Губернский дом 2005 год. № 5-6
Историко- краеведческий культурно- просветительский научно- популярный журнал № 5-6. – Кострома: Б/и, - 2005.
Содержание
Время Общество ЗнаниеРазвитие стройкомплекса губернии-области в 1918-2000 годах. 8
Рассказывает главный архитектор области. 20
Города в системе расселения области. 26
Строительство особых объектов на костромской земле. 31
Тайны кремлевского холма. Интервью с Иосифом Шевелевым. 38
Общество «Кострома-Байконур». 44
Альберт Кильдышев. Воспоминания, дневники. 47
Свидетельства Архивы ДокументыПостроено впервые в Костроме. 55
Крепостные строители и архитекторы-костромичи. 59
Городские архитекторы. 62
Забытый зодчий. 76
Письмо архитектора Фурсова. 81
Строительные промыслы и ремесла. 84
История в документах. 90
Костромской кремль: прошлое, настоящее, будущее. 95
Хроника настроений. К вопросу о постройке... ПО Устройство трамвая и ретирад в Костроме. 114
Литература Искусство КультураПитерщики-галичане. Этнографический очерк. 121
Обычаи, обряды, легенды. 131
Народное краснословие. 133
Савва Ямщиков. Свет костромской глубинки. 139
«Был дом под Костромой...» Стихотворение Б.Пастернака. 148
"И эти дни пришли"
Строительство особо значимых объектов на костромской земле
ВОЛГОМОСТ
Первый пятилетний план, утвержденный XV съездом ВКП(б) в 1927 году, включал в себя 518 ударных строек. В этот перечень, наряду с Турк-сибом, Днепрогэсом, Магнитогорским и Кузнецким металлургическими комбинатами, был включен и железнодорожный мост через реку Волгу в г. Костроме.
Его возведение началось с того, что 7 апреля 1929 года состоялся пленум Костромского губкома партии. На нем был утвержден развернутый план строительства с указанием сроков окончания каждого объекта и завершения всего строительства к маю 1932 года.
Были созданы управление “Волгомост”, городской комитет содействия строительству, по всем фабрикам и заводам прошли митинги, на которых принимались обязательства во внеурочное время изготовить для строителей подъемные краны, кувалды, кузнечные зубила, топоры, ломы, лопаты.
Автомашин и самосвалов не было. Бетон укладывали в вагонетки и по пять-шесть человек тянули их за двести- четыреста метров по рельсам. Не было автогена, электросварки, бензорезки; все это заменяли зубила, примитивные слесарные инструменты.
И в этих тяжелейших условиях наблюдается небывалый трудовой подъем, вызвавший среди строителей зарождение соцсоревнования. Лозунг соревнующихся гласил: “От ударных бригад - к ударным цехам, от цехов - к ударным заводам”. Все трудились с полной отдачей, не зная отдыха. Но с особым почтением газеты того времени называли имена начальника строительства Ф.Антропова, механика компрессорной станции и шлюзовых аппаратов балтийского матроса М.Белова, мастера по монтажу
В.Смирнова, а также многих бригадиров и рядовых строителей.
Сохранились воспоминания монтажника-высотника, слесаря и кузнеца, водопроводчика и кровельщика, жестянщика и лудильщика, возводившего многие объекты в Костроме, кавалера ордена Ленина Сергея Павловича Громова о своей работе на одной из первых своих строек: “Волгомост - бессмертная страница в истории Костромы. ...До моста через Волгу в Костроме не было новостроек. Строительство комбината имени Зворыкина, ТЭЦ, фабрики-кухни, хлебозавода было потом. А мост - наш запев в едином строю с Днепрогэсом и Магниткой, со Сталинградским тракторным и Нижегородским автомобильным...
Трудности - не в счет. Такое было время. Но мужество строителей первой пятилетки будет покорять людей вечно.
Кессонные работы велись на глубине 30-40 метров. Восемь опор - восемь кессонов. Огромные железобетонные ящики, опрокинутые вверх дном. Десятки тысяч пудов веса. Герметическая шахта с металлической лестницей- стремянкой. Две небольшие электролампочки. Дежурный аварийный телефон. И в этом полутемном лабиринте люди. Их задача - вынимать со дна Волги грунт. По полкубометра в специальных баках поднимать наверх и сваливать возле опоры в воду. Бак за баком, день за днем, круглые сутки тысячи вагонов земли...
...Им было очень трудно. Тяжело и голодно. Нередко люди заболевали. Их поднимали со дна реки в тех же баках, в которых шел грунт, помещали в шлюзовый аппарат и выхаживали. Каждую неделю кессонщики проходили медицинский осмотр...
Строителям костромского моста помогали текстильщики, металлисты, печатники. Часто устраивались субботники. Помощь шла с Украины и из Беларуссии, из Рязани и Тамбова. Помогали крестьяне своей губернии.
С нетерпением ждали железнодорожные фермы. Их делали для Костромы заводы “Югостали”. Опытные сборщики, клепальщики, машинисты кранов готовили себе помощников из среды молодежи. Заканчивались работы под водой, одна за другой вставали над Волгой опоры будущего моста. Хозяевами положения на стройке становились верхолазы, им предстояла сборка ферм и клепка тысяч сложнейших узлов.
