Глава вторая. Кремль Нижегородский

Кремль

Первоначальные укрепления Нижнего Новгорода, построенные в 1221 году великим князем Юрием, были деревянные с башнями и обведены рвами; они занимали, как полагают, только одну нагорную часть нынешнего Кремля 331.

Конечно, их поправляли много раз еще в то время, когда Нижний Новгород был пригородком суздальским; также, надо полагать, Константин, основывая в Нижнем свою столицу, возобновил его укрепления, а Андрей поддерживал их; но в летописях говорится только о поправке нижегородских укреплений под 7873 годом, когда Борис Константинович после смерти Андрея овладел в первый раз Нижним Новгородом 332.

В 1377 году они были разрушены почти до основания Арапшей; но потом опять возобновлены и существовали, под названием «Старого Города», конечно, еще со многими поправками, до начала XVI столетия. Их уничтожил, со всеми внутренними строениями, пожар, вспыхнувший в нижней части города 1 августа 1513 года 333.

Старый город заключал в себе соборы: Преображенский, Архангельский и еще несколько церквей, также дворец великокняжеский и множество обывательских домов.

Дмитрий Константинович, видя, что столица его нередко подвергается нашествиям татар, мордвы и новгородцев, а также опасаясь и Москвы, предположил укрепить Нижний каменными стенами, которые и начал в 1372 году; но недостаток в деньгах и искусных зодчих, а также политические и военные бури, которыми была преисполнена вторая половина княжения Дмитрия Константиновича, попрепятствовали ему кончить свои предположения. Он успел выстроить только одну башню, известную ныне под названием Дмитровской, или Дмитровских ворот, да небольшую часть стены, которые и образовывали собой отдельную от старых укреплений цитадель, известную в летописях под названием «Меньшаго Города».

Борис и Кирдяпы мало думали о продолжении сооружения, начатого Дмитрием: они только ссорились между собой, да отнимали друг у друга Нижний, не заботясь ни о прочности его укреплений, ни о прочности своей власти.

Последовавшие за ними князья - присяжники, а иногда и противники Москвы, терпя от нее гонение, не имели уже средств продолжать укрепление столицы павшего своего княжества.

Так прошло с лишком столетие, пока мысль Димитрия-Фомы нашла себе отголосок.

Иоанн III, «Собиратель Земли Русской», замыслив освободить ее от тяготевшего, хотя уже и слабо, ига монгольского, решился сначала поколебать значение Казани, для чего признал необходимым укрепить Нижний Новгород - главный оплот Руси с востока.

В 1500 году начались в Нижнем вновь работы каменных укреплений, но и на этот раз кончились немногим: построили только еще башню - Тверскую, или нынешние Ивановские ворота и также часть стены, которые составляли вторую отдельную цитадель.

Нападение на Нижний Махмет-Аминя в 1505 году подвигнуло преемника Иоаннова, Василия, к осуществлению вполне мысли Димитрия-Фомы.

В то время при дворе Василия жил искусный зодчий, итальянец Петр Франческо, или, как его называли русские, Петр Фрязин, вывезенный из Венеции в 1494 году послами Иоанна Мануилом Ангелом и Дмитрием Момыревым; ему-то Василий поручил достроение твердыни нижегородской.

Весной 1508 года Франческо приехал в Нижний, но к постройке кремля приступил уже осенью. Вероятно, опытный зодчий лето провел в изучении формации гор нижегородских и придумывал средства, как утвердить на них, пронизанных множеством ключей, предполагаемый громадный кремль.

Первого сентября Франческо приступил к сооружению кремля; сначала он обложил старые рвы камнем, а потом к обеим цитаделям стал прикладывать стены, укрепляя их башнями и контрфорсами. Кроме башен Дмитровской и Тверской, Франческо возвел еще следующие башни: с восточной стороны кремля, или нынешней Верхнебазарной площади, - Георгиевскую, Пороховую, Кладовую; с южной, или нынешнего Зеленского съезда, - Никольскую, Коромыслову; с западной, или от Почайны, - Тайницкую и Часовую; а с северной, или Приволжской, - Северную, Белую, Борисоглебскую и Духовскую 334.

Башни Дмитровская, Ивановская, Георгиевская, Никольская и Борисоглебская были четырехугольные, с воротами, прочие - полукруглые, глухие.

Стены кремля нижегородского представляют собой неправильный девятиугольник, имеющий большее протяжение от севера к югу, а меньшее с востока на запад. Нагорная часть их, от башни Георгиевской до Северной, раскинута по ровному месту. Эта-то часть кремля и была окружена рвом с перекинутыми через него мостами 335. От башни же Северной до Ивановских ворот и от Георгиевской до Духовской стены спускаются под гору уступами в виде громадных лестниц, да и остальное пространство стены - между Ивановскими воротами и Духовской башней - также не совершенно ровно, имеет еще небольшие уступы и лестницы, почему и высота самых стен неодинакова: с восточной стороны, или Верхнебазарной площади, они возвышаются только на две сажени а у Георгиевской башни, со стороны Волги, доходят до десяти сажен; толщина же их везде около полутора сажен. Первоначальная окружность всего кремля была 1141 сажен 13/4 аршина 336.

Все это громадное сооружение Франческо кончил менее чем в три года.

Не однажды эти твердыни спасали Нижний Новгород от меча иноплеменцев и своих недостойных соотчичей; не однажды внутри них свирепствовали и пожары.

Из текста Нижегородской сотной грамоты видно, что в 1622 году кремль нижегородский был весь застроен: в нем было два собора - Преображенский и Архангельский; три монастыря - Духовской, Симеоновский и Воскресенский; два подворья монастырей Печерского и Дудина с церквами подворья Сергиевской лавры, Симеонова монастыря и других; дворы: воеводский, дьячий, двадцать осадных изб и до пяти сот обывательских домов; но дворца князей нижегородских уже не было, вероятно, он сгорел в пожаре 153? года.

Соборы Преображенский и Архангельский стояли на тех же местах, где стоят ныне; Воскресенский монастырь был у Никольских ворот, Симеоновский - где церковь Святого Симеона Столпника, а Духов - в полугоре, под нынешним военно-губернаторским домом, монастырские подворья стояли: Печерское, с церковью Воздвиженской, при самом входе в Дмитровские ворота, направо, Дудино, с церковью Рождества Иоанна Предтечи, в юго-западной части кремля, между башен Тайницкой и Коромысловой.

С южной стороны Преображенского собора, на площади стояла съезжая изба для заседания воевод и приказных людей, а с северной был дом стряпчего Нефедья Козьмича Минина, пожалованный царем Михаилом Феодоровичем знаменитому отцу его, и дом Преображенского протопопа Саввы Евфимова, также пожалованный царем. В улице, шедшей от собора к Духову монастырю, были дома чашника Ивана Афанасьевича Плещеева и окольничего Артамона Васильевича Измайлова, а против Георгиевской башни - дом боярина Петра Петровича Головина.

Дом воеводский, который Олеарий в своих путевых заметках пышно называет дворцом, стоял на западной стороне Архангельского собора, дом дьячий - у Никольских ворот, там же был и Панский двор, в котором когда-то были заключены литовцы «Будило с товарищами» 337.

Против съезжей избы, через площадь, на большой улице, стоял один из домов царицы Марьи Петровны, несчастной супруги несчастного Василия Шуйского; другой дом ее находился за Симеоновским монастырем. Вблизи Ивановских ворот стоял дом боярина Федора Ивановича Головина; у самых же ворот, к горе, где ныне лестница на крепостную стену, была тюрьма, а напротив, через ворота, губная изба.

За домом воеводским, ближе к башням Часовой и Северной, были устроены часы, за которыми имел наблюдение особый смотритель, носивший название часовника 338.

Левее часов стоял государев житный двор, с шестью житницами, напротив его - дом боярина князя Афанасия Васильевича Лобанова-Ростовского и невдалеке дома бояр: князя Ивана Борисовича Черкасского и князя Димитрия Михаиловича Пожарского. В этой же части кремля были дома: князей Федора Ивановича Пожарского, Семена Никитича и Ивана Михайловича Бологовских, Бориса Михайловича Лыкова-Оболенского, Ивана Михайловича Воротынского, Юрия Юрьевича Сулешова, Василия Куракина; стольника Бориса Ивановича Морозова, бывшего нижегородского воеводы Димитрия Саввича Жедринского, Димитрия Васильевича Лодыгина - составлявшего вместе с Полтевым и Образцовым нижегородские писцовые книги, - губных старост Хохлова и Теряева 339.

