любым ветром. А каково было зрелище! Буер на трех боль­ших коньках при свежем ветре, на крыльях-парусах мчится по зер­кальной ледяной глади озера! Бра­тья катали и нас, малышей. На нас это производило большое впечатле­ние. Мы восхищались этими людь­ми, сделавшими такую технику. На Набережной улице жили братья Моргуновы. У них впервые в Гали­че появились детекторные радио­приемники, у дома стояла высокая мачта с антенной. Они первыми освоили моторную лодку. На углу Васильевского переулка, у церкви Василия Великого, стоит двухэтаж­ный дом других братьев Дьяконо­вых - рыбаков. Николай Васильевич Дьяконов (для меня - дядя Николай) считался лучшим мастером по из­готовлению долбленых челнов и лодок. Надо было видеть, с какой тщательностью он делат свое дело: выбирал дерево нужного диаметра, без сучков, со здоровой сердцеви­ной. потом начерно долбил внутрен­ний профиль, распаривал в пешне (большая печь для сушки рыбы), устанавливал "сторожки'' рядами, чтобы контролировать толщину дна при чистовой обработке внутренне­го профиля, устанавливал “тыгуны" (шпангоуты), боковые набои и. на­конец. смолил. Челны получались “ходкие", устойчивые, не “верткие". Рыбаки высоко ценили работу дяди Николая и заказывали челны толь­ко ему. Челн был в работе все лето, от ранней весны до поздней осени, пока озеро не покрывалось льдом. Весной нужно было привезти тростник (на на загородки для зашигы огуречника пт северного ветра, по­том надо было привезти "лыву" для лунок, в которых выращивали огур­цы. На челне ездили ловить рыбу "мережкой” Рыба была разная по названию и по величине. Большую рыбу называли “хрушкой”. изгиба­ясь, она хрустела чешуей (Это оп­ределение встречается и у Михаила Шолохова).

А огуречники - это просто чудо агротехники, не превзойденное и доныне. В каждом огуречнике - ряды круглых “лунок", в которые за­сыпалась торфяная земля с берега озера - “лыва”. Лунки закрывались стеклянными рамами. Огурцы в них росли как на дрожжах и славились далеко за пределами Галича.

Наиболее напряженной была осенняя рыбная ловля большими неводами, уложенными в двух лод­ках, невода вытягивали в лодки во­ротом. Когда ребята-подростки за­мечали возвращение рыбаков с лова, от дома к дому передавалось: “Рыбаки едут”. И начиналась ожив­ленная подготовка к разфузке рыбы из лодок в низкие кузова и корзи­ны. Работали все: и рыбаки, и их жены, и все домашние. После раз­грузки рыбу увозили с плота на базу или к пешням для сушки на “ван- дыш". Рыбаки вешали невод на “сохи” для просушивания. Сейчас невода не сушат, так как капроно­вые сети не намокают. Работа ры­баков на озере и в огороде - это тяжелый физический труд, но толь­ко такой труд обеспечивал достаток на столе для всей семьи. Излишков хватало и для продажи на рынке. С давних пор жители Рыбной слобо­ды вносили большой вклад в про­довольственное обеспечение гали­чан. За вандышем. капустой, огур­цами и луком сюда приезжали со всех окрестных деревень. Вижу, как сейчас, дядю Николая у построен­ного им челна, соседа-сапожника дядю Колю Скорнякова, старого унтер-офицера, человека интелли­гентного, неустанно стучавшего мо­лотком, зарабатывавшего свой хлеб, не пившего и не курившего, дядю Васю Храмцова и Бориса Брезгина, которые, как и я. как многие дру­гие, вернулись с войны домой ин­валидами. Большая часть ушедших на войну, как мой отец Нефедьев Иван Капитонович, его брат Капи­тон Капитонович, не вернулись с поля боя. Дядя Вася продолжал ра­ботать в рыбколхозе, Борис Брезгин с тяжелейшими увечьями, получен­ными на войне, ездил за озеро за дровами - такова была жизнь.

Лет пять тому назад был в Мос­кве, решил зайти в Министерство Судпрома. До этого читал в газете интервью с зам. министра с нашей "рыбновской" фамилией. По теле­фону попросил секретаршу выпи­сать мне пропуск, назвал свою фа­милию. Она спрашивает: “Вы из какой организации?” Что ответить? Сказать, что земляк, неудобно, мо­гут по-разному понять. Отвечаю: “Вы скажите, что Нефедьев из Рыб­ной, - он знает”. Секретарша в от­вет: “Из рыбной промышленнос­ти?”. “Нет, - отвечаю, - это больше”. Других вопросов не было. Выписа­ли мне пропуск и проводили к зам. министра Леониду Николаевичу Ре- зунову. Поговорили, конечно, о Га­личе, о Рыбной, о знакомых, о шко­ле (он на 4 года моложе меня) и обо всем, общим в Галиче.

