Губернский дом 2009 год. № 1

Историко- краеведческий культурно- просветительский научно- популярный журнал № 1. – Кострома: Б/и, - 2009.

Содержание

Промыслы и ремесла К остромского края:
история и современность

Доброе слово. Сокровища земли Костромской 2

I

Интервью с генеральным директором Костромской ремесленной палаты 5

Мастерская. Педагоги и воспитанники Центра творчества «Истоки» 7

Радость от работы в центре «Ровесник» 15

Под парусами творчества и любви. В православном центре «Ковчег» 18

Слово о мастере: В. Шантырева, Т. Большакова, М. Шмаров, А. Еремин, Н. Маслеников, М. Дубова, Т. Криницина 21-44

II

Беглые заметки 45

Ювелирное дело в Красном 49

Старинные костромские брэнды 51

Судиславские художественные промыслы 55

III

Без истока нет реки. Представляем краеведческие материалы по истории промыслов и ремесел, подготовленные учителями и учащимися Костромской области. Работа хороша, если в ней душа 59

Сокровища земли Костромской

Народному искусству каждого региона России присущи свои специфические черты и особенности. Сохранились они и в Костромской области. Наряду с известным за пределами России ювелирно-художественным центром в с. Красное-на-Волге и отхожими промыслами в Костромской губернии широкое распространение получили традиционные виды ремесленной деятельности и домашние занятия крестьян: ткачество, гончарство, плетение из бересты и прута, художественная обработка дерева и другие. Многие виды ремесленной деятельности были связаны с переработкой и обработкой древесины - обилие лесных массивов давало доступное и дешевое сырье. Было развито домовое строительство, изготовление орудий труда и предметов бытового назначения, резьба и роспись по дереву; повсеместно занимались плетением из бересты и ивового прута, процветало бондарное дело, пимокатство.

Среди крестьян-кустарей, занимавшихся художественной обработкой дерева, было распространено производство деревянной посуЭ1Е ды - ковшей, блюд, ложек, чаш и других изделий.

Одним из древних центров по производству ковшей являлся Костромской уезд, Мисковская и Андреевская волости. Расположенное недалеко от Костромы село Мисково получило известность благодаря ковшечному промыслу. Ковши изготавливались во всех домах. Производством ковшей занимались и в других уездах Костромской губернии. Все эти виды токарной резной и расписной посуды отличались формой и размерами.

Промысел, всегда привязанный к конкретному месту, мог быть подвижен в распространении - «кочующая» артель костромских мастеров оставила характерные росписи фасадов и интерьерной отделки крестьянских домов в Архангельской и Вологодской губерниях.

Костромская губерния издавна славилась мастерством росписи по дереву. Корни этого ремесла лежат в отходничестве, в частности, в малярном отходе, который был развит в северозападных уездах губернии. К началу XX века (по данным кустарного отдела за 1914 год) на территории губернии сохранились следующие центры художественной росписи по дереву: Буйский уезд, Молвитинская волость, Галичский уезд. Пречистенская волость. Костромской уезд, Климовская волость, Парфеньево.

Свободная кистевая крестьянская роспись имела четкие стилистические особенности и была узнаваема по основополагающей цветовой гамме - сочетание красного с земляной охрой с пробелами, которая укладывалась в орнаментальный мотив из переплетающихся цветков-розонов. Розон с белыми оживками на зеленовато-синем фоне - основной мотив Костромской кистевой крестьянской росписи. Этот устойчивый образ варьировался включением в орнаментальный мотив изображения животных и птиц. Непринужденность исполнения, свобода композиции, приверженность к чистому, локальному цвету составляют стилеобразующую основу костромской кистевой росписи.

В фондах музея-заповедника хранится 294 предмета, украшенных костромской росписью: крестьянская утварь, мебель, детали интерьера, а также копии зарисовок интерьеров, выполненных в этнографических экспедициях сотрудниками музея.

Особое место в художественной обработке дерева в XIX веке занимает техника резьбы. Архитектурная домовая резьба Костромского края - заметная страница в истории народного искусства. Начало XIX века в районе Поволжья ознаменовано появлением нового вида резьбы - глухой или «корабельной рези». Потомственные плотники, занимавшиеся украшением судов, к середине XIX века переключились на домовое строительство, распространяя приемы судовой резьбы на крестьянские постройки. Резное украшение глухой корабельной резьбой фасадов и интерьеров жилой и хозяйственной частей крестьянского дома придает неповторимое своеобразие деревянным постройкам - ныне памятникам деревянного зодчества.

