Предисловие

Стержнем книги в первую очередь является круг научных приоритетов А.И. Ревякина. Проблематика сборника раскрывается в четырех его разделах: «Театр Островского», «О Чехове», «Вопросы теории», «Memoria». В книгу вошли работы ученого, статьи и воспоминания 34 авторов, составляющие в целом некое содержательное и концептуальное единство. Так, соседство разделов об Островском и Чехове позволило высветить важнейшие вехи в развитии отечественной драматургии и театра.

В раздел об Островском включены 5 работ А.И. Ревякина. Широко привлекая разнообразные источники, вводя в научный оборот архивные материалы и ранее неизвестные факты, ученый воссоздает творческую историю пьес Островского, анализирует их проблематику и поэтику, прослеживает деятельность драматурга как режиссера-постановщика, организатора театральной жизни.

В статьях об Островском и русской драматургии его времени, публикуемых в этом разделе, рассматриваются перипетии цензурной истории пьес (авторы — И.А. Ревякина, Л.В.Чернец), предлагаются новые подходы к осмыслению драмы «Гроза» (авторы — М.И. Свердлов, Г.И. Романова). Найденные в архивах подтверждения самоотверженной работы Островского с молодыми драматургами обобщает Е.Р. Коточигова. Патриотический пафос творчества писателя, ярко выраженный в его исторических драмах, подчеркивает И.А. Овчинина. Знаменательные тенденции, свидетельствующие о пути Островского к «новой драме», выявляет Ю.В. Бабичева. В статье А.И. Журавлевой предпринята попытка сравнительно-типологического анализа Островского и Г. Ибсена.

Авторы анализируют характерные свойства театральной интерпретации пьес драматурга — в России (статьи Ю.К. Герасимова, Н.Н. Скатова, Н.С. Гродской) и за рубежом (статьи Л.Г. Голубевой, Т.Б. Проскурниковой). В конце ХХ в. отечественные и зарубежные постановки пьес А.Н. Островского позволили глубже понять универсальный, общечеловеческий духовный пласт его творчества.

Завершают раздел фрагменты из книги А.И. Ревякина «А.Н. Островский в Щелыкове», а также очерк народного артиста России, давнего почитателя Щелыкова Г.М. Печникова и заметки сотрудников Государственного природного и мемориального музея-заповедника Е.Л. Цветковой и Л.М. Непряхиной.

Раздел о Чехове начинается статьей А.И. Ревякина о творческой истории пьесы «Вишневый сад». С протокольной точностью исследователь воспроизводит трудное рождение пьесы, драматизм первых постановок. Роль А.И. Ревякина в подготовке академического Полного собрания сочинений и писем А.П. Чехова (1974-1985) отмечает Л.Д. Опульская. Особенности сценического прочтения пьесы «Вишневый сад» на пороге XXI столетия анализирует Т.К. Шах-Азизова.

Общеизвестна чрезвычайная популярность Чехова за рубежом. В нашем сборнике эту тему дополняют сведения о переводах его пьес в Англии (автор — В.А. Ряполова), об изучении чеховской драматургии в Германии (статья В.Е. Хализева), о восприятии писателя в среде русской эмиграции (статья Т.Г. Петровой).

Раздел «Вопросы теории» открывает статья о теоретической поэтике П.Н. Сакулина (1868-1930), известного представителя социологического метода в литературоведении, научного наставника А.И. Ревякина. В свою очередь, В.П. Раков — автор статьи о Сакулине — прошел научную школу у Ревякина.

Тематика статей, публикуемых в этом разделе, была основной для А.И. Ревякина как теоретика литературы. Л.В. Чернец разъясняет содержание одного из ключевых литературоведческих понятий — словесный художественный образ, намечает типологию образов в литературном произведении. Центральная категория историко-литературного процесса — направление — определяет содержание ряда статей: своеобразие русского предромантизма отмечает В.Н. Аношкина; типологические разновидности классического реализма характеризует А.М. Гуревич; историю понятия социалистический реализм прослеживает А.А. Ревякина. (В свое время, как начинающий критик, А.И. Ревякин находился у самых истоков формирования этого направления в литературном процессе советской эпохи.)

