Журнал «Губернский дом»
Костромской уезд в жизни Андрея Рублева
Имя гениального русского художника Андрея Рублева известно во всем мире. Он родился около 1360 года. Примерно 40 лет своей жизни прожил в миру. Уже в это время его искусство получило признание, а имя — известность. Рублев стал мастером московского княжеского дома. Связей с великокняжеским домом Рублев не порывал и позднее, после принятия монашеского сана.
Андрей Рублев был тесно связан с другими придворными мастерами. Большинство из них, как считают ученые, имели земельные пожалования от князя в Костромском уезде, в ту пору только что присоединенном к Москве. Известна надпись на древнем распятии графа Мусина-Пушкина: “Ц.Е.И.А. Рублева, делал Афанасий Парампшн, коего золотой оклад весит 224 золотника”.(1) Парамшин являлся создателем «Иконы золотом швана Парамшина дела” (2) и “креста золот Парамшеньской” (3), в числе самых дорогих реликвий наследованных старшим сыном московского князя.
Академик М.Н. Тихомиров доказал, что Парамша получил за свою службу землю в Костромском уезде. Это зафиксировано в судебной грамоте 1498 г. “у Парашинские перешроды Иконницкой земли” (4). Необычное соединение “Иконниче” вместе с «Парашиным” напоминает о Парамше в завещаниях великих князей XIV века, резюмирует М.Н. Тихомиров.
Профессор МГУ В.А. Плугин предполагает, что владения великокняжеского ювелира и иконника Парамши соседствовали с землями других великокняжеских или боярских иконописцев. Среди княжеских слуг, входивших в окружение А. Рублева, называется ювелир Шишка. Невольно вспоминается село Шишкино и деревня Б. Андрейково, расположенные, как и Иконниково, на реке Покше. По старой традиции за землей сохранялось название ее владельца (Парамшинские перегороды, Короваево, Горбовщина и т.д.)
Вернемся к надписи на распятии графа. В. А. Плугин расшифровывает ее так: “Ц(еркви) Е(?) И(нока) А(ндрея)”. И найдя эту неизвестную церковь, мы, может быть, нашли бы места, очень дорогие для памяти художника Рублева, скорее всего, его родину. Слишком большую ценность представляет вклад. Естественно думать, что он был сделан человеком на закате жизни. Как не вспомнить, что, по данным жития Сергия, в эти последние годы Андрей Рублев был не только славен, но и, повидимому, богат. Вместе с игуменом Александром на личные средства Рублев построил Андрониковский монастырь. Распятие А. Рублева только по весу заключало в себе килограмм золота. Такие кресты являлись, по обычаю того времени, вкладами знатных людей в церковь.
Итак, где взял граф Мусин-Пушкин распятие Андрея Рублева? Ответ мы можем предполагать несколько неожиданный: в окрестностях Судиславля, в селе Баране, где ныне находится известный зверосовхоз. В XVIII веке Мусины-Пушкины, как сообщают документы Генерального межевания и ревизских сказок, имели под Судиславлем обширные поместья. Сиятельный коллекционер, по должности имевший власть над церковными ценностями, не мог не заинтересоваться древней церковью во имя Евангелиста И. Богослова в с. Баране. Ведь, как свидетельствуют документы, эго была усадьба знаменитого военного строителя Ивана Выроткова. прославившегося возведением Свияжска, сыгравшего главную роль во взятии Казани, а также многих других крепостей. Из грамоты царицы Ирины Годуновой видно, что в богатом селе был иконный двор. Часть редких вещей, собранных по русской провинции. граф преподнес императору, а часть оставил своим наследникам.
Известно, что глава всероссийского центра раскола в Судиславле. богатейший купец Н.А. Папулин, еще в первой половине XIX в. имел сотни древних драгоценных икон, и среди них многие принадлежали кисти Андрея Рублева.
Искусствоведы отмечают, что костромской уезд в ХVI-ХVII веках являлся законодателем художественного вкуса для таких центров, как: Москва, Ростов, Суздаль, Ярославль. Мы хорошо знаем имена Г Никитина, С. Савина, Л. Агеева и других костромских мастеров, годуновских мастеров XVI века, работавших в Ипатьевском монастыре. Это великое искусство могло возникнуть только на высоко развитом местном направлении, которое зародилось в XIII-XIV веках. Лучшими и древнейшими иконами в коллекциях костромских музеев являются иконы из судиславских церквей “Архангел Михаил в одеждах русского воина XVI в ”, “Богоматерь Тихвинская” XVI в.. “Успение Богоматери” XVII в. Иконы из бывшего папулинского собрания частью погибли, а частью украшают лучшие русские музеи.
Вслед за авторитетными московскими учеными мы с достаточным основанием можем утверждать, что Андрей Рублев родился на территории Костромского уезда и дал свое имя известной деревне на реке Покше — Андрейково. Приставку “Большое” деревня получила позднее, для отличия от основанной Андреем Бурко между 1494 и 1501 г. деревни Ондреевское на реке Сендеге.