По Павловской улице

к областной выставке достижений народного хозяйства

Древняя Кострома в основном развивалась вдоль берегов Волги и Костромы, поблизости от воды и крепостных укреплений. В отдалении от центра селились лишь ремесленники, вынужденные это делать по своей специфике производства: кузнецы, мыловары. Они жили слободами, в которых фактически не было улиц, избы же строились в беспорядке, поодаль друг от друга. Большой пожар 1773 года не пощадил и слободы. Восстановление Костромы, теперь уже губернского центра, проводилось по разработанному плану, который предусматривал создание новых улиц — Павловской (ныне проспект Мира) и Еленинской (ныне ул. Ленина). Павловская улица предполагалась как центральная в городе, въезд на нее со стороны главной, Екатерининской, площади проектировалось архитектурно оформить двумя симметричными корпусами административных учреждений: между Павловской и Еленинской улицами — с одной стороны и Марьинской (ул. Шагова) — с другой. Однако план этот осуществлен не был, так как здание присутственных мест перенесли в начало нынешней Советской улицы.

Путь к Выставке достижений народного хозяйства проходит по проспекту Мира. Первоначально, с конца XVIII века, он назывался Павловской улицей и до середины прошлого века считался центральной улицей города. Поэтому улица издавна была сравнительно благоустроенной: ее ранее других вымостили и разбили в начале XX века бульвар. Со стороны площади въезд на улицу был обозначен шлагбаумом и будками.


Первый квартал Павловской ул. до революции

Территория первого квартала нынешнего проспекта Мира принадлежала в XVIII — первой трети XIX века костромской купеческой семье Дурыгиных. Дурыгины торговали в Костроме еще в XVII веке, а в середине XVIII века основали одну из крупнейших в городе полотняных мануфактур. Огромные доходы позволили им выстроить в начале Павловской улицы ряд каменных зданий. Дурыгины неоднократно выбирались в городские головы и бургомистры. Но в 20-х годах XIX века полотняная промышленность, будучи не в силах конкурировать с более дешевыми хлопчатобумажными тканями, приходит в полный упадок, и Дурыгины разоряются. Их земли и дома переходят в другие руки. Так, первый дом с левой стороны проспекта был приобретен купцом О. П. Домерниковым и перестроен под гостиницу, несколько позднее получившую название «Россия». В этой гостинице останавливались во время своего пребывания в Костроме выдающиеся русские писатели, ученые и деятели искусства, в частности Н. А. Некрасов и А. Н. Островский. Поело Октябрьской революции помещение гостиницы занял городской комитет партии, здесь же обосновался возникший в 1918 году губком РКП (б) —здание стало называться Домом коммунистов. Когда на площади созывались митинги, то с балкона здания обращались с речами видные партийные и советские работники. В Доме коммунистов находился и штаб ЧОН (частей особого назначения), созданный в годы гражданской войны для борьбы с контрреволюцией. Строевые занятия чоновцев проводились в прилегающем к дому маленьком дворике. В предвоенные годы в этом здании помещался ЦК профсоюза работников льняной промышленности, переведенный сюда из Москвы.


Здание «Московской» гостиницы на Павловской улице.

Трехэтажный красный дом на правой стороне улицы до революции занимала гостиница «Московская». Там играл женский оркестр. 8 декабря 1904 года в залах ресторана гостиницы проводился открытый банкет по случаю сорокалетия судебной реформы. На банкет явилось много большевиков. Вслед за выступлениями либералов с яркой революционной речью выступил Я. М. Свердлов. Банкет был сорван, большевики ушли с него с пением революционных песен.

В первые годы Советской власти в здании бывшей гостиницы находился губернский продовольственный комитет, занимавшийся в то голодное время снабжением населения продовольствием и формировавший продотряды в Поволжье, на Урал и т. д.

За этим зданием сохранились остатки большого сада, принадлежавшего в конце XVIII века Дурыгиным. На другой стороне улицы находился каменный дом с полотняной фабрикой В. А. Дурыгина. На фабрике работало несколько сот человек, здесь же была выстроена белилка и сушильный двор; изготовленные на фабрике полотна продавались главным образом в Англию и шли на паруса кораблей.

