1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Педагогика

Моя педагогика основывается на идее гуманитаризации и гуманизации содержания и процесса образования. Гуманитаризация предполагает насыщение содержания образования предметами гуманитарного цикла, в которых сообщаются знания об идеале человека, его сущности и назначении, включая и естественно-научные знания о нём. Философии среди таких дисциплин принадлежит центральное место: она обосновывает и обобщает данные всех наук о человеке, как гуманитарных, так и естественных, и придаёт им нормативно - ценностную мировоззренческую ориентацию.

Однако в реализации этой идеи роль преподавателя незначительна, поскольку он практически отстранён от процесса формирования учебного плана и от него не зависит, какие дисциплины и в каком объёме изучаются.

Но зато в гуманизации, то есть в придании человечности процессу обучения, решающая роль принадлежит преподавателю. Именно здесь проявляется уникальность, неповторимость, самоценность и незаменимость его как личности и его профессионализм. Это тем более важно в условиях бюрократизации и обездушивания системы образования в целом и тотального наступления в эту сферу бесчисленного количества всяческого рода технологий.

Не будучи противником технологий, я всё-таки склонен полагать, что в применении к человеку, к живой человеческой личности они превращают её просто в объёкт приложения бездушных обезличенных внешних сил, игнорируя её уникальность неповторимость и даже не спрашивая её согласия на это. В этом есть нечто унижающее человеческое достоинство, оскорбительное пренебрежение к человеку. И в равной мере это применимо и к преподавателю, и к студентам. Поэтому преподавание в моём понимании - это искусство общения, в котором раскрываются, развиваются и реализуются лучшие человеческие качества и преподавателя, и студента. В основе этого искусства лежит взаимное доверие, уважение, понимание, взаимный интерес и если хотите даже взаимная симпатия, если уж не любовь.

За сорок два года своей педагогической деятельности я пришёл к однозначному для себя выводу: “Никто не хочет быть плохим по своей собственной воле”. Поэтому, если у студента не получается хорошо учиться, то это не столько его вина, сколько его беда, причины и масштабы которой он либо ещё пока не осознаёт, либо не может назвать. В преподавании философии - главным является пробуждение чистого, бескорыстного познавательного интереса как главного мотива изучения предмета, который необходим для становления и развития личности. Это частично и нашло выражение в предлагаемом видеофильме.

 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16