Потрусовский сельский совет

Парфеньевский писатель-этнограф С.В.Максимов считал, что название Потрусово происходит от глагола «трусить-трясти» и этот «трус» был вызван когда-то происшедшим землетрясением. Но более правдоподобно происхождение этого названия от слова «потрус» — шутник, балагур, краснобай.

Сначала на месте села был поставлен погост с церковью, и он стал центром Потрусовской волости. Деревни, входившие в состав церковного прихода, в 1534 г. великим московским князем Василием Ивановичем были даны в вотчину галичскому Паисиеву монастырю. Этот древний монастырь вблизи Галича, назывался по имени стоявших здесь церквей, сперва Никольским, потом Успенским, а в половине XV века был назван Паисиевым, по имени монаха Паисия, который в 1385—1450 гг. был игуменом этого монастыря. Здесь же Паисий и захоронен.

Село Потрусово имело несколько названий: Успенское — по имени монастыря, Никольское, Дмитриевское, Преображенское — по имени деревянных церквей, стоявших здесь и при перестройке менявших название.

В 1716 г. настоятель церкви Иван Сергеев писал в Патриарший приказ: «В Галицком уезде в Парфеньевской осаде в вотчине Паисиева монастыря в Потрусовской волости церковь во имя Преображения Господня, да в приделах Николая Чудотворца да Дмитрия Солунского на погосте ветха пристоя-лась и служить в ней за ветхостью неможно и просим дать грамоту на новое строение церкви». В 1720 г. новая деревянная Преображенская церковь была построена.

В 1826 г. на месте деревянной Преображенской церкви была построена каменная с колокольней церковь, а память о древних деревянных церквях, стоявших здесь, сохранена в названии ее престолов — Николая Чудотворца и Дмитрия Солунского. В ограде вокруг церкви были устроены лавки, в которых торговали приезжие купцы во время ярмарок в селе.

Пост роенную в 1720 г. деревянную Преображенскую церковь в Потрусове расписывал кинешемский посадский иконописец Сергей Артемьевич Стрежнев; написанные им в Потрусове новые иконы понравились игумену Паисиева монастыря Симеону, и он поручил Стрежневу обновить иконы и роспись у себя в Паисиевом монастыре «по образцу и рукоделию, как им иконописцем сочинено в Потрусовской волости в церкви Преображения Господня». За эти работы монастырь уплатил Стрежневу 80 рублей, деньги немалые по тем временам.

В перепись 1616 г. Потрусовская волость не переписана, так как монастырские владения учитывались не в Поместном приказе, а в Патриаршем. В переписи 1629—1635 гг. записано: «Погост великомученика Дмитрия Солунского а на погосте церковь Преображения Господа нашего Иисуса Христа да другая церковь великомученика Дмитрия Солунского а на погосте дом священника Семена Семенова двор дьячка Олешки Григорьева двор пономаря келья просвирницы да две кельи нищих а питаются от церкви Божии да под тем же погостом у попа мельница мелет большим колесом и стоит на речке на Момели». К Дмитриевскому погосту относилась и маленькая пустынь, в которой жили монахи-отшельники Паисиева монастыря: «А поставлена та пустынь на Диком лесу в Потрусовской волости на речке на Ингири а в ней храм Троицы а у церкви в слободке живут старцы».

Непроходимые леса простирались восточнее Потрусова, которые назывались Дикими, и среди них монастырь поставил уединенную пустынь. Сейчас на ее месте деревня Пустынь на реке Ингири в Нейском районе.

Более 250 лет Потрусовская волость была вотчиной Паисиева монастыря, и, по сведениям Монастырского приказа 1678 г., в ней были деревни Раменье, Ермолино, Курьяново, Федюшино, Пузырево, Дьяково, Отряково, Потру-сово, Макарово, Абросимово, Лясково, Червино, Шуршино, Домниково; починки Федоров, Красный, Андрейков, Задорин, Белый, Каплин, Кокуев. В этих деревнях и починках было 135 крестьянских дворов. Часть деревень сейчас находится в Нейском районе.

В старину в болотистых местах добывали руду и плавили ее в примитивных железоплавильных горнах. В 1786 г. Костромская казенная палата просила Сенат: «Исключить из оклада (освободить от уплаты.— Д.Б.) запустелые ручные горны в Потрусовской волости, на которых крестьяне за неимением руд работы не производят, у крестьян деревень Раменье, Ермолино, Федоров, Закутин всего 8 горнов». Сенат решил: «Исключить из оклада при освидетельствовании если окажутся запустелыми».