С историей Костромы тесно связано здание по правой стороне, занимаемое дирекцией радиотрансляционной сети и областным управлением связи. Это старинная почтовая станция — отсюда в прошлом веке отъезжали тройки лошадей с бородатыми ямщиками на облучке и вооруженными почтальонами. Почтамт помещался здесь до перевода в новое здание на Советской улице.

Напротив бывшей почты вызывает интерес вычурное здание Костромского историко-архитектурного музея-заповедника. Музей местного края возник в Костроме еще в 1891 году. Но отсутствие помещения не позволило выставлять собранные губернской ученой архивной комиссией экспонаты. Появилась потребность в строительстве для музея специального здания. Устроители музея использовали для этого удобный предлог — предполагаемое празднование 300-летия дома Романовых и добились официальной поддержки. Часть средств на постройку была пожертвована частными лицами. Проект здания предложил костромской архитектор Н. Горлицын. Строительство музея было закончено в 1913 году. На его открытие приехало много видных ученых, в том числе академик С. Ф. Платонов.

В фондах костромских музеев хранится около 150 тыс. зкспонатов. Среди них много документов и вещей, отражающих историю, архитектуру, искусство и природу костромского края: ценная коллекция находок, сделанных археологическими экспедициями во время раскопок древних поселений, старинное оружие, царские указы, коллекции монет и медалей. Экспонаты по этнографии и искусству представлены комплектом изделий красносельских ювелиров, одежды, вышивок (в том числе бисером), тканей, головных уборов, предметов быта и ремесла.


Здание Романовского музея на Павловской улице.

Музей имеет большую библиотеку из 22 тыс. книг и ценную коллекцию рукописей, в которой выделяется так называемое « Годуновское евангелие» с великолепными миниатюрами конца XVI века. С завершением реставрации Ипатьевского монастыря экспозиция историко-архитектурного музея-заповедника развернулась там. А в здании на проспекте Мира создан музей изобразительного искусства, в фондах которого свыше полутора тысяч произведений изобразительного искусства. Древняя русская живопись представлена замечательными иконами, выполненными талантливыми местными мастерами-изографами, XVIII век — отдельными полотнами Рокотова, Лосенко, («Лов рыбы»). Наиболее полно представлены художники конца XIX — начала XX века. Очень интересны картины К. Коровина, характерные для его творчества: «Натюрмюрт», «Деревня», «Дама с гитарой» и особенно «Венеция». В музее хранится картина Б. М. Кустодиева «Волжское купечество на гулянии», завоевавшая большой успех на выставке 1911 года в Риме. Для творчества Головина характерно экспонируемое в музее полотно «Пейзаж», «На островах», для творчества Н. Рериха — «Залив». Живопись советских художников представлена работами Богаевского, Кончаловского («Портрет девочки»), Фалька («Пейзаж»), Нисского («Полустанок»), Ромадина и др. Из художников-костромичей следует выделить работы С. 10. Виноградова, Н. Н. Купреянова (графика), Б. Н. Царнаха, Н. П. Шлеина, Н. В. Шувалова, А. П. Белых, С. С. Румянцева.


3-х этажное здание дворянского собрания на Павловской улице.

