ГЛ А В А 20

Решма в русской культуре и искусстве XIX – начала XX веков

Слобода Решма оставила свой след в русской культуре и искусстве XIX – начала XX вв.

Решма и художники Г.Г. и Н.Г. Чернецовы

В 1826 и 1838 гг. Решму посещали известные художники – братья Григорий Григорьевич Чернецов (1802 – 1865 гг.) и Никанор Григорьевич Чернецов (1805 – 1879 гг.), уроженцы г. Лух. Впервые они побывали здесь в 1826 г., когда братья еще учились в Академии художеств, во время своей поездки из Кинешмы в Юрьевец. В своем дневнике за 6 августа Г.Г. Чернецов записал: «В Решме, переменив лошадей, продолжили путь по прекрасно отстроенной Нижегородской дороге» 1.

Летом 1838 г. братья Чернецовы на большой лодке «тихвинке» совершали своё знаменитое плавание по Волге от Рыбинска до Астрахани. Целью этого путешествия являлось написание художественной панорамы обоих берегов великой реки. 10 июля они остановились возле Решмы на ночлег.

В их путевом дневнике записано: «9 июля. Вечером, при живописном захождении солнца, мы оставили Кинешму и пустились в путь по воде. На другой день, миновав слободу Решму, остановились в виду оной на ночлег» 2.

В дневнике не сказано, чтобы они сходили в Решме с лодки, но художники зарисовали её с лодки.

В рамках создания общей панорамы берегов Волги Чернецовы сделали и панораму Решмы. На больших листах художники изобразили группу храмов Решмы-Нагорного с их двумя стройными шатровыми колокольнями, ряды домов слободы Решмы и села Нагорного (на высоком берегу в одном месте изображена ветряная мельница), ансамбль Макариево-Решемского монастыря, устье речки Решемки с несколькими стоящими здесь расшивами.

 Russian culture and art
Барка братьев Чернецовых на Волге в Костромской губернии. Художник А.И. Иванов-Голубой. 1841 г. Государственный Русский музей
Параллель берегов Волги. Художники Г.Г. Чернецов и Н.Г. Чернецов. 1851 г.
 Russian culture and art
Восточная окраина слободы Решмы
 Russian culture and art
Село Нагорное, слобода Решма и Макарьевская пустынь
 Russian culture and art
Устье реки Решемки

К сожалению, живописная панорама братьев Чернецовых, остатки которой ныне хранятся в Российской национальной библиотеке Петербурга, до сих пор не опубликована.

Решма и А.Н. Островский

НА рубеже 50-х и 60-х годов XIX в. Решмой интересовался А.Н. Островский.

Как известно, в 1856-1857 гг. драматург участвовал в устроенной Морским министерством экспедиции ряда литераторов по берегам крупных судоходных рек. Островскому досталась Верхняя Волга, то есть Тверская, Ярославская, Костромская и Нижегородская губернии. В 1856 г. он проехал всю Тверскую губернию, весной и летом 1857 г. завершил работу по остальным трем губерниям. К сожалению, если его очерк и дневники 1856 г., посвященные Тверской губернии, опубликованы и хорошо известны, то про вторую часть экспедиции нам неизвестно почти ничего. Во всяком случае, Островский не мог в 1857 г. не посетить Решму: в конце концов, он и был послан в эту поездку с целью побывать именно в таких приречных селениях. К сожалению, его очерк, посвященный Костромской губернии, не был принят для публикации в «Морском сборнике», а автор, занятый своими театральными работами, не опубликовал его в каком-нибудь другом журнале. В результате текст очерка до нас не дошел 3.

Скорее всего, в очерке о Костромской губернии должно было говориться и о Решме. 16 октября 1857 г. драматург писал из Москвы в Кострому краеведу и своему дальнему родственнику П.И. Андроникову: «Вы обещали сообщить мне историю городов и некоторых сел (Солдога*, Решма, Городец и другие).

Если у Вас теперь что-нибудь есть об этом, то потрудитесь переслать ко мне.

Вы меня крайне обяжите этим (...)» 4.

Через несколько лет после своего путешествия по Волге А.Н. Островский сделал решемского крестьянина Григория Лапшу одним из героев своей пьесы «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» (среди действующих лиц он значится как «Григорий Лапша, крестьянин из Решмы, предводитель восстания»).

Пьеса эта была окончена в 1861 г. и впервые опубликована в первом номере журнала «Современник» за 1862 год.