И эти дни пришли. Слесарь-монтажник Сергей Громов, как самый квалифицированный строитель, был поставлен на контроль за работой клепальщиков. Нельзя было пропустить ни одной брачной клепки из многих тысяч. А клепка шла на высоте. На подвесных люльках люди, с ними походный горн и инструменты... Подвесные люльки поднимались автоматически. Контролер за ними взбирался по лестнице-стремянке. Залезал не на пять и даже не на десять метров, а на пятьдесят. В мороз, на ветру, в меховом полушубке и в валенках...”. (1)
Наступил 1932 год - завершающий год первой пятилетки. Строители готовились к сдаче объекта: возводили новый вокзал и городскую железнодорожную ветку. “Одержана новая победа. В ночь с 28 на 29 февраля в два часа тридцать минут левобережная и правобережная части моста сомкнуты”, - писала “Северная правда”. (2)
"МОТОРДЕТАЛЬ" СПУТНИК АВТОГИГАНТОВ
Датой рождения завода считается 13 июля 1967 года. В этот день министр автомобильной промышленности А.М. Тарасов подписал приказ, где были такие строки: “...создать дирекцию строящегося Костромского завода гильз, поршней и поршневых пальцев с подчинением ее Главному управлению по производству автомобильных двигателей”.
Директором назначили одного из руководителей Ярославского завода топливной аппаратуры А.В. Райхмана, который и занялся формированием коллектива специалистов дирекции.
Новый завод должен был воплотить в себе все самое передовое, прогрессивное в отечественном и мировом моторостроении, в корне изменив традиционное представление о таких видах производства, как литейное, где на смену старому способу литья в вагранках, пришли высокотехнологичные индукционные электропечи.
Такая установка распространялась на все производства и процессы. Она активно реализовывалась, начиная с проекта и выбора технологического оборудования и кончая заключением контрактов на его изготовление.
Рождение завода и его становление проходило в непростых условиях. Кострома испытывала дефицит кадров рабочих и специалистов, которым предстояло освоить сложное импортное оборудование.
Строительная база в городе тоже была слаба, поэтому запланированные сроки и объемы работ не всегда выдерживались. Генподрядчиком являлся трест “Костро- мапромстрой”, непосредственными исполнителями работ - СМУ-4, СМУ-1 и специализированные субподрядчики - “Стальконструк- ция” и др.
В период особо острого дефицита кадров родилась идея
-объявить стройку “ударной комсомольской”. На стройплощадку пришел большой отряд юношей и девушек от 18 до 30 лет. Впоследствии большинство из них, пройдя соответствующую подготовку, пришли в заводские цеха.
Напряженный труд строителей приносил свои плоды. В январе 1973 года государственная комиссия приняла объекты первого пускового комплекса, в числе которых значился корпус вспомогательных цехов. Появляется новый приказ министра автомобильной промышленности СССР, согласно которому предприятие получает официальное наименование “Костромской завод “Мотордеталь” и из разряда строящегося переходит в действующее. Правда, первое время выпускали не гильзы и поршни, а то, что требовалось для оснастки цехов и дальнейшего строительства.
Крупным событием 1975 года стал ввод в эксплуатацию второго пускового комплекса, проведение первой плавки чугуна и выпуск первой гильзы.
К 1980 году завод освоил всю необходимую номенклатуру изделий, выйдя на запланированные объемы производства - 17 миллионов комплектов “гильза-поршень-па- лец” ежегодно. Семьдесят процентов от этого количества изделий отсылалось на автомобильные и моторные заводы Москвы, Ярославля, Нижнего Новгорода, позже - Тольятти и Набережных Челнов, а тридцать процентов поступало в различные ремонтные и эксплуатационные организации.
В 1992 году завод был акционирован. Сегодня ОАО “Мотордеталь” - признанный лидер отрасли.
ЛЕТЯЩАЯ ДУГА ИЗ БЕТОНА
Сейчас уже трудно представить Кострому без автопеше- ходного моста, когда горожане с одного берега на другой в зимнее время перебирались по льду, а в летнее время на пароме.
Но вернемся памятью к тому далекому дню 12 сентября 1970 года, когда коллектив мостоотряда № 6, возглавляемый Павлом Павловичем Куракиным, отчитывался перед костромичами о проделанной работе. Государственная комиссия приняла объект с оценкой “отлично”. Мост прошел испытания на прочность и жесткость, когда перед сдачей его подвергали статистической и динамической нагрузкам, свободным колебаниям. На него сбрасывали трехтонную железобетонную плиту с трехметровой высоты, загружали мощными МАЗами и КРАЗами, наполненными песком и кирпичом, прогоняли по нему тяжелые автомобили с различной скоростью движения.
В день торжественного открытия моста двенадцать строителей были удостоены звания “Заслуженный строитель РСФСР”, восемь человек получили почетные грамоты Президиума Верховного Совета РСФСР.
После официального торжества и разрезания красной ленточки каждый костромич непременно хотел пройти по новому мосту и взглянуть на город со стороны. А виновники торжества - строители
• вспоминали, как весной
1965 года высадился на правый берег Волги первый отряд, который начал сооружать цементный завод, подъездные пути, мастерские, складские помещения, здание заводоуправления. Осенью 1965 года приступили непосредственно к строительству моста. Первые две опоры тоже появились на правом берегу. Число строителей достигало 450 человек, из них 80 - инженерно-технические работники. Приведем несколько цифр из истории строительства.
Мост сооружен за 1379 рабочих дней.
Пуск состоялся на 3,5 месяца раньше запланированного срока.
Всего сэкономлено на его строительстве около 400 тысяч рублей. При общей стоимости моста около 13 млн. рублей.
Длина моста - 1236 метров.
Высота центрального пролета - 16 метров.
Ширина - 14 метров.
Длина перил - около 3 км.
Ежедневно работу строителей обеспечивали 40 автомобилей (не считая тех грузов, что доставлялись водным и железнодорожным транспортом), 5 козловых кранов, 4 специальных крана, сборочных, грузоподъемностью по 20 тонн каждый.
Впервые в Костроме был применен лидерно-шлюзовой кран на 42-метровых балках грузоподъемностью в 95 тонн.
Стройка была объявлена показательной, так как ее отличали новизна конструкций, высокая степень их сборнос- ти, механизация работ.
