Н. Л. Померанцева

Обзор фонда «Графика»

Значительный раздел в собрании музея-заповедника составляет коллекция графики, насчитывающая около 9000 единиц хранения. Она включает разные периоды: русский дореволюционный, советский и современный. Формирование коллекции шло разными путями. Важным звеном в дореволюционном разделе является коллекция рисунка и акварели, где наряду с яркими именами художников представлены работы малоизвестных или неизвестных авторов, но выполненные на высоком профессиональном уровне.

Неизвестный художник второй половины XVIII в. Портрет Свербицкого. Бумага, пастель.
Неизвестный художник второй половины XVIII в. Портрет Свербицкого. Бумага, пастель.
Неизвестный художник второй половины XIII в. Портрет Свербицкой. Бумага, пастель.
Неизвестный художник второй половины XIII в. Портрет Свербицкой. Бумага, пастель.

Особую роль в формировании дореволюционного периода сыграли поступления из дворянских усадеб и частных собраний. Так, в 1920-е гг. из собрания Н. Н. Виноградова, Ф. Е. Вишневского и С. И. Бирюкова поступили произведения таких известных мастеров акварельного рисунка первой половины XIX в., как А. П. Брюллов, А. А. Алексеев, П. Ф. Соколов, М. И. Теребенев, П. П. Жарков, А. О. Орловский. Все они воспитанники отечественной художественной школы. Особого внимания заслуживает коллекция из собрания С. И. Бирюкова. Ее отличает разнообразие произведений как известных, так и неизвестных художников, работы которых когда-то украшали интерьеры бывшей дворянской усадьбы Ивановское Костромского уезда. Эта усадьба известна с XVI в. и принадлежала князьям Вяземским. В 1835 г. усадьбу приобрел Сергей Иванович Бирюков. После смерти Сергея Ивановича усадьбу унаследовал его сын Иван Сергеевич. В 1888 г. усадьба перешла во владение его сына Сергея Ивановича Бирюкова. После революции Сергей Иванович сдал на хранение в музей многочисленные предметы, находившиеся в усадьбе. В числе поступивших произведений из этой  коллекции два уникальных парных портрета неизвестного художника XVIII в., на которых изображена супружеская чета помещиков Свербицких. Портреты выполнены в технике пастели, особенно популярной в XVIII в. Именно эта техника способная лучше любой другой передать образ изящного и утонченного, характерного для XVIII столетия. И в тоже время это очень хрупкая техника легко поддаётся воздействию времени и требует к себе бережного отношения. Оба портрета превосходно сохранились и полны первозданного очарования. Их отличает безукоризненное мастерство исполнения. Матовость и бархатистость пастели придают портретам своеобразную изысканность. Они  представляют собой тип камерного поясного портрета. Специфика творчества неизвестного автора проявляется в особой приверженности к тщательно прописанным аксессуарам и мелким деталям. В портрете помещицы Свербицкой модель отличает очень нарядная и затейливая прическа, многочисленные украшения на платье, расшитом букетами цветов. Подобного обилия деталей не встречается ни на одном женском пастельном портрете XVIII в.

Роллер А. Венеция. XIX в. Бумага папиросная, акварель, тушь, перо.
Роллер А. Венеция. XIX в. Бумага папиросная, акварель, тушь, перо.
Роллер А. Итальянский вид. XIX в. Бумага папиросная, акварель, тушь, перо.
Роллер А. Итальянский вид. XIX в. Бумага папиросная, акварель, тушь, перо.

Из собрания С. И. Бирюкова поступили так же 12 рисунков известного акварелиста и театрального художника первой половины XIX в. А. А. Роллера с архитектурными пейзажами и видами Венеции, датированные 1839 г. и выполненные на очень тонкой папиросной бумаге. Техника рисунков представляет собой уникальное явление в истории русской графики. А. А. Роллер закончил Академию художеств в Вене, был приглашен в Россию и работал декоратором Императорских театров Петербурга. Его рисунки демонстрируют высокую степень мастерства. В 1830–1850-е гг. А. А. Роллер был самым популярным театральным художником.

 26х41 Костромской государственный художественный музей
Чернецов Г.Г. Волга 1839 Холст, масло

Очень ценным поступлением из этого собрания стал альбом, принадлежащий Варваре Васильевне Бирюковой – матери Сергея Ивановича. Обложки альбома переплетены в бардовый бархат, внутри – муар такого же цвета. Подлинным украшением являются изображения вазы с цветами на лицевой стороне обложки и ветвей по углам, выполненные из кости, и эффектно выделяющиеся на фоне бархата. Альбом включает 19 листов с рисунками, подаренными владелице  близкими ей людьми: братьями, детьми и друзьями. На обороте первого листа значится надпись чернилами, свидетельствующая о принадлежности альбома Варваре Васильевне Бирюковой.