Следующее за музеем здание производит сильное впечатление уже своим внешним видом. Оно построено в 80-х годах XVIII века все теми же Дурыгиными, а в самом конце века в нем жили сосланные Павлом I в Кострому-донской атаман М. И. Платов и будущий известный военачальник А. П. Ермолов. После закрытия полотняной фабрики Дурыгины продали дом костромскому губернскому дворянскому собранию. Костромское дворянство, получив свою организацию в 70-х годах XVIII века, владело полукаменным домом на Всехсвятской улице. Но он уже пришел в полную ветхость. Тогда дворянство решило на старом месте выстроить новый дом и обратилось к архитектору Фурсову. Тот в 1831 году составил смету и проект здания. Комиссия смет в Петербурге в 1835 году нашла проект Фурсова «отлично хорошо составленным», но для его осуществления требовалось много средств. Поэтому было решено купить новый дом. Дурыгинский особняк в первоначальном виде был совершенно непригоден для дворянских съездов и квартиры предводителя дворянства и подвергся полной перестройке. Перестройка здания проводилась по проекту нового губернского архитектора М. М. Праве в 1838 году. Талантливый архитектор, Праве (1795—1837) после окончания в 1816 году Академии художеств работал в разных губерниях, ему принадлежит ряд построек в Туле, Петрозаводске, Новгороде и в других городах. С конца 1836 года он работал в Костроме. За полтора года пребывания в городе, уже смертельно больной, Праве смог возглавить только одно крупное строительство, но его проект свидетельствовал о большой одаренности архитектора. Судя по сохранившемуся в архиве описанию работ, проделанных при переоборудовании дома Дурыгиных под дворянское собрание, здание подвергалось большой реконструкции как внутри, так и снаружи: был пристроен зал, расширены окна, устроены парадные входы и т. д. В результате здание получило четкую планировку, прекрасно решенные интерьеры основных помещений— вестибюля, зал, гостиных. Через арки вестибюля, имеющего небольшую высоту и сумеречное освещение, мы попадаем в высокое светлое помещение, где парадная трехмаршевая лестница ведет на второй этаж в гостиную — фойе, по сторонам которой расположены малый и большой залы. Металлическая ажурная лестница нарядна и в то же время благородна по рисунку. Торец верхней площадки, оформленный как богато украшенный лепной архитрав, поддерживается коринфскими колоннами. Чугунное ограждение имеет вид пальметт, красиво закомпонованных в форму балясин. Наибольшего внимания заслуживает главный, так называемый Белый зал, пристроенный к южному торцу дома. В зале два яруса окон по трем его стенам, и благодаря этому он залит светом и солнцем. Это впечатление усиливается светлыми стенами, которые облицованы белым искусственным мрамором теплого оттенка. Несколько вытянутая форма зала скрадывается тем, что в глухой продольной стене вставлены зеркала в виде окон. Это зрительно расширяет помещение. Стены зала оформлены двумя ярусами коринфских полуколонн с красиво прорисованными капителями и богато профилированными карнизами. В торце зала в первом ярусе устроена ниша-экседра, а над ней за колоннами второго яруса — хоры.

Малый зал получил название Золотого зала благодаря введению позолоты для лепных деталей карниза и капителей колонн и пилястр.

Колонны, облицованные искусственным мрамором, разделяют зал на три части и поставлены в связи с конструктивной необходимостью поддерживать перекрытие третьего этажа.

Снаружи обращает на себя внимание тонкий, изящный рисунок лепных розеток и вставок различной формы на восточном и южном фасадах здания. В ансамбле со зданием были оформлены и входы в парк. В настоящее время они значительно видоизменены.

Интерьер здания соответствовал его назначению. Раз н три года костромские дворяне собирались в губернском городе и обсуждали свои дела, а потом избирали губернского предводителя дворянства и прочих должностных лиц. Количество съезжавшихся в собрание достигало свыше тысячи человек, причем после окончания выборов давался бал. Очень часто перед дворянами выступали с концертами известные музыканты и исполнители, например, видные пианистки костромички, ученицы Мендельсона Н. и II. Погожевы. В 1856 году в помещении собрания чествовали героя Севастопольской обороны М. А. Перелешина. Здесь бывали Г. И. Невельской и В. Ф. Лугинин, Ф. П. Чижов и А. Ф. Писемский, флотоводцы Бутаковы и металлург Поленов. Костромские дворяне считались довольно либеральными, после 1905 года они приняли в свой состав дворян — депутатов I Государственной думы, исключенных из дворянских сословий других губерний за подписание антиправительственного Выборгского воззвания.

После Октябрьской революции здание бывшего дворянского собрания стало принадлежать народу. Закрытие ряда высших учебных заведений в столицах и увеличившаяся тяга народа к знаниям поставили на очередь дня задачу создания своего научного центра в Костроме. Уже к первой годовщине Октябрьской революции был основан Костромской рабоче-крестьянский университет, причем его создатели взяли за образец университет Шанявского в Москве. Костромской университет имел два факультета: естественный и гуманитарный. Для занятий университету было выделено здание бывшего дворянского собрания. Учредителям университета удалось подобрать великолепный состав преподавателей, частью из маститых столичных ученых, а частью из молодых талантливых специалистов. В их числе следует назвать будущих академиков: известного литературоведа В. Ф. Шишмарева и замечательного советского историка Н. М. Дружинина, исследователя «Русской правды» Б. Романова, крупнейшего ихтиолога профессора И. Ф. Правдина, видного искусствоведа профессора А. И. Некрасова, пушкиниста С. М. Бонди и др. С окончанием гражданской войны самостоятельное существование Костромского университета поблизости от Москвы оказалось излишним, и в 1921 году он был закрыт. Тем не менее за короткий срок университет подготовил ряд известных впоследствии ученых, например, рано умершего (во время ленинградской блокады) исследователя русской промышленности в XVIII— XIX веках И. Мешалина, литературоведа профессора Л. И. Ревякина, историка профессора А. С. Нифонтова и др.