Кремль нижегородский был поправляем в 1653 году; тогда на починку его было взято денег из нижегородского Печерского монастыря 33 рубля 10 копеек и 3 деньги. Вторая известная его поправка была в 1672 году, когда сообщники Разина, или Максим-самозванец с своими шайками, появились около Нижнего. Потом его поправляли при наместнике генерал-поручике фон Ребендере, с 1788 по 1790 год.

В этот раз были разобраны за ветхостью башни Духовская и Борисоглебская и заложены ворота Георгиевские и Никольские; зубцы кремлевских стен сняты почти наполовину, да и высота башен, бывших от 121/2 до 15 сажен, уменьшена, отчего наружность кремля лишилась, так сказать, своей грандиозности: теперь зубцы кажутся как бы обрубленными, а башни, особенно круглые, будто присели и отчасти напоминают московскую башню Кутафью. При этой же переделке уменьшилась и самая обширность кремля, вследствие уничтожения цитаделей: ныне он имеет в окружности только 985 сажен 340.

Последнее устройство его, при котором он приведен в настоящее положение, произведено, по высочайшей воле государя императора Николая Павловича, с 1835 по 1841 год.

Вследствие пожаров и перестроек и самая внутренность кремля в течение 212 лет (с 1622 по 1834 годы) постоянно изменялась. Перед последним устройством он так же, как и ныне, делился надвое широким съездом, который, начинаясь у Дмитровских ворот, проходит мимо Часовой горы и оканчивается у Ивановских ворот. На половине протяжения своего съезд имеет поворот влево; у этого поворота была деревянная небольшая беседка в виде арки, куда нижегородские любители природы приходили наслаждаться широкой картиной, раскинутой по Заволжью и Заочью; другие же, менее поэтичные, а более положительные, рассуждали здесь с знакомыми и не знакомыми о своих, а более о чужих делах, а подчас пускались в археологию, разбирая отчего кремлевская гора, возвышающаяся по левую сторону съезда, называется Часовою - оттого ли, что на верху ее были устроены когда-то часы, или оттого, что будто бы, как сказал один путешественник, на нее нужно было входить целый час.

В 1834 году частные деревянные здания, между которыми были только два каменных дома, уже находились около самых стен кремлевских, да существовали еще остатки слободки, некогда принадлежавшей Духовскому монастырю; полуразвалившиеся домики ее были раскиданы по горе, начиная от Георгиевской башни до Борисоглебских, или Живоносновских ворот, и соединялись со съездом у беседки деревянным мостом, который был обстроен по обеим сторонам, домиками также ветхими.

Следов монастыря Воскресенского и церквей, бывших на монастырских подворьях, уже не было даже и заметно.

Монастыри Духовской и Симеоновский были церквами; первая принадлежала единоверцам, вторая была приходом нижегородской внутренней стражи.

Кроме обывательских домов, существующих ныне зданий и церкви Святого Духа, в кремле тогда были еще:
1. Теплый собор Богоматери Всех Скорбящих Радости.
2. Старый каменный дом нижегородских архиереев.
3. Деревянная гауптвахта.
4. Винные подвалы.

Собор Богоматери Скорбящих Радости, построенный в 1745 году при епископе Димитрии Сеченове, находился против северной оконечности нынешнего арсенала; он имел в длину 171/2, а в ширину 8 сажен и 2 аршина; в его склепе прежде хранились казенные суммы, принадлежавшие Нижегородской губернской канцелярии.

Архиерейский дом стоял почти на том самом месте, где ныне находится Главная гауптвахта. Он был построен в начале XVIII столетия вместо прежнего деревянного, в котором жили нижегородские архиереи с открытия епархии (с 1672 года). Этот дом был двухэтажный, с двумя подъездами; длина и ширина его были равные - по четырнадцати с половиною сажен; в нем заключалось десять обширных комнат. К нему принадлежали еще два здания, также каменные, стоявшие почти на том самом месте, где стоит теперь военно-губернаторский дом; в них прежде помещались консистория, Духовный приказ и школы: певческая, славяно-латинская и эллино-греческая, а потом семинария. Когда архиереи жили в кремле, то при доме их была Крестовая церковь во имя Казанской Божией Матери; она примыкала к главному дому с северной стороны, а за домом был сад, который проходил к башням Георгиевской и Духовской; в нем из собранных родников были устроены садки для рыб. В 1753 году дом этот сгорел, но был вновь отделан епископом Феофаном 341.

С 1762 года архиереи стали жить в нынешнем своем доме, а кремлевский архиерейский дом отошел в казенное ведомство; в то же время, полагать надобно, упразднена и находившаяся при нем Крестовая церковь.

В 1767 году в этом доме изволила останавливаться во время пребывания своего в Нижнем Новгороде императрица Екатерина II, потому что он тогда был лучший в городе 342; потом в нем помещался монетный двор, где перечеканивали старую медную монету. В восьмидесятых годах прошлого столетия в этом доме было Главное народное училище, потом военный госпиталь; после того он стоял несколько времени пустым и вновь был обращен в военную больницу, а наконец, в 1830 году, его занимали больницей для холерных 343.

Главная гауптвахта находилась у входа в Дмитровские ворота, направо.

Винные подвалы, которые за ветхостью стояли пустыми, были устроены в земле у западной стены кремля, между башнями Часовой и Тайницкой, и покрыты дерном.

Кроме существующих ныне ворот, были еще ворота Живоносновские, называвшиеся также Борисоглебскими и Симеоновскими 344, отводные Дмитровские и Духовские; первые находились близ Живоносновской церкви, вторые - у южной стороны гауптвахты, а Духовские - против церкви Святого Духа.

В 1834 году государь император Николай Павлович, осчастливя Нижний Новгород своим прибытием, соизволил обратить на столицу своих предков и древний кремль нижегородский - их построение - особенное внимание и отдал повеление об устройстве города по новому плану. После чего кремль нижегородский был очищен от обывательских домов, за которые владельцам были выданы деньги по собственному их назначению; винные подвалы уничтожены, старый архиерейский дом разобран; а также, по тесноте места, разобран и теплый собор Богоматери и построены военно-губернаторский дом с императорской в нем квартирой, арсенал и гауптвахта; около северной стены кремля разведен сад; церковь Святого Духа обращена в домовую военного губернатора; самые стены кремля исправлены; ворота Живоносновские, Духовские и Дмитровские - отводные - заложены, вместо последних пробиты другие у северной оконечности арсенала; башня Часовая названа Александрийской, а Северная - Николаевской.

В настоящее время кремль нижегородский делится надвое, как сказано выше, съездом, за которым направо от входа в Дмитровские ворота находятся: собор Преображенский, колокольня, военно-губернаторский дом, гауптвахта, арсенал и сад, в котором часовня Святого Духа и церковь Святого Симеона Столпника; влево от проспекта - Архангельский собор, церковь Успения Божией Матери, здание присутственных мест, три корпуса и манеж, принадлежащие 4-му учебному карабинерному (ныне стрелковому) полку, и разные хозяйственные его заведения; дом нижегородской городской полиции и памятник Минину и Пожарскому.

Спасо-Преображенский собор

Нижегородский соборный храм Преображения Господня, или церковь «Спаса Святого», основан также великим князем Юрием Всеволодовичем, года через четыре после построения Нижнего Новгорода и собора Архангельского 345.

Потомок брата основателя Нижнего, основатель великого княжества Нижегородского, Константин Васильевич, в 1350 году, перенеся престол свой из Суздаля в Нижний Новгород, возымел благочестивое желание видеть в новой столице своей храм, который был бы главной святыней всей земли Низовской, для того перестроил церковь Спаса, или точнее воздвиг вместо нее собор Боголепного Преображения. Этот храм был заложен в 1350 и окончен в 1352 году.

Константин Васильевич, великолепно украсив новозданную святыню и снабдив ее богатой утварью, поставил в ней древний образ Спаса Нерукотворенного, с которым пришел из Суздаля на княжение в Нижний Новгород.

Только двадцать пять лет существовал храм Преображенский в первоначальном благолепии своем: в 1377 году, после несчастной для княжества Нижегородского Запьянской битвы, его ограбил овладевший городом Арапша, а потом, в следующем году, вторично нахлынувшие на Нижний толпы татар Мамая лишили уже собор Преображенский всего великолепия. Летописцы чрезвычайно сожалеют о погибших при этом разграблении святых иконах и каком-то «чудном дне», а также о дверях церковных, которые «чудно беша устроены медью злаченою» 346.

Впоследствии Димитрий Константинович, возобновляя столицу свою, возобновил и собор, в котором в начале XVII столетия были, кроме главного Преображенского алтаря, еще два придела: Святого Николая Чудотворца и Святой Параскевы Пятницы 347.