В последней четверти XIX века корабельная резьба вытесняется накладной резьбой, затем ее вытесняет прорезь. Одним из центров прорезной ажурной резьбы была д. Осиновка Костромского уезда. Осиновские плотники успешно отходничали в Угличе, Мышкине, а в Ярославле сохранились целые улицы «осиновской» стройки. Резьбой украшали и предметы домашнего обихода. По всей Костромской губернии производились прялки, вальки, рубели, украшенные трехгранно-выемчатой или контурной резьбой. Использовались в качестве резного убранства геометрические объемы, почти не менявшиеся в течение VIII-XIX веков.

Почти во всех уездах губернии в XIX и начале XX веков было развито гончарство. По данным кустарного отдела гончарным ремеслом в начале XX века занималось 684 двора. Крестьяне-гончары изготавливали глиняную посуду, необходимую в быту: крынки, опарницы, горшки разных размеров, корчаги, миски, блюда, масленки, плошки для масла, цветочницы, водяники.

Одним из центров производства гончарной посуды было с. Абрамово Красносельской волости. Абрамовские мастера работали в технике вытяжки, ветлужские - в технике налепа, в Солигаличском уезде посуду украшали рельефным орнамен­том, состоящим из ряда чередующихся между собой горизонтальных зигзагообразных линий.

Одним из самых развитых и распространенных женских занятий в крае было ткачество. Ручное ткачество вплоть до середины XIX века играло решающую роль в производстве тканей в Костромской губернии. С развитием текстильной промышленности ручное домашнее ткачество продолжало занимать главное место в производстве узорной ткани и сохраняло свои позиции вплоть до 40-х годов XX века. Ремизное, закладное, браное ткачество было широко известно в разных уездах Костромской губернии, с определенным характерным орнаментальным и колористическим решением, сложившимся в данной местности.

Пожалуй, самым распространенным женским рукоделием губернии являлась вышивка. Костромская крестьянская вышивка XIX века многообразна по орнаментике, колористическому строю, технике исполнения. Для костромской вышивки второй половины XIX века характерны своеобразные дополнения в виде широких полос кумача. Вышивка перемежалась с полосками узорного ткачества и кружева. В Костромском крае вышивка не получила широкого промыслового распространения, оставаясь в сфере домашнего производства для внутреннего пользования.

Как промысловое занятие она оформилась и была зафиксирована всего в двух уездах Костромской губернии: Кинешемском и Юрьевецком. Строченой промысел был сосредоточен в Юрьевецком уезде.

* * *

Традиционные формы культуры потому и традиционны, что связаны с определенным местом бытования. На протяжении многих веков собиралась сокровищница подлинной народной культуры, складывались местные локальные традиции, из поколения в поколение передавался опыт от учителя к ученику. Мастера выступали носителями традиций.

Но к 50-м годам XX столетия многие крестьянские ремесла на территории Костромской области или частично, или полностью были утрачены. На то появилось много причин, но сейчас речь не о них, а о феномене выживаемости народной культуры, крестьянских промыслов и ремесел.

В новое время пробуждается интерес к своим историческим корням в каждом городке русской провинции. Это подтверждает предшествующий опыт работы выставочного центра «Автограф» , открытого в Костроме в марте 1995 года в структуре областного дома народного творчества. С января 2007 года «Автограф» был включен в состав Костромского архитектурно-этнографического и ландшафтного музея-заповедника «Костромская слобода». Опираясь на опыт предшественников, сотрудники МВЦ «Автограф» продолжили собирательскую и исследовательскую работу по изучению традиционных видов ремесел, сохранившихся на территории Костромской области. За 12 лет собирательской работы и приобретения лучших работ народных умельцев сформировался фонд изделий декоративно-прикладного народного искусства, насчитывающий около 500 единиц хранения. Творческие семинары, мастер-классы, областные, региональные и международные выставки поддерживали и помогали в развитии многим направлениям традиционного прикладного искусства. Фонды «Автографа» отражают тенденции, появившиеся в народном искусстве на рубеже XX и XXI вв. и позволяют выстраивать стратегию культурной политики музея-заповедника «Костромская слобода».

