Из истории плотницкого промысла в Костромской губернии в первой трети ХХ века

Л.В. Москалёва, главный хранитель Костромского музея-заповедника «Костромская слобода»

 Русская архитектура
Элементы деревянной избы из альбома Чернецова

Плотницкое ремесло в Костромском крае достигло уровня высокого мастерства. Подтверждение этому - документальные свидетельства о существовании на территории края уникальных памятников деревянной народной архитектуры, в том числе не дошедших до наших дней, а так же восхищенные отзывы о создателях их, ученых-реставраторах, искусствоведах и исследователях народного зодчества.

Местоположение Костромской губернии на северо-востоке европейской России, между центральным, северным и восточными регионами, определило характер ее экономической деятельности. Обилие лесов обусловило основное занятие населения. Лесной промысел, преобладал на обширной территории губернии – от северо-востока (Ветлужский, Кологривский уезды) и северо-запада (Галичский, Солигаличский, Чухломской, Буйский уезды) до юго-востока (Макарьевский, Варнавинский уезды). Жители этих мест занимались заготовкой и сплавом леса, строительством речных судов, изготовлением деревянной утвари разного назначения, мебели, телег, дровней, саней, выделкой мочала, рогожи, добычей дегтя и смолы. В каждом из этих уездов количество людей, занятых в лесном промысле, было различно.

Распространение плотницкого ремесла

В Ветлужском и Кологривском уездах, где леса занимали более 70% всей территории, лесной промысел являлся основным. В нем было занято мужское население целых волостей Ветлужского уезда: Гагаринской, Глушковской, Заводской, Николо-Шангской, Одоевско-Спиринской, Ошминской, Лесной, Пыщугской, Шангско-Городищенской. Плотницкое ремесло, по данным статистического отделения Костромского губернского земства, в начале ХХ в. было зарегистрировано только в отдельных селениях некоторых волостей: Подгородной (Арбатский, Артюшинский, Рекутинский, Векшиха починки); Рождественской (деревни Столбецкое, Суриха, Сырково), в Тоншаевской (33 селения), Хмелевицкой (36 селений). (1)

В Кологривском уезде наряду с лесным был развит и плотницкий промысел, он являлся преобладающим в Ефремовской, Николо-Ширской, Савинской, Успенско-Нейской, Матвеевской, Вожеровской волостях. А в Николо-Паломской волости во всех селениях крестьяне владели плотницким ремеслом. (2). Особенно известны были матвеевские плотники, память о мастерстве которых сохранялась в селах и деревнях Нейского и Парфеньевского районов до 70-х годов ХХ века, о чем свидетельствуют материалы экспедиций музея-заповедника: «Строили больше матвеевские плотники, они славились, лучше их никто не делал». (3).

В Варнавинском уезде, где лесные площади занимали немного менее 70% всей территории, лесным промыслом (заготовка и сплав леса) было охвачено почти все население Баковской, Благовещенской, Богородской, Богоявленской, Белышевской, Варнавинской, Георгиевской, Дмитриевской, Карповской, Лапшангской, Макарьевской, Семеновской, Тонкинской, Шудской волостей. (4) Плотницким же делом в этом уезде владели крестьяне только некоторых волостей: Черновской (23 селения), Белышевской (5селений); Варнавинской (8 селений) ; Георгиевской ( 7 селений); Дмитриевской ( 11 селений); Карповской (16 селений); Лапшангской (6 селений); Туранской (14 селений); Уренской (15 селений), Черновской (23 селения); полностью плотницкие деревни зафиксированы в начале ХХ в. в Медведовской и Овсяновской волостях. (5)

Яркими свидетелями плотницкого таланта в этих местах были деревянные церкви, срубленные в ХVIII в., и сохранившиеся к началу ХХ столетия: ярусная церковь во имя Архангела Михаила в с. Архангельское на Волу (Варнавинский уезд), Макарьевская церковь села Притык (Варнавинский уезд), Харлампиевская и Николаевская села Белышева (Варнавинский уезд) и другие.

В Макарьевском уезде обработкой дерева занималось так же преобладающее число жителей. Различные виды лесных промыслов: бондарный, столярный, токарно-посудный, ложкарный и т.п. были отмечены в начале ХХ века в селах и деревнях всех волостей уезда. Плотницкий промысел был развит в уезде и зарегистрирован в Боярская вол. (39 селений). Из этих мест (д. Яблонное) происходит известный плотник и резчик Емельян Степанович Зиринов, поставивший за свою жизнь более 20 домов, два из которых вывезены в Костромской архитектурно-этнографический музей как незаурядные жилые постройки середины-второй половины ХIХ века.

