Щелыково - зримое и незримое

Десять лет назад Костромская специальная научно-реставрационная мастерская, которая разместилась в центре города, в невысоких, но просторных строениях «Больших мучных рядов», приступила к воссозданию Щелыковской усадьбы в том виде, в каком она была при жизни драматурга.

Результаты труда архитекторов-реставраторов мы воочию видим на каждом шагу в возрождённых памятниках зодчества. Но это лишь, так сказать, лицевая сторона, за ней скрывается кропотливая и чрезвычайно интересная исследовательская работа, о которой, к сожалению, наша печать почти ничего не рассказывает.

В одном из кабинетов мастерской, уставленной широкими чертёжными досками и книжными шкафами, я познакомился с архитектором-реставратором Леонидом Сергеевичем Васильевым, заслуженным работником культуры РСФСР, принимающим непосредственное участие в реставрации Щелыковской усадьбы. Всё, о чём пойдёт речь, рассказывается с его слов.

Прежде всего, видимо, нужно сказать о тех изменениях, какие претерпела усадьба после кончины драматурга, другими словами, о том исходном рубеже, с которого пришлось начинать реставраторам.

После смерти Александра Николаевича Щелыково, к большому сожалению, прошло долгий путь весьма существенных утрат. Усадебный дом подвергся переделкам. Были изменены наличники окон и оба крыльца на главном, северном фасаде. Фасады были выкрашены заново. Раньше они имели светлосерую окраску с белыми деталями (наличники, колонны), а стали цвета крашеных полов или кирпича.

В начале нынешнего века разобран одноэтажный «гостевой дом», где останавливался брат драматурга Михаил Николаевич и помещались библиотека и столярная мастерская писателя. Сруб перенесли на новое место, надстроили, и в усадьбе появился так называемый «голубой дом», в котором поселилась дочь драматурга Мария Александровна Шателен.

За годы, предшествовавшие созданию здесь музея-заповедника, пропали библиотека писателя и значительная часть обстановки усадебного дома, исчезли нижняя беседка, мельница и купальня на речке Куекше, были разобраны хозяйственные постройки.

Одним словом, реставраторам предстояла большая работа.

По фотоснимкам и воспоминаниям современников, очевидцев и главным образом внучки драматурга Марии Михайловны Шателен усадебный дом был восстановлен в том виде, каким он был последние годы жизни Островского. Зданию возвращена прежняя серо-белая окраска. Восстановлены изразцовые лежанки, плитки для которых были изготовлены керамическим цехом Ярославских реставрационных мастерских. Сотрудники музеязаповедника нашли в Кинешемском краеведческом музее четыре образца обоев, которыми были оклеены комнаты усадебного дома при жизни Островского; московская фабрика изготовила такие обои. Часть мебели была куплена в московских антикварных магазинах при консультации с М. М. Шателен. Усадебный дом имел печное отопление, таящее немалую опасность. Институт «Костромагражданпроект» по просьбе научно-реставрационной мастерской разработал систему воздушного отопления, которое и было установлено в щелыковском доме. Нижние венцы сруба, полы и подпольные балки были поражены грибком – их заменили. По старинным фотографиям восстановили ограду возле дома.

Щелыково нельзя представить без небольшого села Николо-Бережки, расположенного километрах в двух от усадьбы. В ограде здешней церкви, рядом с могилой отца, похоронен Александр Николаевич. С одним из жителей села – крестьянином Иваном Викторовичем Соболевым – драматурга связывала долгая сердечная дружба. Соболев обучал Островского столярному мастерству. Естественно, что реставрационные работы включили в свою орбиту и это село.

Начата реставрация Никольской церкви – интересного архитектурного памятника конца XVIII столетия. Под сводами её стоял перед погребением гроб с телом Островского. Кресты на церкви будут позолочены, вновь оживут краски настенной живописи. Кстати, роспись так называемой «верхней церкви» этого храма ещё до революции была замазана мелом по распоряжению местного священника, усмотревшего в этой росписи «католический душок».

Каменная ограда церкви и кладбища при ней пришла в весьма плачевное состояние. Теперь её не узнать, и слова благодарности за это нужно сказать строительной бригаде из пятнадцати студентов философского факультета Московского университета.

Изба И. В. Соболева совсем обветшала, даже перекрытия рухнули. Л. С. Васильев летом 1966 года произвёл всесторонний обмер заброшенной избы, чтобы составить представление о её первоначальном виде. На основании обмеров и натурных исследований был составлен проект реставрации, которая почти уже завершена. В этом типичном крестьянском доме второй половины прошлого века решено создать небольшой этнографический музей – музей дореволюционного крестьянского быта, и сотрудники Щелыковского заповедника разыскивают и собирают в окрестных сёлах и деревнях экспонаты для него.

И наконец, о «гостевом доме». Его придётся построить заново. Летом 1971 года студенты философского факультета Московского университета, приезжавшие восстанавливать церковную ограду в НиколоБережках, произвели раскопки на том месте, где когда-то стоял этот дом. Обнаружены остатки кирпичного фундамента и по ним установлены размеры дома. Архивы сохранили три фотоснимка – на двух дом запечатлён с юго-западной стороны, на третьем (очень плохого качества) – с северной. Вот, в сущности, и весь исходный материал, на основании которого Л. С. Васильев разработал рабочие чертежи – 25 листов.

Чтобы не захламлять территорию музея-заповедника, решено изготовить и собрать дом в Костроме, а затем, разобрав и промаркировав каждую деталь, перевезти в Щелыково и собрать его там уже окончательно. В «гостевом доме» будет литературный музей.

Строго научная реставрация касается не только различных строений – от усадебного дома до беседки и купальни, – но и самой природы.

Так возрождается Щелыково – священный уголок нашей земли. Возрождается руками людей, повседневный и многолетний труд которых – проявление их любви к великому русскому писателю, преклонение перед его творческим гением, благодарность за его колоссальный вклад в отечественную культуру.

Печатается по тексту публикации в журнале «Наука и религия», 1973, № 4, с. 80–82. (Прим. ред.)

Искусство. Архитектура в литературе