* * *

Возрождение, развитие народного искусства Костромского края, имеющего свои яркие специфические черты, сохранение индивидуальности творца, занимающегося традиционными художественными ремеслами, поддержка Домов ремесел, студий. Центров народной культуры входит в сферу деятельности МВЦ «Автограф». Пополнение банка данных о современном состоянии всех видов декоративно-прикладного народного искусства на территории Костромского края нуждается во всестороннем изучении. В «Автографе» действует экспериментальная ткацкая мастерская, салонмагазин, специализирующийся на местной продукции сувенирного характера. Стоит задача не только популяризации народного искусства, но и создания местного «Костромского сувенира»; так называется наш новый проект-конкурс, который привлек много участников, мастеров со всей Костромской области. Летом планируется проведение областного фестиваля русского напитка «Медвяный дух». Костромичей и гостей города ждет дегустация уникальных национальных напитков на основе меда: кваса, сбитня, медовухи, домашнего пива, которое варят по различным рецептам в разных районах Костромской области. В перспективе этот фестиваль будет не только традиционным, но и межрегиональным - Кострома всегда рада гостям.

Л.А. Михайленко, директор музея-заповедника «Костромская слобода»

Беглые заметки

Добрый пример

Без истока нет реки. Представляем краеведческие материалы по истории промыслов и рем есел, подготовленные учителями и учащимися Костромской области 59

Издревле слыла Кострома городом ремесленным и тор­говым. Сто лет тому назад было в ней на 42 тысячи жителей 60 магазинов и 475 лавок - общественных и ча­стных. Два раза в год про­водились крупнейшие яр­марки - трехдневная Федо­ровская и двухнедельная Девятая. Было что покупать, было чем торговать. Тради­ция шла из глубины веков. В XVII веке, например, Кострома считалась центром мыловарения, здесь, по от­зывам иностранцев, вари­лось лучшее мыло. А в XVIII веке знаменитый ученый-путешественник профессор Иоганн Готтлиб Георги отзывался о костромских по­лотнах и кожах как о лучших в России, особенно хвалил он черную и красную юфть, в то время имелось более 20 видов ее возделывания. Кроме полотняного, мыло­варенного и кожевенного производств в городе процветали также кузнечное, бондарное, портновское, столярное дела. Развивались промыслы и ремесла и в ок­руге - дальней и ближней, при общем развитии каждое место славилось чем-то особенным: Нерехта - гончара­ми и ткачами. Красное - ювелирами, Молвитино (Су-санино) - шапошниками, Судиславль - грибовиками, Галич - рыбаками и огуреч­никами, Макарьев - жгонами, Кадый - плетением кор­зин и веревок... Название же Семеновское-Лапотное (Ос­тровское) отвечало само за себя.

Вот отсюда и шли товары на ярмарки и базары, в тор­говые лавки и магазины. И не только в пределах Кост­ромской губернии. Широко была известна Костромская иконописная школа, среди городовых мастеров на вы­езде костромичам не было равных. Не уступали и юве­лиры - брали большинство медалей на Всероссийских кустарных выставках. Чух­ломских плотников царь Петр выписывал к себе на корабельные верфи. Колоко­лолитейный завод Серапиона Забенкина поставлял продукцию к Императорско­му Двору. Костромское по­лотно и галичская кожа ши­роко шли в иноземные стра­ны... Кроме уже традиционных появлялись и новые, весьма экзотичные промыслы и ре­месла. Например, «кошатни­ки» - этим видом промысла занимались когда-то целые деревни Костромского уезда. В Мисковской волости было развито хмелеводство, а в окрестностях села Шунги и в бассейне реки Андобы су­ществовал железнорудный промысел. А еще в нашем северном крае было развито пчеловодство. В Костроме в начале XX века был центр пчеловодческого дела в гу­бернии - на улице Дворян­ской (Овражной) работал му­зей пчеловодства, были от­ крыты курсы по пчеловод­ству, издавались «Известия Костромского общества пче­ловодства»... Много времени прошло с той поры, многое в жизни изменилось. Нет уже в на­ших краях знаменитых хме­леводов и огуречников (огу­речные фестивали теперь проводит город Суздаль). Не ходят по улицам Костромы серпозубы и точильщики (а зачем, если и ножей скоро не будет - возле «Русского хле­ба» висит плакат: «Сэко­номьте на ноже - мы поре­зали уже»). Нет больше известного на ВСЮ страну колокололитеиного завода Забенкина, а ко­локола для костромских хра­мов мы привозим из других городов.