Неизвестный художник первой половины XIX века. Портрет В. В. Бирюковой. 1820-е гг. Бумага, акварель, белила.
Неизвестный художник первой половины XIX века. Портрет В. В. Бирюковой. 1820-е гг. Бумага, акварель, белила.

В музее также хранятся два миниатюрных акварельных портрета Варвары Васильевны, переданные Сергеем Ивановичем Бирюковым. На одном из них она изображена шестилетней девочкой, о чем свидетельствует надпись: «Варвара Васильевна Бирюкова, моя мама, 6 лет». Эта надпись принадлежит её сыну, Сергею Ивановичу Бирюкову. На втором портрете она изображена в почтенном возрасте, сидящей в кресле. Оба портрета принадлежат неизвестным авторам, но их объединяет высокое мастерство исполнения. Портреты поступили в музей с разницей во времени: один в 1924 г., другой – в 1927 г.

Соколов П. Ф. Детский групповой портрет. 1817 г. Бумага, сангина, итальянский карандаш.
Соколов П. Ф. Детский групповой портрет. 1817 г. Бумага, сангина, итальянский карандаш.

Своими богатствами музей обязан и коллекционерам-собирателям, которые являлись настоящими энтузиастами своего дела. Судьбы многих из них сложились трагически. Благодаря Ф. Е. Вишневскому, в музей поступили произведения известных художников XIX в.: П. Ф. Соколова, Е. Д. Поленовой, В. А. Серова. Многие произведения из коллекции Ф. Е. Вишневского различными путями – в качестве даров, продаж, через Государственные закупочные комиссии пополняли собрания многих московских и провинциальных музеев, в том числе и г. Костромы.

В 1946–1952 гг. одним из значимых пополнений стала коллекция из частного собрания историка–этнографа и краеведа Ивана Александровича Рязановского. Это графические листы художников рубежа XIX – нач. XX вв.

Шлейн Н. П. Портрет крестьянина. 1914 год. Бумага, акварель.
Шлейн Н. П. Портрет крестьянина. 1914 год. Бумага, акварель.

А. В. Манганари, Г. К. Лукомского, Н. Н. Купреянова, Е. С. Кругликовой, костромского художника Н. П. Шлеина; представителей объединения «Мир искусства» – М. В. Добужинского, Б. М. Кустодиева, А.Я. Головина.

В составе этой коллекции поступила серия очень редких карандашных рисунков художника первой половины XIX в. М. М. Рындина, выполненная в академическом стиле. Среди них копии с фресок Микеланджело.

Купреянов Н. Н. Возвращение стада в село. 1929 год. Бумага, акварель, графитный карандаш.
Купреянов Н. Н. Возвращение стада в село. 1929 год. Бумага, акварель, графитный карандаш.

Кроме собирателей и коллекционеров, пополнявших собрания столичных и провинциальных музеев, были художники-подвижники, которые много сделали для русской провинции. Их объединяла бесконечная преданность и любовь к искусству. Все они стремились нести культуру в родной край. Костромская земля взрастила таких известных художников, как Г. А. Ладыженский, Е. В. Честняков, Н. Н. Купреянов, Н. П. Шлеин.

Ладыженский Г. А. Портрет Стефании Зимбетти. Картон, акварель.
Ладыженский Г. А. Портрет Стефании Зимбетти. Картон, акварель.

Известный живописец и акварелист второй половины XIX в. Геннадий Александрович Ладыженский отдавал предпочтение технике акварели, в которой достиг совершенства. Не случайно он получил прозвище «короля акварели». Долгие годы Г. А. Ладыженский мечтал о создании на базе своей коллекции музея и передаче его родному Кологриву. Мечту свою осуществил. Всю богатейшую коллекцию, подобранную с большим вкусом, художник завещал Кологриву. В собрании Костромского музея-заповедника художник представлен акварельными работами, которые отличает высокое мастерство и исключительная живописность.

Честняков Е. В. Околица. Бумага, тушь, перо.
Честняков Е. В. Околица. Бумага, тушь, перо.