В первой четверти XVII столетия храм этот стал приходить в ветхость. Благочестивый государь Михаил Феодорович и родитель его, патриарх Филарет Никитич, вероятно, в память заслуг нижегородцев, оказанных России во время междуцарствия, приняли намерение обновить главную святыню верного Нижнего Новгорода. Но исправить ветхости старого собора было уже нельзя, почему и построен новый храм, «государевою казною», саженях в пятнадцати от прежнего, ближе к северу.

Строителями его были, как должно полагать, известные архитекторы того времени, или, как называли их тогда, «государевы подмастерья» Лаврентий Возоулин и его пасынок Антипа.

Год построения нового собора в точности не известен, но из современных актов видно, что храм Преображенский был кончен около 1632 года; освящение же его совершено в царствование Алексея Михайловича 20 января 1652 года 348.

Храм, построенный Константином Васильевичем, не был разобран, а стоял после сооружения нового более сорока лет. В 1672 году митрополит Филарет, первый архиерей Нижегородский, видя, что он угрожает падением, перенес из него в новый собор гробницы князей и княгинь нижегородских и прах Минина, а потом, в 1674 году, перенес туда же и прах последнего независимого владетеля Нижнего Новгорода, несчастного Бориса Константиновича, покоившийся сперва в Суздале, а потом в Городце 349.

Главы, или, как называет летописец, маковицы нового собора, вероятно, не соответствовали величию самого здания, потому что тот же митрополит Филарет в 1683 году снял их и устроил другие - каменные, крытые зеленой черепицей, и вместо прежних крестов поставил другие - железные, золоченые 350.

Преемник Филарета, митрополит Павел, также пекся об украшении Преображенского собора: его стараниями в 1692 году стены собора были покрыты альфреско 351.

Но прошло с небольшим столетие, как и этот храм начал быстро ветшать. Его поправляли несколько раз: около 1762 года черепица с глав его была снята и заменена железом; причем перекрыта и самая кровля. На покупку железа в то время епископ Феофан употребил 5426 рублей 73/4 копеек. Через двадцать четыре года (в 1786 году) его опять поправлял епископ Дамаскин: тогда каменные главы сняты и сделаны из железа, крыша перекрыта, заделаны расщелины в стенах и произведены внутри и снаружи разные исправления. Епископ Павел также поправлял его в 1797 году, к приезду императора Павла I, и наконец архиепископ Вениамин II в 1800 году переделывал главы и крышу 352.

Но несмотря на все эти поддержки ветхость собора усиливалась более и более; показались сильные трещины в своде, вследствие чего при епископе Моисее в первой четверти нынешнего столетия служение в соборе прекратилось.

Этот храм был построен по образцу московского Успенского собора - с тремя выступами у алтаря и особо пристроенной папертью в готическом вкусе. Внутренность его также имела большое сходство с московским собором: четыре огромные круглые колонны, поддерживавшие правильной соразмерности купол, были покрыты, как и все стены, фресками итальянской школы. Знатоки с особенной похвалой отзывались о изображениях Спасителя в алтаре и Страшного Суда на западной стене.

Также замечательны были кафли из цветного гипса, украшавшие паперть с наружной стороны; их было более ста; они представляли различных птиц в арабесках. По яркости красок, контурам птиц, породы которых не обитают в России, и отличному исполнению полагают, что эти кафли были работаны едва ли не на Востоке.

Вообще храм Преображенский был одним из замечательнейших памятников церковного зодчества, господствовавшего в России в первой половине XVII столетия. Лекоент де Лаво, видевший его в 1827 году, говорит: «Весьма достойно сожаления, что нельзя посредством исправлений сохранить сие здание, сколько замечательное по своей архитектуре, столько ж славное по своей огромности» 353.

Епископ Моисей, управлявший Нижегородской епархией с 1811 по 1825 год, ревностно старался о возобновлении главной нижегородской святыни и собирал для построения нового собора разные пожертвования, но не дожил до удовольствия видеть исполнение пламенного своего желания.

Преемник Моисея Мефодий, занимавший Нижегородскую кафедру только десять месяцев, представил смету на построение собора, составленную в 162 691 рублей. Смета была утверждена императором Николаем Павловичем уже при епископе Афанасии, который в 1829 году, по разобрании старого храма, положил первый камень в основание ныне существующего, на том самом месте, где стоял храм, воздвигнутый Константином Васильевичем.

Построение этого собора произведено по проекту бывшего в то время в Нижнем Новгороде архитектора Ефимова на счет казны и стоило более 300 000 рублей; освящение же совершено 17 сентября 1834 года епископом Амвросием с необыкновенной торжественностью.

Храм этот имеет отдаленное сходство с прежним, но превосходит его размерами 354. Наружность его представляет параллелепипед, увенчанный пятью большими главами в византийском вкусе. Он освещается двумя рядами узких длинных окон, высоко поднятых от земли; такие же окна сделаны и во всех пяти главах. Длина его 20, ширина 13 сажен, кроме паперти, которая с крыльцом 7 сажен. Под всем протяжением собора сделан склеп.

Отсутствие всяких орнаментов снаружи, кроме неширокого карниза, много лишает его красоты и величия, неотъемлемой принадлежности всех зданий такого огромного размера.

Внутренность его несколько удовлетворительнее наружности; пятиярусный иконостас его, современный прежнему Храму, прост, но величествен: гладкий с небольшими колоннами в нижнем ярусе, весь отзолочен под мат; только колонны и по местам фигуры ярко отполированы. В нем все иконы старинного письма также из старого собора. В нижнем ярусе их восемь: на правой стороне от царских врат - Спасителя, Преображения, Троицы и Вознесения; на левой - Иверской Богоматери, Скорбящих Радости, Владимирской и Казанской. Все эти иконы, кроме Вознесения, покрыты цельными серебряными ризами; на Вознесении же украшен серебром только Иисус Христос. Царские двери одного стиля с иконостасом; четыре евангелиста, изображенные на них, и Господь Саваоф, вверху, также покрыты серебряными ризами; во втором ярусе над царскими дверями изображена Тайная Вечеря, а по сторонам ее иконы Господних и Богородичных праздников; в третьем ярусе, посреди, образ Вседержителя с Предстоящими - Богоматерью и Иоанном Предтечей - и двумя архангелами; в четвертом - образ Богоматери, сидящей на престоле; прочие иконы в этих ярусах изображают апостолов, пророков и праотцов; пятый ярус составлен из кругов, в которых изображены так же, как и во втором ярусе, праздники Господние и Богородичные. Самый верх иконостаса увенчан Распятием с предстоящими Богоматерью, Иоанном Богословом, Мироносицами, Логином-Сотником и Никодимом.

Стены покрыты живописью, но, к сожалению, самой посредственной работы. Их расписывал в 1837 году нижегородский художник Железнов. Внизу представлены вселенские соборы и Собор Апостольский (за правым клиросом), а под ними - разные события евангельские и изображения святых; над главными куполами изображены евангелисты, в самых куполах представлены в кругах апостолы и другие святые, своды же все расписаны белым колером по голубому фону и много удовлетворительнее стен, как будто совершенно другим художником.

Четырехугольные столпы, поддерживающие своды (их восемь - два в алтаре и шесть в трапезе), и пилястры отделаны под белый мрамор. У шести трапезных столпов стоят иконы в резных киотах, выкрашенных краской кофейного цвета и по местам позолоченных; с правой стороны, у первого столпа икона Спаса Нерукотворенного, которую принес с собой Константин Васильевич из Суздаля; она украшена богатой серебряной с позолотою ризой. У второго столпа изображение сорока двух угодников с частями их мощей, а в середине напрестольный крест, принесенный в дар Преображенскому собору в 1710 году Тихоном, митрополитом Казанским. В этом кресте часть Животворящего Древа и части многих Угодников Божиих. Он покрыт серебряными листами и украшен драгоценными каменьями и жемчугом. У третьего столпа икона Спасителя. С левой стороны: у первого столпа икона Богоматери Скорбящих Радости в серебряной вызолоченной ризе; у второго столпа икона Владимирской Богоматери, замечательная тем, что в надписи на серебряной вызолоченной ризе ее, сделанной при митрополите Трифилии в 1696 году, названа чудотворною; у третьего столпа икона Знамения Божией Матери, также украшенная богатой ризой с жемчугом и каменьями.

Стены алтаря расписаны: за престолом изображено Вознесение, за жертвенником - Тайная Вечеря, а на северной стороне - Омовение Ног; южная стена занята малой ризницей 355; верхние части стен покрыты изображениями святых.