Валентин НЕФЕДЬЕВ.

Костромское землячество в С.-Петербурге.

НАСАЖДЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ В ГАЛИЧЕ И ПРЕДЕЛАХ ЕГО

Неизвестно, когда положено начало христианства в пределах нынешней костромской епархии и Галича. Из рукописного позднейшей редакции жития преподобного Авраамия, Ростовского чудотворца, из­вестно только, что он был урожен­цем города Чухломы, в 50-ти верстах от Галича, жители которого были язычниками. Первые сведения о христианском учении он получил от новгородских и псковских купцов, которые по делам торговли бывали в Чухломе, в доме родителей Авраамия; но он отошел в Ростов. Впоследствии преподобный Авраамий Галичский, ученик и постриженник преподобного Сергия Радонежского, поселился на западном берегу Галичского озера во 2-й половине XIV века и поставил здесь обитель в честь явленной ему на дереве иконы Божией Матери “Умиление”. Монастырь этот существовал до учреждения штатов 1764 года под именем Ново-Заозерского. После основания этой обители преподобный Авраамий удалился из любви к уединенной и безмолвной отшельнической жизни далее к северу и устроил обитель, известную под именем Великой Пустыни, и другую в честь Собора Богородицы на реке Виге. Скрывшись отсюда, препод. Авраамий удалился на берега Чух­ лом ского озера, где полож ил осно­вание нынешнему чухломскому мо­ настырю , названному по имени его Авраамиевы м . Здесь преподобны й Авраамий скончался в 1375 году. П ри гробе его откры лись чудеса в 1622 году.

Судя по этому, в Галич христиан­ ская вера проникла в X II веке. Га- личские летописи упоминают о кня­ жении в Галиче трех братьев: С и­ меона, Андрея и Ф едора - и о суще­ ствовании в их время, около 1170- 72 годов, в Галиче двух церквей, из коих одну, во имя Всемилостивого Спаса, построил князь Симеон пос­ ле удачной междоусобной войны со своими братьями, а при другой в 1172 году погребен князь Ф еодор, убитый в войне с братьями.

Откуда проникла христианская вера в костромские пределы? Н а этот вопрос на основании имеющихся в епархиальном ведомстве сведений можно отвечать положительно, что проповедники веры христовой при­ шли в костромские пределы “ от за­ пада, севера, ю га и востока” . Т ак преподобный Авраамий Ростовский (чухломский уроженец) получает в X I или X II веке просвещ ение хрис­ тианскою верою с северо-запада, от христианских купцов, новгородских и псковских; с севера же (из У стю ­ га) в XV веке появляется в костром­ ском крае преподобн. Варнава Вет- лужский; с ю го-запада из пустыни Радонежской исходит в X IV и XV веках преподобн. .Авраамий Г алич­ ский и И аков Ж елезноборовский, Тихон Лухский (в конце XV века), Геннадий Л ю бим оградский, Ф ера- понт Чудный (XVI век), с юга и юго- востока (в XIV-XV вв.) притекаю т в костромские пределы преподобные Пахомий Нерехтский (из Владими­ ра на Клязьме) и М акарий Унженс- кий (из Нижнего Н овгорода). Святая православная вера, насаж­ даемая. возвращ аемая и укрепляе­ мая сонмом этих святых, исполнен­ ных апостольской ревности, дала обильные плоды не только для кос­ тромской стороны, но даж е и всей российской церкви. Из костромской стороны в половине XV века про­ изошел святитель Иона, митрополитНеизвестно, когда положено начало христианства в пределах нынешней костромской епархии и Галича. Из рукописного позднейшей редакции жития преподобного Авраамия, Ростовского чудотворца, из­вестно только, что он был урожен­цем города Чухломы, в 50-ти верстах от Галича, жители которого были язычниками. Первые сведения о христианском учении он получил от новгородских и псковских купцов, которые по делам торговли бывали в Чухломе, в доме родителей Авраамия; но он отошел в Ростов. Впоследствии преподобный Авраамий Галичский, ученик и постриженник преподобного Сергия Радонежского, поселился на западном берегу Галичского озера во 2-й половине XIV века и поставил здесь обитель в честь явленной ему на дереве иконы Божией Матери “Умиление”. Монастырь этот существовал до учреждения штатов 1764 года под именем Ново-Заозерского. После основания этой обители преподобный Авраамий удалился из любви к уединенной и безмолвной отшельнической жизни далее к северу и устроил обитель, известную под именем Великой Пустыни, и другую в честь Собора Богородицы на реке Виге. Скрывшись отсюда, препод. Авраамий удалился на берега Чух­ломского озера, где положил осно­вание нынешнему чухломскому мо­настырю, названному по имени его Авраамиевым. Здесь преподобный Авраамий скончался в 1375 году. При гробе его открылись чудеса в 1622 году.

