Кострома река (Костромка)* - левый приток Волги

Kostroma river (Kostromka)
Ипатьевский монастырь через р. Костромку. Фото 2016 г.

Река Кострома протекает по Солигаличскому, Чухломскому, Буйскому, и Костромскому районам Костромской области, частью погранично с Любимским районом Ярославской области.

указатели к карте на пути реки
  1. Исток реки Кострома
  2. Высоковский
  3. Бурдуково, Княжево,Верховье
  4. Солигалич
  5. Верхний Березовец, Радионцево
  6. Горбово, Меледино, Федьково
  7. Дьяконово, Бендино, Юрецкое, Пирогово, Григорьево
  8. Маслово, Курилово, Починок, Афонино
  9. Талица
  10. Буй
  11. Орлово, Алёшино, Попово, Карганово, Заозерье
  12. Сандогора
  13. Бугры, Исады
  14. Прибрежный
  15. Яковлевское
  16. Устье реки Кострома (Костромка) в г. Костроме

 

Kostroma river (Kostromka)
Переправа через реку Костромку. Фото 1909 г.

Во времена Костромской губернии мимо Исад до Буя и Галича (к озеру в период большой воды) на конной тяге ходили тихвинки.

Река Кострома и ее приток Векса-Галичская оставались судоходны до средины XX в.

Сплав

Также как на других главных реках губернии лес сплавляемый принадлежит преимущественно районам притоков реки. Таким образом по реке сплавляется много лесу Вологодской и Ярославской губерний (из последней по р. Обноре). Так как места нагрузки леса естественно меняются по годам, то постоянные пристани только в Солигаличе и Буе; главным же пунктом торговли по реке служит губернский город, пристань которого находится при впадении в Волгу. В устье скапливается весь сплавной лес и отсюда направляется взводное движение. Барки строящиеся в бассеине реки имеют около 15 саженей длины и 4 ширины и поднимают на борт около 15.000 пудов и продаются в тех же местах, где и нагружаются. По данным на 1865 г. ежегодно по реке строилось 70 судов. Во второй половине XIX в. производство судов сократилось по причине истощения запасов леса.


 

левые притоки реки

Андоба, Середневка, Шача, Руша, Печуга, Письма, Тёбза, Воймица, Займа, Вёкса, Мезенда, Княжица, Максимовка, Талица, Колонда, Доровица, Конногорь, Езань, Ковыш, Шелекша, Аниковка, Коряковка, Аниковка, Воча, Коица

правые притоки реки

Лукинка, Перья, Линда, оз. Сурское, Обнора, Каменка, Береговка, Секша, Элнать, Удгода, Ожоговка, Телепенка, Корега, Сохта, Шача, Кривец, Чёрная, Коченва, Шарновка, Монза, Пироговка, Боярская, Печенга, Торпас, Тутка, Серахта, Мечковка, Стрелица, Сельма, Светица, Борисовка, Шугома, Чёрная, Серахта, Мостовица, Узакса**

притоки костромского водохранилища

Соть, Касть, Вопша, Идоломка

* Образование славянским населением названий рек с помощью суффикса -ка от местных постмерянских гидронимов, было характерно для бывшей мерянской территории; иногда оно могло служить для различения одинакового названия реки и поселения (ср. г. Кострома и р. Кострома: реку местное население в отличие от города часто называет Костромка).

** В настоящее время река отгорожена плотиной.

Ипатьевский монастырь и устье Костромки

Kostroma river (Kostromka)
The Ipatievsky Monastery on the bank of the Kostrom(k)a river, Russia

Возведен Ипатьевский монастырь в одном из наиболее живописных уголков Костромы. Это место костромичи издревле называли "стрелкой", где река Костромка впадает в Волгу. С появлением здесь монастыря место назвали "Ипатьевский мыс".

Сергей Михайлович Прокудин-Горский

Вид на устье реки от Ипатьевского монастыря в сторону Волги.

Вид на Ипатьевский монастырь и Костромку со стороны Волги.

Вид от Ипатьевского монастыря в Сторону слияния Костромы с Волгой и Успенскую церковь. Фото 1910 г.

Деревянный мост через Кострому возле Ипатьевского монастыря.