В стенах собора, ниже изображений вселенских соборов, вделаны темные бронзовые доски с золочеными надписями имен лиц, погребенных в склепе. Над тем местом, где лежит прах Минина, поставлены три чугунные доски, сделанные при епископе Моисее в 1815 году, на которых изображено в надписи историческое значение Нижнего и Минина 356, список с знамени князя Пожарского и пять знамен нижегородского ополчения 1812 года 357.

Список со знамени писан на шелковой материи масляными красками; ширина его 1 аршин и 13 вершков, а длина 2 аршина 9 вершков; он вставлен в золоченую раму и утвержден на древке. С одной стороны на нем изображен Спаситель в облаках, с Евангелием; наверху надпись: «Иисус Христос Вседержитель», а по кайме написаны вязью тропарь: «С вышних призирая, убогия приемля» и прочее, и кондак: «Всякие скверны, Всемилостиве, аз бых делатель» и прочее. На другой стороне изображен, на овальной подушке, архангел Михаил, держащий в правой руке обнаженный меч, а в левой ножны; перед ним на одном колене Иисус Навин, его меч у ног архангела; вдали видна Иерихонская крепость, а кругом надпись, состоящая из 13, 14, 15 и 16 стихов книги Иисуса Навина гл.3 358.

В алтаре за ризницей, над могилой католикоса Антония, сына царя грузинского, поставлено надгробие из белого мрамора с бронзовым ярко вызолоченным гербом Грузии.

Кроме описанного, в Преображенском соборе замечательно еще следующее:
1. Икона Одигитрии, писанная с подлинника в 1380 году в Константинополе, присланная в Нижний Новгород св. Дионисием. Она стоит в алтаре за престолом; мера ее в длину 5, в ширину 4 вершков.
2. Икона Иверской Богоматери, которой был благословлен митрополит Филарет в Москве в 1672 году, при отшествии своем на новоучрежденную Нижегородскую епархию. Эта икона стоит в иконостасе возле царских дверей с левой стороны.
3. Плащаница, устроенная митрополитом Исайей в 1702 году. Она вышита золотом и шелками по шелковой материи.
4. Харатейное Евангелие 1404 года.
5. Архиерейское место, устроенное в 1672 году митрополитом Филаретом. Оно стоит за правым клиросом.
6. Старинные облачения нижегородских архиереев, между которыми самые замечательные: а) все покрытое вышитыми изображениями херувимов, устроенное Григорием Дмитриевичем Строгановым при митрополите Филарете и б) из богатой парчи, устроенное епископом Иоасафом.
7. Хоругви и пелены XVI и XVII столетий.
8. Панагия, пожалованная императрицей Екатериной II епископу Антонию.
9. Пальмы иерусалимские, принесенные в старину паломниками.

В Преображенском соборе пять паникадил, из которых висящее посередине храма огромно.

Плиты и саркофаги, обозначающие могилы великих князей, княгинь и святителей нижегородских и Минина, в прежнем соборе находились в самом храме; по принесеньи же в новый их поставили в склеп.

Более пятнадцати лет эта усыпальница прежних властителей Нижнего Новгорода и знаменитого гражданина его Козьмы Минина была ничто иное, как темный подвал, в которое изредка, и более во время ярмарки, раздавалось надгробное пение за упокой души раба Божия Козьмы, совершаемое по желанию иногородних почитателей памяти незабвенной Минина. Наконец эта усыпальница превратилась в трехпрестольный храм, где ныне ежедневно совершается божественная служба.

Главный алтарь новой святыни нижегородской посвящен в честь Казанской Божией Матери, южный - во имя св. великомученика Димитрия Мироточивого, а северный - во имя св. бессребреников Козьмы и Дамиана.

Эти алтари для принесения бескровной жертвы Живому Богу воздвиглись вследствие религиозного и патриотического чувства граждан нижегородских.

Праздник 22 октября, в честь иконы Казанской Богоматери, установленный при царе Михаиле Феодоровиче в память избавления Москвы от ляхов (в 1612 году), имеет глубокое значение для нижегородцев. Сограждане Минина, преимущественно перед всеми людьми русскими, могут назвать этот праздник «своим праздником» 359: их предки первые восстали по гласу своего достойного согражданина на защиту царствующего града, на защиту всей земли Русской и православия.

Совершая достославное шествие свое от стен кремля нижегородского к стенам Кремля московского, нижегородцы встретили возвращавшуюся из стана князя Трубецкого (из-под Москвы) икону Казанской Богоматери и взяли ее с собой 360; пред ней молились они о ниспослании одоления врагов, к ней обращали с верою взоры в роковые минуты битв 25 августа и 22 октября 1612 года, и пред ней же лили они благодарные слезы в московском храме Успения, когда совершили свое великое дело - спасение отчизны.

Благоговея пред памятью славного прошедшего, пред явным заступлением за православную Русь Святой Девы в ту тяжкую годину испытания, нижегородское городское общество пожелало праздновать 22 число октября с особенным торжеством. Вследствие этого общество имело собрание 19 ноября 1849 года, на котором было положено просить преосвященного Иакова, архиепископа Нижегородского и Арзамасского, чтобы его преосвященство дозволил устроить в усыпальнице Преображенского собора три вышесказанные Придела на счет добровольных пожертвований (которых во время самого собрания было предложено 1052 рубля 20 копеек серебром); первый - в честь Казанской Божией Матери, в выражение особенной благодарности нижегородцев (как писали они в том же прошении) к Пресвятой Богородице, открывшей 21 октября 1612 года через преподобного Сергия, что «заутра град Москву предает Господь Бог в руце Христиан, и врагов их всех низложит» 361; последние же два - в выражение почтения к мученикам, имена которых носили Минин и Пожарский.

При этом нижегородцы еще просили его преосвященство, чтобы «в воспоминание того шествия доблих воинов, под предводительством Минина и Пожарского с хоругвию Спасителя, которое кончилось низложением гордыни иноплеменной и спасением любезного Отечества и Православной отеческой веры, ходатайствовать, где следует, об учреждении ежегодного крестного хода в день 22 октября из Преображенского собора, по совершении в нем литургии, к памятнику Минина и Пожарского, стоящему в Кремле, на том самом месте, как полагают некоторые, где знаменитый сын отчизны произнес свое воззвание к нижегородцам, и там чтоб совершать благодарственное молебствие, с провозглашением многолетия Государю Императору и всему Августейшему дому Его, вечной памяти думному дворянину Козьме Минину, боярину и воеводе князю Димитрию Михайловичу Пожарскому и их сподвижникам, положившим во святой брани живот свой, а потом многолетия Христолюбивому Всероссийскому Воинству».

Преосвященный Иаков, муж просвещенный и высокой христианской добродетели, ревностный почитатель славного минувшего, а особенно памяти стратегов 1612 года 362, с удовольствием принял прошение нижегородцев и усердно содействовал благочестивому религиозному их желанию.

По его представлению последовало высочайшее соизволение, 29 декабря 1850 года, на устройство храма в усыпальнице, проект для которого был составлен начальником Путей сообщения и публичных зданий; но преосвященный Иаков не дожил до исполнения желаний нижегородцев, которые горячо разделял с ними.

Главный придел Казанской Богоматери был освящен 28 августа 1851 года преосвященным Иеремиею, преемником Иакова; Козьмы и Дамиана - 26 февраля 1852 года, а Димитрия Мироточивого - 26 октября 1853 года.

Иконостасы всех трех алтарей одинаковы - одноярусные, выкрашенные белой краской, с золочеными колоннами и по местам с резьбой; образа иконописные.

В приделе Козьмы и Дамиана на особой тумбе стоит старинный чудотворный образ митрополита Филиппа, который, как говорит предание, был прежде местным в церкви этого угодника, существовавшей под старой колокольней Преображенского собора и невредимо сохранившийся во время пожара.

Из числа образов, стоящих около стены этого храма, некоторые писаны в XVII столетии. Своды всей Казанской церкви расписаны альфреско с изображениями херувимов.

У южной стены, или в приделе Святого Димитрия, лежат прахи: великого князя нижегородского Константина Васильевича, сыновей его Андрея, Димитрия-Фомы и Бориса Константиновичей; сыновей Димитрия: Василия Кирдяпы и Иоанна Брюхатого; сына Борисова Иоанна, по прозванию Тугой Лук; княгини Анны Грековны, в инокинях Елены, первой супруги Константина Васильевича, и супруги Андрея Константиновича, Анастасии Ивановны, в иночестве Вассы, а в схиме Феодоры, основательницы нижегородского Зачатьевского монастыря, причисленной в Галиче к лику местночтимых святых; и князя Семена Михайловича 363. В алтаре этого придела погребен католикос Антоний.

