Наталья Леванина

Возвращение в Галич

Очерк

Вид на Галич с Космодемьянской горы. Фото Алексея Фёдорова

Светлой памяти Юрия Павловича Уварова

Часть 1.
Замирает сердце…

Возвращение в родной город – всегда событие. Ты с волнением узнаёшь приметы старого времени, придирчиво оцениваешь новинки, сравниваешь их с тем, что сохранилось в твоей памяти, и свежим взглядом отмечаешь произошедшие изменения. И как же радостно видеть и понимать, что твой любимый город живёт и развивается! Это волнующее ощущение не лишает тебя здравомыслия, но наполняет душу силой и верой в будущее. Спасибо тебе за это, Галич! Город в этом году подарил мне увлекательные встречи, новые знакомства, волнующие эмоции и неожиданные выводы. Галич удивил.

Центр Галича. Фото Алексея Фёдорова

Да, статистика по населению по-прежнему вопиет о потерях и утратах, до прироста мы пока ещё не дожили, но что-то, определённо, изменилось. И я это почувствовала.

Впрочем, это вполне в традициях Галича – возрождаться из пепла. Кто только ни разорял наш город: татары, поляки, кровавая княжеская вражда. Но каждый раз, отскорбев о потерях, собравшись с духом, город поднимался с колен, укреплял свои защитные рвы, восстанавливал независимый дух, и отчаянно устремлялся вперёд, в новую жизнь.

Вот и сейчас ощущение, что люди победили перестроечную растерянность и хаос. Одолели массовую пьянку и слабость духа. Это бодрящий сигнал. Он означает только одно: у людей появился смысл жить дальше.

Похоже, мои дорогие земляки, пресытившись утратами и лишениями, поняли, наконец, суровый смысл дилеммы: можно либо жить, либо умирать. Третьего не дано. И выбрали жизнь. Перестали, наконец, уничтожать себя водкой – за две недели прогулок по городу не встретила ни одного пьяного! Да было ли такое хоть когда-нибудь в Галиче! На моей памяти – нет, никогда.

Город будто встрепенулся. Перед работающим экскаваторным заводом припаркованы хорошие автомобили. Не прекращается строительство крупнейшего в России Фанерного комбината. Хотя тут уж, если честно, и не знаю, радоваться или огорчаться! Огромные машины рычат, пачкают грязью и разбивают дорогу, трубы уже вовсю дымят, выпуская, не знаю что, но вряд ли озон, и люди в ближайшем районе начали дружно и дёшево продавать свои хорошие, обустроенные дома. Инвесторы, конечно, в скором времени обещают горожанам работу, деньги, мощности. Но всё это в обмен на вырубленные заповедные леса, нарушенную тишину и потревоженную природу. Обещают… Это хорошо. Но отбирают-то уже прямо сейчас! И отбирают бесценное!

Может, такова суровая реальность жизни: не разбив яйца, не сделать яичницу? Придётся терпеть. И, конечно, воевать с новыми хозяевами жизни, отстаивая не просто среду обитания, но – красоту (а может, и сам факт существования!) родной природы. Даже думать об этом больно.

Кто знает, может, именно она, наша удивительная природа, в трудные времена и не дала городу сгинуть? Ведь предки наши всегда жили озером, лесом, полем. Конечно, руки у моих земляков мастеровые, голова ясная, а ум насмешливый. Всё вместе это и привело людей в чувство. Подсказало выход из очередного исторического тупика. Говоря высоким стилем, победили не только желание есть и пить, но и более важные материи: любовь к близким, к своей земле, умение работать, отдавая работе душу; возобладало желание обустроить и привести в порядок свою жизнь.

История и мифы буквально повсюду

Но вернёмся в город. Перемены заметны и очевидны. Много новых домов, в палисадниках большинства из них – ухоженные клумбы. Люди по городу ходят в карантинных масках, но нарядные, прибранные.

На родине легко дышится! Фото автора
Примерка лаптей в Галиче. Фото автора

Восстанавливается главный православный храм Галича – Троицкий собор Никольского Староторжского монастыря – самый большой собор Костромской губернии, который входит в комплекс зданий монастыря, расположенного на месте старого торга, рядом с Балчугом – древним Городищем, где когда-то и возник город. Это благая весть.

В 2017 году «Галичские известия» так написали об этом: «Очищенный от уродливых „наростов“ советского времени, буквально выкопанный из грунта, за сотню лет приземлившего строение на несколько метров, он (Троицкий собор – Н.Л.) словно воспарил над землей. Он теперь кажется таким огромным, мощным. В центральном пространстве храма столько воздуха и света, что замирает сердце».

Друзья, пусть и у наших потомков замирает сердце. От восторга, а не от ужаса. Это в наших силах.

За те несколько лет, что я не была в Галиче, появилась здесь небольшая, но оригинальная набережная с фонарями и традиционно фольклорными, деревянными скульптурами. Всё без пафоса, по-галичски лукаво и будто бы наивно.

Торговая площадь в Галиче. Фото Ольги Катуковой

Безусловно, Галич интересен гостям и туристам. Нужно только больше и настойчивее этим заниматься. Ведь История Галича читается сегодня, как увлекательный исторический роман, где действующие герои – самые первые лица государства Российского. Тут и там мелькают имена членов Царской семьи, фамилии видных бояр и дворян: Голицыных, Толстых, Куракиных, Свиньиных, Сытиных, Морозовых.

В истории Галича, как в капле его озерной воды, отражается вся история Руси-России. Все взлеты и падения города напрямую связаны со столбовым ходом русской истории. Город и его князья были активными участниками Феодальной войны XV века, где было всё: жажда справедливости и предательство, борьба за власть и политический сепаратизм.

Чем глубже погружаешься в изучение прошлого Галичского края, тем тверже в тебе формируется убеждение, что не просто удачное географическое положение на пересечении торговых путей, создавало богатую, неординарную историю нашего города, а именно народ, живущий на этих благословенных, политых кровью землях, именно он является главным делателем своей личной и российской истории.