В знаменитой своими мастерами Сокольской волости (Макарьевского уезда) плотники проживали в 26 селениях, в Словинской - в 18 селениях; Пограничной - в 14 селениях; Валовской - в 8 селениях; Мамонтовской и Скоробогатовской - в 7 селений; в Ковернинской волости было записано 303 плотника ; в Ловыгинской - 233; в Каргинской и Чудской волостях во всех селениях занимались плотничным мастерством. (6)

В северо-западных уездах: Буйском, Галичском, Солигаличском и Чухломском уездах по отчетам кустарного отделения Костромской губернской земской управы за 1912 г. так же отмечено преобладание древодельных промыслов, которые в начале ХХ века в этих местах носили характер домашнего ремесла, удовлетворяющего, в основном, нужды семьи. Плотницкий промысел здесь традиционно отхожий. (7 )

В Буйском уезде плотницким ремеслом занимались почти во всех селениях Боровской и Ликургской волостей; в Письменской волости (27 селений), Ильинской на Шаче (18 селений). (8)

В Чухломском уезде значительное число плотников зарегистрировано в Каликинской волости (1960 человек), Просековской -. 511; Бушневской – 409; Муравьищенкой - 189; Введенской 143, Вохтомской – 124 человека. (9)

В сведениях по Солигаличскому уезду указывается количество плотников в каждой волости из общего числа населения, занятого промыслами.

Верховская вол. – 819 человек промыслового населения (из них плотников -194).

Вершковская вол. – 950 чел. (из них плотников 346 человек).

Георгиевская вол. - 1375 чел. (из них плотников 104).

Гнездниковская вол. - 1675 чел. ( из них плотников 328).

Зашугомская вол. - 1406 чел. (из них плотников 920).

Костромская вол. - 1952 чел. (из них плотников 232).

Николо-Березовская вол. - 1267 чел. (из них плотников 632).

Плещеевская вол. - 1054 чел. (из них плотников 483).

Тормановская вол. - 1003 чел. (из них плотников 159). (10)

Более всего плотников отмечено в Зашугомской вол. и Николо-Березовской вол. (Солигалич. уезд). В селе Березовец на Ноле до середины ХХ века сохранялась древняя церковь Николая Чудотворца. Красой и гордостью, считал эту постройку Б.Дунаев, исследователь народной деревянной архитектуры начала ХХ в. «Смело задуманный и прекрасно исполненный этот памятник нашего старого зодчества производит сильное впечатление своей грандиозностью и художественностью своего архитектурного ансамбля». (11) Знамениты были также плотники Костромской волости. «Костромские плотники здесь в славе. В Питер они не ходят, а работают по здешним городам Галичу, Бую, Костроме и даже Солигаличу, составляя большие артели до ста и более человек».(12)… «Солигалицкие мастера…славущие были плотники». (13)

В Галичском уезде в начале ХХ в. плотников в отходе потеснили маляры, однако в некоторых уездах они все же сохранили свои лидирующие позиции. В Котельской, Костомской, Курновской, Ногатинской, Пречистенской волостях крестьяне почти всех селений занимались плотницким ремеслом. В Быковской волости плотники проживали в 31 селении, Дурцовской - в половине селений, Свиньинской - в 29 селениях, Сретенской и Рылеевской - в 20 селениях, Селецкой - в 17 селениях. (14)

Плотники-отходники

Вышеназванные уезды относились к так называемым отходническим, из которых крестьяне уходили в города на сезонные заработки. Главными видами отхожих промыслов, в основном, являлись промыслы по домостроительству и внутренней отделке жилищ: плотники, столяры, маляры, штукатуры, печники, каменщики. Плотники собирались в отход большими артелями, человек по 30-50. Для надзора за порядком при рабочих в состав артели входили десятники. « … Плотники отправляются в два периода или в два конца по местному выражению - с начала марта до Петрова дня, и с 15 августа до конца октября», что дает им возможность участвовать дома в страдную пору в полевых работах. (15) Среди плотников-отходников более всего известны были галичане - галичские и солигаличские мастера. Корреспондент А.Н. Макаров из Свиньинской волости Галичского уезда сообщал в начале ХХ в. в этнографическое бюро князя В.Н. Тенишева: «Наш Галичский уезд издавна славится своими плотниками. С давних пор, чуть ли не с времен Петра Великого, они работали в Петербурге, в Москве и Нижнем наших почти нет». (16) Широко известен указ Петра I «О плотниках на Охту» от 7 марта 1722 года, по которому набирали плотников на строительные работы в Петербург «…у соли Галицкой, из Галича и с пригородов». (17)