Но кое-что, по счастью, осталось, главное - память о мастеровых людях про­шлого. Иконописцах Гурии Никитине, Любиме Агееве, Силе Савине. Ведущем ма­стере оружейной палаты Алексее Ратькове, династи­ях ювелиров Серебряннико­вых, Сорокиных, Заводовых да кузнеце Михаиле Навоеве, оставившем нам кружев­ную решетку-ограду вокруг Романовского музея. Пле­тельщице лаптей Манефе Сараевой и мастерице по бересте Валентине Шантыревой - непременных уча­стников и лауреатов Все­ российских и Международ­ных выставок... Сапожнике Павле Леонтьеве, полвека обувавшем Кострому и ее округу в сапоги, венгерки, бурки... И многих, многих других мастерах и умельцах, чьи добрые дела и богатые традиции продолжают со­временные рукотворны - в мастерских, студиях, школах. Таланты, даже самородки есть и сегодня, только им, как говорится в известном стихотворении, надо помо­гать - как со стороны госу­дарства, так и со стороны общества. Как, например, помогал купец Константин Попов, построивший в 1879 году, 130 лет тому назад, в Костромском уезде ремес­ленную школу по обучению иконописанию и резьбе по дереву, кузнечному и литейному делу. Или предприни­матель Федор Чижов, на средства которого на рубе­же XIX-XX веков были от­крыты ремесленные учили­ща в Костроме, Макарьеве, Кологриве и Чухломе. Свет­лая им память, а сегодняш­ним предпринимателям - добрый пример. А будет поддержка талантам - и дело пойдет. И еще увидим новые чудо-изделия из де­рева, глины, кожи, бересты ... И зделия, которые душу радуют и творческих сил придают. И край наш Костромской красивей и богаче делают. А там, гля­дишь, и музей пчеловодства в Костроме возродится, тем более, что это дело, кажет­ся, поддерживают в моло­дежном областном прави­тельстве. Пчелы ведь суще­ства хорошие, они тоже пример людям показывают - трудолюбия и усердия.

Николай МУРЕНИН

Ювелирное дело в Красном

Ювелирно-металлическим промыслом занимается насе­ ление небольшого округа по побережью реки Волги, вер­ стах в 35-40 ниже города Ко­ стромы. <...>

Описываемый промысел состоит в выделке из золота, серебра и меди разного рода мелких изделий, как то: крес­тов, колец, перстней, серег, цепочек, запонок, булавок, браслетов, брошек, медалионов и т.п. Этой работой заня­то почти все население с.Красного, она составляет главное и постоянное занятие жителей, хотя они не оставля­ют совсем и сельского хозяй­ства; но в других селениях промысел этот развит слабее, гам в большинстве деревень преобладает землепашество. Производство идет круглый год без перерывов, ослабевая лишь несколько во время лет­них полевых работ. <...>

Трудно сказать, когда имен­но получил свое начало юве­лирно-металлический про­мысел в селе Красном и чем было вызвано его первона­чальное развитие в этой именно местности. Красное прежде называлось дворцо­вым; здесь были дворцовые магазины, из которых выда­валась хлебная руга причту Костромского Успенского со­бора. До сих пор в Красном есть улицы Конюшенная, Стадная и Магазейная, уст­роенные, по преданию, на местах, где были дворцовые конюшни и скотные дворы с магазинами. При сельской церкви - колокол, около 7 пудов, пожертвованный зна­менитыми боярами Годуно­выми. Последние имели в соседстве с Красным свои владения, уступленные в кон­це XVI столетия в собствен­ность Костромского Ипатьевского монастыря, когда там (в Красном) строилась Богояв­ленская церковь (1592 г.) и царский конюший Дмитрий Иванович Годунов щедрою рукою награждал церкви, особенно Ипатьевский мона­стырь, устроенный предком бояр Годуновых, и где некоторые из рода их погребены в монастырской усыпальни­це.

Население села Красного, по всей вероятности, зани­малось исключительно хле­бопашеством до настоящего столетия; в начале же ны­нешнего века (XIX) здесь появилась торговля льняною пряжею, которая скупалась по мелочам и отправлялась на полотняные фабрики, существовавшие в то время в городах Плесе и Ярославле. Изделий металлических в Красном в то время еще было не видно. После Оте­чественной войны 1812 года некоторые из местных жителей стали заниматься торгов­лей хлебом по р.Волге, дру­гие же - отливкой разных ме­таллических вещей и басеным производством. Послед­нее состояло в выделке мел­ких вещиц из тонкого битого серебра. Эти изделия отвози­лись в Москву, Петербург, Новгород и другие более на­ селенные места.

