Губернский дом 2001 год. № 1

Историко- краеведческий культурно- просветительский научно- популярный журнал № 1. – Кострома: Б/и, - 2001.

Содержание

Время, общество, знание

Разговор по лесному чину 3

Школьные лесничества 8

Вырастить и сохранить 12

Разбуди лесовика 18

Карельская береза - реликт костромских лесов 20

Охотовед и фотограф 27

Свидетельства, архивы, документы

Лесное хозяйство Коноваловых 31

В костромских лесах по Ветлуге реке 35

Жизнь лесопитомника 39

Совершенный егерь 42

Деревянный промысел 44

Откуда дровишки 46

Что писали старые газеты 52

История в лицах 54

История в документах 56

Ученый-лесовод Е.Ф.Дюбюк 61.

Литература, искусство, культура

Воспоминания о костромском лесе 63

Заметки писателя 67

Стихи костромских поэтов 71

Охотничьи рассказы и были 73

Народное краснословие 76

“Прохожие и близкие”. Фотоконкурс “ГД” 78



Карельская береза - реликт

Сергей БАГАЕВ, заслуженный лесовод Российской Федерации, кандидат сельскохозяйственных наук.

КОСТВ ряде северных и центральных областей Европейской части Рос­сии наиболее распространенной и быстрорастущей породой являет­ся береза. Площадь всех березня­ков только в Российской Федера­ции составляет 90 млн. га, что превышает территории Франции, Бельгии и Италии вместе взятых. В Костромской, Новгородской, Тверской и других областях бере­за является преобладающей поро­дой в лесах.

Хозяйственное значение ее дре­весины очень разнообразно. С древнейших времен она удовлетворяла многие потребности челове­ка и исключительную ценность приобрела с развитием фанерной, целлюлозно-бумажной, мебельной и лесохимической промышленно­сти.

Получение из слоистой и обла­гороженной древесины ценней­ших изделий ставит березу в один ряд с такими породами, как дуб и бук. Береза с декоративной тек­стурой древесины используется для художественной отделки ме­бели и производства высококаче­ственных сувенирных изделий.

За необходимость изучения бе­резы высказывались многие лесо­воды. “Надо прямо сказать, - от­мечал профессор А.С.Яблоков, - что мы еще не оценили драгоцен­ных качеств берез и того значе­ния, которое они могут иметь для народного хозяйства. Береза дает столько важных для хозяйства и быта сортиментов древесины и других продуктов, что становит­ся обидным, насколько пренебре­жительно относимся мы к этой красавице русских северных ле­сов, как мало мы ценим породу, которая нам всегда необходима, которая и обогревает нас, и лечит. и украшает нам быт, и помогает защищать от врагов нашу Роди­ну...” (“Лесное семеноводство и селекция”. 1979 год. Стр. 39-40).

А.С.Яблоков особое значение придавал отбору и разведению тех форм березы, древесина кото­рых имела декоративные каче­ства.

Фото нач. XX в.
А.С. Яблоков
А.С. Яблоков.

Под его научным руководством мы проводили эти исследования в Костромской обл. в начале 60-х годов XX века. В результате изу­чения формовой структуры здесь были выявлены месторождения капокоренковой,каповой и узор­чатой (карельской) березы. Наи­более ценные участки с произра­станием узорчатой березы полу­чили природоохранный статус уникальных памятников приро­ды. Решением облисполкома от 30 января 1978 года они были выделены в четырех местах на общей площади 30 га.

Идея поисков березы с художе­ственной текстурой древесины у нас возникла в Кировской области, где мы с женой, Маргаритой Васильевной, в течение 6 лет после окончания Поволжского лесо­технического института работали лесничими, инженерами лесного хозяйства.

Область в тот период славилась древним промыслом из капоко­ренковой березы. Изделия из капа получили мировую известность. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году они получили высшую награду - (“grand Prix”) - золотую медаль выставки. Со­хранение и дальнейшее развитие уникального русского промысла в России находилось в прямой зависимости от сырьевой базы этой березы.

Отмечая перспективы развития капокоренкового производства, председатель артели “ Идеал” П.Я.Жаровцев в письме к нам писал: “Наша артель пока един­ственная в мире, где производят­ся изделия из капа и капокорня. Старинный промысел вятских кустарей сохранился только у нас, и он находится под угрозой отми­рания исключительно из-за труд­ностей с сырьем. Березовый капо­корень в Кировской области мы встречаем очень редко и вынуж­дены заготовлять его в Башкирс­кой АССР, Новосибирской, Кур­ганской, Тюменской областях и вести изыскания на больших пло­щадях нашей страны. И вот уже много лет капокоренковое произ­водство находится в полной зави­симости от того, как успешно мы сумеем заготовить это сырье. Из- за недостатка сырья артель вы­нуждена применять другие деко­ративные породы: грецкий орех, грушу, чинар-платан, бук и дру­гие. Но это не удовлетворяет спрос таких щепетильных потре­бителей, как: ГУМ и Петровский пассаж в Москве, Главгалантерея в Ленинграде, - не говоря уже о том, что большое количество из­делий мы поставляем в США, Англию, Фрашипо, Бельгию и в другие страны”.

