«Иного заступления не имамы...»

Многие представители рода В. В. Розанова служили в сельских приходских церквях на протяжении двухсот, а может, и более лет. Родовая фамилия их — Елизаровы, а первым Розановым в 1828 году стал отец писателя Василий Фёдорович при поступлении в Галичское духовное училище. Елизаровых-Розановых можно было встретить в Нерехтском, Макарьевс-ком, Ветлужском уездах; несколько поколений этого рода прослужили в уезде Кологривском.

В канун весны 1816 года в село Матвеево Кологривского уезда приехал новый молодой священник Фёдор Елизаров. Но сказать, что был он в этих местах чужаком, никак нельзя. Люди постарше помнили его отца — Никиту Ивановича, что служил в Николаевской церкви села Шири1. Все знали брата Климента — Благочинного округа, старшего священника Ильинской церкви села Ильинского (бывшее Валявкино)2. Да и сам Фёдор Никитич три года прослужил дьяконом вместе с братом, прежде чем был рукоположен в священника к Рождества-Богородицкой церкви села Матвеева 3.

* «Елизаровы» — родовая фамилия в том случае, если кто-либо из ближайших предков носил имя напр. «Елизар». Не исключено, что и эта фамилия «взята произвольно», например, при поступлении двоюродного деда В.В. Розанова Климента Никитича в семинарию. В Кологривском уезде были дворяне Елизаровы, пользовались исзвестностью Елизаровы-купцы, наконец, Елиазар и библейский Лазарь могли вдохновить отца Климента — бесфамильного Никиту Ивановича на подобный выбор.

Дед писателя был трудолюбив, крепок телом и духом, к должности — «рачителен». В Матвееве прожил он сорок один год и до последних дней состоял на службе при той же церкви4. Оставил после себя шестерых детей и новый храм, строительство которого было основным делом последнего десятилетия его жизни.


Дорога в с. Матвеево. Фото А. С. Крылова, ок. 1960 г.

История матвеевских церквей восходит ко второй четверти XVII века. В 1620 году за оборону Москвы от поляков государь пожаловал Борису Александровичу Репнину шесть деревень. В их числе была и деревня Матвеево, в которой к 1633 году построили две деревянные церкви: во Имя Рождества Пресвятой Богородицы и апостола Матфея. Деревня приобрела статус села и стала центром вотчины. В документах переписи 1646 года сохранилась запись: «...за боярином за князем Борисом Александровичем Репниным село было деревня Матвеево а в нем двор помещиков а в нем живут приказчики переменные да двор попа Михеева да двор пономаря Сережки Яковлева да крестьянские дворы»5.


Старинный дом села Матвеева. Фото А. С. Крылова, ок. 1960 г.

С течением времени церкви ветшали, уничтожались пожарами и вновь возводились — «на старом церковном месте». В 1712 году потомок первого владельца, князь Никита Иванонич, в прошении на Высочайшее имя писал: «в Галиц. моей вотчине в селе Матвееве есть церковь Рождество Пр. Богородицы с приделами св. пророка Илии и пр. о. Макария чудотворца холодная, а крестьяне оной моей вотчины обещались в том же « еле построить вновь церковь воимя Воскресения Христова, да и приделе арх. Михаила теплую и прошу вели государь из патр. кпз. приказа о строении вышеупомянутой церкви Божии дать Благословенную грамоту»6. То, что церковь, построенная в 1716 году, встала на месте старого храма, подтверждается живучестью прежнего названия: «Село Матвеево с деревнями ... принадлежат Н. В. Репнину. Всего 640 дворов и людей в них 1597 человек мужского пола и 1970 человек женского. В селе церк-


Село Матвеево. Фото А. С. Крылова, ок. 1960 г.
Russian philosophy