Здесь впервые применена вытяжка тросов мощными гидравлическими домкратами, стенды для укрупнения пролетных строений.
Первый автопешеходный мост в г. Костроме стал первым объектом специалистов мостоотряда № 6, но не последним. После торжеств сентября 1970 года они завершили эстакадный спуск на улицу Кооперации с основного моста, затем построили мост через речку Черную и в 1986 году - через реку Кострому.
ФЛАГМАН РОССИЙСКОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
Единственным предприятием федерального значения, которое существует на костромской земле с советских времен, является Костромская ГРЭС.
Для определения площадки под строительство электростанции была назначена специальная Государственная комиссия, состоящая из ведущих специалистов Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР, института “Теплоэлектропро- ект”.
Было рассмотрено 15 возможных для строительства площадок, расположенных в Ярославской, Ивановской, Владимирской, Горьковской и Костромской областях. В результате тщательного изучения условий строительства и эксплуатации электростанции комиссия признала лучшей площадку, расположенную в 40 км от Костромы в районе с. Сидоровского Красносельского района на правом берегу реки Волги.
Коллектив Горьковского отделения Всесоюзного государственного проектного института “Теплоэлектропроект” в кратчайшие сроки запроектировал и выдал рабочие чертежи для начала строительства ГРЭС. Затем Совет Министров СССР и отраслевой Государственный производственный комитет утвердили его, назвав будущую станцию - “Костромская ГРЭС”.
С открытием финансирования в сентябре 1963 года началась разметка промплощад- ки будущей станции. Весной следующего года появилась стройбаза, началось сооружение нулевого цикла жилых объектов и промышленных зданий.
На строительстве электростанции трудились тысячи специалистов-энергетиков, съехавшихся со всех уголков страны.
Объект возводился в три очереди. Ввод первой, состоявшей из четырех блоков мощностью по 300 мегаватт каждый, продолжался с июня 1968 по декабрь 1970 года. С ноября 1971 по июнь 1973 года были введены еще четыре энергоблока такой же мощностью.
А в 1980 году состоялся пуск уникального энергоблока мощностью 1200 мегаватт, равного которому в мире не существует. Общая установленная мощность станции составила 3600 мегаватт.
Для транспортировки топлива, строительных материалов и других грузов построены система автодорог, железнодорожные подъездные пути, причалы, емкости для хранения мазута, а также специальная ветка газопровода.
“Когда строили станцию, - вспоминают старожилы, - у нас были лучшие механизмы, лучшие таганрогские котлы и лучшие ленинградские турбины-генераторы” (“Северная правда”. 2004. 30 июня).
Специалисты-с борщики творчески подошли к уникальному проекту, опираясь на лучший опыт персонала других станций.
18 января 1970 года Костромская ГРЭС выработала первый миллиард киловатт часов электроэнергии, а 3 октября 2002 года эта цифра достигла уровня 500 миллиардов.
Сегодня Костромская ГРЭС поставляет энергию более чем в 50 регионов России. По уровню капитализации она входит в 100 лучших компаний Восточной Европы и в текущем году станет ведущей в одной из шести оптовых генерирующих компаний, формирующихся сейчас в нашей стране.
ЦИРК
В 1964 году в Костромском цирке провели капитальный ремонт, неподалеку построили новую специальную гостиницу для артистов.
Но пожар 1970 года уничтожил здание цирка полностью, и Кострома на долгие 14 лет осталась без постоянной арены.
Приходилось довольствоваться представлениями цирка “шапито”, выступлениями, организованными на различных концертных площадках, или ездить в соседний Ярославль.
Новое здание цирка возводилось на пл. Мира, стройка была поистине народной. Кроме генеральной подрядной организации - Костромского домостроительного комбината, в ней приняли участие почти все предприятия города. Проектировщики института “Костромагражданп- роект” и строители создали оригинальное здание с железобетонным куполом. Его монтаж был выполнен навесным способом, без поддерживающих лесов. Государственная комиссия приняла его в феврале 1984 года с оценкой “отлично”, а 14 апреля состоялся торжественный митинг, на который были приглашены представители общественности города и области, строители, проектировщики и все, кто был причастен к его возведению.
Вот что писала об этом газета “Северная правда” (1984, 12 апреля): “Само здание цирка, выстроенное из стекла, металла, бетона, отделанное внутри мрамором красивейшего соцветия, займет в современной архитектуре города особое место.
Зрителя, который придет на представление, ждет большой зрительный зал - почти на 1600 мест. Высота купола цирка над ареной - 18 метров. От холмов нижнего этажа, отделанных светлым мрамором, веет мягкой прохладой. Холлы второго этажа отделаны розовым мрамором. Красивые светильники. Все создает праздничное настроение”. В новом цирке два манежа. Один - для представлений, другой - репетиционный. На манеже нет привычных опилок. Покрытие здесь современное - каучуковое. В закулисной части цирка появились просторные комнаты для артистов, для хранения реквизита, а также конюшни и другие помещения для животных. Есть специальная кухня для зверей, душевая и ветеринарный пункт для четвероногих артистов.
И, хотя в настоящее время цирк переживает не лучшие времена, костромичи по-прежнему любят искусство цирковых артистов и с нетерпением ждут каждую новую программу.
ОБЛАСТНАЯ ФИЛАРМОНИЯ
В 1961 году в помещении Дома культуры промкооперации была создана областная филармония. Некоторое время два коллектива самодеятельных и профессиональных музыкантов сосуществовали вместе, а затем филармония стала самостоятельным учреждением.
Так началась творческая история филармонического коллектива и успешно продолжалась до 1979 года, когда случился роковой пожар.
Почерневшие стены обнесли забором и в течение следующих двух лет за восстановление не брались.