Указом Екатерины II вотчины у монастырей были отобраны, и в 1767 г. крестьяне потрусовской вотчины стали называться экономическими, но среди местного населения они еще по привычке назывались монастырскими.

Вблизи Потрусова находилась заповедная роща. В 1750 г. объездчиком заповедных лесов здесь был крестьянин деревни Раменье Тимофей Иванов: «А смотрение оной имеет по реке Нее по обе стороны в длину на 10 верст поперек две версты». В этой лесной казенной даче росла сибирская лиственница. Могучий листвень, один из этих лесных патриархов, сохранился у деревни Макарово. У деревни Потрусово сохранилось несколько заросших лесом курганов.

В Потрусове в 1822 г. в семье священника родился С.И.Ширский, окончивший Костромскую семинарию и Петербургскую духовную академию. Он служил управляющим конторой Святейшего Синода и печатался в Костромских епархиальных ведомостях.

Деревни Большое и Малое Отряково иногда называлось Отроково и Ост-реково. Деревни были в вотчине Паисиева монастыря, и в 1678 г. в деревне Б. Отроково стояло 12 крестьянских дворов.

Деревня Дьяково также была в составе монастырской вотчины, и в 1678 г. в ней стояло 14 крестьянских дворов, было 14 четей земли (7 га) и 4 десятины леса. У деревни находились горны по выплавке железа из болотной руды. Между деревней Дьяково и починком Каплиным, была заповедная Потрусовская лесная дача.

Деревня Ермолино. В 1629 г. это был починок, и назывался он Ермолаевым, по имени первого поселенца Ермолая. Починок был также в составе монастырской вотчины. В 1678 г. в Ермолине стояло 12 крестьянских дворов. Вблизи находились железоплавильные горны.

В 1653 г. царем Алексеем Михайловичем рассматривалось челобитье крестьянина деревни Ермолино Первушки Афанасьева. Царским указом ему с товарищами было разрешено владеть верхосытным оброчным лесом у деревни Ермолино. Но крестьяне соседней вотчины стольника Михнева считали этот лес своим, и с Афанасьевым у них шли споры. Верхнесытным лес назывался потому, что здесь были пчелиные бортни, с которых в пользу правительства собирали оброк медом. Спор решился в пользу Афанасьева. В грамоте царя 1653 г. указано: «Боярин наш дворецкий Алексей Михайлович Годунов да дьяки наши приговорили бортным угодьям впредь владеть Паисиева монастыря крестьянину Первушке Афанасьеву».

Деревня Пузырево была в составе монастырской вотчины и имела второе название Погари из-за случившегося здесь пожара.

В 1744 г. староста Пузырева Евстафий Веденеев подал Парфеньевскому воеводе челобитную: «В прошлом 1724 годе бежал из нашей монастырской вотчины из деревни Суршино крестьянин Логин Васильев с отцом с женой и детьми и сего 1744 г. означенный беглый Логин Васильев с женой и детьми в нашу монастырскую вотчину явился сам собой который и объявлен в Парфеньевской канцелярии». На допросе у воеводы беглый показал, что бежал он в Яранский уезд, в Кашинскую волость, в деревню Рекушино и жил там 11 лет, но после указа о возвращении беглых он с семьей пришел обратно в деревню Суршино. Воевода приказал сдать беглого под расписку старосте и записать его в оклад (для обложения налогами), но не наказывать, так как пришел он по указу.

Деревня Раменье. В ней располагался хозяйственный двор монастырской вотчины и стояло 12 дворов монастырских скотников и служек.

У Паисиева монастыря была другая вотчина — в Николо-Поломской волости, и хозяйственный двор этой вотчины тоже находился в деревне, носящей имя Раменье.

Деревня Романово была в составе монастырской вотчины и известна по находящемуся вблизи Романовскому болоту, клюкву с которого поставляли в Галич для монастырского обихода.

Villages of Kostroma region: Russian province history
Protected by Copyscape Online Infringement Detector
первоисточником публикаций сайта являются книги
©kostromka 2009-2012
костромская область
Loading