Для сохранения самобытного художественного промысла в Рос­сии мы задались целью: отобрать в наших естественных лесах та­кую березу, которая бы содержа­ла художественную текстуру в массе древесины всего ствола, а не только в каповых наплывах. Та­ким условиям отвечала карельс­кая береза. Поиски узорчатой бе­резы проводились в течение ряда лет по принципу: “Кто ищет, тот всегда найдет”.

Первая одиночная такая бере­за встретилась нам в позднюю осеннюю пору 1961 г. в Судиславских лесах

“В “окне” леса стояла береза. Низкорослая и кривая, она каза­лась уродом рядом с молодыми, сильными, вознесшимися к небу сестрами. Если бы не тонкое кружево ветвей, хорошо различимое в осеннюю пору, Багаев принял бы ее за дерево иной породы...” - писал об этом проницательный журналист Николай Голоднов. (“Пядь родной земли”. Н.Голод­нов. В.- В книжное издательство, 1989 г. Стр. 14-58).

Первая находка узорчатой бе­резы придала уверенность в реше­нии поставленной задачи. Более успешные поиски березы были продолжены в 1962-64 годах. Месторожденья карельской березы выявлены во многих местах Судиславского. Костромского и Нерехтского районов. Мы убежде­ны, что она единично может про­израстать во всех районах облас­ти. Из лучших отобранных дере­вьев были заложены семенные плантации не только в Костромс­кой, но и в других местах России и стран СНГ. В настоящее время узорчатую березу костромского происхождения можно создавать по лесосеменной базе до 2 тыс. га ежегодно. Древесина ее на рынках “дальнего зарубежья” оценивает­ся до 10 долларов за 1 кг. сухой древесины, а один кубометр дре­весины весит 600-700 кт. Не случано в лесах Карелии эти места произрастания карельской березы сейчас засекречены и не демонст­рируются туристам в связи с мас­совой самовольной ее рубкой для реализации за границей.

Наш 40-летний опыт с узорча­той березой позволяет сделать обоснованные заключения о ее природе.

Способность березы к форми­рованию узорчатой текстуры не может быть понята при учете вза­имодействия среды только в на­стоящее время, без учета пройден­ного исторического пути разви­тия этого семейства.

В своей гипотезе мы исходили из того, что способность березы к формированию художественной текстуре древесины возникла в процессе эволюции в далеком прошлом как результат воздей­ствия на организм неблагоприят­ных факторов среды. В условиях меняющегося климата (тепла и влаги), который имел место в при­роде, появление такой способно­сти у деревьев было биологичес­ки полезным свойством типа структурного иммунитета, так как свилеватое строение древес­ных волокон с наличием массы живых тканей в большей степени предохраняло деревья, в особен­ности в основании ствола и сучь­ев, от механических повреждений и заражения древесины гнилью.

Об этом свидетельствуют и археологические раскопки, и неко­торые сообщения в литературе о том, что узорчатая береза была широко распространена еще в каменном веке в период процве­тания видов березы белой. Так Г.Руден, подробно описавший узорчатую березу, отмечает, что она в древние времена в Норве­гии была широко распространен­ной древесной породой. В отече­ственной литературе следует об­ратить внимание на высказыва­ние профессора П.Н.Верехи в 1898 г., который считал, что карельс­кая береза в России встречалась повсеместно от севера до крайних южных пределов распространения березы, но в центральных и западных губерниях запасы ее сильно сокращены из-за большого спро­са на мебель из древесины карель­ской березы. Предположение П.Н.Верехи о давнем промысле населения на эту разновидность подтверждаются сведениями Н.О.Соколова и нашими.

Люди, населявшие Европу и Азию, широко использовали тек­стурную древесину березы для изготовления предметов домаш­него обихода: посуды, черенков для ножей, сувениров. Предметы домашнего обихода из карельс­кой березы часто можно встре­тить у людей старшего поколения, сохранившихся у них от своих дальних родственников.

Таким образом, главной при­чиной редкой встречаемости узор­чатой березы в современную эпо­ху можно считать опустошитель­ную человеческую культуру пос­ледних веков.

Для выяснения распростране­ния узорчатой березы в современ­ную эпоху необходимо рассмот­реть период, в который могла появиться эта береза. Большое влияние на распространение и изменчивость березы имел четвер­тичный период, характеризовав­шийся резкими сменами темпера­туры и неоднократным оледене­нием.

Территория Европейской части России несколько раз (не менее трех) покрывалась льдами раз­личных оледенений. Каждое оле­денение распадалось на несколь­ко этапов - надвигания и таяния. Оледенения продолжались тыся­чами лет каждое и были разделе­ны межледниковыми периодами не меньшей продолжительности, когда климатические условия в общем приближались к современ­ным. Растительная флора после­днего межледникового периода была почти аналогична послелед­никовому времени. Климатичес­кие условия в этот период были изменчивы от субарктических до теплых и сухих.