После закрытия университета в здании находился сначала педагогический техникум, а затем клуб «Коминтерн». С 1951 года здесь Дворец пионеров.

Дворец занимается организацией внешкольной работы детьми города и области и является методическим центром областной пионерской организации. Здесь действуют десятки кружков, в которых участвуют тысячи ребят. Созданы клубы: шахматный, литературный, авиа-

моделизма, друзей радио, автомотоклуб. Дворец поддерживает связь с детьми зарубежных стран. Большую популярность приобрел ансамбль пионерской песни и пляски, выступавший в Москве и других городах страны.

Ликвидировав полотняную фабрику, Дурыгины распродали и принадлежавшую им на Павловской улице землю. Часть ее отошла к городу, а рядом с только что отстроенным домом дворянского собрания вскоре возникло новое здание городского театра. В 60-е годы XIX века помещение театра было полностью перестроено.

Большая реконструкция проводилась также в 1958 году. Здание значительно увеличилось за счет пристройки баковых крыльев, что позволило углубить сцену, улучшить условия работы актерского состава, а также увеличить вестибюль, гардероб, буфет.

К моменту своего переезда на Павловскую улицу Костромской театр был уже опытным и сыгранным коллективом. После отказа основателя театра Сергеева от содержания труппы театр перебрался в большой амбар на Нижней Дебре, принадлежавший заводчику Солодовникову. Этот период в жизни театра красочно описан А. Ф. Писемским в автобиографическом романе «Люди сороковых годов».

С получением нового помещения деятельность театра улучшилась, хотя она во многом зависела от антрепренеров, арендовавших здание на отдельный сезон и набиравших труппы. Лучшим из антрепренеров был Н. Ф. Костромской, крупный актер и режиссер, поставивший ряд превосходных спектаклей. В Костроме гастролировали многие выдающиеся русские артисты: с жизнью местного театра связана творческая биография П. Н. Орленева, ставившего здесь впервые в России драму «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого, в которой он сам исполнял роль Федора, Е. Д. Турчаниновой, И. Н. Певцова, Е. П. Корчагиной-Александровской и др. В первые годы после Октябрьской революции в Костроме выступала перебравшаяся сюда труппа Петроградского государственного Малого драматического театра. В 1919 году в Костромском театре впервые в стране была поставлена пьеса А. В. Луначарского «Фауст и город».


Пр.Сталина близ театра А.Н.Островского (1957г).

В настоящее время Костромской театр, получивший имя А. Н. Островского, располагает хорошей труппой и с успехом ставит как классические, так и современные пьесы. В 1960 году для обучения начинающих актеров создана театральная студия.

Здание театра известно еще и тем, что здесь впервые в Костроме загорелся электрический свет, причем для освещения использовался обыкновенный маломощный движок.

Напротив театра, на бульваре, в 1967 году установлен памятник А. Н. Островскому, перевезенный из музея-усадьбы драматурга Щелыково: бронзовый бюст покоится на колонне из полированного головинского лабрадора, основание которой обвивает лавровый венок из чеканной бронзы. Скульптор Н. Е. Саркисов изобразил Островского в самом расцвете творческих сил.

Угловое здание — старейшее из сохранившихся на проспекте. Построено оно в 1793 году купцом первой гильдии Дурыгиным на бывшем фабричном пустыре. Дом Дурыгиных представляет собой один из наиболее удачных образцов архитектуры классицизма конца XVIII века в Костроме.