Слово «Решма» звучит в пьесе одним из первых. Действие пьесы начинается в Гостином дворе Нижнего Новгорода. В авторской ремарке говорится: «Слышны голоса: «Здесь рукавицы, шапки, кушаки! Гляди зипун! Из Решмы, с оторочкой!» 5.

Григорий Лапша появляется во втором действии, когда Минин принимает у себя дома руководителей восстаний – Ивана Кувшинникова из Балахны и Григория Лапшу из Решмы. Представляя гостей своей жене, Минин говорит:

«...а это Гриша

Лапша, из Решмы, тоже воевода.

* В публикации написано Совдога. Или это описка автора, или ошибка публикаторов письма.

Взял мужичков, кой-чем вооружились Да с Богом и пошли на супостата.

И Бог помог, себя не осрамили» 6.

Пользуясь правом автора, Островский даёт Григорию Лапше отчество – Петрович 7.

В конце пьесы Григорий Лапша вместе с ополчением Минина и Пожарского уходит в поход на Москву. Он говорит: «Я слышал, что по нашей стороне, Нагорным берегом пойдут по Волге, На Балахну, на Юрьевец, на Решму (...) Я с решемскими тоже потянуся, Хоть кучка малая, а всё помога» 8.

 Russian culture and art
А.Н. Островский. Фото 60-х годов XIX в.

Конечно, вряд ли Григорий Лапша в 1611-1612 гг. был в Нижнем Новгороде и встречался с Мининым (хотя, конечно, всё может быть). По сюжету совсем не- обязательно было вводить в число действующих лиц пьесы именно Григория Лапшу. К моменту окончания пьесы Островский был уже более десяти лет связан с Кинешемским уездом и поэтому, конечно, не случайно ввел в пьесу народного героя Кинешемского края.

Краеведы Я. Мезенин и Н. Мезенина даже утверждали: «Великий русский драматург А.Н. Островский собирал материалы о народном вожде-герое Григории Лапше и хотел написать о нем историческую пьесу. К сожалению, он не успел осуществить свой замысел» 9. Однако, никаких данных о том, что Островский хотел написать пьесу о Григории Лапше, нет, и это утверждение надо оставить на совести его авторов.

Нельзя не сказать о судьбе пьесы в советское время. Фактически после революции, при всех внешних почестях, оказываемых драматургу-демократу, целый ряд пьес Островского исчез со сцены на долгие десятилетия. В их числе был и «Минин». Причины негласного запрета понятны: в «Минине» постоянно речь идет о спасении Отечества и православной веры.

Например, обращаясь в Нижегородском кремле к нижегородцам, Минин говорит:

«Друзья и братья! Русь святая гибнет!
Друзья и братья! Православной вере,
В которой мы родились и крестились,
Конечная погибель предстоит.
Святители, молитвенники наши,
О помощи взывают, молят слезно.
Вы слышали их слезное прошенье!
Поможем, братья, родине святой!» 10.

В другом месте в Нижнем Новгороде читают послание из Троице-Сергиева монастыря, в котором говорится: «Не раз мы вам писали
О нашей гибели и разоренье;
И снова молим вас: не позабудьте,
Что вы родились в православной вере,
Святым крещением знаменовались.
Сего-то ради положите подвиг
Страданья вашего за наших братий!
Молите всем народом христианским
Людей служилых быть в соединенье
И заодно стоять против врагов
И всех предателей хрестьянской веры.
Вы сами видите, что всем близка
От тех врагов конечная погибель.
В которых городах они владели,
Какое разоренье учинили!
Где божьи образы и где святыня?
Не всё ли разорили до конца
И обругали наглым поруганьем!
Помилуйте и смилуйтесь над нами,
Не мешкая, идите в сход к Москве!
И положите подвиг пострадать
Для избавленья православной веры!» 11.

К тому же надо напомнить, что с начала революции и вплоть до середины 30-х годов отношение к Минину и Пожарскому носило враждебно-нигилистический характер. Считалось, что они подавили крестьянскую революцию и посадили на трон основателя кровавой династии Романовых. То, что один из двух национальных героев был еще и купец, то есть представитель буржуазии, только усугубляло дело. Главный советский историк-марксист М.Н. Покровский писал, что в Смутное время «в лице Минина и Пожарского одержали победу помещичье землевладение и торговый капитал» 12.

Храм в кремле Нижнего Новгорода, в котором покоился прах Минина, был взорван, памятная часовня на могиле Пожарского в суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре разрушена. Чудом уцелел памятник Минину и Пожарскому на Красной площади. Он отделался только тем, что его передвинули из центра площади к ее краю, ближе к храму Василия Блаженного.

