Мы – наследники великой культуры

А.П. Дурилов. 1995

25 – 26 мая в Костроме состоятся религиозно-философские чтения, посвященные памяти и творческому наследию выдающихся русских философов: отца Павла Александровича Флоренского и Василия Васильевича Розанова. Об этом – разговор А.П. Дуриловым, преподавателем Костромского пединститута, одним из организаторов чтений.

Прежде всего, Александр Павлович, расскажите, кто явился инициатором этого мероприятия и почему чтения проводятся в Костроме?

– Мне бы не хотелось употреблять этого слова – «мероприятие», поскольку в этом деле не было никакой формальности и обязаловки. Инициатива всецело принадлежит Фонду культуры, конкретно – Антонине Васильевне Соловьёвой, она всех нас собрала вокруг этой идеи. И что особенно радует: мы нашли общий язык с епархией, владыка Александр обещал всяческую помощь, в чтениях участвуют священники, да и сами чтения будут проходить в помещении духовного училища.

Теперь о том, почему всё это состоится именно в нашем городе. Василий Васильевич Розанов – родом из Ветлужского края, учился в Костромской гимназии. Отец Павел Флоренский связан с Костромой своими предками по отцовской линии, судя по его работам, он не раз здесь бывал. Таким образом, мы с полным правом можем считать двух величайших русских философов своими земляками.

Не боитесь ли вы, что организаторов упрекнут в несвоевременности устроения чтений, как всегда сославшись на то, что «времена сейчас трудные», деньги надо расходовать на решение социальных вопросов, а не на массовые мероприятия?

– Да, подобные упрёки сейчас часто раздаются. Но если вдуматься, то, может быть, и нет сейчас более важного дела, чем то, которым мы занимаемся. Поскольку речь идет о системе ценностей. Возьмите простой пример: возвращение исторических названий улицам, о чём тоже говорят, что не время этим заниматься. Вот, есть в Костроме улица Войкова, убийцы русского царя. Если мы с этим согласны, значит, для нас нет исторической справедливости. Если же она нам всё-таки дорога, то необходимо начинать с восстановления нравственных, духовных ценностей. Потому что как в развитии личности, так и в жизни народа в целом, нравственность является определяющим понятием. Без сохранения духовных ориентиров не может быть и экономического процветания! Вы возьмите запад, на который мы любим равняться: его благополучие держится тоже на духовных ориентирах, только они там иные, чем у нас, там в основе лежит протестантская этика. Наша духовная основа – православие. Веками наш национальный характер складывался а соответствии с этой традицией. Потом она была прервана. И сегодня, когда ложные идеологические установки рухнули, вопрос этот приобрел для нас особую остроту. Чем будем жить? Уже раздаются голоса, что мы – народ несамостоятельный, без кнута не можем. А потому новым кнутом нас пробуют обратить в чужую веру. Пока этого ещё не произошло, нам необходимо опамятоваться, вспомнить, что мы, русские, – наследники великой культуры, которая обогатила человечество, которая и нам может помочь в трудные времена. Вернуть это чувство национального самосознания – огромная и наиважнейшая задача. Вот почему неуместны разговоры о том, вовремя или нет мы проводим чтения, возвращаем исторические названия улицам, восстанавливаем могилы наших умерших земляков: писателей, философов, учёных, предпринимателей.

Согласитесь, Александр Павлович, что чтения массовым мероприятием не станут, да и труды русских философов конца 19 – начала 20 вв., которые наконец-то стали издаваться, всё-таки не вызывают сколько-нибудь широкого интереса не только у рабочих, но и среди интеллигенции.

– Я думаю, что определённый интерес всё-таки есть. Конечно, после того, как столько лет мы были отчуждены от этого богатства, трудно осознать, каким наследством мы владеем. Но поймите: раньше ведь тоже не все увлекались чтением философских трудов. На мой взгляд, обратиться к философскому наследию важно прежде всего для интеллигенции, которая всегда первой влияла и теперь влияет на изменения общественной жизни.