Удачный сбыт изделий первых промышленников весьма скоро усилил производство, и в 30-х годах уже настоящего (XX) столетия, по рассказам стариков, мастера не успевали исполнять заказы своих хозяев и тор­говцев; им платили деньги вперед, возвышали задельную плату. <...>

После 30-х годов текущего столетия многие торговцы из Красного выкупились из крепостной зависимости и, по­лучив свободу, еще более уси­лили промышленность. Но общее освобождение кресть­ян из крепостной зависимо­сти, по отзывам местных жи­телей, на промысел не ока­зало значительного влияния; он получил уже полное развитие до “воли” и теперь только усиливается вместе с возрастанием народонаселе­ния. <...>

Описываемый промысел не требует устройства осо­бых мастерских, работа про­изводится в обыкновенных жилых избах; только для не­которых частей ее нужно от­дельное помещение - это для ковки и плавления металлов, а также для позолоты изде­лий. Небольшие здания, уст­ роенные при домах с этим назначением, называются работорнями (искаженное название лаборатории) или горнами. Устройство их не­обходимо, потому что ковка и плавление металлов требу­ют сильного огня. <...> Нужно заметить, впрочем, что хотя приготовление боль­шинства изделий не требует от исполнителя особого ис­кусства и долголетнего навы­ка, каждый род изделий име­ет своих мастеров, и редко можно встретить, чтобы ра­ботали в одном доме, напри­мер, кольца и серьги, брас­леты и брошки, даже цепоч­ки и прикрепляющиеся к ним передвижки и карабины. Мало этого, иногда одно и тоже изделие приготовляется по частям разными мастера­ ми, нередко в разных домах, даже селениях. <...> Определить, хотя бы при­близительно, количество из­делий всех родов, приготов­ляемых каждогодно не толь­ко во всем промысловом ок­руге, но и в одном селе Крас­ном, положительно нельзя. Можно сказать только, что число это так же громадно, как обширен и распростра­нен сбыт красносельского товара, обнимающий всю Россию и выходящий даже за ее далекие окраины. Столь широкое распространение изделий села Красного, в ущерб петербургской и мос­ковской работе, может быть отчасти объяснено низкими ценами первых в сравнении с последними. В то время, когда утонченный вкус обра­зованного и богатого город­ского населения требует изящной, художественной работы в ювелирных изде­лиях и находит себе удовлет­ворение в столичных и заг­раничных изделиях, дере­венский люд, увлекаясь под­ражанием, по недостатку средств, а может быть, и вкуса, довольствуется более скромными украшениями из красносельских мастерских. Блистая благородством ме­талла и ценностью камней, столичные магазины недо­ступны простолюдину, к нему ближе стоит “свой брат” торговец мелким това­ром, разносчик, который придет к нему на дом и про­даст сходно. Надо сказать, что такие торговцы и про­дать умеют свои “за первый сорт” медно-посеребренные колечки или сережки “мод­ного фасона” и “самой луч­шей доброты”, и прийти в деревню в самую нужную пору, когда только что начи­наются зимние вечеринки, на которых женихи высмат­ривают себе невест, пред ве­сенними хороводами и тому подобное. Даже отсутствие денег у покупателя нисколь­ко не стесняет такого торгов­ца, он любезно готов про­менять колечко на пяток яиц и сережки на несколько пря­дей льну. <...>

Тилло А.А. Кустарные и отхожие промыслы Костромской губернии. - Спб. 1883. С. 1-2,4-6. 10. 19-21.

Работа хороша, если в ней душа

Костромская губерния в XIX веке занимала одно из ведущих мест по числу кустарей, занятых в различных промыслах, и уступала лишь Псковской, Вятской, Нижегородской и Рязанской губерниям. Особое место и широкую известность приобрела мастерская П.П. Бочарова. Мастерская находилась в Костроме, а ткани, вышедшие из этой мастерской, славились далеко за её пределами. Бочаров не только использовал старинные приёмы набивки тканей, но и расширил и усовершенствовал производство кубовой набивки. В его мастерской применялись только растительные красители. Для рисунка тканей мастерской Бочарова характерны сложные узоры, многоцветные, состоящие из букетов цветов, рассыпанных по фону. В Костромском музее-заповеднике находятся ткани мастерской Бочарова.