Бывш. дом Дурыгиных. Ныне кулътпросветучилище

В плане здание выглядит вытянутым прямоугольником 30X17 м. Главный его фасад, выходящий на проспект Мира, выдержан в хороших пропорциях. Центральная часть выделена каннелюрованными ионическими пилястрами и полуциркульным завершением окон и дверей, которые выходили на балкон (ныне не существует). Низкий первый этаж с небольшими окнами смотрится как цокольный. Стены второго этажа оформлены вытянутыми плоскими прямоугольными нишами, где размещены окна. Четкий ритм чередования простенков и окон создает впечатление уравновешенности. Изящен лепной декор здания, где в качестве основного мотива использованы гирлянды. Они оформляют окна центральной и боковых частей дома и включены в композицию капителей.

Главный вход в здание расположен в центре фасада. Через вестибюль и трехмаршевую чугунную лестницу мы попадаем на второй этаж с обычной анфиладой парадных комнат по главному фасаду. Многие из них имеют лепной декор потолков тонкого рисунка. При осмотре интерьера в дурыгинском особняке следует обратить внимание на печи. Каждая из них представляет законченное произведение малой архитектурной формы и служит украшением комнаты. Среди них печь с обелиском, увитым гирляндами, и печь с коринфскими пилястрами.

В 1845 году дом по наследству перешел к внучке М. П. Дурыгина — Л. И. Солодовниковой, жене богатого купца из старинного костромского рода, монополизировавшего еще в XVIII веке производство солода. Солодовниковы скупали у окрестных крестьян хмель, а разбогатев, завели кожевенные заводы и полотняные мануфактуры и стали играть влиятельную роль в городской думе. В 1861 году Солодовниковы продали здание состоятельной помещице Е. Н. Мичуриной, превратившей его в «доходный дом»: там помещались прачечные, пекарня и частные квартиры, а в конце XIX века его приобрела казна для губернского акцизного управления, ведавшего контролем за продажей спиртных напитков.


Бывш. дом Дурыгиных. Изразцовые печи

В 1918 году после ликвидации этого управления здание передали вновь созданной губернской библиотеке. Туда сразу же стали свозить книжные собрания из упраздненных царских учреждений и помещичьих усадеб. Областная библиотека находилась здесь до переезда в новое помещение. С 1965 года в бывших купеческих палатах разместилось областное культпросветучилище. Оно возникло в 1930 году в Нерехте, потом находилось в Галиче. Училище имеет отделения: хоровое, танцевальное, театральное, оркестров народных инструментов, библиотечное, на которых обучается около 600 учащихся (из них треть заочно). В одной из комнат открыт музей училища.

Двухэтажный дом на правой стороне улицы построен в первой трети XIX века знатным дворянским семейством Сипягиных. Николай Мартьянович Сипягин (1785— 1828) — герой Отечественной войны 1812 года, адъютант Багратиона, по возвращении из Франции основал Общество любителей военных наук. Будучи военным губернатором Грузии, он находился в дружеских отношениях с А.. С. Грибоедовым.

Позднее здание было перестроено и утратило первоначальный архитектурный облик.

Во дворе сипягинского дома в небольшом флигеле в 90-е годы XIX века помещалась слесарная мастерская, принадлежавшая видному революционеру В. В. Буянову, одному из организаторов первых марксистских кружков в России. Сосланный на родину в Кострому, Буянов создал здесь отделение ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», его мастерская была явочной квартирой для местных и приезжих социал-демократов.

Красный кирпичный дом на углу (соединенный теперь с бывшим сипягинским) выстроен много позднее — в 70-х годах XIX века. С 1924 года там открылась городская больница, а в настоящее время он занят под родильный дом. До революции в нем находилось четырехклассное духовное училище, в котором дети священнослужителей готовились к поступлению в семинарию. Директор училища И. П. Виноградов, страстный библиофил, собрал богатейшую частную библиотеку в Костроме.

Улица, пересекающая проспект Мира, названа именем Вадима Князева, костромича, Героя Советского Союза, погибшего в годы Великой Отечественной войны; прежде она называлась Банковской.

Четырехэтажное кирпичное здание напротив родильного дома возведено в 20-е годы нашего столетия и является как бы праотцом жилищной кооперации в городе. Во дворе соседнего дома в деревянном флигеле помещалась вторая в Костроме частная музыкальная школа сестер Иорданских.

