Церковь Собора Богородицы из села Холм Галичского района


Дерев. церковь Собора Пресвятой Богоматери села Холм
Фото С.А. Орлов

С.А.Уткин, старший научный сотрудник Костромского архитектурноэтнографического и ландшафтного музея-заповедника «Костромская слобода»

Среди памятников церковного деревянного зодчества, расположенных на территории Костромского архитектурно-этнографического и ландшафтного музея-заповедника, особое внимание исследователей: архитекторов, искусствоведов, музейных работников и иных специалистов, - издавна привлекал к себе храм Собора Пресвятой Богородицы из села Холм Галичского района Костромской области. До 1960 г. церковь стояла вблизи с. Холм, в километре на запад от него. Место, где она прежде находилась, представляло собой высокое взгорье у долины реки Тебзы. «Окруженный со всех сторон широкими далями открытого пространства, замыкаемого волнистой линией высоких склонов речной долины, - писали в середине XX в. изучавшие этот памятник ученые, - здание церкви на холме господствует среди этого необычайно красивого по своей эпической простоте и спокойствию пейзажа. Архитектура церкви настолько соответствует ее местоположению, что это сравнительно небольшое сооружение кажется величественным и стоящим как бы в центре организуемого им огромного пространства долины и замыкающих ее холмов»1

Высота холма, на котором располагалась церковь, составляла около 50 метров над уровнем речной долины.2 Само село находится в 25 км к югу от Галича вблизи от галичско-костромского тракта.

Первое детальное натурное обследование данного памятника провели в 1946 г. участники научной экспедиции Института истории и теории архитектуры Академии наук СССР под руководством С.Л. Агафонова. За два года до этого, летом 1944 г., у храма провалился верхний восьмерик с крестовой бочкой и пятью главами, а спустя еще несколько месяцев (весной 1945 г.) упал и потолок, в результате чего главы оказались стоящими на церковном полу.3

В 1960 – 1962 гг. памятник был перевезен в Кострому и установлен за рекой Костромой в Трудовой (ныне Ипатьевской) слободе, вблизи высокой каменной ограды церкви Иоанна Богослова, и на недалеком расстоянии от крепости Ипатьевского монастыря. Перевозкой и реставрацией памятника руководил выдающийся советский архитектор, академик А.В. Ополовников.4 Церковь Собора Пресвятой Богородицы стала одним из первых уникальных экспонатов в коллекции недвижимых культовых памятников активно развивавшегося в те годы Костромского музея деревянного зодчества.

Конструкция здания церкви, как отмечают исследователи, принадлежит к редкому типу ярусных пятиглавых церквей с подклетом. Его вертикальная композиция состоит из двух восьмериков. Нижний – более крупный, рубленный в обло, верхний – утонченный, меньших размеров, рубленный в лапу. На последнем покоится крещатая бочка и пять луковичных глав на тонких цилиндрических барабанах (главы и барабаны покрыты осиновым лемехом). С востока к церкви примыкает рубленный в лапу пятистенный алтарь, с запада – небольшая трапезная, рубленная в обло. С трех сторон к церкви пристроена висячая галерея – гульбище, опирающаяся на мощные бревенчатые консоли. С запада расположено крыльцо с длинной крытой одномаршевой лестницей, воссозданной при реставрации.5

По преданию, распространенному в среде холмских жителей, церковь Собора Пресвятой Богородицы построили два брата – плотники Карп и Папила, которые будто бы впоследствии были похоронены под этим храмом.6

Участниками экспедиции, возглавляемой С.Л.Агафоновым, в подцерковье здания действительно были обнаружены два захоронения, но находились они в разных частях подклета (одно захоронение под алтарем, второе – под трапезной). Археологи и анропологи, как следует понимать из содержания научных статей экспедиционеров, к исследованию важных находок не привлекались.7

Традиционно время возведения холмской церкви в литературе, преимущественно краеведческой, датируется 1552 годом. Указание на эту дату исследователи заимствовали из записи, сделанной чернилами на деревянном напрестольном кресте, и описи церковного имущества 1837 г., происходивших из холмской Богородицкой церкви. В конце XIX в. эти предметы хранились в каменной Николаевской церкви того же села Холм. По сообщению местного священника о. Петра Покровского на кресте значилась следующая надпись: «Построена бысть и освящена церковь Божия во имя собора Пресвятыя Богородицы на память святых мученик Карпа и Папилы месяца Октября 13 число лета 7009»8 . В пересчете этой даты на летосчисление от Рождества Христова получается 1500 год. В храмовой описи 1837 г. отмечено, что «церковь собора Пресвятыя Богородицы устроена в 7060 году, а от Рождества Христова в 1552 году»9

Обе записи были опубликованы членами Костромской губернской ученой архивной комиссии в 1890 году, позднее исследователи приняли за дату постройки изучаемой церкви данные описи 1837 г.