В Галичском уезде в начале XX века создавали необычные прялки с «фонарями». Ножка этих прялок составлялась из различных многогранников, в грани которых вставлялось увеличительное стекло, зеркало или просто кусочки стекла, иллюминированные ярким ситцем, конфетными бумагами или обоями. Вслед за резьбой шло искусство росписи, которой украшали различные бытовые предметы: шкафы, сундуки, посуду.

М акарьевский край - край лесной, крестьянский.

В некоторых волостях Макарьевского уезда почти все взрослые мужчины уходили на заработки, кто в Самарскую, кто в Оренбургскую, Пермскую, Саратовскую и другие губернии. Вот что писал по этому поводу «Костромской листок» в 1899 году: «На чужую сторону идут, начиная с 14 лет и до 50-60. Во всех селениях остаются только должностные лица: десяцкие, старосты, судьи и т.п., но и те тоскуют по чужой стороне. Спустя месяца полтора они начинают присылать деньги на волостного старшину, причем оброки и разные недоимки пополняются, а разница выдается женам. Обыкновенно присылают 20-35 рублей на работника, столько же приносят они, возвращаясь домой, причем за дорогу платят до 20 рублей. Едут они большей частью вчетвером на одной лошади, платя по 1 копейке за версту с человека, если нет железной дороги.

Около Рождества - Крещения приходят они домой. Бабы встречают мужиков с радостью, так как прочая мужицкая работа для них кончается».

Не каждый год был хорош для пимокатов: многое зависело от урожая в тех губерниях, куда уходили на работу. Иногда возникала конкуренция; тому, кто приходил позднее, заказов уже не хватало. В школьном краеведческом музее хранятся некоторые экспонаты и память о мастерицах и мастерах нашей местности. Это Зинаида Леонидовна Кручинина, Виталий Васильевич Медяшов, Манефа Васильевна Гусева.

Зинаида Леонидовна Кручинина родилась в 1931 году в д. Ивакино. У соседки была швейная машинка - так она научилась вышивать и строчить занавески. Потом и мечта Зинаиды Леонидовны осуществилась: скопила средства, приобрела швейную машину, настрочила и для себя, и для дочери (в приданое): наволочек, подзоров, занавесок. А особенно она любила вышивать рябину, цветы, птиц.

* * *

Виталия Васильевича Медяшова знают многие в Юркинском сельском совете как мастера-бондаря. Однажды Виталий увидел, как делают бочки для живицы. Живицу (смолу сосны) катали в бочках по делянкам. Бочки изготовляли из дощечек. Это занятие называлось бондарничество. Виталий сначала присматривался, как делают кадки. С 14 лет стал самостоятельно заниматься этим ремеслом. В 1943 году переехал в Юркино. Материалом для кадок служила осина и спелая сосна. Работа начинается с заготовления материала. Полено колешь на половинки, на четвертинки, обрабатываешь топором. Перед сборкой строгаешь рубанком. Мастер пользуется при изготовлении кадок деревянным циркулем,скобой, ножом с двумя ручками, лучковой пилой, фуганком, топором.

В нашей местности в большом количестве растет ивовый куст. Один из видов народного промысла - корзиноплетение. Виталий Васильевич - отличный мастер также по плетению корзин и санок на полозьях. С момента листопада, когда в иве соку мало, гнется, можно заготовлять материал. Ивовый куст парят, чтобы хорошо гнулся. Изделия получаются красивыми на вид.

Кроме этого мастерства, Виталий Васильевич своими золотыми руками изготовил обстановку (мебель) в квартире сына. Работу Виталия Васильевича заслуженно ценят. В Макарьеве на рынке его изделия пользуются спросом, и мастер хотел бы передать свой опыт молодым.

Конечно, на данный момент многое в народных ремеслах мы утратили, но есть еще надежда. Надежда на то, что люди, занимающиеся этим, вкладывающие душу в изделия, будут и дальше творить изделий такой красоты и передадут свое мастерство детям. И благодаря мастерам и их ученикам промыслы будут жить, развиваться и пополнять «кладезь» родного края.

Дарья КОМАРОВА,

учащаяся Усть-Нейской средней школы,

Г.Г. ГУРЛЕВА,

учитель истории.

Макарьевский р-н

По Сеньке и шапка
Из истории промыслов Сусанинского района

Шапочный промысел появился в селе Молвитино и 36 ближайших деревнях в XVII веке.