Судя по этому, в Галич христианская вера проникла в XII веке. Галичские летописи упоминают о кня­жении в Галиче трех братьев: Симеона, Андрея и Федора - и о существовании в их время, около 1170-72 годов, в Галиче двух церквей, из коих одну, во имя Всемилостивого Спаса, построил князь Симеон пос­ле удачной междоусобной войны со своими братьями, а при другой в 1172 году погребен князь Феодор, убитый в войне с братьями.

Откуда проникла христианская вера в костромские пределы? Н а этот вопрос на основании имеющихся в епархиальном ведомстве сведений можно отвечать положительно, что проповедники веры христовой при­шли в костромские пределы “от запада, севера, юга и востока”. Так преподобный Авраамий Ростовский (чухломский уроженец) получает в XI или XII веке просвещение христианскою верою с северо-запада, от христианских купцов, новгородских и псковских; с севера же (из Устюга) в XV веке появляется в костромском крае преподобн. Варнава Ветлужский; с ю го-запада из пустыни Радонежской исходит в XIV и XV веках преподобн. Авраамий Галичский и Иаков Железноборовский, Тихон Лухский (в конце XV века), Геннадий Любим оградский, Ферапонт Чудный (XVI век), с юга и юго-востока (в XIV-XV вв.) притекаю в костромские пределы преподобные Пахомий Нерехтский (из Владими­ра на Клязьме) и Макарий Унженский (из Нижнего Новгорода).

Святая православная вера, насаж­даемая. возвращаемая и укрепляемая сонмом этих святых, исполненных апостольской ревности, дала обильные плоды не только для кос­тромской стороны, но даж е и всей российской церкви. Из костромской стороны в половине XV века произошел святитель Иона, митрополит московский. Он уроженец Солигаличского уезда, в 10 верстах от города Галича в приходе села Одноушева есть селение, называемое таким же именем, от имени родителя Ионы - Федора Одноуша. В это селение каждогодно бывает крестный ход в первый воскресный день Петрова поста. Галич - родина святителя Филиппа, митрополита московского.

В конце XV II века пребывал в обители преподобного Макария Унженского богомудрый игумен Митрофан и отсюда возведен на святительский престол воронежской епархии. Таким образом, насадителями веры и жизни истинно христианс­кой в костромской стороне были святые отшельники мира, преподоб­ные отцы: Авраамий Галичский, Пахомий Нерехтский, Иаков Желез­ноборовский, Макарий Унженский, Паисий Галичский. Предание сохра­нило для потомства сведения о жизни преподобн. отца Паисия только со времени настоятельства его в галичском Успенском монастыре, ко­торый еще при жизни св. настояте­ля был назван его именем. Паисий упоминается в княжение галичского князя Дмитрия Красного в нача­ле XV века. Этому святому угоднику чудесно явилась икона Божией Матери Овиновская. Преподобный Паисий при жизни своей пользовал­ся особенным уважением не только удельных князей галичских, но и великих князей московских. Преподобный скончался 23 мая, во 2-й по­ловине XV века.

Затем следуют просветители: Ки­рилл Новоозерский, уроженец г. Галича, Варнава Ветлужский, Тихон Лухский, Андриан и Ферапонт Монзенские, Геннадий Любомироградский, блаженный Симеон Юрьевецкий, Святый Иона, митрополит все­российский, Митрофан, первосвятитель воронежский, и другие.

Ко времени учреждения в Костроме епархии в 1745 году в костромских пределах уже существовало 37 монастырей и пустынь и 767 при­ходских церквей, городских и сельских.

С.Сытин. Древний город Галич. 1905 г

Фото нач. XX в.
 Архитектура края
Торговая площадь Галича
Губернский дом