Вместе почти со всеми героями русской истории Минин и Пожарский были, казалось, навсегда выброшены на свалку истории. На той же свалке оказалась и пьеса Островского о Минине, кратковременная «реанимация» которой произошла только в годы Великой Отечественной войны, да и то на её завершающем этапе.

Например, костромской театр имени А.Н. Островского показал «Минина» в начале 1944 г. Премьера спектакля состоялась 25 января 1944 г. Накануне в передовице «Северной правды» говорилось, что коллектив театра «подготовил патриотический спектакль – малоизвестную пьесу А.Н. Островского «Козьма Минин» 13. Пьеса шла в театре полтора сезона – остаток 1944 г. и весь сезон 1944-1945 гг. Однако, после того, как в Москве отзвучали победные салюты 1945 г., «Минин» вновь на долгие десятилетия ушел с советской сцены.

Решма и И.И. Левитан

В 1890 г. в Решме побывал художник И.И. Левитан. Как известно, Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900 гг.), выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, ученик А.К. Саврасова и В.Д. Поленова, с 1888 г.

в летнее время приезжал в Плёс – в то время заштатный город Нерехтского уезда Костромской губернии. Он провел здесь три сезона – в 1888-м, 1889м и 1890 гг. Из Плёса художник периодически выезжал в окрестные села и деревни. Летом 1890 г. на пароходе он отправился в Юрьевец.

Во время остановки в Решме Левитан создал один рисунок. Скорее всего, художник не вышел на берег, а сделал его прямо с парохода.

На рисунке рукой автора написано «Решма». В литературе за этим рисунком закрепилось название «Церковь с колокольней в Решме»*. Какая именно церковь изображена на рисунке, нигде в искусствоведческой литературе не говорится. Однако это нетрудно определить. Левитан запечатлел Христорождественскую церковь Решмы с её высокой шатровой колокольней.

 Russian culture and art
Церковь в Решме. Художник И.И. Левитан. 1890 г. Рисунок

Из Решмы Левитан проехал в Юрьевец, где, вероятно, провел несколько дней. Главным результатом поездки художника в этот город стала известная картина «Тихая обитель», основой для которой послужили рисунки Кривоезерского Троицкого монастыря, находившегося напротив Юрьевца, на левом берегу Волги. Традиционно считается, что на картине изображен подлинный пейзаж монастыря, а в него «вставлены» церкви из Плёса с Соборной горы. Вспомним другой подобный случай, когда на картине «Над вечным покоем» изображение деревянной церкви Петра и Павла в Плёсе Левитан поместил в пейзаж Удомельского озера вблизи Вышнего Волочка.

Однако есть и другие точки зрения. Известный искусствовед А.А. Федоров-Давыдов пишет: «...в том же альбоме, в котором мы находим наброски, сделанные в Юрьевце, имеется и изображение Решмы с подобной колокольней. Таким образом, нельзя утверждать точно, что в картине «Тихая обитель» вид Кривоозерского монастыря видоизменен внесением в неё именно плёсовской колокольни, но сам факт замены одной колокольни другой налицо» 14. Как видим, А.А. Федоров-Давыдов допускает, что «прототипом» шатровой колокольни в «Тихой обители» могла быть и решемская колокольня. При сличении обеих «претенденток» с колокольней на картине видно, что многие важные детали и плёсской, и решемской колоколен у неё отсутствуют, но всё-таки плёсский храм ближе к картине. Во всяком случае, то, что в левом храме на картине изображен именно Успенский собор на Соборной горе Плёса, не вызывает сомнений (храм на картине справа – это, судя по всему, Троицкий храм Кривоезерской пустыни).

* Рисунок помещен в книге А.А. Федорова-Давыдова «Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество» (М., 1960) на стр. 133.

Решма и Б.М. Кустодиев

ПО-ВИДИМОМУ, летом 1906 г. Решму посетил художник Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927 гг.), обосновавшийся тогда в Клеванцовской волости Кинешемского уезда (совр. Островский район Костромской обл.), где в 1906 г. он со своей семьей впервые провел лето на только что построенной им даче «Терем». В этом году художник много ездил по уезду и, в частности, тогда он написал декоративное панно «Решма», ныне находящееся в петербургском Русском музее (ГРМ, ф. 26, ед. хр. 137, л. 5) 15.

