Солигаличский сельский совет


Часовня близ села Одноушева. Фото С.А.Орлов нач. XX в. Фотоархив ИИМК РАН.

История здешних деревень тесно связана с историей самого города, с добычей соли в нем и извести вблизи города. Монастыри, в том числе крупные московские: Симонов, Троице-Сергиев — еще в XIV веке получили от великих князей льготы на добычу соли, а для обслуживания их правительство пожаловало монастырям и крепостных.

В Кормовой книге московского Симонова монастыря записано: «...дал государь великий князь Дмитрий Иванович (Донской.— Д. Б.) в дом Симонова сельцо Борисовское с деревнями по своей душе на поминок». Право на эти владения Симонову монастырю позже подтвердили сыновья Донского Василий и Константин Дмитриевичи. В 1451 г. московский великий князь Василий Васильевич дал Симонову монастырю грамоту об освобождении монастыря на пять лет от оброка и ямской повинности.

Деревни неоднократно разорялись казанскими татарами и марийцами, совершавшими набеги на Галичский уезд. В 1532 г. они разорили сельцо Борисовское с соседними деревнями. В 1538 г. татары вновь «воевали село с деревнями и деревни пожгли и людей в полон вывели, а люди из тех ворванных деревень разбежались розно». В 1609 г. Борисовское и вотчины Симонова монастыря правительством были освобождены от налогов «из-за разорения литовскими людьми».

В 1623 г. царь Михаил Федорович своей грамотой Симонову монастырю подтвердил его владение сельцом Борисовским. Когда в 1764 г. указом Екатерины II вотчины у монастырей были отобраны, крестьяне перешли в разряд удельных.

Деревня Балыново вблизи Солигалича известна с 1449 г., когда Марфа Ярославна, жена великого московского князя Василия Темного, пожаловала ее Солигаличскому Воскресенскому монастырю. Тогда у Балынова стояла усадьба Красное, где и жила княгиня, сосланная своим племянником, галичским князем Дмитрием Шемякой, во время междоусобной войны Галича с Москвой.

Сельцо Былинки, вблизи Солигалича, на правом берегу реки Костромы. В старину здесь было кладбище, на котором выли — оплакивали покойников, отсюда и название сельца. Это старинная родовая усадьба Солигаличских дворян Мичуриных. В 1658 г. Былинки назывались усадищем, т.е. барской усадьбой, стоявшей в самом сельце. В 1658 г. вдова И.Е.Мичурина заложила Былинки за долги мужа М.И.Нелидову. Внук И.Е.Мичурина Иван Федорович Мичурин был известным русским архитектором, но Былинки перешли к двоюродному брату архитектора, служившему при Петре I начальником его Тайной канцелярии. Перед отменой крепостного права Былинками владел М.С.Мичурин и его сыновья Валериан и Валентин, последний — герой войны 1812 г. Их сестра Мария Макаровна Мичурина была матерью писателя-чухломича Макарова.

Село Гнездниково. Это была деревня, известная с 1420 г., когда она принадлежала боярину Гнездникову, имевшему в Солигаличе соляные предприятия. В 1435 г. Гнездниково с деревнями Гуркино (Груньково), Сергиево, купил Троице-Сергиев монастырь. Здесь монастырь построил две деревянные церкви — во имя Троицы и во имя Афанасия и Кирилла, и Гнездниково стало называться селом.

Но крестьяне деревень долго не признавали над собой власти монастыря и судились с монастырем за землю. В 1599 г. царь Борис Годунов в очередном споре за землю приказал крестьянина Гнездникова Якушку Еремеева с товарищами, «за ослушание бить кнутом и после вкинуть в тюрьму».

В 1711 г. прихожане Троицкой церкви в селе Гнездникове на сходе решили назначить священником в церковь Федора Иванова: «...что он Федор человек добрый и смирный и пьянства не держится и потому владеть ему церковной землей и перевозом весной через реку (Кострому.— Д.Б.) а нам прихожанам изготовить плот и лодки и снасти и канаты а ему попу Федору за это на деньги за перевоз покупать свечи и ладан для церкви Божией».

В Гнездникове в 1851 г. в семье волостного писаря родился Иван Дмитриевич Сытин — знаменитый издатель и русский просветитель.

Деревня Долгое Поле. Здесь была усадьба с таким же названием, принадлежавшая М.Ю.Купреянову, который отличился в войне 1812 г. и, выйдя в отставку в 1820 г., поселился в усадьбе Долгое Поле. От Купреянова усадьба перешла к Кандалинцевым. Господский деревянный дом, стоявший в усадьбе, сгорел в конце XIX века и больше не восстанавливался.

Деревня Корба. Рядом стояла усадьба, центр небольшой вотчины, в которую входили деревни Черевково, Копасово, Середнево, Заяцково, Четнеково — эти деревни даны были в 1664 г. боярскому сыну А.Т.Панину и более 100 лет находились в роду Паниных. Деревни Кононово, Груньково, Алексино, Дьяково. Жители этих деревень занимались строительством барок. Деревни в 1620 г. даны в поместье кн. В.П.Щербатову за участие его в обороне Москвы от поляков, а в 1725 г. внуки его Федор и Юрий продали поместье здешнему помещику Матвею Юрьевичу Лермонтову — родственнику прадеда поэта.

