Комплекс церквей Иоанна Предтечи с. Парское

Код памятника 3710086000
Входит в комплекс памятников 3710086000
Регион Ивановская область, Родниковский район
Авторы и датировки 1773-1785 гг., 1-я четв.19 в., 1822 г., 1863 г.


Истор. сведения
Село Парское до Октябрьской революции входило в Юрьевецкий уезд Костромской губернии, документально известно с 13990 г. В 1552 г., как гласитпредание в нем останавливался Иван Грозный, возвращаясь из похода на Казань. Он пожертвовал в местную церковь икону своего патрона, которая находилась сдесь и в XIX в. В XYIII в. село село принадлежало Трубецким. Оно имело большое значение в торговле местного края и славилось своей ярмаркой, достигшей наивысшего расцвет в первой трети XIX в. К тому времени уже сформировался торговый центр Парского в виде обширной прямоугольной площадки, расположенной на высоком берегу реки Парши. Северную сторону её занимал комплекс церквей, на площадке был выстроен Гостиный двор и многочисленные каменные лавки. Торговые здания просуществовали до Советского времени.
От прежней застройки площадки в её западной части сохранились несколько кирпичных домов второй половины XIX в. и храмовый комплекс, доминирующий, благодаря своему топографическому положению, над сельским жилым массивом.
Комплекс состоит из двух церквей - летней Предтеченской, 1785 г. и зимней Вознесенской, 1836 г., обнесенных в первой половине XIX в. кирпичной оградой с четырьмя угловыми павильонами, тремя воротами и калиткой.







Церковь летняя Вознесения Господня с. Парское
Код памятника 3710086004
Входит в комплекс памятников 3710086000
Регион Ивановская область, Родниковский район
Авторы и датировки 1863 г.


Истор. сведения

Зимняя Вознесенская церковь сложена из кирпича размером 26х13, 15х7 см., на известковом расстворе с двухсторонней подрезкой швов. Декор выполнен в основном, из тесаного кирпича с применением небльшого количества лекального.. На фасадах сохранилисб следы первоначальной побелки с выделением красным цветом декоративных деталей. Здание состомт из пятиглавого четверика храма с одной апсидой, трапезной и западного притвора.
Внешние художественные формы сдания




Роспись церкви выполнена неизвестными мастерами, исходя из стиля живописи, во второй половине XIX в. Стенопись масляными красками по белому известковому грунту. Сохранность неудовлетворительная: многочисленные утраты красочного слоя, потемнение красочных пигментов, загрязненность.
Росписью украшены только свод четверика и восточная стена алтаря. Стены храма, покрытые масляной краской, расписаны не были. Свод четверика отделен от стен узким штукатурным карнизом и живописным поясом. Проходящими по ребрам свода живописными сходящимися в центре тягами плафон разделен на четыре латка.