Мы предполагаем, что способ­ность к образованию узорчатой текстуры у березы сформировалась в эту последнюю межледни­ковую эпоху. Об этом свидетель­ствуют сохранившиеся первичные очаги узорчатой березы в местах, не подвергавшихся сплошному последнему оледенению.

В Костромской области очаг распространения карельской бе­резы выявлен па Галичско-Чухломской гряде, входящей в состав Северных Увалов, не подвергав­шейся последнему оледенению.

О том, что эта часть области нс подвергалась последнему оледене­нию и явилась одним из центров сохранения и распространения межледниковой флоры (рефугиумом), свидетельствует произраста­ние многих видов древесно-кустар­никовых растений; сосны, ели (раз­ных форм), лиственницы, пихты, можжевельника, березы трех ви­дов, дуба нагорного, осины, оль­хи черной и серой, ивы разных видов, лещины, липы, бересклета бородавчатого, клена остролист­ного, жимолости обыкновенной и съедобной, рябины и многих дру­гих. Здесь встречаются и предста­вители реликтовой флоры: волчьеягодник, карликовая березка, торфяной мох, кукушкин лен, пла­ун, папоротник Орляк... Предпо­ложение немецкого геоботаника Бертена о том, что район Кост­ромской области в период после­днего оледенения был областью сохранения ели, можно признать справедливым, т.к. восточная и северо-восточная часть области последнему оледенению не подвер­галась. Не случайно поэтому имен­но в этой области мы сейчас об­наруживаем значительную многоформенность древесных пород.

То, что узорчатая береза - ре­ликт флоры древней геологичес­кой эпохи, объясняет ее остро­вной ареал произрастания в раз­личных районах нашей страны и за рубежом. Появления этой бере­зы теперь на пашнях, прогалинах и других участках, где береза часто выступает как порода-пионер, объясняется тем, что здесь зарос­ли ее имеют вторичное происхож­дение.

Способность к образованию узорчатой текстуры у березы вследствие более затруднительно­го прохождения воды и органи­ческих веществ по стволу в сви­леватой древесине заметно снижа­ет рост деревьев. Многие из них погибали в естественном отборе от высокорослых, быстрорасту­щих деревьев с обычной тексту­рой древесины. Признак узорча­тости у березы сохранился в скры­той форме. В центре островов рас­пространения при благоприятных условиях роста у березы преобла­дают доминантные, обычные фор­мы.

Способность к образованию текстуры древесины у березы по­является в результате самоопыле­ния (инцухта), когда потомство одного родителя восстанавливает признаки и свойства далеких предков. При инцухте наблюдает­ся ослабление жизненности по­томства (явление депрессии), ко­торое выражается в появлении различного рода ненормальных или уродливых форм. Явлением депрессии можно объяснить нали­чие узорчатой березы уродливой формы (с раскидистой, стелющей­ся и кустовидной формами ство­ла) с утратой (полностью или ча­стично) репродуктивной способ­ности. Семена, полученные с та­ких деревьев в результате свобод­ного и принудительного опыле­ния, дают нормальное и хорошо развитое потомство с проявлени­ем у части растений гибридной силы роста, что обычно имеет место при гибридизации между самоопыленными линиями.

Узорчатая береза в силу своего светолюбия могла сохраняться в низкополнотных древостоях, на опушках леса и в прогалинах, где мы обычно встречаем ее в насто­ящее время.

Академик Н.В.Цицин, получив­ший в результате гибридизации пшеницы и пырея новый вид многолетней пшеницы, давал высо­кую оценку ранее существовав­шим в природе полезным формам. По этому вопросу он отмечал: “Мы стремимся не только к тому, чтобы создать совершенно новые формы растений, но и воссоздать то, что было раньше в природе. Найти же пути к решению вопро­са о восстановлении утраченных в процессе эволюции форм в природе - это значит вплотную по­дойти к решению межсемействен­ного сродства в растительном мире” (“Отдаленная гибридиза­ция растений”. Сельхозгиз. 1954 г. Стр. 198-199).

Приведенное высказывание Н.Цицина имеет прямое отноше­ние к лесной флоре. В древнюю геологическую эпоху широколи­ственные леса были широко рас­пространены на территории всей Европы и Азии. В литературе име­ются сообщения, что в первой по­ловине третичного периода сек­войя, граб, бук, каштан, платан и другие виды произрастали на всем протяжении от Урала до Камчат­ки и Аляски. В сравнительно не­давний период, уже при деятель­ности человека, дуб был широко распространенной древесной по­родой в лесах Костромской, Воло­годской, Ленинградской и других северных областей. В лесах встре­чались гигантские сосны и ели, достигающие высоты 50-60 м. Вос­становление исчезнувших в резуль­тате изменившихся условий и не­разумной деятельностью человека хозяйственно-ценных видов и форм древесных пород могло бы иметь большое народнохозяй­ственное значение в деле повыше­ния продуктивности лесов.

Губернский дом