В дальнейшем он получил большое развитие. История этого промысла уходит своими корнями в далекое прошлое. Более 300 лет тому назад царь Алексей Михайлович приказал в селе Молвитино наладить пошив шапок, которые требовались для русского войска. А Салтыковы, по приказанию царя, организовали в Молвитине производство шапок. В конце XVIII века в Молвитине было 1280 жителей. В архивных документах есть информация о том, что молвигинские крестьяне «занимаются земледелием», а «некоторые имеют ремесло»: шьют шапки и муфты, для оного же ремесла ходят в разные города». В середине XIX века Молвитино стало промышленным селением - в селе нет ни сохи, ни лошади, а крестьяне живут одним лишь промыслом». После отмены крепостного права производство шапок приняло широкие масштабы. В 1878 году из 867 ремесленников было 585 человек Шапошников (60%). Они выделывали в год до 130 тысяч шапок. В 1881 году было отмечено, что «молвитинец настолько отвык от земледелия, что ни умеет взяться ни за серп, ни за косу».

Недостаточное количество земли было одной из причин, заставивших крестьян села Молвитино обратиться к шапочному промыслу.

После 1861 года в Молвитинской волости появились шапочные мастерские, где широко использовался наемный труд. Крупным хозяином-шапочником был Чичагов Александр Иванович, в мастерской которого работало 10-12 мастеров, 6-7 мастериц, ученики. На Чичагова работало также 50 надомников, которые шили шапки из ткани, полученной от хозяина. Сырьё он привозил из Нижнего Новгорода и Москвы. Готовые шапки продавал в Вологде, Архангельске, Нижнем Новгороде, где у Чичагова была своя лавка. Некоторые мастера работали дома, привлекая к труду женщин и детей. Товар сбывали во многих местах России. Значительную часть товара отправляли на Нижегородскую ярмарку. Остальной товар развозили в Петербург, Архангельск, Устюг Великий, Вологду, Кострому. Кроме того, шапки и картузы сбывали в розницу в Молвитине в базарные дни. В Молвитино приезжали купцы-оптовики из южных губерний. Западной Сибири и других мест. Шапки шили меховые, первоначально в основном из меха белки, которой в наших лесах водилось великое множество. Также использовали овчину персидскую и бухарскую, простую русскую овчину, мех бобра, соболя, кролика, куницы и даже кенгуру. Шапки изготовлялись различных фасонов. Так, мужские шапки назывались: пушкинская, гоголь, леоновская, ушанка, боярка, финка, малоросска, скуфья и так далее. Скуфью носили священники, леоновские и пушкинские шапки - город, малоросски - деревня.

Были и хаймовые шапки, сшитые из русской овчины, которая окрашивалась в чёрный цвет. Их носили кучера и бедные крестьяне. Шили шапки мужчины, тульи стегали женщины, сначала на руках, потом на «громотухе». Первая ремесленная машина появилась в Молвитине в 60-х годах XIX столетия. Машина работала со страшным шумом, поэтому их назвали «громотуха». Мастерицы вспоминали, что «гром машины слышался в соседних домах, поэтому как только он начинался в одном доме, и в соседних домах старались тут же сесть за работу.

При изготовлении шапок использовали ножницы и ножи для раскроя меха, чищельные ножницы для раскройки меха, расческу для расчесывания меха. Обязательно при шитье шапок применялся наперсток.

В Сусанинском музее имеются воспоминания старого шапочника Александра Григорьевича Шевалдина, который рассказывал, что мальчиков в учение отдавали с 9 лет на 4-5 лет. Мастеровучеников хозяин вез в Москву на свои деньги. В первый год обучения ученик получал только 5 рублей, второй год - 5 рублей и ему покупали шубу, на третий год - 25 рублей. После окончания гражданской войны стали возвращаться домой шапочники-красноармейцы. Но в стране уже шло объединение кустарей-одиночек в артели. Образовалась артель «Красный Октябрь» и в Молвитине.

В грозные годы Великой Отечественной войны те, кто остался в цехах, оказывали своим трудом помощь в борьбе с фашистскими захватчиками. Шапочники освоили выпуск пилоток, военных шапок, гимнастерок, погон. В 1957 году артель «Красный Октябрь» была преобразована в фабрику головных уборов.

Александр АРСЕНЬЕВ,

Виктория СМЕТАНИНА,

учащиеся Головинской школы Сусанинского р-на

Губернский дом