Алексей Никифорович Козлов

Биография
27 марта 1925 – родился на хуторе Трошино Пыщугского района Костромской области.
1 мая 1943 – рядовой Алексей Козлов принимает присягу в Архангельском военном пулемётном училище и добровольцем уходит на фронт.
24 сентября 1943 – когда шла подготовка ко второму этапу битвы за Днепр, Алексей Козлов был тяжело ранен в правую руку – перелом лучевой кости.
Сентябрь 1943 – 10 марта 1944 – на излечении в госпитале в столице Азербайджана – Баку.
1945 – 1946 – учёба в Ивановском художественном училище.
1946 – 1947 – учёба в Горьковском художественном училище.
1947 – перевелся на 3 курс в Костромское художественное училище. Первые два года учился у М.С. Колесова. Здесь встретился с Г. Вопиловым, В. Муравьевым, Н. Шуваловым, которые на долгие годы становятся его друзьями.

1950 – окончил Костромское художественное училище. Дипломная работа триптих «Иван Сусанин». Руководитель диплома – Н.П. Шлеин, ученик Валентина Серова.
1950 – 1951 – преподаватель рисования, черчения в Павинской средней школе.
1951 – 1953 – учитель черчения, рисования в Пыщугской средней школе.
Лето 1953 – сдаёт вступительные экзамены в Ленинградский государственный театральный институт им. А.Н. Островского. На прослушивании спросили: «Какую роль Вы хотели бы исполнить как актёр?» «Отелло», – прозвучал ответ. «В советском театре надо играть советских людей», – услышал Алексей Козлов.
1953 – 1954 – учитель рисования и черчения в Ленинской средней школе, г. Шарья.
1954 – 1955 – работает художником в портретном цехе в Художественных мастерских Костромского отделения Художественного фонда СССР.
Осень 1954 – самоотчет художников Н. Шувалова, В. Муравьева, А. Козлова в Художественном фонде. А. Козлов выставил несколько портретов с фантастическими головами, а также вечерние пейзажи. Художников обвиняют в формализме. Алексею Козлову объявлен строгий выговор с предупреждением.
1955 – 1956 – учитель рисования в Сидоровской средней школе близ села Красное-на-Волге.
Лето 1956 – поездка в Узбекистан в Фергану с целью заработка. Устроиться на работу не удалось.
1956 – 1957 – ассистент художника-постановщика III категории на киностудии «Союзмультфильм», Москва.
1957 – художник в оформительском цехе Декоративно-оформительской мастерской Мособлхудожфонда СССР.
1957 – на хуторе Трошино художник пишет свой первый цикл «Листья и травы». Создавать картины циклами становится творческим кредо Алексея Козлова.
1958 – на хуторе Трошино летом-осенью написан второй цикл «Сказы и сказки».
1959 – на хуторе Трошино создан третий цикл работ «Холмы моей родины».
1957 – 1959 – в Москве Алексей Козлов знакомится с Ириной Константиновной Антоновой, сестрой авиаконструктора Олега Антонова, и с Еликонидой Ефимовной Поповой-Яхонтовой, режиссером, вдовой легендарного создателя театра одного актёра «Современник» – Владимира Яхонтова. Они организуют первые выставки-квартирники, на которые приглашают цвет творческой и научной элиты страны. Так картины костромского самородка приобретают авиаконструктор Олег Антонов, пианист Святослав Рихтер, композитор и дирижер Арам Хачатурян.
22 сентября 1960 – свадьба в селе Пыщуг. Избранницей художника становится Дина Яковлевна Безрукова, искусствовед, научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи.
1960 – художник работает над циклом картин, который сам называет «эскизами для мозаик». «Я с огромным желанием попробовал бы работать в материале, но это не так просто – достать мозаику, поэтому-то я ограничился в этих поисках работой маслом на холсте», – пишет Алексей Козлов в автобиографии в 1964 году.
1961 – живописец создаёт цикл декоративных натюрмортов и пейзажей, написанных темперой на холсте.
1961 – поездка с друзьями в Саяны. «Саянский цикл картин» (картон, масло).
Декабрь 1961 – январь 1962 – первая персональная выставка в Центральном Дома Архитектора в Москве. На ней были представлены картины 1958-1961 гг.
Лето – осень 1962 – съёмка телефильма «Лето на Севере». Сюжет: творческий союз двух друзей – художника Алексея Козлова и писателя Юрия Куранова. Режиссёр – Александр Рацимор, сценарист – Леонид Забицкий.
18 сентября 1963 – родился сын Святослав.
1960 – 1963 – поклонниками творчества Алексея Козлова становятся представители академической науки: биохимик Георгий Ильин, биолог Ольга Строева, океанолог Георгий Беляев, физик Пётр Капица.

