Церковь Воскресения на Дебре

В середине XVII века в городах Верхнего Поволжья получило распространение каменное строительство посадских храмов, отличавшихся большим своеобразием архитектурного решения. Одним из таких храмов является церковь Воскресения на Дебре в Костроме, построенная в 1652 году. Церковь представляет собой почти кубический объем, поднятый на высокий подклет и окруженный с трех сторон галереями. В конце северной галереи имеется придел – дополнительное помещение для богослужения, как бы маленькая церковка. Придел носит название Трехсвятительского.
На галерею церкви с севера, запада и юга ведут крыльца. Композиция крылец, их завершение в форме шатров тесно связаны с характером древних деревянных храмов Костромского края. Возможно, что такие же крыльца были и у первоначальной деревянной церкви, стоявшей на этом месте, по преданию, еще в XIV веке.
Первоначальный архитектурный облик храма был еще более близок к образцам деревянного зодчества: арки, подклета и галереи, а также ползучие арки лестниц на крыльцах были открытыми, кровля здания устроена по закомарам, т. е. полукружиям, которыми завершаются стены четверика. Закомары соответствовали сводам, перекрывавшим четверик. Обычне для зданий XVII века плоские лопатки, которые расчленяют стену и усиливают ее конструктивно на углах и в местах опирания закомар, в церкви Воскресения заменены спаренными полуколоннами. Это сделало стену пластически более выразительной.
Не совсем обычен и карниз, отделяющий закомары от основного поля стены. Здесь он имеет большой вынос, а его профилировка отличается большой сочностью и разнообразием элементов.
Особенно богато решены въездные ворота. Арки ворот опираются на приземистые столбы кубышки. Поле стены ворот украшают квадратные ширинки, в которые вкомпонованы резные клейма из белого камня.
Первоначально ворота не были соединены с западным крыльцом церкви. Позднее, очевидно в средине XVIII века, к западному крыльцу были приложены боковые стенки, соединившие ворота с папертью. Тогда же были заложены наглухо арки подклета, а в арках галереи при закладке устроены окна с наличниками, по своей форме характерными для архитектуры XVIII века.
В 1871—1873 гг. в торце южной галереи, с восточной стороны, была пристроена еще одна алтарная апсида, переложены своды галереи, расширены окна в четверике. По всей вероятности, к этому времени относится и пестрая раскраска фасадов «в шашку». Первоначально здание имело известковую обмазку стен. Цветными были только изображения в полукружиях закомар. в нишах придела и над арками ворот.
В архитектурном убранстве фасадов и интерьеров церкви Воскресения на Дебре широко использован белый резной камень.
Белокаменные резные вставки введены повсюду: в столбики аркатуры барабанов глав, в колонки оконных наличников, резные гирьки были подвешены в арках галереи и крылец.
Простые и крупные членения рельефов белокаменных вставок аркатуры барабанов глав и наличников окон, удаленных от зрителя, заменяются сложными сочетаниями геометрических и растительных орнаментов и плетенок в деталях, декорирующих доступный для обзора мижмий ярус памятника. Особенно интересными и сложными являются белокаменные рельефы «святых враги церкви Воскресения: сирины, неясыти, львы В рельефах сказочных животных мастера-камне-сечиы воплотили свои представления о богатстве и красоте, о неисчерпаемом многообразии мирг природы.
Обратите внимание на кованую железную дверь западного входа в четверик. Запор двери выполнен а виде витой железной веревки, удивляя искусством древних кузнецов.
Особого внимания заслуживает древняя стенопись памятнике. Первоначальная роспись церкви и галерей была выполнена вскоре после сооружения памятника в 1650—1651 годах. Стенописи сильно пострадали от времени, но те фигуры, которые сохранились лучше других (лики херувимов, Иосиф, Симеон), привлекают зрелым мастерством, энергичной манерой письма.