У северной стены, или в приделе Козьмы и Дамиана, погребены святители нижегородские: митрополиты Филарет, Павел; архиепископы Питирим, Вениамин; епископы Иоанн, Моисей. Гробница последнего отличается от прочих тем, что сделана из гранита; гробница же Вениамина украшена митрой, подушкой и ангелом из гипса 364.

Прах Минина покоится возле могил митрополита Павла и архиепископа Питирима, под высоким саркофагом, покрытым пеленой, сделанной из бархата и шитья по канве, и осененным вызолоченным балдахином, который обставлен иконами, принесенными в дар на гробницу Минина ратниками 1807 и 1812 годов 365. Под самым же балдахином находится список со знамени князя Пожарского, сделанный в 1855 году по списку, стоящему в верхней церкви. По сторонам гробницы стоят восемь знамен нижегородского ополчения 1812 года, которые были присланы, вместе с пятью, стоящими в верхнем храме, императором Александром Павловичем 366.

В 1853 году нижегородское городское общество по предложению преосвященного Иеремии определило составленным между собой приговором собирать на расходы для этого храма с купцов 1-й гильдии по десяти, 2-й - по пяти, 3-й - по два рубля с каждого капитала, а с мещан по десяти копеек с души ежегодно, что и завещало на вечные времена своим потомкам.

Этой суммы собирается в год до 850 рублей; из нее предположено содержать священника и причт и исправлять все потребности храма; остатки же вносить в Приказ общественного призрения и, по накоплении их до значительной суммы, обращать на благолепие храма и гробницы Минина.

В этом храме ежегодно совершается поминовение по князю Пожарскому 26 октября, а по Минину 1 ноября.

Почетный гражданин Василий Климентович Мичурин, бывший в Нижнем Новгороде городским головой с 1852 по 1855 год, чтя память незабвенного Козьмы Минина, »знаменитейшаго из сословий купцов, как удостоил выразиться государь император Николай Павлович, и желая как можно более запечатлеть о нем воспоминание в сердцах нижегородцев, своим распоряжением придал особую торжественность поминовению, совершаемому 1 ноября.

В этот день по приглашению городского головы и общества преосвященный совершает заупокойную литургию в приделе Козьмы и Дамиана и потом панихиду, при которых присутствуют, также по приглашению, все значительные лица города, штабс- и обер-офицеры, члены думы и магистрата в мундирах и купечество. По окончании служения духовенство, дворянство и другие лица приглашаются в дом городской думы, где по русскому православному обычаю, по совершении литии, предлагается поминовенный стол. В другом отделении этого же дома такой же стол предлагается отставным воинам, которым сверх того выдается и денежное пособие.

Так в этот день прекрасным, истинно русским чувством В. К. Мичурина соединена торжественно память о Минине с делом добра и любви к ближнему.

Колокольня Преображенского собора восьмигранная в один ярус, с каменным шатром и небольшой главой, стоит отдельно против соборной паперти. Она построена при последнем нижегородском митрополите Сильвестре, в 1716 году. По архитектуре своей она незамечательна, да и размеры ее не соответствуют размерам самого собора. Под ней была устроена церковь в честь святого мученика Феодора Стратилата и Иоанна Воина, но ныне упразднена и обращена в соборную ризницу. Главный колокол на этой колокольне имеет весу 715 пудов, полиелейный - около 200 и два по 100 пудов; малых восемь; все они современны построению колокольни 367.

Михайло-Архангельский собор

Архангельский собор есть самый древнейший храм Нижнего Новгорода. Он необширен, с шатрообразным каменным верхом, оканчивающимся одной главой, крытой зеленою черепицей и увенчанной большим железным прорезным крестом.

Алтарь этого храма несколько ниже самых стен и выходит из них тремя полукруглыми выступами, как у московского Успенского собора и как было у прежнего нижегородского Преображенского; окна с железными решетками и ставнями невысоки и узки: ширина их не более пяти вершков.

С южной стороны собора пристроен низенький придел с небольшой колокольней, оканчивающийся маленькой каменной главой с крестом, принадлежащим, судя по полумесяцу, находящемуся в нижнем конце его, ко времени татарского владычества. С северной стороны также сделана небольшая пристройка в виде крыльца; в ней ныне сторожка, а прежде, во время наместничества, была кладовая, в которой хранились столовое серебро и прочие дорогие вещи наместников 368.

Между колокольней и шатром церкви устроена четырехугольная башня, в которую ход сделан в стенах самой церкви; в старину, во время набегов неприятельских, с этой башни делались наблюдения над окрестностями города.

Первоначально этот храм, вместе с основанием города, был построен св. великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем в 1221 году деревянный; потом, как говорит Нижегородский летописец, в 1227 году каменный, причем Юрий наименовал его собором 369.

Константин Васильевич, переведя в 1350 году престол свой из Суздаля в Нижний Новгород и построив главную святыню земли Низовской - соборный храм Преображения, обратил Архангельский собор в свою придворную церковь 370.

Сын Константина, Андрей, в 1359 году перестроил эту церковь заново; но во время нашествия на Нижний татар, при княжении Димитрия Константиновича, она, как и другие храмы нижегородские, была ограблена и сожжена, а потом возобновлена и стояла до 1620 года. В этом году, по повелению царя Михаила Феодоровича, была поправлена, потому что от бывших в кремле пожаров клонилась к разрушению; в эту поправку старинные своды ее были разобраны и верх сделан шатром, который один путешественник, назвав восьмиугольным шпилем, сравнивает его с шатром церкви в селе Коломенском, что под Москвой 371.

При царе Алексее Михайловиче, в 1672 году, по благословенной грамоте патриарха Иосифа II, к епархии которого принадлежал тогда Нижний, построен придел во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, над тем самым местом, где во время чумы, в 1658 году, священники Архангельского собора погребали мертвых.

Пожар 1704 года, свирепствовавший во всем кремле, опустошил снова Архангельский собор, и служение в нем прекратилось на целые двадцать восемь лет, и уже в 1732 году старанием и усердием нижегородского вице-губернатора бригадира Ивана Михайловича Волынского и попечением священнослужителей этого храма он был, по благословению Питирима, архиепископа Нижегородского и Алатырского, обновлен и в том же году освящен 18 марта 372.

Иконостас, устроенный в то время, существует и поныне.

В 1795 году бывший вице-губернатор нижегородский, князь Василий Иванович Долгорукий, желая почтить память основателя Нижнего и собора Архангельского св. великого князя Юрия, которому считал себя потомком в 17 степени, просил епископа Нижегородского и Арзамасского Павла II позволить ему отделать придел на свой счет с тем, чтобы придел этот был посвящен как св. евангелисту Иоанну, так и св. князю Юрию, на что и получил согласие.

В том же году придел был отделан и освящен самим епископом 15 декабря. К этому же времени относится и украшение стен главного храма альфреско, существовавшее до 1845 года.

С образованием в Нижнем 4-го учебного карабинерного полка из батальона кантонистов Архангельский собор сделан полковой церковью.

В 1845 году он был еще поправлен: тогда внутри главной церкви стены украшены изображениями, писанными на холсте, шатер покрыт голубой краской и расписан звездочками, а иконостасы обоих алтарей отзолочены.

Внутренность главного храма, как вообще все церкви старинного построения, несколько сумрачна, что придает шатру, высящемуся над серединой храма, вид как бы бесконечности и возвышает красоту иконостаса, также выгоднее выказывает стенные изображения работы нижегородского художника Железнова, из которых написанная на южной стене представляет св. Юрия, когда он явился с своими воинами на утесистом берегу Оки и Волги и, пораженный красотою местоположения, в мыслях своих представляет построение нового города и святого храма - и последний изображен в картине как видение.

На северной стене представлен архангел Михаил, поражающий змия, по тексту Апокалипсиса: «и бысть брань на небеси, Михаил и ангели его брань сотвориша со змием и змий брася и аггели его. И не возмогоша, и места не обретеся им ктому на небеси»373.

Выше, по поясу шатра, изображены также по холсту разные притчи евангельские.

Иконостас четырехъярусный столярной работы, золоченый сплошь; в нем образа все живописные, выключая двух, стоящих в нижнем ярусе, из которых Успения Божией Матери находится с правой стороны царских врат, за образом Спасителя, а собора Архистратига Михаила на левой, за образом Божией Матери Виленской. Все эти четыре иконы украшены ризами: образ архистратига - серебряной, а прочие - медными посеребрянными с золочеными венцами. Царские врата отделаны мелкой резьбой; изображенные на них Пресвятая Дева, архангел Гавриил и четыре евангелиста украшены серебряными ризами; в такой же ризе и Тайная Вечеря, находящаяся над вратами, вверху которых вставлено изображение Святого Духа, писанное на стекле.

У правого клироса находится в резном киоте орехового дерева с позолотой большой образ Архангела Михаила в богатой серебряной с позолотою ризе: это приношение господ штабс- и обер-офицеров 4-го карабинерного полка, сделанное ими во время командования полком полковником Веймарном. У левого клироса в киотах красного дерева - также два образа в серебряных ризах: первый - св. Александра Невского - приношение госпожи Карповой, второй - св. апостолов Петра и Павла - приношение господина капитана Васильева.

Нижние части южной и северной стен обставлены иконами старинного письма, а западная сторона занята хорами, которые поддерживаются колоннами. Особенно замечательны в этом храме:

1. Три потира, из которых два очень маленькие (не более 5 вершков в вышину), дискос и звездица, лжица, дарохранительница, дароносица и два блюдца, древность которых доходит, как полагают, до первоначального основания храма.

2. Две старинные иконы огромного размера; первая, стоящая у южной стены, - Печерской Божией Матери, с предстоящими святыми Антонием и Феодосием, вторая, на северной стороне, - Архангела Михаила, изображенного во время явления его Иисусу Навину 374; на этом образе большой серебряный вызолоченный венец и жемчужная гривна.

3. Колокольчик медный с примесью серебра, весом от 4 до 5 фунтов, довольно хорошо вылитый; его также относят к числу вещей, принадлежащих первоначальному храму.

4. Священническое облачение, называемое княжеским, устроенное, как полагают по преданию, из одежды князей нижегородских. Оплечье ризы и епитрахиль из белого глазета, каймы ризы из густо-оранжевой шелковой материи, а самая риза из полосатой материи голубого и белого цветов, вытканной из шелка, пеньки и серебра; кайма по оплечью, крест и звездица вышиты гранеными, мелкими зеркальными стеклами; подбой под ризой белого холста, а оторочка желтой бумажной материи 375.

5. Старинная плащаница небольшого размера, шитая по шелковой материи шелками и золотом.

6. Мраморный подсвечник.

За обоими клиросами возвышаются каменные саркофаги, обнесенные железными решетками старинной работы; под ними погребены: Василий Юрьевич, последний великий князь нижегородский, получивший в 1446 году от Димитрия Шемяки в независимое владение Нижний Новгород; сын его Иоанн, владевший Нижним и Суздалем в качестве присяжника государя московского; Василий Симеонович Кирдяпа, внук Димитрия Константиновича, умерший в 1403 году 376; Иоанн Васильевич, отказавшийся в 1448 году от Нижнего Новгорода в пользу Василия Темного, и еще князья Петр, Зиновий, Зосима и Иона (последние два - иноки) и княгиня Ирина. На паперти собора в 1816 году сделана надпись, которая начинается так: «Древле Низовскою Землею владели идолопоклонники Мордва. Благочестивый великий князь ныне духом в Бозе, а нетленным телом своим во граде Владимире почивающий, Георгий Всеволодович Владимирский, дабы обезпечить княжения свои от набегов соседственных народов, заложил в 6707 году на устье реки Оки град, нарек имя ему Нижний-Новгород...» и прочее. Далее следуют сведения об Архангельском соборе, которые приведены выше.

В приделе иконостас гораздо проще иконостаса главного алтаря, также столярной работы, выкрашенный темно-голубой краской и по местам позолоченный.

Архангельский собор имел от разных государей жалованные грамоты, в том числе от великого князя Василия Иоанновича и царей Иоанна IV, Василия Шуйского в 1606 году, августа 19, и Михаила Феодоровича в 1613 году, июля 18.

В день Архистратига Михаила, 8 ноября, в этот собор из Преображенского бывает крестный ход.

Церкви Успения Божией Матери и Симеона Столпника

Церковь Успения Божией Матери, построенная нижегородской помещицей Марьей Александровной Мертваго, освящена в 1827 году. В ней три престола: главный в честь Успения Божией Матери, южный в честь Симеона Столпника и северный в честь Марии Магдалины. До построения нового Преображенского собора она была кафедральной, потом полковой карабинерного полка, а ныне к ней принадлежит батальон внутренней стражи. Она увенчана куполом, а все четыре фасада ее украшены колоннами дорического ордера; внутренность ее очень изящна: все три алтаря ее имеют один иконостас; он отделан под темный мрамор и украшен позолоченной резьбой; контур его имеет много сходства с контуром иконостаса петербургского Казанского собора; образа все живописные, хорошей работы.

Церковь Симеона Столпника, бывший монастырь, когда и кем основанный неизвестно, но существовавший уже в начале XVII столетия, что видно из Нижегородской сотной грамоты, построена в настоящем виде нижегородским вице-губернатором князем Даниилом Андреевичем Друцким-Сокольницким в 1743 году. Главный алтарь этой церкви посвящен Страстной иконе Божией Матери; в трапезе южный - Введению Пресвятой Богородицы, а северный - Симеону Столпнику. До 1844 года эта церковь была батальонной нижегородского гарнизона; ныне же принадлежит единоверцам. В ней замечательна икона Божией Матери, к которой нижегородцы имеют особенное благоговение.

Духовской монастырь и церковь Святого Духа

Духовская часовня построена на том самом месте, где была церковь Святого Духа - прежде монастырь, основанный в 1574 году одним опальным дворянином. Мирское имя этого дворянина неизвестно. Он вместе с другими соотчичами, после страшной казни, постигшей Новгород Великий в 1570 году 377, был сослан Иоанном Грозным в Нижний Новгород, где под именем Порфирия принял монашество. Примеру его последовали еще восемь новгородцев. Порфирий, построив на свой счет монастырь, назвал его Святодуховым, в память новгородского Святодухова монастыря.

В 1580 году опальный новгородец, покрытый уже вместо шлема клобуком, получил милости от Грозного. По челобитной Порфирия царь пожаловал Духовскому монастырю Муромский остров на Волге, против города, для посадки капусты и огурцов, пашни и сенного покоса. В царствование Феодора Иоанновича еще пожаловано было монастырю - в 1584 году земля близ Нижнего Новгорода. Она находилась в нижегородском уезде от Оки до Теплинского поля и от оврага Студеницкого до Щербинина межнина в Слуде. В 1586 году также 1402 десятины земли, озера и рыбные ловли на луговой стороне Волги, против Юркинских гор, от устья речки Керженца вверх по Волге, до устья речки Нуженки; в 1590 году - Чудской бортный ухожий близ Нижнего Новгорода за Окой, в так называемой Стрелице. Также Порфирию дана была (25 января 1585 года) тарханная грамота, которою Духовской монастырь охранялся от могущих последовать насильств людей посторонних, а владения его освобождались от постоев и других повинностей, требуемых государевыми посланными и другими служилыми людьми.

В 1599 году царь Борис Феодорович, по челобитной Порфирия, пожаловал Духовскому монастырю право на расчистку леса под пожни за Окой, где впоследствии поселены были бобыли, из которых образовалась монастырская слободка Гривка; в следующем 1600 году монастырь был еще пожалован от царя также лесом ольховым за Окою, в Стрелице, в верховьях речки Крутицы.

Порфирий помер в начале XVII столетия - в смутное время, последовавшее за явлением Лжедимитрия. В начале же XVII столетия, но неизвестно, когда именно, Духовской монастырь получил в свое владение Везломский, или Боровской, перевоз, доставлявший ему значительные выгоды.

В 1621 году в Духовском монастыре была церковь Сошествия Святого Духа, с приделом во имя Николая Чудотворца, деревянная, как и все прочее строение.

Михаил Феодорович в 1629 году дал «черному попу» Антонию, управлявшему Духовским монастырем, тарханную грамоту на владение вотчинами, рыбными ловлями и угодьями по писцовым и дозорным книгам. Этой же грамотой монастырю предоставлены были несудимые права, по примеру других монастырей нижегородских. Она была подтверждена во всем царем Алексеем Михайловичем в 1646 году.

В 1678 году монастырь не владел уже ни Гривкой, ни Везломским перевозом; то и другое было отдано во владение города, за что монастырю положена была руга в 10 рублей, сначала из нижегородских перевозных, потом из четвертных, и наконец из таможенных доходов.

В восьмидесятых годах XVII столетия монастырь пришел в ветхость и потом, неизвестно каким образом, лишился земли на Слуде, леса на речке Крутице и Чудского бортного ухожья; за ним только остались Муромский остров и земля между Керженцем и Нуженкою, на которые, по челобитной игумена Иакова, вместо обветшалых грамот царей Иоанна Васильевича и Феодора Иоанновича Петр Великий пожаловал в 1697 году новую грамоту.

После статридцатилетнего существования церковь Духовского монастыря сделалась совершенно неудобной к богослужению, почему и была построена новая каменная в честь Сошествия Святого Духа с приделом св. апостолов Петра и Павла. Митрополит Исаия освятил этот придел 15 января 1703 года. Новый храм имел внутреннее убранство точно в том же виде, какое было в первоначально основанной церкви.

При архиепископе Питириме, ревнителе православия, очищавшем землю Низовскую от расколов, настоятели Духовского монастыря были сделаны судиями по делам раскольническим, а самый монастырь, как ближайший к дому архиерейскому, сделан был местом, где заблудшие в расколе обращались в недра православия и укреплялись в истинах религии.

В 1724 году по ходатайству Питирима Святейший Синод, с утверждения императора Петра Великого, обратил этот монастырь в домовой архиерейский; с того времени настоятели его стали именоваться вместо игуменов архимандритами. К нему были приписаны четыре монастыря, также домовых архиерейских, а именно: Живоносновский и Ивановский в Нижнем Новгороде, Казанский в известном селе Лыскове и Николаевский на речке Кезе, в нынешнем Семеновском уезде. Для увеличения не очень-то больших доходов Духовского монастыря Питирим в 1730 году отдал в его владение две лавки, находившиеся на Нижнем базаре в рукавичном ряду.

В последние годы управления Нижегородской епархией преосвященного Питирима в Духовском монастыре было братии с настоятелем только девять человек. На монастырской земле, подле монастыря, жило 27 бобылей; в 1748 году их увеличилось до 62. В то время монастырь получал доходов 78 рублей 10 копеек 378.

Богослужение в нем совершалось ежедневно по уставу.

В 1738 году церковь была поправлена; потом через 23 года в приделе ее произошел пожар, от которого придел сгорел совершенно, но из главного храма иконы и прочие церковные принадлежности были спасены; после чего придел был упразднен.

После Питирима Духовской монастырь поддерживался тем, что, будучи домовым архиерейским, стоял рядом с домом самих архиереев; но когда епископ Феофан в 1762 году перешел из кремля в нынешний архиерейский дом, Духовской монастырь потерял всякое значение и при составлении штатов в 1764 году был обращен в приходскую церковь. Таким образом кончилось существование Духовского монастыря через 190 лет после его основания.

Духовская приходская церковь не владела Муромским островом, также и лавки, данные монастырю Питиримом, отошли от нее в 1782 году, когда был построен на Нижнем базаре гостиный двор; но воды и покосы между Керженцем и Нуженкой были в ее владении; также она пользовалась ругою за Гривку и оброком с живущих на церковной земле бобылей, которых в 1768 году было 54 человека. Все это приносило ей дохода до 65 рублей. Кроме того, приход ее состоял из 60 дворов.

В 1798 году, по высочайшему повелению императора Павла I, Духовская церковь была отдана для служения единоверцам, которые в 1800 году пристроили с южной стороны ее придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Вместе с церковью единоверцы получили воды и покосы, но руги и оброка с бобылей они уже не получали. В 1803 году большая часть земли, принадлежавшей Духовской церкви, была отдана по указу Синода крестьянам Ивановской экономической волости, у которых был недостаток в угодьях, и за которых ходатайствовал Межевой департамент правительствующего сената. Сорок два года владели единоверцы церковью Святого Духа, стараясь о благолепии ее.

В 1836 году государь император Николай Павлович, вторично посетив Нижний Новгород и обозрев начало работ, возникавших по его повелению в кремле и городе, высочайше повелеть соизволил: церковь Святого Духа, отделав снаружи и украсив внутри, отнюдь не переменяя старого иконостаса и древних икон, причислить к военно-губернаторскому дому, а единоверцам отдать церковь Симеона Столпника.

В 1840 году единоверцы сдали свою церковь со всем ее имуществом в ведение гражданского начальства. В следующие за тем два года в ней производились работы. Снаружи она была отделана заново в византийско-русском вкусе, по проекту Тона. Вместо прежней небольшой главы на ней был сделан огромный купол. Придел Покрова Богородицы был упразднен, но внутри главного храма согласно высочайшей воле вся древность была оставлена.

Ниже церкви Святого Духа, как сказано выше, есть родники, которые при последнем устройстве кремля были засыпаны; это разрыхлило землю в скате кремлевской Духовской горы; в 1844 году августа 18 земля сделала движение, и в церкви Святого Духа оказались трещины от самого основания до сводов, почему служение в ней было прекращено. Нижегородский военный губернатор князь М. А. Урусов ходатайствовал, чтобы высочайше дозволено было эту церковь перенести в одну из комнат третьего этажа военно-губернаторского дома, и, вследствие его ходатайства, ровно через год после разрушения церкви последовало высочайшее повеление такого содержания: «Существующую в саду военно-губернаторского дома в Нижнем Новгороде церковь Сошествия Святого Духа по случаю происшедших в ней трещин разобрать и устроить на месте ее маленькую часовню. Устроить церковь в доме военного губернатора согласно предположению генерал-майора князя Урусова в комнате верхнего этажа. В церковь эту перенести иконостас из церкви Святого Духа, назначенной к разборке, как он есть; если же этого нельзя по высоте комнаты, то снять верхнюю часть его» 379.

Вследствие таковой монаршей воли церковь Святого Духа в 1845 году была перенесена в одну из комнат военно-губернаторского дома, но часовня не была устроена после того целые десять лет.

В 1855 году нижегородский военный губернатор, свиты его императорского величества генерал-майор Ф. В. Анненков, сознавая религиозное уважение граждан Нижнего Новгорода к церкви Святого Духа, в которой около трех столетий возносились молитвы к Престолу Предвечного, поручил архитектору Фостикову на месте, где был алтарь храма, построить деревянную часовню в готическом вкусе, который более других соответствовал местности. Наружная форма часовни квадратная, каждая сторона в пять аршин, высота же часовни около двенадцати аршин. Внутренность ее восьмигранная и покрыта восьмигранным готическим сводом. Стены и свод украшены фиолетовым бархатом и золотыми резными арабесками. Двери часовни чугунные отлитые; они пожертвованы господами Шепелевыми.

Просвещенный начальник губернии, для сохранения по возможности в этой часовне памятников о древнем храме Святого Духа, сделал распоряжение: оставшиеся от церкви Святого Духа иконы и утварь, хранившиеся в ризнице, поставить в часовне. Теперь в ней находятся следующие образа.

1. Образ Спасителя литой чугунный.

2. Икона Смоленской Богоматери Одигитрии древнего новгородского стиля, писанная около 1574 года.

3. Икона Сошествия Святого Духа, написание которой относится к 1737 году.

4 и 5. Иконы св. апостолов Петра и Павла, писанные в 1702 году.

6. Царские врата из бывшего при церкви придела Покрова Пресвятой Богородицы, устроенные в 1800 году; они поставлены к стене внутри часовни.

Освящение этой часовни совершено 1855 года 1 августа, в день Происхождения Честных Древ Креста Господня 380.

Военно-губернаторский дом и прочие здания внутри Кремля, памятник Минину и Пожарскому

Трехэтажный военно-губернаторский дом находится прямо против северной стороны Преображенского собора. Он начат постройкой в 1837 и кончен в 1841 году. Архитектура его проста, но не лишена изящества; главные фасады его обращены: южный - к собору, а северный с террасой - в сад. Нижний этаж этого дома занимается начальником губернии; во втором находится императорская квартира, состоящая из залы в два света, столовой, гостиной, кабинета, спальни, уборной, ванной, буфета и еще нескольких комнат. Все эти комнаты отделаны и меблированы роскошно и с большим вкусом. Третий этаж занят жилыми комнатами и церковью Святого Духа, которая устроена в зале, выходящем на северо-восточный угол дома. Она была освящена 18 сентября 1845 года; преосвященный Иоанн, епископ Нижегородский и Арзамасский (ныне архиепископ Донской) совершал в ней первую литургию.

Вследствие высочайшей воли, изъясненной выше, иконостас в этой церкви поставлен из прежней разобранной церкви, только верхи его были сняты сообразно вышине зала. Иконы в ней все вообще старинного письма и украшены серебряными вызолоченными ризами; из них самые примечательные по своей древности:

1. Местная икона Николая Чудотворца, старого новгородского стиля; нижняя часть этой иконы от времени обветшала.