Со страниц летописей и архивных документов встают образы наших предков – людей свободолюбивых, храбрых, верных, не прощающих правителям насилия над собой; презирающих их за алчность и предательство. При этом были они людьми открытыми и весёлыми, за словом в карман не лезли. И слово это держать умели.

Мало городов, которые по праву могут гордиться такой не просто многовековой, но – героической историей. Не каждый русский город на равных тягался с Москвой за право стать столицей русского государства и чуть не победил в этой борьбе. Конечно, ЧУТЬ – в истории не считается. Но всё же…

Воспитательный и образовательный потенциал галичской истории неисчерпаем. И в городе это хорошо понимают. Вот почему наряду с событийным и паломническим туризмом в городе начал активно развиваться туризм образовательный. Ведь свидетельства важнейших событий русской истории – здесь буквально на каждом шагу. Галич – настоящая приманка для знатоков русской истории, для тех, кто ценит подлинность.

Защитный ров (пруд) и дом купца Парфёнова. Фото Ольги Катуковой

Городу есть что показать людям. Один воскресший из руин Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь чего стоит! Именно там хранится святыня и покровительница земли галичской – чудотворная Овиновская икона Божией Матери.

А гора Балчуг, с которой в любое время года открывается красивейшая панорама города и Галичского озера! Это не только прекрасная смотровая площадка, но и подлинный памятник археологии, живой свидетель русской истории, сохранившийся оборонительный комплекс времен татаро-монгольского ига и польской оккупации.

И, одновременно, Балчуг – это место рождения мифов. Особенно интересны мифы времен правления известного галичского князя Дмитрия Шемяки, давшего Балчугу второе имя – Шемякин холм.

Вначале реальная история. В 1450 году передовые отряды московского князя Василия Тёмного, ослеплённого лихим Шемякой в междоусобной борьбе за власть, достигли Галича. На заснеженных склонах Балчуга сошлись воины и, как свидетельствует документ, «бысть сеча зла». Первый наскок галичанам удалось отбить с помощью впервые применённых в обороне пушек, которые, впрочем, не причинили особого вреда противнику.

Кстати, именно во времена Шемяки галичане первыми в России стали вырабатывать селитру для изготовления пороха и использовать его для стрельбы из пушек и пищалей.

Всё обещало галичанам победу, враг был напуган, пушки с горы палили нещадно, правда, почему-то всё мимо цели. Но подошедшая чуть позже рать князя Оболенского неожиданно напала на дружину Шемяки со стороны озера и рассекла оборонявшихся воинов.

Дмитрий Шемяка, понял, что потерпел поражение. Ему удалось уйти и укрыться за валами верхней крепости, а потом бежать из города.

На следующий день прибыл к Галичу великий князь Василий Тёмный, которому галичане, не жаловавшие Шемяку за жестокость и коварство, не оказали никакого сопротивления. Более того, они «открыли ворота» своего города, с той поры навеки включённого в состав Московского государства.

А Дмитрий Шемяка с небольшой дружиной успел бежать в Великий Новгород, ища пристанища у противников московского князя и вновь пытаясь собрать силы. Но недолго прожил мучимый ненавистью и тщеславием Дмитрий Юрьевич. Вскоре сам он стал жертвой тайных козней своих противников и, отравленный своим поваром, умер в страшных мучениях. Таков финал галичского князя Дмитрия Шемяки.

Но где история, тем более такая кровавая! – там и мифы, и легенды. О, преданиями буквально напитана галичская земля! Одни Шемякины мифы могут стать полноценным сценарием для увлекательных лекций и экскурсий по городу.

Итак, поднявшись вверх по деревянной лестнице на 92 метра, попадаешь на Балчуг и оказываешься перед лицом такой невероятной красоты, что теряешь привычные ориентиры, перемещаясь в какое-то иное – мифологическое измерение. Этому во многом способствует потрясающая природная декорация с зеркальным блеском синей озёрной воды в перспективе, сочной зеленью трав и берез вокруг и совсем близкого, постоянно меняющего цвет и узоры галичского небосвода.

Вид на Галич с Балчуга. Фото Ольги Катуковой

И если пришел ты сюда с любовью и миром, то Галич, будто на блюдечке с голубой озёрной каемочкой, преподнесёт тебе свои заповедные тайны. На этой легендарной горе воспринимаешь городскую мифологию с особым чувством. Ну, например, почти веришь, что на дне озера, действительно, покоятся ладьи, наполненные Шемякиными сокровищами.

А жутковатая легенда такова: на этот клад было наложено страшное заклятие: достать его можно, лишь принеся в жертву сына-первенца. Если закопать (!) младенца в землю у берега озера, то из его глубин тогда поднимутся двенадцать кораблей с несметными сокровищами.

Легенда повествует, что когда-то лихой Шемяка, задумавший достать эти богатства, принёс-таки к озеру своего маленького сына и уже приступил к своему дьявольскому плану. И ладьи уже, будто бы, стали показываться из воды. Но тут прибежала мать ребенка и выхватила его из рук детоубийцы. Тогда корабли вновь погрузились в озеро. Там и покоятся до сих пор. Больше желающих заполучить их на таких людоедских условиях, вроде бы, не было.

Вообще об алчности и свирепости Шемяки ходило в городе много легенд. Например, такие: награбленные Шемякой сокровища находятся не на дне озера, а наоборот, зарыты в землю, тут же, на Балчуге. Чтобы достать этот груженный златом-серебром корабль, нужно поставить на холме в ряд двенадцать молодцов и двенадцать жеребцов и выкликнуть зычным голосом: «Двенадцать молодцов и двенадцать жеребцов!» – и тогда, будто бы, молодцы с жеребцами незамедлительно уйдут под землю, а корабль с сокровищами, наоборот, поднимется на поверхность.

У этого предания есть и женский вариант. Надо собрать не парней с жеребцами, а двенадцать девиц и двенадцать кобылиц. И так же кликнуть их. Эффект будет тот же: Шемякины сокровища, в обмен на ушедших в землю девиц-кобылиц, явятся пред тобою.