Зодчие исторических сел и городов Костромской земли

Галич, древнейший культурный центр на территории края, впервые упоминается в летописи под 1238 годом. Солигалич (Соль Галицкая) был основан в 1335 году галичским удельным князем. В первой половине XV в. Галичское княжество является мощным экономическим и значительным культурным центром, на строительство которого привлекались лучшие мастера, в том числе и плотники. Не случайно, сохранились сведения, что в этих краях были возведены наиболее интересные в архитектурном отношении и значимые в истории Костромского края деревянные храмы: церковь Собора Богородицы в с. Холм, церковь Николая Чудотворца в селе Березовец на Ноле, церковь Преображения Господня в селе Коровном на Воче и другие.

В юго-западных уездах были развиты различные промыслы и ремесла. Близость к городам Костроме и Нерехте отвлекала часть населения на фабрики.

В Костромском уезде плотниций промысел - зарегистрирован как преобладающий в Андреевской вол. ( 39 селений) – Белореченской (25 селений), Богословской( 10 селений), Челпановской (10 селений), Семеновской ( 8 селений), Завражской и Ильинской (7 селений). Отмечено незначительное число крестьян, занимавшихся плотничным делом в Шишкинской волости (4 селения), Апраксинской ( 3 селения), Башутинская (2 селения), Гридинской (3 селения). (18)

В Нерехтском уезде плотницкое мастерство, судя по сохранившимся к началу ХХ века церковным строениям, несмотря на отсутствие хорошего строевого леса, достигало высокого уровня развития. По статистическим данным начала ХХ в. плотницкий промысел был зафиксирован в нескольких уездах: в Писцовской волости вол. мужчины-плотники составляли 31,76% всего населения в возрасте от 8 до 60 лет; в Сорохтской вол. – 31,52 %; Сидоровской вол. – 26,46 %; Сараевской вол. – 19,29 %; Федоровской вол. 10,47 %. (19)

По всей губернии плотники возводили храмы, строили административные здания, торговые лавки, городские дома, крестьянские избы, хозяйственные постройки: бани, амбары, овины, мельницы и т.п.

Хозяин и плотники-артельщики

На селе дома рубили, в основном сами хозяева, приглашая в помощники наиболее мастеровитых односельчан. Богатые крестьяне обычно нанимали известных в данной местности плотников, небольшую артель - человека три-четыре, договаривались о размере избы, о количестве окон, резных украшениях, «нарядке» избы, о цене и затем приступали к работе. «Дом строил отец (д. Окулово, Солигаличского уезда). Строили, кто выше дом построит, тот и в чести. Отец был богатый. Имел лавку, торговал сахаром, чаем, игрушками. Строили дом здешние плотники. Здесь славились старинные мастера Петров Сергей Петрович, Петров Алексей Петрович, брат его, … Курочкин Парфен Васильевич, тоже славился, хвалили». (20) Хозяин плотникам не всегда доверял, часто сам досматривал за работой, иногда заставлял переделывать.

Как выбирали лес для строительства

Брёвна для стройки обычно, заготавливал хозяин. Лучшие сроки для рубки леса - от зимнего Николы до Сретенья. Припасенные в этот период бревна дольше сохраняются и меньше подвержены порче. Однако, из-за неудобства работать в лесу по глубокому снегу, крестьяне старались нарубить лес поздней осенью и вывезти по первому снегу, «работа легче и лошадь меньше наломаешь», - говаривали они. (21)

Лучшим лесом для избы считался сосновый, но использовали и ель. «На стройку надо, чтобы лес был боровой и не менее 100 лет. Такой лес лучше стоит, дольше служит». (22). «Строили из елового и соснового леса…Сосну лучше брать с бору, а елку - с мест, которые пониже». (23)

«Лес (ель) выбирали ровный, крепче тот, который растет по брусничникам, полевой лес слабее», - рассказывал плотник Вознесенский Василий Петрович из д. Марьино Чухломского района. «Нарубишь бревен, привезешь, около Поста срубишь срубы. Наготовишь мху: весной ставишь сруб. Затем работают плотники: выделывают стены – тешут топором с выгнутым топорищем. Настилают пол, потолок, врубают косяки. Выреза на наличниках тоже делали плотники. Из готового-то теса это недолго. Косяк врубить куда труднее». (24)

Как ставили сруб

У заготовленных деревьев срубали верхушку, обрубали топором сучья, затем их соскабливали скобелем. Иногда бревна могли кантовать, т.е. их делали одинакового диаметра, как в вершине, так и в комле. Кантованных бревен идет на постройку больше, поэтому их использовали обычно для наиболее значительных сооружений: церквей, усадеб, а срубы крестьянских изб чаще всего ставили из неокантованных, чередуя комель и вершину.