Однако напомню: речь мы ведём о философах религиозных, хоть и очень разных. Отец Павел Флоренский – философ православный, и он эту позицию подчёркивал. Поэтому важно, чтобы образованная часть нашего общества обратилась к православию. Если уж в нас не воспитаны религиозные чувства, вера не пришла к нам естественным путём от предков наших, то хотя бы через философию, может быть, мы придем к православию? Более того, необходимо преодолеть стереотип, который в нас настойчиво насаждался – о несовместимости религии и философии, враждебности религии и науки.

И ещё. Сегодня, когда идёт активная, навязчивая пропаганда западных стандартов жизни, западных ценностей, нам необходимо сохранить себя. Понимаем мы это или нет, но мы всё равно останемся русскими, а, следовательно, и православными. Но совсем другое дело, когда мы будем это осознавать и стремиться быть самими собой, не напяливать на себя чужие одежды.

Русская философия конца 19 – начала 20 вв. переживала подъём, и она имеет ряд бесспорных достижений, что признано во всем мире. Это, прежде всего, решение вопроса об отношении человека к природе не только как к окружающей среде, но и как к природе самого человека. Это особое отношение присуще именно русскому человеку. Потому что русский человек, как отмечал Флоренский, это человек чувства, а не рассудка, он не разделял себя и природу. Западному человеку, как, кстати, и западной философии, присущ рационализм, а русским движет, прежде всего, чувство. Особенно важно, что в вопросах мировоззренческих отец Павел отдает приоритет не науке, а вере. Потому что именно вера, а не рассудок, выводит человека к истине.

Наверное, не лишним будет подтвердить всё сказанное примером жизненного подвига самого отца Павла Флоренского?

– Действительно, не только книги, но и сама жизнь его была примером стойкости и верности национальным ценностям. Отец Павел Флоренский пережил гонение, погиб в лагере, а ведь ему предлагали эмиграцию, у него была возможность уехать, но он предпочёл разделить судьбу своего народа. В этом тоже – проявление национального характера. Стал бы западный человек работать в таких условиях – это ещё вопрос.

Александр Павлович, я думаю, что, поскольку Вы являетесь преподавателем, нелишне будет сказать несколько слов о том, как учат сейчас философию в вузах, есть ли у нынешних студентов интерес к нашему философскому наследию!

– Вообще с преподаванием предметов гуманитарного цикла сейчас сложилась уникальная ситуация. Встаёт вопрос: чему учить? Учебников по марксизму-ленинизму изобилие, а трудов русских философов – крохи. Немецкую классическую философию изучали, а русскую? Её будто и не было вообще. Я учился в философской аспирантуре, а о Флоренском, Розанове, Соловьёве ничего не знал.

Хоть и небольшими тиражами, но всё-таки сейчас их книги появились, и у ребят проснулся интерес. Есть очень начитанные ребята. Недавно одна моя студентка сделала потрясающий доклад о Соловьёве! И, если по чести сказать, такие ребята всегда были. Например, учился у меня Андрей Камперов. Он ещё в те годы, когда это было строжайше запрещено, приносил мне религиозную литературу и, можно сказать, первым привёл меня к пониманию значения православия. Сегодня моя задача – пробудить интерес к русской философии у ребят, организовать общение. Они сами такого общения жаждут, предложили создать философский клуб, и я думаю, что эту затею мы осуществим.

Давайте в заключение ещё вернёмся к нашим религиозно-философским чтениям. Кто примет в них участие?

– Это, прежде всего, наши учёные, преподаватели всех трёх костромских вузов, священники. Будут также гости из Москвы, Санкт-Петербурга, преподаватели Елецкого и Череповецкого пединститутов. Дали своё согласие на участие в чтениях внуки отца Павла Флоренского – отец Андроник, настоятель Валаамского монастыря, и профессор П. В. Флоренский, учёные из института мировой литературы, института научной информации по общественным наукам Российской Академии, ЦГАЛИ, Российского государственного гуманитарного университета, МГУ, издатели, журналисты и другие.

Чтения откроются 25 мая в 10 часов в помещении духовного училища. Мы приглашаем принять участие в них всех желающих.

Лариса Сбитнева

Молодёжная линия. – 1992. – 22 мая.

 Program of religious and philosophical readings. Kostroma, 1992. Page 1
 Program of religious and philosophical readings. Kostroma, 1992. Page 2
Программа чтений

Опубликовано:

© Костромской общественный фонд культуры