Первоначальный проект, выполненный группой архитекторов института "Костромагражданпроект", исходил из средств, выделенных Министерством культуры: на капитальный ремонт. Это значило, что восстанавливалась прежняя коробка бывшего Дома культуры промкооперации, что-то подновлялось, подчищалось.
Исследования балок, перекрытий и фундамента показали, что они в критическом состоянии и нуждаются в основательном укреплении и замене.
Отвергнув проект восстановления, начали поиск нового, более современного здания. Его разработкой занимался молодой архитектор Е.И. Труфанов.
Здание получилось оригинальное, красивое и нарядное, богатое по внутренней отделке вестибюля, зала, фойе и других помещений.
В отделке использовали розовый и бело-розовый мрамор; залы и фойе украсили изящные люстры, позолота, со вкусом выполненные витражи, удобные мягкие кресла.
До 1983 года реконструкция шла медленно. И лишь с созданием оперативного штаба стройки во главе с В.Ф. Широковым дела пошли на лад.
Из Азербайджана, Карелии, с Урала поступил в Кострому мрамор, отливки и заготовки для перекрытий, потолка. Арматуру для выемки украше- ний-пилятров сделали местные предприятия: заводы автолиний, ЖБИ, ЖБК, «Тек- стильмаш», ДОС и другие.
Из строителей, самоотверженно трудившихся на объекте, отметили рабочих комплексной бригады РСУ-1 (бригадир И.И. Мурашев), бригаду электриков УСР "Костро- магражданстроя" (мастер В.А. Бровин), специалистов других субподрядных организаций.
Новый сезон 1988 года любители музыки встретили в обновленном, блистающем чистотой и красотой здании филармонии, где были созданы все условия для артистов и зрителей.
Подготовила Н.Ф. БАСОВА
1) Никитин А. “Костромская Магнитка" // Сев. правда. 1977. 7 мая.
2) Северная правда. 1932. 1 марта.
“КОГДА МЫ РАБОТАЛИ В РЕСТАВРАЦИИ”
Альберт КИЛЬДЫШЕВИмя Альберта Васильевича Кильдышева, быть может, не так широко известно, как имена других “шестидесятников” -Виктора Игнатьева, Татьяны и Николая Шуваловых, Игоря Дедкова, Виктора Бочкова, но его можно смело причислять к когорте этих светлых, мудрых и удивительных людей.
Альберт Васильевич родился в Москве 26 апреля 1937г.. но после ареста отца вместе с матерью Анастасией Александровной переехал в Кострому, поселившись в доме № 19 по ул. Чайковского. На этом доме сейчас висит мемориальная доска. Московский период жизни семьи, подробности ареста отца были закрытой темой для всех, даже для очень близких людей. Поэтому эта страничка останется не прочитанной нами.
Приятель детских лет и будущий коллега художник-реставратор Е. В. Ильвес вспоминал о том времени: “Я рос с Аликом в одном дворе, так случилось, что мои родители переехали жить в тот Дом (Чайковского 19) в 1942 г. Алик был младше меня на три года, в то время ризница чувствовалась. <...>
Алик с детства рос веселым, любил петь, заразительно смеялся, но самое главное, он очень быстро загорался,увлекшись каким-нибудь делом - так стал разводить голубей, сажал цветы, собирал марки и открытки, таким же увлеченным был в любой нашей игре.
Алик неплохо рисовал. Несколько лет мы занимались вместе в художественной школе, он любил рисовать цветными карандашами. Помню, мы ездили в Гэмониху на выходной, и он уже тогда подростком рисовал церковки с увлечением.”'
После окончания 10 классов в 1954 году Альберт Васильевич поступил в Костромской педагогический институт им. Н. А. Некрасова на историкофилологический факультет. И в студенческие годы он много времени посвящал выпуску институтской стенной газеты, тогда же он начал писать стихи. Еще одним пылким увлечением стала древняя земля Эллады. Темой его курсовой работы на 2-м курсе стала “Гомер и его поэма “Илиада”, а на 3-м он написал работу по искусству Греции. В 1959 г. свежеиспеченный учитель русского языка и литературы А. В. Кильдышев отправился “сеять разумное, доброе, вечное” в село Судай, а затем - в Доброполье Су- дайского района Костромской области. Вместе с ребятами он собирал местный фольклор, записывал частушки и песни, делал зарисовки, наброски, вел дневники. В них конспекты уроков по английскому и русскому языкам перемежаются стихотворениями, карандашными набросками, философскими размышлениями...Всего им было собрано и записано более 500 частушек.
В 1962 г. Кильдышев вернулся в Кострому и устроился на работу в Костромское медицинское училище преподавателем русского языка и литературы. За плечами остались женитьба и развод с гречанкой Чейлях Любовью Павловной и рождение сына Саши.
Во время работы в медучилище Альберт Васильевич остался верен своему главному увлечению историей архитектуры и искусства, устраивал экскурсии к памятникам зодчества Костромы и Ярославля. Одна из выпускниц медучилища Г. Стригалева вспоминает: “...Многое изменилось в моих взглядах на мир искусства под влиянием этого человека. Интерес к литературе и произведениям живописи объединил нас, собравшихся из разных мест. Нельзя не рассказать о наших экскурсиях ...Мы мечтали побывать во всех городах “Золотого кольца ". но успели съездить только в Ярославль. Хорошо помню эту поездку в один из морозных зимних дней. Целый день ходили мы по древнерусскому городу. восхищаясь его памятниками. А. В. Кильдышев был замечательным экскурсоводом, поэтому за несколько часов мы смогли хорошо узнать город. Имена прославленных руководителей художественных артелей - Гурия Никитина, Силы Савина и др., - были нам знакомы уже по их работам в Костроме. Побывали в Спасском монастыре, Николо- Надеинской церкви с ее резным иконостасом. в Рождественской церкви, любовались церковью Ильи Пророка - настоящей сокровищницей древнерусского искусства...