Имя еще одного подвижника – Ефим Васильевич Честняков. Героями его картин были односельчане – взрослые и дети, которых он любил и писал для них. Возлагая все надежды на подрастающее поколение, Е. В. Честняков уделял много времени крестьянским детям, приобщая их к искусству, обучал рисованию. В музейном собрании самая большая коллекция графических произведений Е. В. Честнякова – около 1000 единиц. Карандашные и акварельные рисунки  представляют разные этапы творческого пути художника, включая и петербургский период. Все их объединяет исключительная самобытность и талантливость. Это портреты, жанровые композиции, серия фантастических пейзажей, иллюстрации к сказкам собственного сочинения. Его творчество определяет искусство обобщения. В портретах создаются не столько индивидуальные характеры, сколько типы, которые веками складывались в народном творчестве, были понятны и близки автору. В портретах Е. В. Честняков с великой любовью запечатлел образы односельчан и тот мир, который давно ушел.

В 1920-е гг. одним из ведущих мастеров советской графики был Николай Николаевич Купреянов, детские годы которого прошли на костромской земле в усадьбе Селище. Период с 1920-го по 1921 г. можно назвать «костромским» в его творчестве. В это время он приезжает в Кострому в качестве уполномоченного по организации Государственных свободных художественных мастерских и охране памятников искусства и старины. Он работает в Костромском губполитпросвете, организует в городе художественную школу, делает плакаты для Губроста, работает в техникуме по внешкольному образованию, ведет отдел художественной жизни в газете «Красный мир», организует в Костроме Музей живописной культуры. После его упразднения в музей-заповедник попали замечательные образцы русского авангарда начала XX в. – живописные полотна Н. С. Гончаровой, О. В. Розановой, В. Е. Татлина, Р. Р. Фалька и др. В собрании музея Н. Н. Купреянов представлен коллекцией своих произведений (более 60 единиц), которая включает акварельные рисунки, гравюры и литографии. Среди них знаменитая серия «Селище». Ее отличает особая поэтичность. Это не случайно, потому как Кострома не только место, где прошло детство художника, но и место творческого вдохновения. Значительная часть коллекции художника поступила в 1946 г. из собрания И. А. Рязановского, следующее поступление произошло в 1980-е гг. из собрания сына автора – Я. Н. Купреянова.

Немало сделал для своего родного города и Николай Павлович Шлеин. Он явился основателем Художественной школы-студии, затем в 1905 г., Костромского художественного училища, где преподавал с 1905 по 1952 г. За долгие годы своего существования училище подготовило не одно поколение талантливых художников. Сам Н. П. Шлеин закончил МУЖВЗ, затем Академию художеств, где учился у В. Е.  Маковского. В собрании музея Н. П. Шлеин представлен коллекцией (более 80 единиц) карандашных и акварельных рисунков. Их отличает высокое профессиональное мастерство рисовальщика.

Ладыженский Г. А. Прибой на Черном море. Бумага, акварель.
Ладыженский Г. А. Прибой на Черном море. Бумага, акварель.

Заметную роль в формировании собрания музея сыграли  поступления в разные периоды из Государственной закупочной комиссии (1945–1947) и Государственного музейного фонда (1919–1945). В эти годы собрание музея пополнилось произведениями известных художников XIX – начала XX вв.: К.Ф. Богаевского, Н. А. Касаткина, И. И. Левитана, А. П. Рябушкина, С. А. Виноградова, Ф. А. Малявина, И. Е. Репина, В. А. Серова, А. Н. Бенуа, А. М. Васнецова, В. Н. Мешкова.

Бенуа А. Н. Кострома. 1898 год. Бумага, акварель, белила.
Бенуа А. Н. Кострома. 1898 год. Бумага, акварель, белила.
Васнецов А. М. Оборона города. 1918 год. Бумага, акварель, ретушь, уголь.
Васнецов А. М. Оборона города. 1918 год. Бумага, акварель, ретушь, уголь.
Мешков В. Н. Портрет Перфильевой. 1889 г. Бумага, соус, графитный карандаш.
Мешков В. Н. Портрет Перфильевой. 1889 г. Бумага, соус, графитный карандаш.
Касаткин Н. А. Женский портрет. 1916 год. Бумага на картоне, акварель.
Касаткин Н. А. Женский портрет. 1916 год. Бумага на картоне, акварель.

Одним из редких и уникальных по своей значимости поступлений является коллекция рисунков (более 80 единиц хранения), выполненная в технике графитного карандаша и сепии художниками первой половины XIX в. братьями Сорокиными: Евграфом, Павлом и Рафаилом. Коллекция была приобретена в 1908 г. для музея КГУАК у Иллариона Александровича Тихомирова, члена Ярославской ученой архивной комиссии. Коллекция включает отдельные рисунки и два альбома, которые по времени относятся к пребыванию художников в творческой командировке за границей. Это портреты, жанровые композиции, пейзажные виды, евангельские сюжеты. Рисунки свидетельствуют о большом даровании художников, их отличает высокая культура исполнения.

