А.Д. Козловский
Взгляд на историю Костромы
Страна, занимаемая теперь Костромою, вероятно обитаема была народами Славянского поколения, именовавшимися Меря (1). В подтверждение сего мнения служат: река Студенец и озера Волское и Славянское, находящееся в пределах Костромской губернии, а так же и весенние песни, коими оглашаются берега реки Волги; в них и доселе находится много славянских слов и выражений (2). 1152 год есть вернейшая эпоха, означающая время построения Костромы. По достоверным историческим сведениям найдено, что Великий Князь Юрий (Георгий) Владимирович, сын Великаго Владимира Мономаха, не имевший достаточных сил к удержанию за собою престола Киевского, оставя южные страны, удалился в северные престолы России и основал там независимое владение Суздальское; построив в оном многие города, населил их Болгарами, Мордвою и Венграми; выведши жителей из мрака невежества и идолопоклонства, распространил там Христианскую веру, построил церкви во Владимире на берегах Нерли; умножил число духовных пастырей, единственных наставников в благонравии и просвещении разума; открыл пути в лесах дремучих; оживил дикие, мертвые пустыни знамениями человеческой деятельности. Но, будучи знаменит в нашей истории гражданским образованием восточных Российских стран, Юрий, проведши в них все цветущие лета своей жизни, не равнодушно оставил оные, и потому, имея всегда любезный оный край в своем воображении, к удовольствию своему украсил вновь построенные города теми приятными наименованиями, коими названы были города южного края. Юрьев-Польский, Переславль-Залесский, Дмитров, Галич, Кострома (3) и другие суть памятники его деятельности. Кострома, по мнению некоторых, получила название своё от реки Костромы, впадающей при городе Костроме в Волгу; а по мнению других это название заимствовано от областей Киевского Великаго Княжения, в коих в 60-ти верстах от Чернигова, вниз по Двине на левой стороне, находится город Остр, где впадает в Двину река одного имени с городом (4), и в разлитие вод представляет совершенное сходство в местоположении с Костромским. Всего же вероятнее наименование Костромы произвесть от города Костра, бывшего в Ливонии, недалеко от Юрьева (ныне Дерпта), или замка Кострума (5), где после построен город Ревель. Таковое предположение заслуживает вероятие, потому что Великий Князь, усиливаясь приобщить Великое Княжение Киевское к преимущественному в тогдашнее время и силою и пространством уделу Владимирскому, старался удовлетворить славолюбию своему, по крайней мере, тем, что повелел себя титуловать Великим Князем, а вновь основанным городам давать названия, одинаковые с городами Киевского Княжения.
Более того, и сходство местоположения Костромы с замком Кострум подтверждает сию истину: ибо замок Кострум, в последствии город Ревель (современный Таллин), расположен по морскому берегу, имея с двух сторон открытое море; подобным образом и под сКостромою, к границе Ярославской губернии, верст на 30, а по Костромскому и Буйскому уездам более 60-ти верст, в весеннее время, при слиянии рек Волги и Костромы, представляется в продолжении двух, а иногда и трех недель, подобно морю (6). Да и само название Кострома на латинском языке означает город или крепость. К этому, весьма близкому к истине предположению, не лишним считаю приобщить молву старожилов, будто бы река Кострома получила название свое от заготовляемого зимою, при берегах оной, в Солигаличском, Буйском и Костромском уездах, величайшими кострами леса, сплавляемого по весне многими тысячами, лдя продажи в Кострому; да и перед самым городом левые берега Волги и Костромы заваливаются огромными кострами бревен.
Съ 1157 по 1176 годъ Кострома находилась во БладЪнш Великихъ Князей; Андрея, Михаила 11-го, а потомъ Всеволода 111-го Георхчевичей. Въ 1208 году Велиюй Князь Всеволодъ Юрьевичъ даровалъ миръ Рязанцамъ. Миръ сей дань былъ имъ после жесточайшей битвы, продолжавшейся три недвли, за измену Князей Рязанскихъ, которые тайно держали сторону Черниговскихъ. Во все продолжение сего времени кровь Рязанцевъ лилась ежедневно. Пронскъ сдался; взято множество добычи. Наконецъ победитель встрвченъ былъ народомъ, изъ среды коего предсталъ предъ нимъ Епископъ Арсений и произиесъ достойную властолюбиваго завоевателя речь.: «Государь! - удержи руку мести, пощади храмы Всевышияго, гдЪ народъ приноситъ жертву Небу, и где мы за тебя молимся. Верховная воля твоя будетъ намъ закоиомъ». Всеволодъ, тронутый убеждениями Епископа, Князьями и посланными после того отъ народа во Владимиръ съ детыми и женами ихъ, — даровалъ миръ и младшаго сына своего Святослава послалъ въ Новгороде на место старшаго Константина, прозваииаго Мудрымъ; а сему последнему даль въ уделъ Ростове съ пятью городами, въ числе коихъ Кострому и Галиче. Съ того времени города сии присоединились кь удельному Княжению Ростовскому. По кончине Великаго Киязя Всеволода Юрьевича, въ 1213-мъ году, возникли между сыновьями его, Константиномъ и Юриемъ, несогласия, происшедшие отъ того, что Константинъ, противу желания получивши Ростовъ, оказалъ неповиновение отцу своему чрезъ выездъ изъ своего удела; раздраженный отецъ, по совершении надъ нимъ суда, при собраши, въ коемъ участвовали: Епископъ Иоаннь, игумиы, священники, купцы и дворяне, объявилъ, что наслъдникомъ его долженъ быть вторый сынъ его Георгий (Юрий). Посему Георгий и наследовалъ послъ родителя своего Владимирский престолъ, а Константинъ, бывший въ Ростове, защищалъ завъщание родительское, нарушенное въ разсуждении меньшихъ братьевъ своих Георгиемъ; отъ чего и возгорелась между ними война. Константинъ въ 1214 году, собравъ войско, послалъ его по Волге, и Кострому, помогавшую Георгию, выжегъ.
Въ 1216 году. Апреля 25 числа, Константинъ, победивъ брата, хотя и восшелъ на Владимирский престолъ; но движимый добротою своего сердца, въ семъ неприятномъ положении утешилъ Георг1я, объявя его наследникомъ Великаго Княжения,
...
... Путешествие Екатерины II по Волге в 1767 г. ...
...
... Читать книгу в PDF-формате ...
Александр Дмитриевич Козловский (1790-1845) – князь, костромской и вичугский краевед, фольклорист, писатель. Известен рядом трудов по истории костромского края, в т.ч. книга "Взглядъ на исторiю Костромы". В книге детально изложена история края и судьбы людей, оставивших заметный след в этой истории. Примерно половину книги занимают подробнейшие примечания к основному тексту, в том числе, выдержки из старинных документов, найденных автором книги.