 Russian culture and art
Сумерки в Судиславле. Художник Б.М. Кустодиев. Начало XX в. Костромской государственный историкоархитектурный и художественный музей-заповедник

В Костромском музее хранится недатированный этюд Б.М. Кустодиева, который носит название «Сумерки в Судиславле». Однако данное название, несомненно, появилось по какому-то недоразумению. Каждый, кто бывал в Судиславле, сразу увидит, что изображенная на этюде группа из трех храмов, не имеет никакого отношения к этому городу. В Судиславле, как известно, всего два храма, которые стоят примерно в версте друг от друга.

 Russian culture and art
На Волге. Художник Б.М. Кустодиев. 1906 г.

На самом деле, на этюде Б.М. Кустодиева изображена группа храмов Решмы и Нагорного (не виден только заслоненный решемской Христорождественской церковью зимний Никольский храм Нагорного). На основе этого этюда в том же 1906 г. Борис Михайлович написал картину «На Волге», в которую добавил на передний план изображение плывущего по Волге плота с тремя человеческими фигурами на нём. Данная картина не так давно была опубликована в серии «Православные храмы. Путешествие по святым местам» 16, в выпуске, посвященном Воскресенскому собору в Тутаеве (Романове-Борисоглебске).

Решма и художник В.П. Бычков

В НАЧАЛЕ 10-х годов XX в. в Решме неоднократно бывал художник Вячеслав Павлович Бычков. Это имя не настолько известно, как братья Чернецовы, И.И. Левитан и Б.М. Кустодиев. Однако в творчестве последних Решма занимает более чем скромное место.

В наследии же В.П. Бычкова Решме принадлежит одно из главных мест.

 Russian culture and art
В.П. Бычков. Фото начала XX в.

Вячеслав Павлович Бычков (1877 – 1954 гг.) родился в Ярославле, в купеческой семье. В 1896-1908 гг. он обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В числе его учителей – А.М. Корин, В.А. Серов, К.А. Коровин и др. 17

В 1910-е годы В.П. Бычков часто приезжает на Волгу и создает большое количество работ, посвященных волжской теме.

Особое место среди его полотен этого времени принадлежит Решме и Нагорному, которые он посещал на протяжении ряда лет.

Летом 1912 г. В.П. Бычков написал картину «Вечер. Решма» (находится в собрании Нижнетагильского музея изобразительных искусств). Она невелика по размерам – всего 18,5 см на 32 см, но среди живописных произведений, посвященных Решме, – это, конечно, произведение No 1.

Вечер. Решма. Художник В.П. Бычков. 1912 г. Нижнетагильский музей изобразительных искусств На базаре. Художник В.П. Бычков. 1914 г. Частное собрание. На заднем плане – Никольский храм с. Нагорного

Полотно написано то ли с лодки, то ли с другого берега Волги, На картине запечатлена группа храмов Решмы-Нагорного. Видны три белых храма с зелеными главами и кровлями (четвертый, Никольский, закрывает Христорождественская церковь). Вниз по склону спускается, изгибаясь, белая ограда. Ниже храмов, на берегу Волги – дома. Тихо. Белые силуэты церквей отражаются в зеркальной воде. У берега застыла небольшая деревянная барка с рулем и мачтой. Навеки запечатленный художником миг из жизни старой, навсегда ушедшей Решмы...

На базаре. Село Решма. Художник В.П. Бычков. 1914-1916 гг. Сочинский художественный музей

Решма. Художник В.П. Бычков. 1916 г.

Летом 1914 г., видимо, в июне, незадолго до начала войны, В.П. Бычков пишет картину «На базаре», на которой изображено село Нагорное. На переднем плане картины – базар, продавцы, покупатели. На заднем плане возвышается Никольским зимний храм с. Нагорного, с оградой и аркой Святых врат перед ним.

1914-1916 годами датировано полотно В.П. Бычкова «На базаре. Село Решма» (находится в Сочинском художественном музее), на котором изображен базар и торговые лавки на спуске от Нагорного в Решму.

В числе решемских работ В.П. Бычкова находится и портрет Евгении Николаевны Горской, дочери о. Николая Горского, настоятеля Воскресенской церкви. Дочь Евгении Николаевны, А.Б. Горская, пишет: «Бычков много писал в Решме. В 1911 году он познакомился с мамой и попросил ее позировать для картины. Он задумал написать «Девушку с косой» на фоне приволжского пейзажа. Мама согласилась и действительно несколько раз позировала художнику. Не знаю, по каким причинам картина так и не была написана.

Но в качестве своеобразного «гонорара» за позирование художник написал поясной портрет «натурщицы». Мама этим портретом очень дорожила» 18.

© Nikolay Zontikov