Очень подробно изучали мы памятники Костромы. Иначе и быть не могло, ведь А.В. был влюблен в наш город. Помню, он все время говорил, что такой второй Костромы нет...Нам нравилось ходить с ним по ее улицам, соглашаться, что Пряничные, Красные и Табачные ряды просто необходимы городу, любоваться Ипатьевским монастырем. Все мечтали увидеть наш город еще краше ”.
Любовь к искусству у самого Альберта Васильевича рвалась наружу, искала выхода, и он был найден. В 1964 г. А. В. Кильдышев поступил на заочное отделение искусствоведческого факультета Ленинградской Академии художеств, а год спустя перешел на работу в Костромскую специализированную научно-реставрационную мастерскую.
В своих воспоминаниях Е.В. Ильвес пишет и об этом периоде жизни: "...Когда мы уже работали в реставрации, он приходил к нам один и со студентами. Мы, уже реставраторы, удивлялись, как глубоко он знает названия религиозных сюжетов росписей, хорошо видит цвет...
<...> В 1966 году в нашей мастерской при реставрационных работах потребовался искусствовед, и мы, не задумываясь, назван/ Алика, с приходом Алика к нам многое изменилось. Нас удивляла его громадная работоспособность Он осваивал нелегкую работу художника-реставра- тора и учился в Академии, разрабатывал маршруты и ездил в экспедиции по выявлению памятников архитектуры, занимался в библиотеке и архиве, участвовал во всех обсуждениях выставок, много ездил. Всегда все успевал, все знал.
Он все время говорил, что мы засиделись дома, что надо больше ездить, смотреть, спасать памятники, вывозить иконы и предметы прикладного искусства, и, конечно, эти разговоры не проходили даром, что-то меняли в нас, встряхивали.
Если он продолжительное время не ездш в отдаленные районы нашей области, то переживал и даже хандрил. Вспоминается, как после поездки в село Верхний Березове ц Солигаличского района, где он руководил разборкой и перевозом деревянной церкви, Алик вернулся страшно довольный. Говорил: "Мы ходили там километров по двадцать пешком, лесом. Знаете, я видел Родину! Все-таки надо больше ездить, чтобы увидеть природу, понять ее ”.
Он был очень вынослив, в экспедициях приходилось много ходить пешком, и тут трудно было с ним состязаться: не обращая внимания на мороз или дождь, он шел всегда быстро, размашисто.
Он просто до фанатизма любил древнерусское искусство: старую икону и живопись на стенах храмов, прялки и деревянную скульптуру, часовни и т.д. Нас удивляла его память. Сколько он всего знал! На любой вопрос можно было получить глубочайший ответ.
Каждый раз перед нашей новой поездкой Алик детально изучал памятники архитектуры, которые должны встретиться, намечал маршрут, запасался литературой и картами, так что, когда мы приезжали, например, в Грузию или Болгарию, то он чувствовал себя уже как дома, знал все и мог быть экскурсоводом.
Иногда он приходил на работу в плохом настроении, мы работали на лесах, он внизу. Но вот проходит час, два, работа захватывала, увлекала его. Слышим, наш Алик запел - значит, все прошло. Когда на нас нападала хандра, Алик поддерживал нас, убеждал, что мы делаем большое, очень нужное дело, что надо быть в постоянном поиске, работать творчески. Радовался, когда мы шли писать этюды, делали копии. Сам он все время поддерживал связь со студентами худграфа, читал им лекции, они прибегали к нему за советами. Часто проводил экскурсии, рассказывая о древнерусских памятниках... - Здесь он проявлял себя и как искусствовед, и как литератор, связывая живопись с литературой, поэзией...
В 1967 году в Москве, в Доме архитекторов, проходил отчет нашей реставрационной мастерской о проделанной работе. Алик делач доклад “О работе костромских изографов XVII в., о росписи Троицкого собора б. Ипатьевского монастыря ”. Большие специалисты слушали его с неослабевающим вниманием. Когда Алик кончил, аудитория наградила его аплодисментами.
В 1968 году встал вопрос о реставрации Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря в Вологодской области, который был расписан в XVII веке костромскими изографами. Претендентов было много, хотели работать там и владимирские реставраторы, и бригада Брягиных из Москвы, после долгих обсуждений собор был отдан нам, костромским реставраторам. Это говорило о том, что наша бригада довольно-таки сильная, раз ей поручена такая ответственная работа (памятник этот мирового значения), и в этом немалая заслуга Альберта, так как он много положил сил и труда, чтобы добиться этого решения”.2
В 1965 году Альберт Васильевич женился на Тамаре Вадимовне Перминовой, в 1967 году у них родилась дочь Екатерина. Тамара Вадимовна и поныне работает инженером-сметчиком в реставрационной мастерской.
Альберт Васильевич обладал поистине неисчерпаемыми познаниями по истории искусств, он любил как импрессионистов, так и Кустодиева, но все его помыслы подчинил себе XVII век, его изучение стало главным делом жизни Кильдышева. Известный архитектор Л. С. Васильев писал о нем: ‘‘Трудно встретить незаменимых. Но Алик обладач поистине редкими свойствами - широкой гуманитарной эрудицией, ненасытным стремлением к познанию нового, обостренным пониманием прекрасного - будь то стихи, предметы прикладного искусства или создания зодчества. Его своеобразная мягкая ироничность, сквозь которую всегда чувствовалась благожелательность, широкая литературная эрудиция, осведомленность во всем новом и прекрасном, ...делали разговор с ним интересным и поучительным, открывая подчас области, нам дотоле неизвестные. Чрезвычайно привлекательным свойством в нем бьпо полное самозабвение: не считаясь ни со временем, ни зачастую с тем, что называется материальными соображениями, он делал то, что считал наиболее важным и то, в чем видел свое призвание.