Анализ специфики и взаимодействия различных литературных направлений занимал важное место в основных лекционных курсах ученого-педагога: «Введение в литературоведение», «История русской литературы XIX в.». Эти проблемы легли в основу его учебных книг.

В разделе «Memoria» о различных периодах научной и педагогической деятельности, о незаурядных человеческих качествах А.И. Ревякина вспоминают В.Н. Аношкина, П.В. Куприяновский, Н.И. Либан, Л.К. Оляндэр, В.М. Родионова, В.А. Старикова, Л.А. Ходанен, А.Л. Штейн. Впервые публикуется написанная в 1985 г. рецензия на 3-е издание его учебника «История русской литературы XIX в.: Первая половина XIX в.» (автор — Н.М. Шишова).

В статье Е.И. Соколовой представлены материалы личного архива ученого, хранящегося в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Автор выделяет документы, наиболее показательные в биографическом, литературно-творческом и общественном отношениях.

Приводится библиография основных печатных работ А.И. Ревякина.

Завершают сборник краткие сведения об авторах статей и указатель имен, упоминаемых в статьях.

К сожалению, объем книги не позволил опубликовать все полученные статьи; хотелось бы надеяться на понимание авторов, чьи работы не вошли в сборник.

*

Составители выражают глубокую признательность руководителю Центра гуманитарных исследований, заместителю директора ИНИОН РАН, доктору философских наук, профессору Л.В. Скворцову, зав. Отделом литературоведения ИНИОН, кандидату филологических наук Е.А. Цургановой и коллективу Отдела, а также руководителю Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки, кандидату исторических наук В.Ф. Молчанову за поддержку и непосредственное участие в подготовке книги.

*

А.Н. ОСТРОВСКИЙ, А.П. ЧЕХОВ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС ХIX-ХХ ВВ.: Сборник статей в память об Александре Ивановиче Ревякине (1900-1983) / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. литературоведения; Редколл.: Ревякина А.А. (отв. ред., сост.), Ревякина И.А. (ред.-сост.) и др. — М.: Intrada, 2003. — 608 с.

Редакционная коллегия:

ответственный редактор, автор предисл. и вступит. ст. — А.А. Ревякина;

редакторы-составители — А.А. Ревякина (ИНИОН РАН), И.А. Ревякина (ИМЛИ РАН);

члены редколлегии — Л.Д. Опульская (ИМЛИ РАН), В.П. Раков (Ивановский гос. ун-т), Н.Н. Скатов (ИРЛИ РАН), Л.В. Чернец (Моск. гос. ун-т).

Рецензент – член-корр. РАН, доктор филол. наук, профессор П.А. Николаев (Моск. гос. ун-т).

Творчество А.Н. Островского и А.П. Чехова, русский литературный процесс XIX-XX вв. и некоторые вопросы теории литературы — эти темы, рассматриваемые в сборнике, были приоритетными для А.И. Ревякина (1900-1983), доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР, яркого представителя отечественной высшей школы. Сборник включает, наряду с избранными работами ученого, статьи литературоведов и театроведов, близкие его исследовательским интересам. Есть также раздел воспоминаний.

Книга выходит в год 180-летия А.Н. Островского.

Инициаторами издания являются дочери и наследницы авторского права А.И. Ревякина (1983).

ISBN 5-87604-061-4

© А.А. Ревякина, составление, вступительная статья, 2003 г.

© И.А. Ревякина, составление, 2003 г.

© Издательство «Интрада», оригинал-макет, 2003 г.

Подготовка электронной версии книги: Ревякина Алина Александровна, Ревякина Ирина Александровна

 

Protected by Copyscape
Literary process