Построение живописной декорации а галереях церкви отличается спокойной ясностью в расположении отдельных сюжетов. Колорит мягкий и сдержанный. Основой цветового строя росписей являются многообразно примененные охры— от теплой золотисто-желтой до плотной красно-коричневой. В сочетании с голубыми, пепельно-серыми, светло-зелеными и оливковыми тонами фона и пейзажа они образуют спокойную, несколько приглушенную красочную гамму, на которой неяркими пятнами горят малиновые, темно-вишневые и изумрудно-зеленые цвета одежд и предметов.
Западную паперть расписывал главный мастер (по-видимому, Василий Ильин Запокровский). Художника отличают глубина мировосприятия, умение слить множество сюжетов в одну грандиозную композицию, повествующую о судьбе мира, о борьбе добра и зла, о конечной победе светлых начал.
Стенопись южной галереи исполнена другим мастером. Монументальный стиль Василия Ильина был чужд художнику, и в своих композициях он постоянно сбивается на рассказ, на затейливое повествование, а котором органически уживаются и бытовые детали, и фольклорные, апокрифические подробности.
По всей вероятности, Трехсвятительский придел был расписан одновременно с церковью и галереями в середине XVII века.
Однако первоначальные росписи просуществовали недолго. По всей видимости, в 8С-е годы XVII века они были заменены другими.

Монументальное решение стенописей, мастерство компоновки фигур, насыщенная цветовая гамма — все это роднит композиции придела с подписными работами Гурия Никитина в ярославской церкви Ильм Пророка и в Троицком соборе Ипатьевского монастыре. Но бурная динамика фресок, предельная драматизация сцен апостольских мучений, резкие цветовые контрасты алого, сине-зеленого и белого чужды Гурию Никитину, в композициях которого всегда господствует мощное хоровое, эпическое начало, а четкий, величественный ритм пронизывает и объединяет весь ансамбль живописи. Поэтому мы склонны приписать росписи Трехсвятительского придела мастеру круга Гурия Никитина, имевшему ярко выраженный индивидуальный почерк.
В цериви Воскресения сохраняется также уникальный образец древнерусского резного искусства по дереву — иконостас Трехсвятмтельского придела, установленный, вероятно, в вО-х годах XVII века .
Иконостас состоит из горизонтальных полок-тябел, царских арат и надвратной сени. Традиционная конструкция тяблоаого иконостаса осложнена здесь вертикалями столбиков-колонок и кронштейнами в виде человеческих рук. Проем царских врат акцентирован спаренными колонками, на которые опирается широкий резной архивольт, украшенный короной из пальметок и крупными резными бусами в виде шишек. Надвратная сень и створки царских врат декорированы киотцами-храмиками и венками с живописными изображениями троицы, евхаристии, благовещения и четырех евангелистов. Вся поверхность иконостаса заплетена мелким кружевом искусной резьбы, а яркая раскраска фонов в синий, зеленый и красный цвета придает сооружению вид сказочных палат, которые так любили изображать русские иконописцы XVII века.
Наиболее древней иконой храма является ««Богоматерь Феодоровская» середины XIII века. В течение многих столетий икона была своеобразным палладиумом и наиболее почитаемой святыней Костромы .
XV веком датируют специалисты икону Спаса-Вседержителя из главного иконостаса храма. В XVI веке написаны огромные поклонные образы в киотах иа столбах четверика «Троицы ветхозаветной» и «Богоматери Смоленской!» (икона расчищена). Однако большинство икон относится ко времени сооружения церкви, то есть к первой половине и середине XVII века.
При всем различии индивидуальных почерков иконописцев видна определенная общность в колорите и в композиционном построении произве-дений. Некоторая архаичность художественного языка подтверждает местное, костромское происхождение икон.
В комплексе с церковью Воскресения на Дебре, которая была раньше холодной, летней церковью, находилась и стоящая рядом Знаменская зимняя церковь. Построена она была по типу приходских трапезных храмов, в композицию которых входила колокольня. Первоначальная постройка ее относится, по-видимому, так же, как и церкви Воскресения, n XVII веку. В дальнейшем Знаменская церковь неоднократно перестраивалась. надстраивалась, расширялась и в настоящее время требует проведения серьезных исследований и реставрационных работ.
К. Тороп, А. Кильдышев, 1971