Он любил русское искусство. Ради него нашел в себе силы отказаться от профессии педагога и начать сначала...Годы учебы в Ленинградской академии художеств, параллельная с этим работа художни- ком-реставратором в Троицком соборе Ипатьевского монастыря и нелегкая работа - разве это не свидетельство мужества и служения идее? Меня, как архитектора-реставратора, поначалу удивило и тронуло, а потом вызвало глубокое уважение к Алику то, как близко он принимав к сердцу наши чисто строительные проблемы. Чуждый профессиональной ограниченности, он живо болел всем комплексом вопросов реставрационного дела. Создание музея народного деревянного зодчества, мечты о создании музея купечества в Костроме, восстановление ансамбля костромского центра бьии его личными больными вопросами. Весть о гибели памятников искусства, где бы это ни случилось, делала его несчастным.
За две недели до гибели, зимой, он поехал в отдаленный район Костромской области для вывозки древней церкви в Костромской музей деревянного зодчества.., он, художник-реставратор. Глубоко укоренившееся в нем чувство личной ответственности за сохранность, спасение сокровищ русской культуры не давало ему спокойно спать. Вся его жизнь подвижника вызывает у нас, его товарищей, его коллег, чувство величайшего уважения и любви к нему”. 3
Зимой 1970 года Альберт Васильевич Кильдышев трагически погиб при реставрации Троицкого собора Ипатьевского монастыря.
1 ГАКО. Ф. р-1350, оп. 1, д. 74, лл. 7-28.
2 Там же, лл.29-30.
3 Там же, л. 14.
“И ПОТЕКУТ ГОДЫ...”
Из дневников и записных книжек Альберта КильдышеваВ государственном архиве Костромской области есть фонд Альберта Васильевича Кильдышева, среди других документов хранятся здесь его дневники и записные книжки. Они изобилуют наблюдениями, путевыми размышлениями, заметками об искусстве, а более поздние - записями о научных экспедициях, о памятниках зодчества в Костромской области и за ее пределами. С годами дневники стали менее лиричны и романтичны, но более информативны и даже жестки. Альберт Васильевич писал как шариковой ручкой, так и чернилами, и простым карандашом. Почерк зачастую тороплив и неразборчив, так как записи сделаны в "полевых” условиях. Иногда некоторые слова остаются не дописанными до конца, главным было успеть зафиксировать впечаппение, мысль, рожденную увиденным. К сожалению, многие записи не датированы.
12.07.1957 г.
Первая строка первой страницы... И потекут годы, то исступленно-быстро, как в лихорадке, то уныло и медленно, как мысли в серый ноябрьский день. И все-все-все будет здесь в десятой, сотой, тысячной строке: мои мысли, мои чувства, мои желания, мои дела, мои порывы, все-все...
На днях я встал рано утром: были экзамены. Небо голубело. позолоченное лучами восходящего солнца. <...> Уже через час все небо было захвачено варварскими племенами белых облаков. И заморосил осенний дождь, и продолжался он весь день И так пасмурно и мрачно было на душе. И стихи, подобные грязи, вытекали из меня: Современность.
Огромная, серая, дымная Махала крыльями туча И села, как галка, на город. А потом уплыла, улетела... И белый-белый город Стал серым, черным, дым- ным.<... >
08.10. 1957 г.
Уже дует октябрь. Сыплется дождик. Сыро, грязно...- Шел по берегу Волги, увидел: мокрые, черные, сутулые фигуры, свинцово-серый фон и луч солнца, осветивший далекое, изумрудно-желтое дерево. <...>
Думается, что существует лишь несколько цветов. На юге они более определенны, более выразительны. Поэтому живописцу легче изобразить Крым, чем, скажем, Плес. Кажется даже, что все краски склоняются там к двум ультратонам: белому и черному. Отсюда - благоприятные возможности для развития гравюры.
И у нас все живое и неживое можно отобразить при помощи нескольких основных тонов, но нужно умение, нужен громадный талант видеть в этом месиве цвета один тон.
<...> Веркор, воспроизводя своим сеточным способом картины великих мастеров, пришел к выводу: чем выше мастер, тем скуднее гамма его красок, хотя картины его и поражают нас такими эффектами, которых у него и нет вовсе. (1)
15.09. 1959 г.
Загадочна эта страна, Россия. Загадочны и люди ее. Дворяне, аристократы, аристократы до мозга костей. В
1825 г. восстают... против самодержавия, против крепостного права, за республику, за народ. Где это видано, где это слыхано? <...> Что же это такое, “русская интеллигенция”? Видимо, она не только умела говорить, но и действовать, сражаться могла! Читаю Тынянова, и не могу читать, как расстреливают декабристов, заставляю себя, принуждаю... и не могу. Больно, очень больно!
02.01.1960 г.
Сегодня удачный день. ...Подработал ...старое стихотворение, лежавшее более полутора лет. Первые строфы медлительные, даже вязкие. Это - сон. Отсюда - разорванность, далекие ассоциации. как бы вырванные из тьмы. И вдруг - резкая вспышка, луч. вырванный из мрака. И вновь - тишина. <...>
Без даты.
Подумать: о народных промыслах, вернее, ремесленничестве. о его распространенности в Костроме, о возможности привлечения для музейного показа.
Видимо, придется возвратиться к идее городской площади с лавчонками и окружающими площадь домами с дворянским собранием, церковью и проч. (2)
Без даты.
1. Полное восстановление (по чертежам, фотоснимкам, рассказам очевидцев) дачи под Переяславлем-Залесским, в которой останавливался Ленин.
2. Строительство вновь по точному обмеру существующей до сих пор (неразборчиво) башни.
3. Почему бы то же не сделать с нашим домом Катенина в Колотилове, сохранив даже рельеф местности? (3)
03.07.1961.