В 1770 г. Матвей Юрьевич Лермонтов продал имение Л.В.Молчанову, галичскому помещику и откупщику, разбогатевшему на винных поставках. Основная усадьба Молчанова сельцо Леонтьево находилось в Судиславской осаде. В этой усадьбе родился Д.В.Молчанов, женатый на дочери декабриста С.Г.Волконского Елене Сергеевне. Когда Волконский получил право вернуться в Россию, он навещал своего внука в сельце Леонтьеве.

Деревни: Колопатино, Щелыково, Калинино, Кузнецово, Амошино и др. в 1850 г. принадлежали костромскому чиновнику П.А.Венгеровскому.

Деревня Легитово. В переписи 1628 г. о ней записано: «Деревня пуста а было 4 двора, а запустела во 1613 годе в приход литовских людей а крестьяне все побиты и с женами и детьми, а иные разбрелись врознь». Потом деревня опять отстроилась, и ее отдали кн. П.И.Щербатову.

Деревня Митянино. В старину была «записана за государевыми ямщиками». Жители ее были освобождены от других налогов, но обязаны были обеспечивать ямскую гоньбу — перевозку приказных людей и государственной почты.


Трехсвятительская церковь. Фото С.А.Орлов нач. XX в. Фотоархив ИИМК РАН.

Село Одноушево имело и второе название:

Вершки

. Оно было центром старинной вотчины московских митрополитов, а потом патриархов. В жизнеописании московского митрополита Ионы, который родился в Одноушеве, село упоминается в 1461 г., в год смерти Ионы. Хорошо известна роль святителя Ионы в создании централизованного русского государства.

Во время междоусобной войны Москвы с Галичем в середине XV века Иона был посредником и сторонником объединения русских княжеств. В 1527 г. московский великий князь Василий Иванович дал московскому митрополиту жалованную грамоту на владение Соли-Галицкой варницей и пустошами у Одноушева.

В 1628 г. в сельце Одноушеве построили деревянную церковь во имя Трех Святителей, а в 1775 г. на ее месте построили каменную Трехсвятскую церковь. Жизнь одноушевской вотчины контролировалась конторой русского патриарха, особенно следившего за нравственностью своих крепостных и служивых. В 1704 г. в челобитной на имя Петра I церковный староста села Одноушева писал: «...поп церкви Фадеев взял церковные ключи, ризы, утварь и детей своих держит причетниками, а он поп Фадеев двоеженец и взят был в Солигалич в губную избу и высидел шесть недель». Неизвестно, какое решение принял царь по этому челобитью. В XVIII веке Одноушево было центром Вершковской волости.

Деревня Пронино. Рядом стояла усадьба, в которой было три небольших господских дома, где жили мелкопоместные дворяне Дурново.

Деревня Починок. Стоявшая здесь усадьба принадлежала Мичуриным. В 1778 г. часть имения в деревне владелец продал П.И.Окулову, деду декабриста В.П.Окулова.

Деревня Середнева. Жители деревни занимались пережогом извести, которая добывалась на берегах реки Святицы, и брали подряды на изготовление извести-кипелки для строительства каменных зданий.

В 1770 г. крестьяне Середнева Матвей Жуков и Афанасий Степелов взялись изготовить для Солигаличского посадского человека Мачехина 1200 четвертей извести-кипелки по 2 копейки за четверть (четверть — 56 кг.— Д.Б.).

Деревня Фаладино. До 1764 г. деревня принадлежала Солигаличскому Воскресенскому монастырю. Монастырь этот, по преданию, был основан в 1332 г. галичским князем Федоровым.

В 1354 г. монастырь укрепили — обнесли тыном. Монастырь неоднократно разорялся татарами и поляками и каждый раз восстанавливался. На этом месте в Солигаличе стоит церковь Воскресения Иисуса Христа.

По дозору 1614 г., «у Соли же Галицкие на посаде на берегу у Костромы реки монастырь Воскресенский, а на монастыре два храма деревянный храм вверх во имя Воскресения Христова в храме Воскресения образы местные государя блаженной памяти царя и Великого князя Ивана Васильевича всея Руси образ Христа нашего на золоте, а в нем были жемчужные вкладины и то обрали литовские люди, да другой образ Пресвятой Богородицы на золоте а у ней был венец да гривна серебряны и все поймали литовские люди».

Деревня Яйцево с деревнями Бедино и Туровка при Екатерине II принадлежали Я.Д.Купреянову, служившему в Петербурге в батальоне строений домов и садов Его Императорского Величества.

Купреянов, почувствовав приближение своего конца, приехал в усадьбу Яйцево и отпустил на волю своих крестьян — Дмитрия Евдокимова, Семена Кириллова и Ивана Дмитриева.

В Яйцеве пятью душами крестьян в 1813 г. владел Н.С.Соловьев, который жил в усадьбе Ягодине. Этот помещик отличался необыкновенной силой и «один на один хаживал на медведя»,— писал о нем Солигаличский хронограф Нащокин.

Сельцо Ратьково. Оно было в 1,5 км от города. Здесь в 1872 г. Солигаличским купцом Нащокиным была основана Богородско-Федоровская женская община с приютом для престарелых женщин.

Россия, Костромская область, Солигаличский район, город Солигалич на карте
Villages of Kostroma region: Russian province history