Фото 1980 гг.
Каменный храм в селе Спас-Верховье

Свозовский сельский совет

Раньше здесь была Селецкая волость и волостное правление находилось в селе Сельцо. Усадьба в нем в 1629 г. принадлежала Ф.Б.Селевину. Предок владельца, боярский сын Селевин был казнен по приказу Московского великого князя Ивана III за участие в заговоре.

В 1631 г. здесь построена деревянная Никольская церковь. Каменная Никольская церковь построена на месте деревянной в 1819 г. Другим центром церковного прихода было село Спас-Верховье на реке Шаче. В нем в 1632 г. стояла деревянная церковь во имя Преображения Спаса. По имени этой церкви село в верховьях Шачи и получило свое название. Село с деревнями принадлежало И.Полозову.

Другая церковь в селе, во имя Смоленской Божьей Матери, была известна среди местного населения под именем Полонской. Название церкви объясняется тем, что помещик, владевший здесь землей, был взят в плен татарами и уведен в Крым в полон. Но там он однажды увидел, что по речке плывут две половинки иконы, он соединил их, и вдруг услышал звон колоколов и очутился в своем родном месте. В честь этого события в 0,5 км от села Спас-Верховья построили каменный столп, на котором была установлена эта икона. Не связано ли это предание с известной в истории судьбой местного помещика В.В.Полозова, служившего в русской армии, попавшего в плен и увезенного в Турцию, где он пробыл в плену более 10 лет? Мы уже писали об этом, но можно и повторить.

В своей челобитной царю Федору Алексеевичу Полозов писал: «Служил я отцу твоему (Алексею Михайловичу.— Д.Б.) со своим отцом Василием, будучи в малых летах и на тех твоих службах взяли меня холопа твоего в полон крымские татары и был у них полтора года. А из Крыма отдан был в подарок турецкому султану и служил ему в шатре 12 лет. Но султан разгневался на меня, я не оставил христианской веры и велел меня казнить, но большой мурза упросил султана не казнить, а отдали меня на каторгу и был я тут девять лет, руки и ноги скованы. Я молился Богу и Его милостью каторгу (галеру.— Д.Б.) разбило и наши братья невольники и басурманские люди все потонули, а я холоп твой, к которому бревну прикован и на том бревне меня прибило волной к берегу. Отсюда я пошел в Иерусалим...». На челобитной наложена резолюция: «Велено за его службу и многое его полонянное терпение выдать государево жалование да быть ему в городе сыщиком».

Село Леонтьево было центром Леонтьевской волости. В селе стояли две церкви: Троицкая деревянная, построенная в 1755 г. владельцем села И.П.Шиповым, и другая Троицкая церковь, каменная, построенная в 1810 г. В.А.Шиповой.

Леонтьево — родовое имение галичских дворян Шиповых, ведущих свой род от Андрея Шилова, выехавшего в XVI веке из Богемии и перешедшего на военную службу к московскому великому князю, за что он получил земли в Галичском уезде.

В начале XVIII века селом Леонтьевом владел П.М.Шипов, участвовавший в суде над Лопухиным, Волынским и Бироном. Он же был членом Комиссии о строении Петербурга. Леонтьево перешло после смерти П.М.Шипова к его сыну И.П.Шипову, капитан-лейтенанту, женившемуся на Варваре Алексеевне Горчаковой, племяннице деда Л.Н.Толстого. Она-то и строила каменную Троицкую церковь. Дочь И.П.Шипова Наталья Ивановна Шипова вышла замуж за богатого галичского помещика, — предводителя дворян уезда В.Л.Молчанова. Леонтьево с деревнями Лышнево, Черноухово, Полежаево как приданое жены перешло к Молчанову.

Сын В.Л..Молчанова Д.В.Молчанов, по окончании Училища правоведения служил чиновником в Сибири и вел там борьбу со взяточниками процветавшими и в этом далеком крае. Он был оклеветан, предстал перед судом и заболел психически. Живя в Сибири, Д.В.Молчанов познакомился со многими сосланными туда декабристами и женился на дочери С.Г.Волконского Елене Сергеевне. Когда декабристу С.Г.Волконскому разрешили вернуться в Россию, он неоднократно приезжал в Леонтьево, где жил его внук. Но на каждый приезд требовалось разрешение начальника III-го отделения канцелярии Его Величества, и об этом ставился в известность костромской губернатор.

На кладбище Леонтьева похоронена сама Шилова и ее родственники Сипягины и Тихменевы.

Деревни Левино и Шишкино были в составе вотчины Железноборовского монастыря. В 1601 г. царь Борис Годунов и его сын Федор своей грамотой подтвердили право на владение монастырем вотчиной, из грамоты видно, что Левино и другие деревни здесь были даны монастырю еще Иваном Грозным, а до того вотчина была у костромских дворян Русина и Федора Осиповичей Яковлевых. Предок этих Яковлевых — известный воевода «Яковля», разбивший в 1536 г. под Солигаличем у Верхнего Березовца отряд татар. В бою был убит татарский воевода Чура-Нарбеков.

Деревня Молоково. Рядом находилась усадьба, принадлежавшая А.Г.Готовцеву, родственнику поэтессы Ю.В.Жадовской. Здесь же, в 3-х км от усадьбы Молоково — усадьба Осинки, принадлежавшая А.Е.Жадовскому, окончившему Царскосельский лицей. У А.Е.Жадовского в Петербурге собирались лицеисты на ежегодные обеды в честь годовщины Лицея.

Деревня Охотино была в составе зогзинской вотчины князей Голицыных, (см. о этой вотчине в Сусанинском р-не).

Деревня Рудино. Перед отменой крепостного права принадлежала П.Я..Шкоту, вице-адмиралу и адъютанту Нахимова. Шкот получил деревню в приданое за женой В.П.Петровой, отец которой П.И.Петров, костромской помещик, генерал, служил на Кавказе и приходился двоюродным дядей М.Ю.Лермонтову.

Село Алексеевское в 1615 г. принадлежало И.Нелидову, а в 1629 г. его сыновьям Антону и Ягупу — родственникам небезызвестного Гришки Отрепьева. После смерти Ягупы Ивановича Нелидова его вдова выдала дочь свою замуж за боярского сына И.Г.Редрикова и отдала село ему в приданое за дочерью. В 1678 г. треть села от Нелидова по наследству перешла к А.И.Писемскому, дальнему предку писателя А.Ф. Писемского.

Каменная Михайловская церковь (в честь Михаила Архангела) в селе построена в 1822 г. богатой помещицей Чернцовой.

Усадьба Рябинкино стояла недалеко от села Леонтьева и принадлежала дочери И.П.Шипова Феодосии Ивановне, которая позже постриглась в монахини в Киевском женском монастыре.

Villages of Kostroma region: Russian province history