Сорокин Е. С. Голова юноши. Бумага, графитный карандаш, сепия.
Сорокин Е. С. Голова юноши. Бумага, графитный карандаш, сепия.
Сорокин Е. С. Асмодей. Бумага, графитный карандаш, сепия.
Сорокин Е. С. Асмодей. Бумага, графитный карандаш, сепия.
Сорокин Е. С. Дружеский шарж. Бумага, графитный карандаш.
Сорокин Е. С. Дружеский шарж. Бумага, графитный карандаш.

Ценным пополнением для коллекции музея явилось поступление из Росизопропаганды в 1989 г. акварельных произведений З. Е. Серебряковой, представительницы известного объединения рубежа XIX в. «Мир искусства». Творчество художницы сформировалось в лучших национальных традициях русского изобразительного искусства.

Серебрякова З. Е. Старый крестьянин. 1905 год. Бумага, гуашь.
Серебрякова З. Е. Старый крестьянин. 1905 год. Бумага, гуашь.

Раздел советского периода включает имена известных художников: Г. С. Верейского, Е. А. Кибрика, Г. Е. Никольского, А. П. Остроумовой-Лебедевой, В. В. Рождественского, В. Н. Чекрыгина, А. В. Шевченко. Формирование данного раздела происходило разными путями: из Комитета по делам искусств при СМ РСФСР, из Главного управления при МК СССР, из дирекции Художественного фонда при МК РСФСР. Интересным пополнением для музея явились приобретенные в 1980-е гг. произведения В. Н. Чекрыгина. Рисунки относятся к серии, которую художник выполнил в 1920-е годы в технике прессованного угля.


Кроме того, музей пополняет свои фонды крупными коллекциями, поступающими с выставок, от авторов в качестве дара или приобретаются. Подобные коллекции поступили в 1980-е гг. от художников московской школы. Это серии офортов В. Н. Павлова, С. М. Никиреева и Д. М. Утенкова, гравюры С. М. Харламова. В 1987 г. поступают пейзажные офорты Б. Ф.  Французова – художника владимирской школы.

Шувалов Н. В. Иван Грозный. 1983 год. Бумага, акварель, гуашь.
Шувалов Н. В. Иван Грозный. 1983 год. Бумага, акварель, гуашь.

Широко представлено в собрании музея творчество костромских художников старшего поколения: Н. П. Шлеина, А. В. Саврасова, Б. Н. Царнаха, М. И. Шопырева, М. С. Колесова, Н. Ф. Назарова, А. И. Рябикова, Н. В.  Шувалова и др., а также современных мастеров: А. А. Мариева, А. В. Нечаева, А. П. Мухина, Л. Г. Сергеева, Ю. И. Конышева и др.

Рябиков А. И. Портрет Заслуженной артистки РСФСР Ж. В. Вильбушевич. 1963 год. Бумага, пастель.
Рябиков А. И. Портрет Заслуженной артистки РСФСР Ж. В. Вильбушевич. 1963 год. Бумага, пастель.
Колесов М. С. Старик-натурщик. 1953 год. Бумага, итальянский карандаш.
Колесов М. С. Старик-натурщик. 1953 год. Бумага, итальянский карандаш.

В 2007 г. собрание графики значительно пополнилось ценнейшими поступлениями из
Костромского  государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника «Ипатьевский монастырь». Это более сотни старинных гравюр и литографий XVIII–XIX вв. русских и западноевропейских авторов. Заслуживает внимания и поступившая коллекция рисунков с изображением крестьянских построек, предметов быта, орудий труда, выполненная в 1930-е гг. сотрудниками КНО, которые совершали поездки по районам области. Данная коллекция имеет не только этнографическую ценность, но и историческую. В числе интересных поступлений следует отметить коллекцию лубочных графических картинок XIX в.

В настоящее время собрание музея продолжает пополняться. Благодаря выставочной деятельности в музей поступают произведения современных художников в дар от авторов, а также от коллекционеров. Дарения и по сей день остаются одним из благодатных способов пополнения музейного собрания.

Среди последних поступлений наиболее значительной является коллекция произведений современных мастеров графики из Министерства культуры Российской Федерации.

Из альбома-каталога "100 лет Императорскому Романовскому музею", ОГБУК "Костромской музей-заповедник", Кострома, 2014 год. ©

Творческая мастерская