Но и определение возраста памятника с 1552 г. не совсем точно. Если месяц и число («октября 13 число»), указанные в надписи на напрестольном кресте, правильны, то как справедливо замечали в свое время публикаторы этой записи, а позднее и Л.В. Москалева, время возведения холмского храма следует удревнить и отнести к осени 1551 года, ибо в доперовскую эпоху (с XV в.) год на Руси начинался с сентября месяца. При пересчете дат на летосчисление от Рождества Христова этот факт ускользнул из поля зрения исследователей, занимавшихся историей галичского храма.10

Крупные исследователи древнерусской деревянной архитектуры Ф.Ф. Горностаев, И.Э. Грабарь, М.Красовский данную постройку датировали XVIII в.11 Напротив С.Л. Агафонов, С.Я.Забелло и А.В. Ополовников (последний, правда, в осторожной форме) считали, что нижняя часть храма относится к XVI в., а его верх якобы построен в XVIII столетии.12 И те и другие исследователи датировку церкви предлагали, как ни странно, на основе своих визуальных наблюдений за памятником, архитектурного анализа, видимо целиком полагаясь на свои богатые знания и опыт практической деятельности в изучении древних культовых сооружений.

Данные же письменных источников по ранней истории Богородицкой церкви, которые еще в XIX в. были введены в широкий научный оборот путем публикации, ими почему-то не учитывались. Так, например, в регистрационной записи Книги выдачи ставленнических грамот и антиминсов Патриаршего Казенного приказа имеется следующая запись: «208 (7208 / 1700 г. – С.У.) г. июня 8 по благословенной грамоте выдан антиминс в Галицкий уезд в село Холм в новопостроенную церковь во имя собора Пресвятыя Богородицы, а взял тот антиминс поп Иван Григорьев и росписался.13» Документ этот однозначно свидетельствует, что холмская Богородицкая церковь была заново построена в 1700 г. И, очевидно, правы были Ф.Ф.Горностаев, И.Э.Грабарь и М.Красовский при отнесении возраста изучаемого храма к более позднему периоду. Есть и другие подтверждения источников, позволяющие датировать постройку временем не ранее XVIII в.

Сегодня церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм все же является старейшим культовым объектом в коллекции уникальных церковных памятников Костромского архитектурно-этнографического музея-заповедника. Историческое здание доступно для всех посетителей музея: школьников, зарубежных туристов, гостей города, а также для костромичей и жителей Костромской земли, их родственников и знакомых, с кем они часто приходят в музей-заповедник и активно вовлекаются в творческий процесс проводимой музеем работы.

В мае 2014 г. сотрудником музея С.А.Пиляком на галерее холмской церкви была построена экспозиция архивных фотографических материалов: «Православные святыни», посвященная православным деревянным церквям и часовням, прежде существовавшим на территории Костромской губернии. На стендах было представлено около 100 фотографий из архивов Москвы, Санкт-Петербурга и Костромы. Многие из памятников давно утрачены, а некоторые находятся в весьма бедственном положении. Знакомство с выставкой в помещении столь редкостного сооружения, как храм Собора Пресвятой Богородицы, пробуждает в ее посетителях неравнодушное отношение к судьбам последних свидетелей церковного мира времен традиционной Руси.

Примечания

1. Агафонов С. Некоторые исчезнувшие типы древнерусских деревянных построек // Архитектурное наследство. №2. - М., 1952.- С.174.

2. Там же. С.185. Прим.7.

3. Там же. С.174.

4. Москалева Л.В. Наследие костромских зодчих // Страницы времен. Историко-краеведческий журнал. – Кострома, 2010. №4(7).- С.83.

5. Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Выпуск I. Кострома. Часть 3. - Кострома, 1998. - С.79-80.

6. Агафонов С.Л. Указ. соч. - С.173; Москалева Л.В. Указ. соч.- С.81-82.

7. Агафонов С.Л. Указ. соч. - С.173, 178; Забелло С. Костромская экспедиция // Архитектурное наследство. №5. - М., 1955. - С.22.

8. Костромская старина. Сборник, издаваемый Костромской ученой архивной комиссией. Выпуск 1.- Кострома, 1890.- С.28.

9. Там же.

10. Там же. С.28-29.; Л.В.Москалева эти соображения высказала нам в устной форме.

11. Горностаев Ф.Ф., Грабарь И.Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. История русского искусства. - М., 1909. Том I. До-петровская эпоха.- С.433.; Красовский М. Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество. - Пг., 1916.- С. 296-298.

12. Агафонов С.Л. Указ. соч.- С.184-185; Забелло С. Указ. соч. - С.21-23; Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. - М., 1986.- С.235-241.

13. Материалы для истории Костромской епархии. Галичская десятина с пригороды Солигаличем, Судаем, Унжею…жилых данных церквей 1628 - 1710 и 1722 – 1746 гг. Отдел 1. - Кострома, 1895.- С.334.


Дерев. церковь Собора Пресвятой Богоматери села Холм
Фото С.А. Орлов
Kostroma Representation