И смех и грех. Но, согласитесь, Шемяка везде выглядит крайне несимпатично: жестокий и алчный. К тому же, судя по исторической репутации, был он и на руку не чист! В этой связи можно предложить вот такой, литературный сценарий, под названием «Шемякин суд».

Давно известно фольклорное сказочно-сатирическое повествование о неправедном галичском судье Шемяке. Повесть сохранилась во многих рукописях XVII и XVIII веков, на лубочных картинах и в народных сказках. Получается, сохранилась в народной памяти. И в языке, как устойчивый оборот – шемякин суд.

Сюжет таков. Традиционные для сказок братья – богатый и убогий – ссорятся из-за того, что бедный (убогий) «попортил» лошадь богатого. Случилось это потому, что богатый, одолжив брату свою лошадь, не дал  тому хомута. Вот бедному и пришлось выкручиваться: привязать сани к хвосту лошади. Въезжая в ворота, бедный забыл выставить подворотню, и у лошади (вот незадача!) оборвался хвост. Богатый отказывается принять назад испорченную лошадь и идёт в город к судье Шемяке с жалобой на брата. Челобитчик и ответчик совершают путь вместе.

Тут, как нарочно, с бедняком случается второе несчастье: во время ночёвки в избе у попа, он, заспавшись, падает с полатей и приземляется аккурат  в детскую колыбель. И нечаянно (вот ужас!) убивает попова  ребенка.

Пострадавший поп, понятное дело, присоединяется к богатому брату. Теперь они вместе идут к Шемяке искать управу на бедного.

При входе в город раздавленный несчастьями бедняк решает покончить с собой и бросается с моста. Но, как на грех, падает на больного старика, которого в санках по льду вёз в баню его сын. И невольно лишает старика жизни. Потерпевший сын, понятное дело, присоединяется к процессии жалобщиков.

Пришли. Суровый Шемяка готов вершить суд. Во время разбирательства обвиняемый украдкой показывает судье какой-то предмет, завёрнутый в платок. Судья уверен, что это – «посул», взятка то есть, и решает все три дела в пользу ответчика: лошадь должна остаться у бедняка до тех пор, пока у неё не вырастет новый хвост; поп должен отдать свою жену бедняку, чтобы от него у попадьи родился новый ребёнок, а третий истец может отомстить бедняку точно таким же способом, которым последний убил его отца.

Понятно, что истцы хоть и пострадавшие, но не дураки, они не только отказываются от пени  (штрафов), но ещё и дают ответчику щедрое вознаграждение в виде отступного.

Далее повествуется о том, что судья высылает своего писца получить от бедняка взятку, но, узнав, что тот показывал ему в тряпке не деньги, а камень, предназначенный для его «ушибленья» в случае обвинительного приговора, – благодарит Бога за спасение жизни.

Таким образом, все действующие лица остаются, так или иначе, довольны исходом дела, окончившимся благополучно только благодаря находчивости бедняка. А также по причине жадности и продажности судьи. Вот такая история о Шемякином суде!

Немало и других легенд и былей, с подтверждающими артефактами, вам поведают и в Галичском краеведческом музее. Вот только древнейший письменный памятник Галича – рукописное «Галичское евангелие» ХIV века, хранящееся в Москве, в собрании Государственного исторического музея, вам тут, к сожалению, не покажут.

Галичскую землю покинули и другие ценности – уникальные языческие статуэтки солнечного и лунного божества, фигурки ящериц, кинжал, ножи, браслеты и медные предметы культового назначения, относящиеся к XIII веку до н.э. Ими любуются теперь посетители Эрмитажа и Русского музея. Часть этой коллекции когда-то находилась в Галиче, но сейчас и ее отняли у города и передали в Кострому, где она украшает экспозицию археологического зала в недавно открытом музее истории Костромского края. В Галичском же музее демонстрируют находки, обнаруженные во время экспедиции на городище Унорож. Они, конечно, скромнее, но тоже впечатляют. Как бы и их не лишиться!

И всё-таки Галич храним временем. До нас дошли земляные оборонительные валы, некоторые старинные купеческие и дворянские усадьбы, постройки Рыбной слободы. У последней – своя богатая история. Здесь, по приказу Екатерины 11, появились когда-то казаки с Урала и рыбаки из Дании. Среди местных рыбаков было много староверов. Жила Слобода обособленно. Её жители отличались от прочих горожан: женились только на своих девушках; вроде бы приняли православие, но крестились двумя пальцами, и при этом придерживались языческих обычаев. Например, здесь долго было принято праздновать Яриловку – праздник языческого божества. Ох, и сильны были языческие традиции у наших предков, и не только в Рыбной слободе! Мерянская составляющая в родо-племенном котле галичан – не последний ингредиент!

Кстати, знаменитый галичский вандыш, сушёную рыбку, слободчане, будто бы, научились делать от датчан. Мечтаю о супе с вандышем, сваренном в русской печке! Память детства.

Конечно, жизнь в городе, и не только в Рыбной слободе, всегда была связана с озером. У каждого жителя наверняка есть своя история, приключившаяся на воде. Вот почему недавно в городе с успехом прошел праздник под названием «Емелина щука». Он привлёк и горожан, и туристов. Руководители города придумали, как закрепить этот успех: надо организовывать водные прогулки на катамаране. Судно будет плавать от пристани до рыбколхоза и обратно. А в это время экскурсоводы будут рассказывать об истории знаменитой Рыбной слободы, галичском рыболовном промысле и наглядно демонстрировать, как ловится и аппетитно коптится галичская рыбка. И кто же откажется от такой экскурсии?

Вообще у города много планов. Стало известно, что одобрен проект и определена площадка для строительства в Галиче нового гостиничного комплекса на двести номеров. Запускается городской туристический портал. Всё это, несомненно, придаст новый импульс туристическому бизнесу города, возродит интерес к нему. Наполнит городскую казну. И это хорошо.

Получается, теперь – почти южный город…

Сегодня в Галиче возрождается то, чем всегда славились галичане: умение создавать прочные, красивые вещи для жизни. Чувствуется, что у людей вновь появилось желание окружать себя красотой. Украшаются дома, чаще – деревянные, но и не только. Заборы, калитки, наличники и козырьки некоторых из них можно рассматривать часами.