<...> Ранним утром и вечером, попозже, как-то особенно ярко и рельефно выступает зелень, будто солнце сидит в каждой травке, и [неразборчиво] шумят обветренные, обсолнечные деревья. Отчетливо и далеко виден каждый предмет, вон блестит стена, валяется окурок, на клумбе выбивается трава. Рано, но солнце печет. Все стеклянное, ирреальное, разорванность впечатлений. Хочется заснуть, улыбаясь, на лавке и видеть, слышать горячее солнце на щеках. Деревья - остекленены. посеребрены. Тени - голубые, глубокие. <...> Утренние голубые дорожки, на солнце - розовая матовость. Деревья замерли. Это большие, недвижные плоскости, как новые дома, как у Крымова. (4)
Видно, любили в Новгороде Ф. Стратилата. Богато украшен, исхищрен украсами, расписан лучшими мастерами храм на Торг[овой] стороне. А сейчас я сижу перед собором 1118 г. Он пятиглавый, с заурядной колокольней. Оказывается, все это перестройка и переделка, а был храм. Когда-нибудь восстановят, тем паче, что реставрационные работы потрясающего объема видны всюду. Мы начали ценить себя и своих отцов. (5)
Любили наши деды ставить церкви на пригорках, у реки (не на горе). Даже в Плесе нет. (6)
Та Россия, о которой я мечтал, вот она, перед глазами. Трава, трава в рост человека вся сотрясается от звона кузнечиков и т.д. Россия ты? Смеюсь. Ивы, кроткие [неразборчиво]. А как звенит, плещет и смеется вода под рыжим солнцем. (7).
Без даты.
Ангелы.
Стенопись Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме еще ждет своего исследователя. Исполненная в 168? г. известными костромскими изографами Гурием Никитиным и Силой Савиным с артелью, ‘ она в свое время поражала входящего в собор монументальностью формы, <величием замысла>, гармонией сине-зеленой и охристой гаммы красок, могучим и уверенным мастерством исполнения.
Но время и люди свершили свое пагубное дело, и в настоящее время стенопись Троицкого собора б. Ипатьевского монастыря в Костроме еще ждет своего исследователя. (8)
26.05.1965 г.
<...> Печет по-московски. Нет, и в других местах есть такая жара, но так жарко мне бывает только в Москве. Но я люблю ее. Солнечную, веселую, гамную, в золотом сиянии куполов и шуме автомашин.
Тополиный летает пух, медленный и милый тополиный пух. Он ложится на гранит памятника Пушкину, на его чеканную мантию, на цветы у подножия памятника...
Иду на “Войну и мир”. Волнуюсь. Думаю, будут березы, пейзажи, Русь. Но будет ли жизнь в ее отвлеченном понимании. Будет ли Жизнь и Человек, Наташа и, самое страшное, - Андрей Болконский, тот Андрей, которого узнал и понял я?
Без даты.
Мечта о гармоническом развитии, совершенном человеке никогда не покидала русского человека, и свои представления о нем он воплощал в образах “слуг и работников Господа - ангелов”. Вот почему учение об ангелах было широко и всесторонне, подробно развито во многочисленных текстах Палеи. (9) ...
Ангелократия пронизывает всё русское изобразит<ель- ное> искусство XVI в. ...
Иконы “Ангел”, “Дни творения”, наконец, “Видения Ангела” и закрепление за ангелами ответственнейшего места в росписи и обрамлении главного, заказного портала. Они дважды повторены в Дебре и здесь, в Троицком храме, - основа росписи галереи (10).
1. Чувство Родины и чувство красоты - тождественны.
2. Город, ряды, булыжные мостовые, пролётки (как у таллинцев). Поехали!
3. Ипатий: камень и
4. Дерево (бани, Вёжи).
5 Мечта реставратора - архитектура.
6. Живопись.
7. Дебря. (И)
Без даты.
Тьфу, тьфу, тьфу.
Неужели найдем деревянную, с колокольней, хоть старую, покосившуюся, но втрое более романтичную и привлекательную?
18 км. Сидим в Николо- Шири. Вокруг леса - влажные, голубые, пьяно цветет и дурманяще луг, горько и жадно пахнет черемуха. Белая, молочная пена цветов, окутанная волнами света и солнца.
Кричат, ликуют птицы (неразборчиво) рощи, и старые, темные, но тепло пахнущие рожью и сосной старые-пре- старые великаны-дома. Парит. Идем по мокрым лугам и перелескам - по холмам с зелеными, величаво, празднично цветущими елями и соснами. Это напоминает неслыханно торжественное и роскошное рождество - праздник света, теплого неба и светильников (свечей).
Кукует, туго стучит кукушка.
Без даты.
Парфеньево. Часовня.
1. Никола Можайский (резная деревянная скульптура XVIII в. в коже). Сохранность удовлетворительная: хорошо сохранился лик, руки, в одной из которых святой держит крестик, фон и нимб на киоте, килевидное завершение киота с живописным изображением Саваофа.
Большие утраты левкаса и красочного слоя имеются на одеждах Св. Николая в нижней левой стороне.
2. Распятие с предстоящими Марфой и Марией. XVIII в.
Скульптура более архаических и монументальных форм. Хорошо сохранились крест со скульптурным изображением ангела в правой стороне и сам киот, в который заключена композиция. Существенных утрат не наблюдается (следует учесть, что фигура Христа облачена в ризы, в хитон, шитый золотыми нитками).
3. Спас в темнице. XVIII в.
Сохранность хорошая. Фигура полностью сохранилась, так что реставрация его - самая минимальная. Вся фигура закутана в одежды, шитые золотой ниткой, тафта и парча.
4. Голова Иоанна Крестителя. XVIII в.
Интересно расположенное блюдо, на котором покоится голова святого. Сохранность хорошая.