Интересна история углового здания на противоположной стороне проспекта. Оно было построено на рубеже XVIII—XIX веков тем же М. П. Дурыгиным и тоже унаследовано Л. И. Солодовниковой. Солодовниковы долго удерживали дом за собой, открыв там трактир. В конце XIX века хозяева сдали часть дома Межевому управлению, а в первом этаже поместилась первая в Костроме водолечебница. В настоящее время это жилой дом.

Оформление фасадов дома Солодовниковой выдержано в более строгих формах, чем стоящего напротив через улицу дома Мичуриной. Пилястры ионического ордера во всю высоту фасада акцентируют его среднюю часть. Характерной особенностью архитектурной композиции являются рустованные в нижней части пилоны, закрепляющие углы здания. Небольшой междуэтажный карниз проходит прямо под окнами второго этажа. Над окнами размещены сандрики и лепка в виде мелких круглых розеток и виньеток растительного орнамента.

В доме Солодовниковой также были изразцовые печи, представлявшие художественную ценность, но после многократных перепланировок многие из них уничтожены. В настоящее время сохранилась одна угловая печь на втором этаже в форме колонны на постаменте. Верх колонны декорирован искусно сделанными гирляндами из роз и завершается нарядным карнизом из сухариков и пальметок. На колонне стояла изящная изразцовая ваза, которая, к сожалению, не сохранилась.

Следующие дома этого квартала не представляют интереса ни в архитектурном, ни в историческом отношениях. Можно отметить только угловое двухэтажное кирпичное здание по правой стороне, в котором в начале 20-х годов размещалась биржа труда. Большинство предприятий города тогда бездействовало, и сотни безработных стекались к зданию биржи в надежде получить хотя бы какую-нибудь работу или пособие. С восстановлением народного хозяйства и ликвидацией безработицы существование биржи труда стало излишним.

Сенная площадь, через которую проходит проспект Мира, возникла сравнительно недавно — в конце XVIII века. На ее месте сначала была Кузнечная слобода, заселенная ремесленниками. В центре, на берегу большого пруда, стояли мастерские медников. В XVIII веке часть кузниц перешла к близживущим помещикам, больше всего к Карцевым, а некоторые закрылись, не выдержав конкуренции с промышленностью. Частые пожары опустошили слободу, и на открывшейся площадке появился торговый рынок — крестьяне вели здесь торг сеном, скотом, горшками и т. д. Рядом с рынком возникли постоялые дворы. Бойкое место привлекало и купцов. В петровские времена у Медного пруда поставили дом купцы Пановы, ведущие оживленную торговлю с востоком, — они были пионерами освоения северо-западной Америки и снаряжали за свой счет корабли в Северный Ледовитый океан.

По планам, разработанным архитекторами в конце XVIII века, Сенная площадь, переименованная в Павловскую, должна была стать центральной в городе. На ней появились дома знати. В частности, на площади находился деревянный дом графа С. Р. Воронцова, крупнейшего государственного деятеля и дипломата, многолетнего посла в Англии, а также каменные и деревянные дома видных губернских чиновников. Но от каменной застройки Павловской площади торговцы отказались. Поэтому здесь продолжали стоять мелочные лавки, а на площади бурлил толкучий рынок, куда съезжалить с продуктами крестьяне, отчего он и назывался Сенным.

После Октябрьской революции Сенная площадь реконструируется. В конце 20-х годов был засыпан Медный пруд, а на его месте начали строить баню, введенную в строй в начале второй пятилетки.

В 1967 году Сенная площадь переименована в площадь Мира. Старый рынок снесен, а на его месте устроен сквер, в центре которого положена плита будущего памятника-обелиска воинам-костромичам, павшим в Великой Отечественной войне. Здесь же в ближайшие годы планируется сооружение многоэтажных домов, цирка, высотной гостиницы.

Одноэтажные и двухэтажные здания, которыми до революции была застроена Сеяная площадь, представляли любопытные образцы деревянного зодчества. Особенно выделялся дом Архангельского на углу Сенной и Лавровской улиц с красивыми ампирными наличниками окон первого этажа и оригинальными антресолями (обезображен позднейшими перестройками). Некоторое представление о таких домах дают два двухэтажных здания по левой стороне проспекта Мира при пересечении его Вольной улицей.