Прогуливаясь по городу, я с удивлением обнаружила на клумбах и в палисадниках перед домами розы и флоксы, гортензии и циннии, гвоздики, мальвы, бархатцы, петунии. Да что там! Почти все цветы, которые я раньше встречала исключительно в южных широтах, теперь украшают город и приусадебные участки галичан. В огородах горожан творится то же самое: хорошо растут овощи и фрукты – явно не северных широт. Климат поменялся? Что произошло?

Из воспоминаний детства. На своём огороде моя трудолюбивая бабушка, Надежда Петровна Леванина, выращивала исключительно лук, морковь и картошку, конечно. Картошка была королевой огорода. Основным питанием. Боже, какая же она была вкусная! Или мы голодные? – Нет, всё-таки это была другая картошка. Вкусная, рассыпчатая, ароматная. Из русской печки появлялась она в чугунках с таким аппетитным запахом, что остывать не успевала. Глотали, обжигаясь.

Ещё бы! Одних внуков у бабушки каждое лето гостило семь человек! А были ещё и бабушкины дети, наши родители, и много другой родни в вечно открытом, гостеприимном доме.

Итак, про бабушкин огород в Михайловском. Много позже там появились огурцы и брюква. Урожаи, помню, были скромные. Может, конечно, едоков было многовато…

На единственной, невесть откуда взявшейся на огороде вишне, кислые ягодки можно было пересчитать по пальцам. Созревать они не успевали. Ещё росла (и до сих пор растет!) дедушкина яблоня, которую он, перед тем, как уйти на фронт, выкопал в лесу и посадил перед домом. Дикие яблочки на ней поспевали мелкие, сорта «вырви глаз». Есть их не получалось. Но дерево до сих пор растёт в память о пропавшем в войну дедушке – Павле Константиновиче Леванине.

Помню, детей всегда выручала черёмуха. Она хоть и росла диковатой и мелковатой, хоть нещадно вязала рот и пачкала зубы, но казалась нам сладкой. Её мы объедали, кажется, вместе с корой. Только трещали колючие ветки на популярном дереве. Летали мы с него, как бешеные птички.

А поход в лес, за земляникой и малиной, был сродни посещению дорогой кондитерской. Донести до дома свою баночку с лесными ягодками не всем удавалось. Тут нужна была богатырская сила воли. Некоторые, послабее, не удержавшись, отчаянно высыпали содержимое банки прямо в рот, а потом сурово маялись несварением. Так сама жизнь учила терпению.

А сегодня в Галиче растут яблоки, груши, а ещё – сливы, виноград и арбузы! Да с ума сойти! Мой отец всю жизнь помнил, как в голодном детстве они вместе с деревенским дружком отправились на железную дорогу, проходившую недалеко от Михайловского, в поисках сокровищ и приключений. И были по-царски вознаграждены. Нашли на путях, видимо, выброшенную из окна, почти полностью объеденную арбузную корку. Вот тогда они впервые увидели (и попробовали!) эту диковинную ягоду. Ребятам она почему-то не понравилась. Даже странно, ей-богу!

Однако отец, который прожил долгую жизнь, в которой он много чего увидел и попробовал, на всю жизнь сохранил в памяти вкус этой редкой, абсолютно невозможной в Галиче находки.

С мамой приключилась похожая история. Она, выйдя замуж за офицера, то есть за моего отца, того самого поедателя арбузных корок, оказалась в 50-е годы в Средней Азии, в жарком Самарканде. Там, как известно, все овощи и фрукты наливаются на узбекском солнце до сахарного хруста, в том числе и помидоры. Они там огромные, сочные, яркие, вкусные, изумительные! Их было – завались! Ничего не стоили. Я даже цену запомнила: 5 копеек за килограмм. Но восемнадцатилетней галичанке этот овощ решительно не понравился. То был для неё новый, неведомый вкус, к которому она ещё долго принюхивалась и привыкала. Бедняжка!

Зато теперь галичане на своих «сотках» просто ставят агрономические рекорды. Выращивают в суровом галичском климате, на своих подзолистых почвах, тыквы, кабачки, да что там! – практически все овощи собирают на своих огородах умелые земляки. Парники и грядки ломятся от урожаев перца, баклажанов, помидоров. Про огурцы, горох и картошку, которая у наших друзей Веселовых в этом году вымахала просто в человеческий рост, и говорить нечего. Вот это да!

К сожалению, о грустном…

Конечно, жизнь так устроена, что, как говаривала моя бабушка, всех дел не переделаешь… Всегда остаётся, к чему надо руки приложить, что построить, отремонтировать, усовершенствовать. Вот и в городе не везде ещё ровны дороги и тротуары, не радуют глаз брошенные, разрушенные дома.

Но поездка за озеро, в сёла Туровское и Толтуново, меня просто шокировала. Дивной красоты каменный Храм начала ХIХ века – старинная Церковь Иоакима и Анны – продолжает разрушаться. Стоит, бедняжка, заколоченная, и тихо погибает. Видимо, по-прежнему у людей руки да неё не доходят, нет ни денег, ни сил.

Хуже, когда нет ещё и головы.

В окрестностях села Толтуново, в изумительном по красоте месте с видом на Галичское озеро, какой-то умник придумал устроить свалку! Другого места не нашли! А ведь совсем рядом – настоящие русские святыни – Авраамиев Новозаозерский Успения Божией Матери монастырь и церковь Петра и Павла в селе Умиление. Сюда люди со всей России идут и едут. Да сюда туристов со всего света возить можно, чтобы показывать не только эти священные места, но и заповедные природные красОты, от которых, действительно, душа очищается и сердце замирает…

Просто не могу молчать. Я как-то лично была оскорблена свалкой, нарушающей красоту и гармонию родного пейзажа, оскверняющей вид на наше колдовское озеро. Будто кто-то при мне цинично надругался над святыней. Это чудовищно. Недопустимо.