5. Иконы. При первом, беглом осмотре ценных в худ<о- жественном> отношении икон не обнаружено. Но следует посмотреть более внимательно.
Церковь в с. Парфеньеве. Ценных в худ<ожественном> отношении произведений не оказалось.
Церкви в Николо-Шири. Совершенно неожиданно одна из церквей оказалась весьма богата резьбой XVIII в.
1. Иконостас. Сохранился полностью, за исключением некоторых, малосущественных утрат. Иконостас - приличный образец пышной, украшенной резьбой и скульптурой алтарной преграды
XVIII в. Его резной убор чрезвычайно богат.
1. Полуфигура Саваофа под иконостасом, слева и справа от центра.
2. Редкое изображение “Воскресения Господня” в центре под иконостасом: показан Христос в ... (огненном сиянии) и 2 спящих воина, в доспехах и с копьями, по сторонам.
3.2 больших барельефа архангелов (М<ихаил> и Г<ав- риил>?) по сторонам верхней части иконостаса.
1. В центре в выемке ... Распятие Христово (не сохранилась правая фигура (Марфы?).
2. Здесь же - ангелы на фронтончиках праотеческого ряда (по два с левой и правой сторон).
3. Балдахины над царскими дверями, дверями в жертвенники и дьяконник.
4. Жертвенники. “Тайная вечеря”.
5. Алтарь. Царские двери (резные фигуры не сохранились).
6. Дьяконник. Евангелисты.
7. Резные фигуры сеней.
8. Запрестольные кресты.
9. Спас в темнице и Распятие (в безобразном состоянии, с облетевшим левкасом, изуродованные, переломанные, с отбитыми руками и ногами).
10. Голова Иоанна Крестителя (пол-лица нет).
11. Иконы. Интересных в худ<ожественном> отношении в нижних рядах иконостаса не оказалось. Деисус и верхние ряды не обследовались.
Деревянная церковь в Еф- рем-Шири.
1. Интересен иконостас
XVIII в.: резные виноградные кисти, колонны, балдахины над царскими дверями.
1. Двери в гл<авный> алтарь (ажурные с живописью).
2. Праздники (яркие, примитивные, в хорошем [неразборчиво] - простонародные).
3. То же Деисуис и Троица.
4. Вверху - рисованное в ажурном резном обрамлении распятие.
5. Резной с живописью аналой.
6. Паникадила.
9. “Страшный суц”- примитив, но интересный, большой. (12)
Без даты.
1. Никола-Каликино. Церковь XVIII в.
Произведена фотофиксация общего вида церкви, колокольни, козырька, наличников. Из церкови вывезены деревянное распятие, находившееся под иконостасом, иконы праотцев и деталь царских врат с изображением “Поклонения волхвов”.
2. Д. Сидорово.
Сфотографирован уникальный наличник на доме Волконской, а также резные украшения пилястр. Сфотографированы лобовая доска и пилястры дома. В музей взят фрагмент лобовой доски.
3. Д. Михалёво.
Сфотографированы наличники домов. Интересно, что каждая часть (клеть) дома имеет сходные по рисунку, но различные наличники, украшенные более пышно на жилом помещении, скромнее - на сенях и др. клетушках.
4. Д. Аносово.
В 1.5 км от деревни расположено с. Малый Никола. В нем удачно расположенная церковь с хорошо найденными пропорциями колокольни. Подойти не удалось - заблудились.
В течение весны и лета 1967 г. работниками КСНРПМ (13) было проведено обследование Парфеньевского района Костромской области с целью выявления и фотографирования памятников искусства, народного быта и прикладного искусства.
Всего проведено 3 экспедиции, в результате которых обследованы следующие населенные пункты.
1. Парфеньево. В селе 3 церкви, две из которых в настоящее время закрыты. (14)
Без даты.
С. Коровье.
В селе храм начала (?)
XVIII в., исполненный с включением наследия барокко: скругленные углы колокольни. наличники с полукруглым навершием, круглые окна звона (так в документе - Н.Д.), лопаткообразные пилястры.
Храм стоит на холме под речкой и поставлен на высокий подклет, образующий с юга и севера нижний этаж здания. С запада в храм ведет торжественное, в два всхода крыльцо, обрамляющее низ подклета (теплой церкви?).
По центру поставлена колокольня, состоящая из 3-х четвериков, углы которых обработаны парными пилястрами, завершающими многообъемный четверик. Шпиль.
В нижнем этаже - ...двери с полукруглым завершением, выше “сандрики” и проч.
Колокольня объединена с трапезной, с основным объемом двухэтажного четверика. с домом, выступающим на восток, двухэтажным алтарем, углы которого скруглены тем же образом... (15)
Публикацию подготовила Н.А. ДРУЖНЕВА, старший научный сотрудник ГАКО.
Примечания
1) ГАКО. Ф. р-1350. On. 1. Д. 74.
2) Там же, д. 64, л. 55.
3) Там же, л. 60 об.
4) Там же, лл.121-123 об.
5) Там же, л. 126.
6) Там же, л. 128.
7) Там же, л. 157-157 об.
8) ГАКО. Ф. р-1530, ол.1, д. 64, л. 30-31об.
9) Палеи (от греч. palaia diath3 кз - Ветхий завет) - группа памятников болгарской и древнерусской литературы, излагающая события Ветхого завета.
10) Там же, лл. 182-184.
11) Лл. 186-187.
12) Там же, лл. 193-204.
13) КСНРПМ - Костромская специализированная научно-реставрационная производственная мастерская.
14) ГАКО. Ф. р-1530, оп.1, д. 64, л.=л. 219-221. l
15) Там же, лл. 225 об-226.
1 Текст, выделенный курсивом, в оригинале написан карандашом и впоследствии зачеркнут, год проставлен нечетко. - Н.Д.