Порядок стройки был следующий: отмеряли участок, ставили хорошие смолистые стулья по углам и под серединой избы. (Стулья из толстых сучковатых смоленых сосен). Стулья вкапывали в землю на аршин. Укладывали венец, а с хозяина требовали угощение и водки, которое называлось «пить закладочные». Под правый угол клали серебра (монету). Когда поднимут сруб до матицы, звали «балошных» (помощников), укладывали балку, и хозяин ставил «балочные»- угощение.

«От понедельника до субботы плотники не пили (Боже, спаси !). Балку старались подвести к субботе – выпивка и баня, а в воскресенье отдых». (25)

Мшили дома, в основном, только мхом, паклей было дороже. Избу крыли конем на два ската или на четыре ската. «Крыши крыли дранкой, соломой, и тесом со скалой. Последнее делалось так: скала, потом тесница к теснице плотно; потом щели загораживали вторым слоем теса». (26)

«Крыши с курицами были. Дранкой стали крыть перед войной 1914 г. А до этого крыши всякие были. У богатых – тесовые ( тес делали дольной пилой), а у бедных – солома в большинстве». (27) (Дранка - пластинки из сосны без сучков; ее драли воротом).

Как наряжали избу

«Одно дело срубить и поставить избу, а другое – нарядить ее. О нарядке плотники уговариваются с хозяином особо… Нарядкой называется все то, что нужно сделать внутри избы: переборки, полати, лавки, тябло, посудник, полицы, голбец с приступками на печку, залавок для стряпухи …, оконные и дверные косяки, … дверные полотнища..». (28)

Основные инструменты плотников: топор плотничий, столярный, скобель (для сдирания коры с бревен), поперечные и дольные пилы, тесло (для выделки в дереве желобчатых выемок), буравы, коловорот (приспособления для просверливания отверстий), долото (для вырубки в дереве углублений при соединении деталей), молотки, рубанки (для сглаживания поверхности дерева), фуганки (для отделки поверхности досок) и многие другие приспособления.

По народным представлениям, считалось, что плотники, наделены особыми тайными знаниями, обладают магической силой. Им известны были приемы обеспечения хозяевам благополучной жизни в новом доме, которые достигались различными ритуальными действиями: при закладке дома деньги в правом углу - для богатства, при подъеме матицы к ней привязывали каравай хлеба для достатка и довольства и т.п. Широкое распространение в народе получили представления о вредоносной магической силе плотников. В случае недоплат, недостаточного угощения во время работ, плотники могли «испортить» избу, сделать ее непригодной для проживания: холодной, шумной и т.п. Для этого они владели хитроумными техническими приемами.

Подобные случаи были не редки. Советы и рассказ крестьянина Галичского уезда Свиньинской волости, записанные одним из корреспондентов Тенишевского бюро, указывает на распространение таких приемов и среди костромских плотников. «Не каждому плотнику сдавай избу ставить, а на перьво узнай, каков у него карахтер. Не пьяница ли, не злодей ли. Мотри, на какого попадешь! Иной таку штуку сворочает, что и в избе не уживешь. А уж коли нет такого надежного, то делать нечего, трафь ему...». В период стройки хозяин, очевидно, не достаточно угощал плотников, придирался или недоплатил за работу. И те в отместку сделали «воющую избу». «… Стали примечать: ровно кто-то стонет да будит по ночам на подволоке. Инно время помаленьку, а инно так, што волос дыбом становится…». После нового расчета с плотниками, все было улажено. «...уж после от хорошего человека слыхал. Бутылок пустых под фронтон пристроил, горлышками, значит, на волю. Как на улице ветер, так они и завоют разными голосами. А мы думали и невесть што… Не всякому, значит, верь избу ставить, а уж, коли порядил незнакомых, а особливо костомцев, то уж трафь, коли спокою хошь…». (29)