То же впечатление настигло меня и в родном Малом поле, под Михайловским. Там, на краю леса, с видом на почти восстановленную, с таким многолетним трудом реставрируемую церковь Михаила Архангела XVIII века, тоже начала расти… похабная свалка деревянных отходов.

Вот уж, действительно, кто-то созидает, изо всех сил восстанавливая порушенное, а кто-то гадит, всё портит.

Я понимаю, что за всеми свалками уследить трудно. Но надо. Чистота Галича и его окрестностей должна стать одной из приоритетных задач городских и местных властей. И вот почему. У Галича и его окрестностей есть одна важнейшая «фишка», неизменный «манок» – наша изумительная природа. Не случайно Луначарский, поднявшись на Балчуг, был просто очарован открывшейся панорамой. Помнится, тогда он, восхитившись, сравнил нашу природу с хорошо знакомой ему Швейцарией. Местным начальникам, судя по всему, это так понравилось, что они, в благодарность за доброе слово наркома, целую улицу назвали в его честь.

Но ведь прав был Анатолий Васильевич! Природа у нас, действительно, уникальная! Галич – одно из тех редких мест в мире (а я знаю, о чем говорю. Побывала во многих городах и странах), от красоты и очарования которого душа, действительно, освобождается от скверны!

Прислушайтесь к словам умнейшего нашего ученого – Дмитрия Сергеевича Лихачёва, который призывал брать под охрану не только архитектурные памятники, но и целые пейзажи… Он был убеждён, и я с ним абсолютно согласна, что выдающиеся пейзажи должны быть учтены и сохраняемы, как памятники культуры (человеческой и природной). Потому что пейзаж, как и архитектурный памятник, как дом, как явление культуры, имеет свою историю, которую следует знать и беречь.

Про галичские пейзажи с восторгом пишут и говорят все, посетившие нашу малую родину. Их просто нельзя не полюбить. А значит, нельзя разрешать современным дикарям плевать в душу людям. Нашу красавицу природу надо ревностно охранять. Право, она того заслуживает!

Часть 2.
Вечно новая «Старина» и «Чайка» над озером

Итак, природа, которая нас окружает в Галиче и его окрестностях, это не только в чистом виде красота, но и сохранившаяся история, тот уголок земли, за который наши предки платили самую высокую цену.

Отрадно то, что многие галичане это помнят и стараются сделать так, чтобы и другие это помнили тоже. Речь о краеведении.

Буклеты и книги по истории города в Галиче появляются. Они здесь внимательно прочитываются и жарко обсуждаются. Вот что было издано лишь в самое последнее время: Т.А. Смирнова, Ю.А. Рыжов. Прогулки по Галичу: история улиц, домов и их обитателей. Путеводитель по городу. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Галич, 2019; Т.А. Смирнова. Галичская усадьба середины ХIХ и начала ХХ веков: Известные дворянские, мещанские, купеческие фамилии. – Галич, 2019; Сборник лучших краеведческих исследовательских работ…// Документальный проект «Фотолетопись: Галич. ХХ век». – Галич, 2020; Галич Православный: город, который мы потеряли. – Кострома, 2017; Альманах Галичского краеведческого общества. Вып. 1. – Галич, 2017.

В городе, действительно, заметна работа краеведческой организации под названием «Костромская старина». Мне довелось побывать на одном из заседаний этой «Старины». Было неформально, интересный разговор длился более двух с половиной часов, но никто этого даже не заметил. В зале, где проходила встреча, я увидела изменившиеся с годами, но узнаваемые лица своих старинных знакомых, дальних родных, знакомых родных и родных знакомых. В общем, вы поняли. В маленьком городе по-другому не бывает. Галич – это не просто город, это сообщество людей, связанных и местом проживания, и родством, общей и личной историей.

Порадовало и то, что сообщество деятельных участников местных краеведческих кружков и членов поисковых групп постоянно растёт. В них входят практически все уважаемые люди города: известные краеведы, ветераны труда, преподаватели школ и лицеев, работники библиотек, архива и музеев. Организаторы делают ставку на максимальное вовлечение молодежи в реализацию проекта. И это, конечно, правильно и дальновидно.

Эту важную работу возглавляет в Галиче руководитель Галичского отделения «Костромской старины» Вадим Николаевич Михницкий. Широкий общественный резонанс получил проект «ФОТОЛЕТОПИСЬ: ГАЛИЧ – XX ВЕК», инициатором которого выступил известный в городе человек Юрий Павлович Уваров. Он придумал воссоздать историю Галича в фотографиях, профессиональных и любительских. Инициатива была не просто подхвачена общественностью, она была поддержана грантом «Костромской старины»; проект стал победителем Всероссийского конкурса «Культурная мозаика малых городов и сел» в 2019 году.

Начатая местными краеведами работа по поиску, систематизации и оцифровке фотографий, отражающих эпохальные события в Галиче с 1930-х по 1990-е годы, продолжается. А значит, продолжается документальная, достоверная история Галичского края, рассказанная сегодня со всей возможной открытостью. Буквально – на весь мир, потому что организаторы для пропаганды своего проекта мастерски используют разные средства, в том числе – всемогущие Интернет-коммуникации. Собственно, в «Одноклассниках» я с ним и познакомилась. В смысле – с проектом. А его руководителя – Юрия Павловича Уварова – я знала давно. Не лично, но знала. Впрочем, об этой особенности Галича я уже говорила – почти все здесь знакомы друг с другом, пересекались когда-то. Такая традиционная для маленького города ЖИЗНЬ НА МИРУ.

…Была у меня и ещё одна встреча, которая состоялась в городской библиотеке. Под её крылом нашли приют многие творческие кружки и общества Галича. Вот и городское литературное объединение «Чайка» чувствует себя в стенах библиотеки, как дома.

Моя встреча с пишущими людьми Галича тоже произвела на меня самое приятное впечатление. Братались мы с коллегами по перу долго и душевно. Конечно, проблем у ЛИТО много и с книгоизданием, и с качеством написанного, – но жизнь продолжается: организуются областные литературные конкурсы; умеющие писать могут в них участвовать и творчески расти; находятся спонсоры и появляются поэтические книжки, сборники и альманахи. А главное, есть атмосфера литературного творчества, взаимный интерес и желание встречаться и творить.