Напротив них на правой стороне проспекта находится старый деревянный дом (№ 26), принадлежавший прежде Снежневским. В нем жил известный советский психиатр Андрей Владимирович Снежневский, работавший в 30-х годах главным врачом костромской психобольницы Никольское и много сделавший для превращения ее в передовое медицинское учреждение. В настоящее время А. В. Снежневский является действительным членом Академии медицинских наук СССР и директором Института психиатрии АМН СССР.

Дальнейшую часть проспекта Мира до больницы можно проехать на автобусе, так как в этом районе нет интересных историко-архитектурных памятников. Застраиваться он стал только в конце XIX века небольшими деревянными домиками, селилась здесь преимущественно беднота. В последние годы в конце проспекта Мира ведется большое жилищное строительство: возводится 4 и 5-этажные каменные дома, заасфальтированы тротуары и проезжая часть улицы.

В конце проспекта Мира, на правой стороне, возвышаются корпуса областной больницы — крупнейшего лечебного заведения Костромской области. Это также новостройка: первый ее корпус был построен в 1958 году, а открытие произошло в 1960 году. Больница является настоящим лечебным комбинатом на 600 коек. Здесь оборудованы физиотерапевтические кабинеты, водо- и грязелечебницы, несколько операционных и других кабинетов. Специализированные отделения больницы: хирургическое, травматологическое, нейрохирургическое, кардиологическое, челюстно-лицевое и др. оснащены новой диагностической и лечебной аппаратурой. Больница является базой для Ярославского медицинского института, студенты которого проходят адесь практику. В самой больнице трудятся около 100 врачей и свыше 300 медицинских сестер.

Рядом с областной больницей находится кладбище, где в годы Великой Отечественной войны были похоронены бойцы Советской Армии, скончавшиеся от ран в костромских госпиталях. На кладбище воздвигнут памятник павшим воинам. Ежегодно 9 мая приходят сюда тысячи костромичей, чтобы почтить память героев, отдавших жизнь за свободу и независимость Родины.

Кострому прежде с севера и востока окружали густые леса. Остатки этих лесов сохранились вплоть до нашего столетия. К концу проспекта Мира примыкал лес, который жители называли Посадским. Здесь, в сосняке, было любимое место отдыха горожан — по воскресеньям в Посадский лес они выезжали целыми семьями, со своими самоварами, весной же там ежегодно происходило народное гулянье, или Яриловка, бывшее как бы отголоском древних празднований в честь языческого бога Ярилы. До революции передовые рабочие нередко собирались здесь на митинги и массовки, перед ними выступали руководители костромских большевиков.


Аллея перед павильонами ВДНХ

После революции, во время топливного кризиса, лес вырубили, а в 1956 году на этом месте были выстроены первые 12 павильонов областной промышленной и сельскохозяйственной выставки. В 1959 году ее переименовали в Выставку достижений народного хозяйства. Выставка занимается обобщением передового опыта и пропагандой успехов коммунистического строительства, а также внедрением в народное хозяйство последних достижений науки и практики. Предприятия и колхозы присылают на выставку огромное количество интересных экспонатов, для размещения и экспонирования которых выстроены павильоны: главный, животноводство, картофель, овощи и садоводство, кормопроизводство, зерновое хозяйство, льноводство, лесная и деревообрабатывающая промышленность, легкая промышленность и другие, а также ряд площадок, помещении для скота и кинолекторий. Выставка является постоянно действующей, но для посетителей она открыта только летом и осенью, в прочие же месяцы организуются передвижные тематические выставки. Экспозиции Выставки достижений народного хозяйства дают достаточно полное представление не только об экономике, но и о культуре Костромской области, а внешний вид и территория выставки делают ее хорошим местом отдыха.


Павильон ВДНХ 1965. Фото: Мозолев В.В.

К территории выставки непосредственно примыкают сооружения ипподрома. В 1940 году трудящиеся Костромы и соседних районов построили ипподром для испытаний и соревнований рысистых лошадей, выращиваемых в близрасположениых колхозах. В последние годы ипподром значительно благоустроен.

Kostroma Attractions