Плотницкое мастерство копилось веками, передавалось из рук в руки, от отца – сыну. Тонкости ремесла держали в секрете. Свои приемы, свой «почерк» отличал работу плотников каждой местности. Мастеровым именем дорожили, работали на совесть. Наблюдения за работой галичских плотников сообщил один из корреспондентов Тенишевского бюро по Костромской губернии: «Много мне приходилось иметь дело с галичскими плотниками. Надо удивляться их выносливости к труду: иногда двое тащат на своих плечах такое бревно, что, казалось, и четверым бы не унести – настолько привыкли их плечи к таким бревнам. Иной раз, осенняя морокуша продолжается целыми неделями, а плотник все тюкает да тюкает, сидя на «струбе» - на угле, и вырубает одну застребу за другой. Дождь и ветер ему, как будто, ничего. Такова уж выносливость русского человека, северянина». (30)

Примечания

1. Список населенных мест Костромской губ. – Кострома, 1908 г.- С. 45-74.

2. Список населенных мест Костромской губ.Кострома, 1908 г. - С. 134-159.

3. КАЭЛМЗ. Фонд «Письменные и аудиовизуальные источники». Мазерина А.Н. Материалы экспедиции в Нейский и Парьфеньевский районы. 1976 г.- Л. 17.

4. Список населенных мест Костромской губ. – Кострома, 1908 г. - С. 20-44.

5. Список населенных мест Костромской губ.Кострома, 1908 г. - С. 20-44.

6. Список населенных мест Костромской губ. Кострома, 1908 г.

7. Кустарно-ремесленные промыслы Костромской губернии. Вып. 1-8. Буйский, Галичский, Кологривский, Солигаличский и Чухломской у. Кострома, 1913 г. - С. 4.

8. Список населенных мест Костромской губ. – Кострома, 1908 г. - С.1-19.

9. Список населенных мест Костромской губ. – Кострома, 1908 г. - С. 261-279.

10. Список населенных мест Костромской губ. Кострома, 1908 г.- С. 242-260.

11. Дунаев Б. Деревянное зодчество Северо-Востока Костромской губ. М., 1915, - С. 15.

12. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. Т.1, - СПб, 2004 г.- С. 165.

13.КАЭЛМЗ. Фонд «Письменные и аудиовизуальные источники». А.Н. Мазерина. Материалы экспедиции в Нейский и Парфеньевский районы. 1979 г. Рукопись.- Л.14.

14.Список населенных мест Костромской губ. – Кострома, 1908 г.- С. 75-103.

15. Списки населенных мест Российской Империи. Костромская губ., 1877. - С.42

16. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. Т.1. - СПб, 2004 г. - С. 165.

17. Смурова О.В. Охтинские поселяне. Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода». Материалы и исследования». – Кострома, 2010 г. - С.124.

18. Список населенных мест Костромской губ. Кострома, 1908 г. - С.160-189.

19. Список населенных мест Костромской губ.Кострома, 1908 г. - С. 217-241.

20. КАЭЛМЗ. Фонд «Письменные и аудиовизуальные источники». А.Н. Мазерина. Материалы экспедиции в Солигаличский район. 1975 г. Рукопись.- Л.18.

21. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. Т.1. - СПб, 2004 г. - С. 165.

22. КАЭЛМЗ. Фонд «Письменные и аудиовизуальные источники». А.Н. Мазерина. Материалы экспедиции в Нейский и Парфеньевский районы. 1979 г. Рукопись.- Л.9.

23. КАЭЛМЗ. Фонд «Письменные и аудиовизуальные источники». А.Н. Мазерина. Материалы экспедиции в Кологривский район. 1976 г. Рукопись._ Л.7, об .

24.КАЭЛМЗ. Фонд «Письменные и аудиовизуальные источники». А.Н. Мазерина. Материалы экспедиции в Кологривский район. 1976 г. Рукопись.- Л.5.

25.КАЭЛМЗ. Фонд «Письменные и аудиовизуальные источники». А.Н. Мазерина. Материалы экспедиции в Нейский и Парфеньевский районы. 1979 г. Рукопись.- Л.8.

26. КАЭЛМЗ. Фонд «Письменные и аудиовизуальные источники». А.Н. Мазерина. Материалы экспедиции в Чухломской район. 1985 г. Рукопись.- Л.10.

27. КАЭЛМЗ. Фонд «Письменные и аудиовизуальные источники». А.Н. Мазерина. Материалы экспедиции в Кологривский район. 1976 г. Рукопись.- Л.27.

28. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. Т.1. - СПб, 2004 г. - С. 167.

29. Там же. - С. 230-231.

30. Там же. - С.167.

Художественно-этнографический альманах «Костромская слобода»
История развития промыслов