Все эти ценные «компоненты» ЛИТО поддерживает и развивает руководитель «Чайки» – Вера Львовна Клевич. Я читала её стихи. В Интернете рассматривала её авторские фотографии. Общение с Верой Львовной оставило редкое «послевкусие»: она строга, но справедлива. Стильная, но не пафосная. Большая труженица. Очевидно, что Вера Клевич – человек талантливый. Она умелый организатор культурного пространства города, способный поддерживать у людей интерес к литературе и желание заниматься ею.

К тому же у литераторов Галича всегда перед глазами высокая планка – творчество настоящего народного самородка Сергея Потехина и книги признанного мастера поэтического слова – галичанина Виктора Лапшина. Есть куда стремиться!

Вдова Виктора Михайловича Лапшина – Алевтина Михайловна Погодина (Лапшина), и сама талантливый поэт, подарила мне редчайшее издание – книгу, выпущенную в память о её муже, большом русском поэте – Викторе Лапшине (Русская свеча. – Новосибирск. Поэтическая библиотека журнала «Сибирские огни». – 2011. – 320 с.). Бесценный дар!

На этой же встрече я получила и ещё один, просто королевский подарок! Уникально изданного ВСЕГО Сергея Потехина. (Весь Сергей Потехин. – Кострома, 2020. – 800 с.). Книга увидела свет благодаря щедрой благотворительности Андрея Игоревича Павличенкова и упорному труду её составителей: К.В. Сезонова и Е.Л. Балашовой.

Elena Balashova
Е.Л. Балашова. Фото И. Колчиной. 2019 г.
Konstantin Sezonov
К.В. Сезонов

Культурное издание, редчайшая книга. Горжусь, что она появилось в моей библиотеке. Поклон Вам, щедрые дарители!

Уверена: уже одно появление таких книг делает Галич заметным на поэтическом ландшафте России. А при необходимой открытости города, к которому так стремится руководство Галича, одно переиздание этих, как и издание других стОящих книг, способно создать Галичу репутацию города культурного, литературного. Верю, что такое время настанет. Ну, хоть когда-нибудь…

И снова – усадьба?

Итак, поездка удалась. Много интересного и даже удивительного встретила я в этом году в Галиче. Но знаете, что запало мне в душу больше всего? Сейчас расскажу о неожиданно сделанном открытии.

Если бы кто-то, лет тридцать назад, сказал мне, что я буду писать о возрождении русской усадьбы в Галиче, я бы не поверила. Вокруг царил такой упадок, в глазах людей читалась такая беспросветная безнадега, что мысли о современной усадьбе, о Доме и Саде (с большой буквы!), просто не пришли бы мне в голову. Они были из разряда ненаучной фантастики, идеалистического бреда и утопических мечтаний больного разума. Живут люди как могут, и ладно. Главное – живут.

А в этом году, после посещения Галича, я только об этом и думаю.

Мы с мужем побывали в гостях у наших друзей и дальних родственников – Татьяны и Михаила Веселовых, в их замечательном, хлебосольном доме, возрождённом и украшенном умелыми руками хозяев. Любовались ладно устроенным бытом, красотой деревянной резьбы, которой Михаил декорировал свою душевную баньку в глубине двора. Дивились вкусу и мастерству деревянных и металлических орнаментов, которыми Мастер изукрасил свой дом. Всё сделано с любовью, на века.

А ещё погостевали мы в семействе Уваровых – в доме уже известного вам Юрия Павловича и его жены Елены Викторовны. И то, как и чем живут эти люди, поразило меня, пожалуй, больше всего. Слово УСАДЬБА неожиданно и плотно вошло в моё сознание.

…А вы никогда не задумывались над тем, что делает ухоженное жилище, с садом и хозяйственными пристройками, не просто домом, дачей или имением, а именно УСАДЬБОЙ!

Согласна, в самом названии – усадьба – есть привкус архаики, некий вызов, даже претенциозность. Это не просто добротный дом, украшенный, как получилось, это не только обработанный участок земли при доме, с садом и огородом. Как ни пафосно это звучит, но усадьбой хозяйский дом делает любовь. Любовь к родным, к своему дому-гнезду, ко всем выращенным своими руками растениям и животным. Наконец, это любовь к природе, в которую «вписано» твоё жилище.

Одним словом, усадьба – это воплощённая в конкретных делах любовь к красоте и умение создавать её внутри себя и во всём, что тебя окружает.

Для этого мало денег, недостаточно иметь хорошие семена и качественные строительные материалы. Здесь нужен особый талант. Талант Строителя, Созидателя.

Это не всем дано, и, конечно, нелегко. Сил, средств и времени, действительно, требуется много. Но что может быть выгоднее вложений в свою семью, в свой род, в своё будущее?

А главное: кто остановит Мастера в процессе замысла и созидания? Это просто невозможно. Усадьба – его тяжкий труд, но и его отрада, его замысел и воплощение.

Если есть деньги, можно, конечно, купить огромный дом, прилепить к нему колонны и примастрячить балконы, обставить дорогой мебелью и заполнить шкафы импортными тряпками. Потом усесться в удобное кресло, включить телевизор и, периодически закидывая в микроволновку полуфабрикаты, начать отращивать живот, надуваясь пивом и дурными впечатлениями от вечно бухтящего «ящика».