Ипатьевский монастырь первые два века своего существования был довольно бедным, и только в середине XVI столетия он начал укрепляться и активно застраиваться. Дело в том, что семейство Годуновых приблизилось к царскому двору, - Ирина Годунова стала женой царевича Фёдора Ивановича, - и стремилось подчеркнуть древность своего рода. Было состряпано родство с мурзой Четом, восстановлена (создана?) усыпальница Четов, и Годуновых начали хоронить в как бы родовом монастыре. Ну, а при Романовых Ипатьевский монастырь стал считаться колыбелью династии, он стал монастырём первого разряда и регулярно получал денежные средства и ценные дары от царской семьи вплоть до самого конца династии. Уже в 1643 году монастырь получил в дар большой соседний участок земли, который был также обнесён каменной стеной с башнями и сразу же начал активно застраиваться. [1]

Костромское водохранилище

Водохранилище на карте

Рукотворное море было создано на пути реки Костромы в средине ХХ в. Водохранилище затопило часть богатой озёрами и реками низины размером примерно 40 на 20 км. С запада Касть, с севера Соть, с востока Идоломка протекали по этой низине и сливались, давая реку Узокса (Узакса), текущую на юг, где впадающую в реку Кострома, русло которой проходило с севера на юг восточнее перечисленных рек. В них впадало множество мелких рек и озёр разных размеров.

Перед искусственным поднятием волжского уровня воды, прежнее устье Костромки было перекрыто дамбой и воды реки устремились в горьковское водохранилище (мы это водохранилище в текстах и картах чаще будем называть костромским). Новое место впадения в Волгу образовалось ближе к Ярославлю.

Steamboat on the river Kostroma.

Параход Г.А Набатова «Григорий»
Мели

На берегу Волги чуть выше собора стояла пристань Товаро-пассажирского пароходства Набатова, небольшие однопалубные пароходы которого ходили по Костроме до Буя. Когда летом река мелела, иногда приходилось высаживать всех пассажиров на берег для уменьшения осадки парохода, для прохода мелкого места, после чего их снова загружали на борт и ехали до следующей мели. После 1905 года Набатов организовал местное сообщение до села Красное с остановками по всем населённым и дачным местам. [2]

1. Люди и нравы Старой Костромы. Сцены провинциальной жизни. Вып. 16

2. Там же.

Божество или жертва богам?

По словам Миловидова обряд купания девушки, изображавшей Кострому, или потопления чучела Костромы совершался в реках и озерах. На основании чего можно заключить, что одного корня славянские названия реки и города — происходят от имени этого языческаго божества. Так как славянская колонизация финских племен, по бассейну верхней Волги и её притоков началась еще до образования Русскаго государства, то мы можем быть уверены, что и жертвенные религиозные обряды наших языческих предков могли в глубокой древности совершаться в приволжском крае.

Купальщица на реке Кострома.
Как мифологический персонаж и образ Кострома для славян олицетворяла любовь и производящее началоKostroma is a symbol of human sacrifices to the gods. Photo ©Timur Pakelshikov

Во временных трансформациях обряда кукла Костромы (или Купалы) заменила собою не божество Кострому (или Купалу), а человеческую жертву, приносимую в благодарение этим природным силам и их символам. Жертва приносилась не самим этим силам сезонного действия, а постоянно существующему повелителю всех подземно-подводных сил, содействующих плодородию, т. е. Ящеру, Аиду, Посейдону. /Рыбаков Борис Александрович/

Река на современных фотографиях

любительские фотографии разных авторов
Вид на Ипатьевский монастырь и Костромку со стороны Волги.
Река Кострома летним утром

Природа и климат

Во всю историю существования реки места эти славились охотой и рыбалкой.


Место при впадении реки Мезы в Кострому.

После образования Горьковского водохранилища климат низовий реки Костромы становится более мягким и влажным.


Костромская деревня Спас-вежи.

Описание живописных, бескрайних разливов здешних рек вспоминается из некрасовского «Деда Мазая». Современное водохранилище давно превратилось в излюбленное место отдыха не только костромичей. Сюда приезжают отдыхать из Ярославля и Москвы с удочками или грибными корзинами. Прежние деревни Спас и Вежи в наше время затоплены. Только остатки каменной церкви Спаса на возвышении служат естественным маяком для редких судов и моторных лодок. Вдоль старицы р. Костромы местами разрешена охота на утку.

Река Кострома в литературных публикациях

Л.П. Пискунов. Пришвин и Некрасов в Вёжах на родине Деда Мазая.

Л.П. Пискунов. Рукотворное затопление деревень водохранилищем. Когда образовалось море, нижняя Костромка оказалась глухой.

И.В. Баженов. Основание Ипатьевского монастыря, его первоначальное состояние и последующая судьба.

Н.А. Зонтиков. "Кострома": происхождение названия города.

Н.А. Зонтиков. На Святом озере.

Н.А. Зонтиков. Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»

В. Шишков. Приволжский край.

В.В. Мизицкий. Боль и тоска по утраченному (К проблемам Волги и костромской низины)

 

Russian river of Kostroma region