Январь – февраль 1964 – вторая персональная выставка у академика Петра Леонидовича Капицы в Институте физических проблем им. С.И. Вавилова Академии Наук СССР.
Январь 1964 – экспозиция картин в Музее А.Н. Скрябина. «Розовой цикл» из семи картин: триптих, лампа, натюрморт с жёлтым яблоком, музыкальная абстракция на тему огня Прометея и ещё одна картина 1963 г.
Апрель – май 1964 – поездка в Крым. Художник отправляется в Коктебель вместе с другом – поэтом Николаем Шатровым. Там они встречаются с Ириной Константиновной Антоновой и переводчицей, писательницей Ритой Райт-Ковалевой. Ирина Антонова знакомит живописца с Марией Степановной – вдовой поэта Максимилиана Волошина.
23 марта 1965 – родилась дочь Мария.
1966 – цикл «Моя Родина». В него входят пейзажи, натюрморты, портреты (сам художник цикл портретов называл «Черновлянские головы»).
1962 – 1966 – живописец разрабатывает свою индивидуальную технику письма. Так появляется уникальный «козловский» стиль: «Перед началом каждого сеанса удаляет все лишние наслоения краски, счищая ненужное, полирует красочную поверхность. Затем по просохшему начинает вновь и вновь насыщать холст звонким цветом. Алексей Козлов мало работает кистью. Он пишет, главным образом, упругим стальным ножичком-мастихином, который обычно художники употребляют для чистки палитры. Написанные таким образом картины напоминают по фактуре энкаустику, технику, при которой краски замешиваются на расплавленном воске».
1966 – персональная выставка в Центральном Доме работников искусств.
1967 – принят в МОСХ – Московское отделение Союза художников СССР. Рекомендацию дали признанные мастера живописи – Мартирос Сарьян и Рудольф Пиннис.
1968 – Творческие поездки по старым русским городам: Новгород, Псков, Изборск, Печоры. Так появляется цикл «Древнерусские города».
20 января 1969 – смерть жены – Дины Яковлевны Безруковой. С этого времени художник-вдовец один воспитывает детей.

Апрель 1969 – художника направляют в Дом творчества Художественного фонда им. К.А. Коровина. Здесь был написан «Гурзуфский цикл» (8 картин).
1970 – «Религиозный цикл»: образы Иисуса Христа, евангелистов, Голгофы.

1972 – цикл «Мои современники». Его основу составляют портреты друзей – писателя Юрия Куранова, поэта Николая Шатрова, юриста Анатолия Алексеева, физика-математика Алексея Бармина и ряды иных близких художнику людей. К этому циклу примыкают картины: два портрета киноактрисы Наташи Воробьёвой (1973), портрет певицы Аллы Соленковой (1973), портрет искусствоведа Зои Беловой (1974).
1972 – три автопортрета. Ни до, ни после автопортретов художник не писал.
1972 – по соглашению Министерства Культуры СССР с телекомпанией ФРГ был снят фильм-обзор о Москве, о её культурной жизни. Кинематографисты из Германии выбрали пять наиболее интересных для них деятелей искусства: кинорежиссера Бондарчука, актёра Яншина, композитора Бабаджаняна, скульптора Никогосяна и живописца Алексея Козлова.
1973 – цикл «Грибы» (написан на небольших картонах и старых деревянных досках).
1973 – 1974 – «Пушкинский цикл».
1974 – через Агентство печати «Новости» снят фильм для показа в Австрии.
Лето – осень 1974 – съемки на хуторе Трошино и в московской квартире художника фильма «Повесть о верности». Он состоит из пяти киноновелл. Они посвящены лейтенанту Льву Маньковскому, погибшему на острове Даманском, директору Государственного пушкинского музея-заповедника «Михайловское» С.С. Гейченко, создателю русского ансамбля «Садко» П.С. Синицину, автору ладобойной теории русского народного стихосложения В.А. Старостину. Одна из новелл посвящена художнику Алексею Козлову.