Но, увы… Дом твой всё равно не будет живым, если не зазвучит в нём детский смех, не начнут собираться друзья, если не будут в нём сочиняться книжки и проекты, если не наполнится он аппетитными запахами кухни и ароматами домашней выпечки, если не порадуют твой глаз белоснежные петунии во дворе и не станут затеваться с детворой совместные игры и поделки, если не родятся у тебя в этом доме новые планы на жизнь …

…Не случайно, поэзией усадебной жизни пронизана вся культура нашего золотого XIX века. Жители усадьбы тогда пели и музицировали, писали (и крутили!) романы, создавали картины, неторопливо вели просвещённые беседы. Именно так жили в своих галичских усадьбах братья Андрей и Павел Архангельские, хозяева большой библиотеки и любители театра; так проводил время Всеволод Иванович Барыков, который в своей усадьбе Готовцево занимался изучением кустарных промыслов в Костромской губернии, а его сестра Ольга Ивановна писала книги и активно сотрудничала с журналами. Примеры можно множить (они, кстати, содержатся в уже упоминавшейся книге Т.А. Смирновой «Галичская усадьба ХIХ и начала ХХ веков»).

Очевидно одно: без духовного наполнения русская усадьба невозможна. Именно этим она и вдохновляла наших классиков. Именно потому ей признавались в любви Пушкин и Гоголь, Тургенев, Гончаров и Чехов.

Вот, кстати, почему чеховские герои, теряя свой ВИШНЁВЫЙ САД, тосковали не по упущенной выгоде, не по высоким урожаям ягод, – они ностальгировали по навечно отпечатавшейся в памяти красоте цветущих деревьев, по оставившим этот мир родным, которых так им не хватает, вообще – по ушедшему прошлому, унесшему вместе со старой жизнью и её поэзию. Поэзию усадьбы, с её прекрасным вишневым садом.

… Казалось бы, какой нам интерес в том, что за своим высоким забором делают люди? Почему так истово, самозабвенно, не жалея времени и сил, трудятся они в своем доме и на своем клочке земли? Чем они занимаются, кроме этого? Как устроили свою жизнь?

Не знаю, как вам, дорогие мои читатели, а мне всегда была интересна жизнь именно деятельных, творческих людей. Как им живётся? Как соединяют они рутинный быт и свои душевные увлечения? Где находят время для своих занятий, чем для этого жертвуют и как именно протекает у них процесс созидания?

Да, закона текущей жизни, с её бытовыми проблемами, болезнями, водоворотом непредвиденных обстоятельств и традиционного – «Нет пророка в своем отечестве», – увы, никто не отменял.

Тем более важно поддерживать людей, которые без громких слов, просто своей, ИНОЙ, чем у остальных устроенной жизнью, остановили дурную инерцию распада и оживили маятник, заставив его качнуться в другую сторону. Туда, где у семьи, у города, у страны рождается новая перспектива.

Я уверена, что присутствие именно таких людей в городе и меняет его духовный климат. Их пример является самым заразительным, потому что – вот он, рядом!

…Не царские хоромы, а небольшой по площади дом (даже, если быть точной, всего-то полдома!) на берегу нашего дивного озера, отремонтировали и обустроили его хозяева – Юрий Павлович и Елена Викторовна Уваровы. А красавцы лебеди, будто только что опустившиеся на калитку, здесь более чем уместны. Они не просто опознавательный знак дома, они – часть этого прибрежного пейзажа.

Хозяева скромно называют свой дом дачей, но, право, стоит только распахнуть калитку и оказаться во дворе, как начинаешь подыскивать другое, более точное название для этого жилища.

Хозяева вначале провели нас с мужем на участок перед домом, расположенный прямо на берегу озера. Аккуратно подстриженный газон. Декоративные кустарники вдоль забора. По краям цветы и яркие подсолнухи за стилизованным украинским плетнём. Красиво и просторно, раздолье для детей! Газон сбегает к озеру, где плещется на волне готовая к отплытию лодка. Мы тогда подумали, что это и есть – хозяйство Уваровых. Как же мы заблуждалась!

Потом они распахнули свою калитку с лебедями, и мы с мужем в голос ахнули. Судите сами. Прямо у входа тебя встречает почётный караул из декоративных хвойников. Плитка выложена ровнёхонько, а камни, декорирующие фонтан (есть и он!) создают имитацию природной красоты. Газон, как и на берегу, аккуратно подстрижен; зеленый водопад из дикого винограда, создавая природный фон, обрушивается на надёжные опоры, терпеливо дожидаясь осени, чтобы вознаградить своих хозяев фантастически прекрасными красками увядающей листвы.

Белоснежные петунии, которые, как висячие сады Семирамиды, в немыслимом количестве цветут и разрастаются в подвешенных по всему участку подставках и декоративных чашах. Спрашивать о цветочных пристрастиях хозяйки – излишне. Хотя и другие цветы не остались без её внимания. Розы, лилии, циннии, необычной формы белоснежные гортензии. Все, как и положено ухоженным растениям в благородном семействе, знают своё место. Они со вкусом размещены в ажурные подставки, керамические вазоны, горшки и горшочки разных цветов и размеров. А цветущие кустарники оставлены вдоль дорожки, чтобы можно было вдохнуть их аромат и полюбоваться от души. Всё цветет и благоухает, как в Эдеме.

А ведь это не Ялта, а северный Галич Мерьский!

Между тем, хозяйка, окидывая строгим оком свои разросшиеся владения, не устает выдергивать какие-то видимые только ей сорняки. Эх, Елену бы Викторовну, да к нам, на дачу! Там есть что подергать!

А ещё мы заглянули в парник. Традиционно шлёпнулись с мужем в обморок от увиденного. От количества и качества. И такие, слегка обалдевшие, поплелись в дом. Перевести дух, как нам казалось.

Но не тут-то было! Тут только всё и началось! Нам показали небольшой, но красиво убранный дом. Ничего лишнего, всё продуманно, со вкусом. У главы семейства свой кабинет, где он творит свои краеведческие проекты. Жена хозяйничает на остальном пространстве.

А потом было… нет, не застолье.

…Боюсь, что даже если бы ко мне в дом вдруг пожаловала английская королева, то и тогда я бы не смогла ее принять лучше, чем сделала это Елена Викторовна, принимая у себя наши скромные персоны. Даже хлеб на столе был рукотворный, выпеченный умелыми ручками хозяйки, двух сортов – чёрный и белый, и такой ароматный и аппетитный, что я бы его подала английской королеве как основное блюдо на первое и второе, а также третье – как изысканный десерт к английскому чаепитию.

Что уж говорить о других угощениях! О них не говорить, о них петь надо! Жаль, нет физических возможностей.

…Итак, когда у меня, никогда за словом в карман не лезущей, закончились не только слова, но и междометия, – хозяйка вынесла свое секретное оружие. Лично испеченный ТОРТ. И убила наповал.

Пробовала я в своей жизни разные торты. Какие-то, помнится, даже нравились. Но торт Елены Викторовны заставил меня усомниться в главном: а торты ли то вообще были? Ведь не может произведение кулинарного искусства, стоящее сейчас перед нами на столе, называться тем же именем, что и выпечка, которую я всегда покупала в хороших (?!) и дорогих (!) кондитерских! Разница была такой же, как между шедевром литературного классика и каракулями первоклассника. Буквы, вроде, те же, но…

Торт хозяйки дома был сказочно красив, невероятно искусен и… недосягаем! Он таял во рту, ублажая все органы чувств и лишая разума. От восторга.

Ясно было одно: есть такие кулинарные шедевры – это грех и кощунство. Разрушить ЭТО? Пустить такую красоту под нож? А вы хоть представляете, сколько сил, времени и качественных продуктов потратила эта женщина! Да с ума сойти!

Очнувшись, мы с мужем принялись делать то, чего этот торт заслуживал – разглядывать его и фотографировать со всех сторон. А потом (каюсь! слабые люди!), не выдержав искушения и гостеприимного напора хозяев, разрезали и съели его самым позорным образом!

Ну, что сказать? Я была наказана. Видимо, не надо было и начинать. Мой вкус теперь безнадёжно испорчен, а будущее туманно. Больше не смогу я есть никакие эти покупные «торты». Наверное, придётся выучиться их печь. Хотя… Оххх!

Если вы думаете, что на этом аттракцион невероятного домоводства в исполнении Елены Уваровой закончился, то вы, дорогие мои читатели, сильно заблуждаетесь. Он продолжился.

Оказывается, это сказочная Елена ещё много чего умеет! Она шьёт замечательные одежды для внучкиных кукол. А ещё – она делает детские книги. Да не обычные! Мягкие, рукотворные, с любовью придуманные книжки-игрушки. У них  специальная форма, которая позволяет ребёнку не только рассматривать, но – играть с элементами книжки, раскладывать, собирать и мастерить из них поделки. Эти книжки-игрушки развивают у ребенка тактильные навыки, а главное – мышление, фантазию, любовь к дому.

До этого я видела что-то подобное в Израиле. Мне там с гордостью продемонстрировали развивающие книжки из разных материалов для самых маленьких. Помню, были они дорогущими. А тут – пожалуйста! Елена Уварова своими руками создаёт этот редкий, особый тип развивающих книжек-игрушек для своих маленьких внуков. Представляю, как они гордятся своей бабулей, как любят её!

Вот бы издать эти книжки и для других детей!

Поясню. Мягкие книжки из ткани, представляют собой не печатное издание, а особый, рукотворный вид, который можно назвать книжки-забавы, потому что в них особым образом прикреплены к мягким (обычно – фетровым) страницам все элементы и фигурки, которые ребенок может легко отсоединить и придумать с ними свои собственные игры.

Но и это, как оказалось, ещё не все таланты хозяйки.

Вот вы, к примеру, знаете, что такое пэчворк? – Честно скажу, я до этого не знала. Оказывается, это мудрёное слово, в переводе с английского, означает «изделие из разноцветных лоскутов, заплатка, мозаика».

Ага, конечно! Будет эта Марья-искусница простые заплатки лепить! Она, как вы уже поняли, настоящий художник, женщина с изысканным вкусом и стилем. Вот и английские «заплатки» получились у неё необычные, объёмные, трёхмерные. А вещи, из них составленные, как магнитом, притягивают взгляд. Как и всё, что делает эта удивительная женщина.

Одним словом, не галичанка, а национальное достояние какое-то!

…Понимаю, что увлеклась, что сильно рискую расстроить своим восторгом скромную Елену, а также нарушить композицию этого очерка, но в разговоре об историко-мифологическом бытие древнего Галича, да при наличии такой героини, просто не могу отказать себе в ещё одной – сказочной – ремарке.

Премудрых и мастеровых женщин в русских сказках у нас много. Как и в жизни. Наши женщины всегда этим отличались. Но в сказках случалось разное… Помните, как Василиса Премудрая, она же Царевна-Лягушка, не совсем честно женив на себе простоватого Царевича, некоторое время успешно дурила и его, и его папеньку-Царя? Вроде, испекла она сама за ночь хлеб, да такой славный, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке рассказать! Изукрашен он был, помнится, разными хитростями – по бокам видны были города царские, с заставами. Впечатлила тогда Лягушачья Царевна обоих царских особ.

Потом то же самое она проделала с сотканным за ночь ковром, который получился у нее тоже такой чудный, что опять-таки восхитил и царя, и царевича Ивана. Будто бы изукрашен был тот ковер златом-серебром, а также какими-то невероятно хитрыми узорами.

А ведь вся премудрость той Василисы заключалась в том, что она только хлопала в ладоши, вызывая на срочную работу своих безотказных мамок-нянек, сама же при этом ничегошеньки не делала!

…А герои моего очерка – Елена и Юрий Уваровы, Вера Клевич, Михаил и Татьяна Веселовы – всё делают сами, своими руками, умом, фантазией, терпением. Вот почему встречи с этими и другими людьми на родной земле зародили во мне мысль о начавшемся возрождении русской усадьбы в Галиче, подарили надежду на будущее нашего уникального города. Боже, Галич, как же хочется в это верить!

Историческая справка: Га́лич – город в Костромской области России, самостоятельное муниципальное образование – городской округ Галич, административный центр Галичского муниципального района. Город входит в перечень поселений России, имеющих официальный статус «исторических». Население – 16 754 чел. (Википедия).

2020 г.

Фотографии Галича и памятников архитектуры города
из архива галичского краеведа Н.В. Сотникова

Опубликовано:

История. Краеведение