2. Богородицы Одигитрии, также местная и того же стиля. Весьма вероятно, что эти две иконы поставлены в старом храме еще самим Порфирием.

3. Икона Владимирской Богородицы - вклад в Духов монастырь 1685 года.

До 1849 года церковь имела вид обыкновенной комнаты с иконостасом; в этом же году под непосредственным наблюдением князя М. А. Урусова отделаны стены церкви и потолок лепной работой, повешено богатое паникадило и устроены чугунные вызолоченые клиросы 381.

В 1852 году к западному фасаду военно-губернаторского дома пристроен зимний сад; в нем посреди деревьев и растений южных стран устроены грот и фонтан 382.

С восточной стороны дома, у самой кремлевской стены, находится каменный двухэтажный флигель и такие же службы, а с южной - здание для главной гауптвахты. От дома к гауптвахте и флигелю идет красивая железная решетка, утвержденная на каменном цоколе.

Сад, принадлежащий к военно-губернаторскому дому, раскинутый по горе, спускается от самого дома к северной стене кремля. Он занимает в длину все пространство от Георгиевской башни до Ивановских ворот. Со стороны главного Кремлевского съезда он обнесен деревянной решеткой на каменном цоколе с каменными столбами.

Первое здание за съездом, влево от Дмитровских ворот, есть двухэтажный корпус, принадлежащий карабинерному полку, главный фасад его обращен к съезду; боковые - южный к кремлевской стене, а северный к прежнему плац-парадному месту. Прежде в этом корпусе были казармы нижегородского гарнизона, но в декабре 1828 года он сгорел. При последнем устройстве кремля его возобновили по высочайшему повелению и обратили в лазарет карабинерного полка.

За этим корпусом, далее к западу, через небольшой интервал находится здание присутственных мест. Оно построено в 1788 году для квартиры наместников, а с 1809 года занято присутственными местами. В 1797 году император Павел Петрович и великие князья Александр Павлович и Константин Павлович изволили останавливаться в нем во время двукратного проезда своего через Нижний Новгород. Это здание также имеет три фасада, из которых южный в три, а прочие в два этажа; фасады южный и северный связаны между собой одноэтажным флигелем. В корпусе помещаются: Губернское правление, Казенная палата, палата Уголовного суда, канцелярия губернского прокурора, уездное казначейство, губернская чертежная, а во флигеле - губернская типография.

По своему устройству, чистоте, порядку, красоте шрифтов нижегородская типография принадлежит к числу лучших заведений этого рода и едва ли не превосходит все губернские. В ней находятся шесть печатных станов и пресс чугунный, нового устройства, из Гамбурга, работы Шумахера; две скоропечатные машины, два литографических станка, множество литографических камней и отливных литер различных шрифтов. Все типографические и литографические принадлежности содержатся в наилучшем виде и стоят более пятнадцати тысяч рублей серебром. Служащих и рабочих при типографии состоит сорок человек, которые занимаются в шести просторных комнатах, по вечерам ярко освещенных солнечными лампами. Цветущим положением своим типография обязана заботливому попечению господина начальника губернии и деятельности господина смотрителя А. И. Д.

Против западного фасада присутственных мест находится новый плац, а за ним - трехэтажный корпус карабинерного полка, который, как и занимаемый лазаретом, имеет три фасада; главный из них, или восточный, в девяносто пять сажен длины. Часть этого здания - восточный фасад - построена в 1782 году и составляла особый корпус, в котором помещались присутственные места; в 1809 году корпус этот сгорел и стоял неотделанным до 1827 года; потом его возобновили по проекту инженер-полковника Бауса и пристроили северную часть, выходящую к стороне Часовой горы. С того времени в нем поместили батальон кантонистов. По сформировании же карабинерного полка корпус еще переделывали и пристроили южную часть его. Ныне это здание есть самое огромное во всем городе; фасады его украшены колоннами и пилястрами смешанного ордера, а фронтоны - лепной военной арматурой.

Рядом с северным фасадом этого корпуса находится двухэтажное здание полиции с каланчой, построенное в 1786 году. Оно также несколько раз было перестраиваемо, да и ныне в нем делаются поправки. Далее к крепостной стене расположен экзерциз-гауз карабинерного полка, построенный в 1841 году.

Третий корпус карабинерного полка лежит между главным и присутственными местами, ближе к южной части кремлевской стены, невдалеке от того места, где прежде стоял Воскресенский монастырь.

До 1827 года его занимал батальон кантонистов, ныне помещается в нем музыкантская стрелкового полка, мастерские и команда нижегородского арсенала.

Хозяйственные заведения, принадлежащие стрелковому полку, занимают почти все пространство около стены - от Дмитровских ворот до башен Александрийской и Николаевской.

Памятник Минину и Пожарскому поставлен против Архангельского собора и Успенской церкви, на старом плацу, между Главным стрелковым корпусом, присутственными местами, урезом Часовой горы и съездом. Он состоит из остроконечного высокого гранитного обелиска, поставленного на двойном пьедестале, также гранитном; нижний пьедестал складен из больших гранитных не полированных плит светлого цвета; вышина его 1 аршин 7 вершков, ширина по северной и южной стороне 4 аршина 11 вершков, по восточной и западной - 4 аршина 6 вершков; второй пьедестал из темного полированного гранита с карнизом; ширина его в каждую сторону 1 аршин 91/2 вершков, вышина 3 аршина; на нем уже утвержден самый обелиск также из полированного гранита, несколько светлее второго пьедестала и темнее первого. С южной стороны второго пьедестала сделано на бронзовой доске барельефное бюстовое изображение Минина; знаменитый нижегородец представлен с открытой головой, в рубашке с косым воротом; два гения держат над ним золоченый венок из дубовых листьев, а выше, на самом обелиске, на темной бронзовой же доске - надпись золотыми литерами:

ГРАЖДАНИНУ
МИНИНУ
БЛАГОДАРНОЕ
ПОТОМСТВО
1826 г.

С противоположной стороны таковой же бюст Пожарского; князь изображен в шлеме и латах, а выше надпись:

КНЯЗЮ
ПОЖАРСКОМУ
БЛАГОДАРНОЕ
ПОТОМСТВО
1826 г.

Монумент этот проектирован архитектором Мельниковым, имя которого вырезано на нижнем пьедестале. По проекту обелиск должен быть выше, чем он есть; но при перевозке его повредили и он лишился некоторой части вышины своей; следы повреждений заметны в верху его.

По мнению некоторых площадь, или старый плац, на котором находятся монумент, Архангельский собор и Успенская церковь, есть то самое место, где некогда Минин делал свое воззвание к нижегородцам; но, судя по тексту Нижегородской сотной грамоты, здесь не было площади, на которой могло бы поместиться почти все тогдашнее население города. Другие же полагают, что Минин держал речь к нижегородцам около церкви Благовещения, от которой шла площадь, что видно также из сотной грамоты, на севере или к нынешней Верхней набережной. Существует еще третье мнение, и едва ли не самое вероятное, что воззвание Минин сделал в нижней части города, именно около церкви Николая Чудотворца. Конечно, и на это нет никаких положительных фактов, но, соображая разные обстоятельства, последнее предположение кажется вероятнее прочих. Подробнее об этом сказано будет при описании Никольской церкви. С Часовой горы, против дома полиции, идет крутой съезд к колодцу, стоящему у проспекта, прямо к церкви Симеона Столпника. Когда Успенская церковь была кафедральной, то из нее в день Преполовения совершался крестный ход для освящения воды через Кремлевский съезд к этому колодцу, а потом поднимался по крутому съезду.

Над Дмитровскими воротами, или в Дмитровской башне, помещается губернский архив, а в Ивановской - Рождественский частный дом 383.

Внутренность кремля была опустошаема пожарами, начинавшимися в нижней части города, в 1513 и 1531 годах; в 1540 году, во время сильной грозы, разразившейся над Нижним Новгородом, когда устрашенные нижегородцы «лежали аки мертвы, помышляя яко от молнии кончина будет» 384, молния ударила в Дмитровскую башню и зажгла на ней крышу. Из пожаров прошлого столетия известны бывшие в 1704, 1715, 1753 и 1761 годах и нынешнего - в 1809, 1811 и 1828 годах. Но огонь, опустошая внутренность Кремля, не имел на его стены такого сокрушительного влияния, какое сделала вода. Выше упомянуто о разрушении церкви Святого Духа, а за пять лет до того (в 1839 году) от тех же самых причин - от засыпки горных родников - разрушилась часть кремлевской стены, выходящая на север; ныне место это укреплено частоколом.

Nizhny Novgorod