1975 – фильм «Повесть о верности» выходит на широкий экран, его демонстрируют в кинотеатрах страны. Режиссер Борис Карпов, оператор Александр Киселев.

Лето 1975 – первая после смерти жены персональная выставка. Проходила она в Музее-заповеднике А.С. Пушкина, в залах Тригорского.
1975 – цикл «Хризантемы», цикл «Деревья», цикл больших пейзажей (141х100), написанных на клеенке: «Малиновое поле», «Воспоминания о 41-ом», «Ночная стихия» и ряд иных; цикл натюрмортов предметов крестьянского быта и объектов природы (написан на небольших картонах).
В 1960 – 70-х – работы живописца закупают музеи Саратова, Архангельска, Пскова, а также музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское». Самая большая коллекция в России находится в Костромском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (около 30 картин).

С середины 1960-х – о живописце узнают и за рубежом. Статьи с репродукциями его картин выходят в журналах, адресованных читателям Америки, Мексики, Индии и иных стран. Художественный салон по экспорту при Художественном фонде СССР предлагает Алексею Козлову сотрудничество. Так его картины приобретает Королевская академия художеств (Лондон), Новая пинакотека (Мюнхен). Произведения мастера в 70-е участвуют в выставках-продажах в ФРГ, Ливане, Чехословакии, США.
1976 – последний год работы художника. За это время он написал 3 цикла картин: «Снега», «Идут дожди», «Тишина». В самом последнем цикле «Тишина» взгляд на мир, на землю, словно уже из мира горнего, неземного, трагически наложился на реальный уход из жизни.
Февраль 1977 – персональная выставка в Музыкальном училище им. Гнесиных.
11 марта 1977 – открытие экспозиции в редакции газеты «Комсомольская правда».
1977 – художник не написал ни одной картины.
2 июля 1977 – Алексей Козлов умер в реанимации в Москве во время приступа бронхиальной астмы, которая его мучила многие годы.
1979 – на родине, в селе Пыщуг, улица названа именем художника Козлова.
1984 – выходит в свет первое издание книги Ю.Н. Куранова «Озарение радугой. Лирическая повесть на темы искусства по мотивам жизни костромского художника Алексея Козлова».
9 декабря 1994 – в селе Пыщуг на улице Фокина открыт Краеведческий музей. Один из трех залов посвящён художнику Алексею Никифоровичу Козлову.
2005 – к 80-летию со дня рождения дочь живописца Мария Козлова пишет и издает первую биографическую книгу об отце «Уже не жизнь, а житие…»
27 марта 2025 – в селе Пыщуг, в Краеведческом музее «Пыщуганье», открыта выставка «Преображая цветом мир». Мероприятия, посвященные 100-летию именитого земляка, будут проходить до конца юбилейного года.
11 апреля 2025 – в Москве на ВДНХ, в музее «БИОТЕХ», состоялся вечер «Таланты и поклонники: художник Алексей Козлов и профессор-меценат Георгий Ильин».
10 июня 2025 – в Костроме, в Центре русского искусства, открыта выставка «Преображая цветом мир». На ней представлены 72 картины Алексея Козлова.
2 июля 2025 – на месте исчезнувшего хутора Трошино, родине живописца, был установлен мемориальный дубовый крест.

Мероприятия проекта «Преображая цветом мир», посвященные 100-летию живописца, планируется проводить до конца 2025 года.
М.А. Козлова
кандидат искусствоведения
Картины А.Н. Козлова















Приложение
«Повесть о верности» (фрагмент фильма,
посвящённый художнику А.Н. Козлову)
Студия ЦСДФ (РЦСДФ), 1975.
Режиссёр – Борис Карпов
Опубликовано: