Т. П. Сухарева, В. Н. Окуловская

Обзор фонда «Живопись светская»

Коллекция фонда «Живопись светская» насчитывает более 3000 единиц хранения основного и научно-вспомогательного фонда.

Начало комплектования фонда связано с историей собирательской деятельности КГУАК (Костромская губернская учёная архивная комиссия) и созданием в Костроме Романовского музея. В уставе Музея КГУАК, разработанном в 1902 г. говорится, что архивная комиссия имеет целью собирание художественных произведений, посвященных прославленным землякам. Но документальных подтверждений наличия конкретных живописных  произведений в Музее КГУАК в настоящее время не выявлено.

Островский Г. Портрет А. Ф. Катенина, 1790 г. Холст, масло
Г. Островский. Портрет А. Ф. Катенина, 1790 г. Холст, масло
Неизвестный художник XVIII века. Портрет А. С. Березина. Холст, масло.
Неизвестный художник XVIII века. Портрет А. С. Березина. Холст, масло.

В 1909 г. к IV Археологическому съезду КГУАК выпустила каталоги своего музейного собрания. Среди музейных предметов, перечисленных в этих каталогах, встречаются живописные портреты представителей царствующего дома Романовых и картины на религиозные темы. О них дана самая минимальная информация: только название и техника исполнения. Имя автора, размеры, год создания отсутствуют, не указаны также инвентарные номера произведений. По таким скудным сведениям удалось выявить лишь несколько живописных произведений неизвестных художников, среди них картину «Иван Сусанин». В начале 1913 г. музейные коллекции, собранные КГУАК в течение 28 лет, были перенесены в только что построенное здание Романовского музея. Из архивных источников известно, что по ходатайству КГУАК специально для Романовского музея в 1912–1913 гг. Академия художеств и Императорский Эрмитаж выделил и целый ряд произведений живописи, графики и скульптуры, в том числе: «Портрет Петра Первого», «Портрет царевича Алексея Алексеевича», «Портрет  Великого князя Павла Петровича в младенчестве», «Портрет принцессы Шарлотты-Софии», картины К. Ф. Рейхерта «Император Петр I» и В. П. Худоярова «Петр Великий, садящий деревья». Это первые по времени поступления художественные произведения академического уровня, источник поступления которых подтвержден документами, а также изучено их последующее бытование. Эти картины и портреты занимают достойное место в художественных и исторических экспозициях Костромского музея-заповедника. Были и другие поступления живописных произведений в Романовский музей, в частности костромич М. С. Сидоров специально приобрел из собрания Перлова и пожертвовал музею серию живописных портретов царей и императоров царствующего дома Романовых. К сожалению, после Февральской революции и закрытия Романовского музея, в мае 1917 г., часть из них была утрачена.

Шишкин И. И. Облачный день. Холст, масло.
Шишкин И. И. Облачный день. Холст, масло.
Коровин К. А. Цветы и фрукты. 1911 - 1912. Холст, масло.
Коровин К. А. Цветы и фрукты. 1911 - 1912. Холст, масло.
Головин А. Я. На островах. 1913 год. Холст, масло.
Головин А. Я. На островах. 1913 год. Холст, масло.
Барт В. С. Двойной автопортрет. 1911 год. Холст, масло.
Барт В. С. Двойной автопортрет. 1911 год. Холст, масло.

15 января 1918 г. начался новый период комплектования собрания музея живописными произведениями.

В процессе национализации дворянских усадеб в музей стали поступать предметы старины, мебель, книги и произведения искусства. Таким образом, из ус. Клусеево Чухломского у., принадлежащей дворянскому роду Катениных, в 1919 г. поступили «Портрет А. Ф. Катенина» кисти Григория Островского и «Портрет М. А. Катениной в юности», написанный неизвестным художником; из ус. дворян Купреяновых Патино Солигаличского уезда – «Портрет Я. Д.  Купреянова». Из собрания С. И. Бирюкова поступили портреты костромских дворян, написанные во второй пол. XVIII–XIX вв., «Портрет А.С. Березина», «Портрет П.П. Клементьева», «Портрет пожилой дамы с книгой». Эти и многие другие произведения составляют гордость собрания Костромского музея и вызывают большой научный интерес у специалистов и любителей искусства. Особое значение для формирования коллекции имели поступления первых  лет советской власти из отдела по охране памятников искусства и старины Наркомпроса. Большую роль в комплектовании собрания музея живописными произведениями в эти и последующие годы сыграл костромской художник Николай Павлович Шлеин. Еще весной 1917 г. он начал активную работу по созданию в Костроме картинной галереи и вел переговоры с Академией художеств о передаче «нескольких ценных произведений для этой галереи». В 1918 г. музей получил первую партию художественных произведений из Государственного музейного фонда. Среди них были картины И. И. Шишкина, К. А. Коровина, Н. А. Клодта и другие произведения выдающихся русских художников. В этом же году на средства Костромского губернского отдела были приобретены произведения Д. Э. Мартена, А. П. Боголюбова, А. А. Киселева, А. О. Вальтера.

Туржанский Л. В. Осеннее солнце. 1911 год. Холст, масло.
Туржанский Л. В. Осеннее солнце. 1911 год. Холст, масло.
Айвазовский И. К. В горах. 1876 год. Холст, масло.
Айвазовский И. К. В горах. 1876 год. Холст, масло.
Чернецов Н. Г. Вид на Волге. 1852 год. Холст, масло.
Чернецов Н. Г. Вид на Волге. 1852 год. Холст, масло.
Кустодиев Б. М. Гуляние. 1910 год. Холст, темпера.
Кустодиев Б. М. Гуляние. 1910 год. Холст, темпера.

С 1919 г. в Музее местного края уже существовал художественный отдел, который систематически пополнялся живописными произведениями на протяжении последующего десятилетия. В начале 1920-х гг. из Государственного музейного фонда поступили произведения выдающихся русских художников И. К. Айвазовского, М. В. Нестерова, К. А. Коровина, А. Я. Головина, Л. В. Туржанского, Ф. А. Бронникова, А. И. Шильдера и многих других.

В 1920 г. в художественной жизни Костромы произошло важное событие. По инициативе секции изобразительного искусства при губернском отделении Наркомпроса открылся Музей живописной культуры. Благодаря энтузиазму и энергичной деятельности художника Н. Н. Купреянова, мечтавшего о революции в искусстве, в Кострому были привезены картины художников русского авангарда. Кроме них, в музее были и другие художественные произведения. «Мы открыли Музей живописной культуры, куда мне удалось раздобыть несколько хороших вещей из местного старого музея», – писал Н. Н. Купреянов. У организаторов нового музея оказалось много противников, после бурной дискуссии в местной газете «Красный мир» Музей живописной культуры был закрыт. Судьба коллекции Музея живописной культуры оказалась драматичной. Долгое время произведения были сокрыты в сыром подвальном помещении. И, если бы не заступничество костромского художника Б. Н. Царнаха, неоднократно поднимавшего вопрос об этой коллекции в газете «Красный мир», смело обвинявшего чиновников в «халатном отношении к художественному достоянию республики», они все бы погибли. Благодаря его стараниям 75 картин и графических листов из Музея живописной культуры поступило в Костромской музей местного края. Многие из них, к сожалению, были утрачены в последующие годы при невыясненных обстоятельствах. В настоящее время в собрании Костромского музея-заповедника находится только 16 произведений из Музея живописной культуры. Среди них широко известные картины «Двойной автопортрет» В. С. Барта, «Пейзаж» Р. Р. Фалька, «Дева на звере» Н. С. Гончаровой, «Автопортрет» В. Е. Татлина, «Пивная» О. В. Розановой.

Розанов О. В. Пивная. 1914 год. Холст, масло.
Розанов О. В. Пивная. 1914 год. Холст, масло.
Татлин В. Е. Автопортрет, 1910-е годы. Холст, масло.
Татлин В. Е. Автопортрет, 1910-е годы. Холст, масло.
Богданов-Бельский Н. П. Хор девочек, 1916 год. Холст, масло.
Богданов-Бельский Н. П. Хор девочек, 1916 год. Холст, масло.
Кончаловский П. П. Портрет Камушки Бенедиктовой. 1931 год. Холст, масло.
Кончаловский П. П. Портрет Камушки Бенедиктовой. 1931 год. Холст, масло.

В конце 1927 г. были ликвидированы хранилища Государственного музейного фонда в Москве и Ленинграде. Их коллекции распределялись по различным музеям страны, которые разделили на три категории. Костромской музей был отнесен ко 2-й категории и в 1928 г. получил целый ряд первоклассных  художественных произведений, в том числе картину Н. Г. Чернецова «Вид на Волге», Г. Г. Чернецова «Вид на Нил в Египте», К. Я. Крыжицкого «Перед полуднем», И. Е. Репина «Данте», Н. К. Рериха «Залив», М. В.  Нестерова «Троица ветхозаветная».

В 1929 г. после смерти художника Б. М. Кустодиева, чье творчество неразрывно связано с костромским краем, его вдова подарила музею уникальную картину «Гуляние», написанную темперой в 1910 г. В 1935 г. Ю. Е. Кустодиева передала в дар музею еще 7 этюдов к картине «Базар в деревне» и пейзажи окрестностей бывшего села Семеновское-Лапотное.

С 1930-х гг. начался новый этап комплектования собрания музея живописными произведениями. В 1929 г. Кострома лишилась статуса губернского города и стала районным центром Ивановской промышленной области, соответственно музей перешел в разряд 3-й категории и получил название Костромской государственный базовый музей. Из Ивановского областного музея, как головного, получавшего художественные произведения централизованным образом и затем распределявшего их по районным музеям, были получены картины: И. К. Айвазовского «В горах», Н. П. Богданова-Бельского «Хор девочек», К. М. Клевера «Лесной пейзаж», Н. А. Клодта «Вечерние тени», Ф. А. Малявина «Девушка в русском национальном костюме» и ряд других.

В 1933 г. был основан Костромской филиал Союза советских художников Ивановской промышленной области. Это событие существенным образом повлияло на работу художественного отдела музея и способствовало пополнению коллекции живописи новыми произведениями. 9 августа 1933 г. местная газета «Северная правда» опубликовала заметку, в которой сообщалось, что «Костромской музей нынче впервые приобрел у местных художников ряд картин и этюдов для картинной галереи, в которой местный отдел вовсе почти отсутствовал». Сложившаяся в 1930-е гг. традиция закупать у костромских художников их лучшие произведения для музейной коллекции сохранялась на протяжении всех лет существования советской власти. К сожалению, многие произведения костромских художников, поступившие в те годы в собрание музея не сохранились.

В конце 1937 начале 1938 гг. в Костроме арестовали девять художников. Их обвинили в том, что «они являлись членами троцкистской повстанческой организации… проводили подрывную деятельность в товариществе "Художник", заключавшуюся в массовом выпуске антисоветской художественной продукции». Судьба всех репрессированных художников – М. В. Баженова, А. П. Балакирева, А. А. Лихачева, С. И. Макарова, К. И. Плотникова, К. В. Сакса, Н. А. Соболева, Г. Н. Трегубова, Б. Н. Царнаха – оказалась трагичной, они погибли в застенках НКВД. Из музейного собрания изъяли произведения всех этих художников. Скорее всего, они были сразу же уничтожены. С творчеством этих погибших художников костромичи смогли познакомиться спустя три десятилетия на «Ретроспективной выставке», организованной музеем. Почти все произведения, представленные на этой выставке, находятся сейчас в собрании Костромского музея-заповедника. Вдовы художников Б. Н. Царнаха и Н. А. Соболева передали в музей полотна, достойно представляющие живописную культуру 1930-х гг. Среди них картины Н. А. Соболева «Лыжница», «Приезд летчика», «Портрет студентки», Б. Н. Царнаха «Автопортрет», «Натюрморт со скрипкой». От наследников художника А. А. Лихачева, собравшего в послереволюционные годы интересную коллекцию живописных произведений, в музей поступили произведения неизвестных художников «Портрет А. Н. Куломзина», «Пейзаж», работа В. Н. Федоровича «Весенний пейзаж» и другие.

В 1945 г. на базе художественного отдела была открыта Костромская картинной галерея. Как самостоятельное учреждение культуры она просуществовала до 1963 г. За этот период коллекция живописи обогатилась произведениями выдающихся советских художников, ставших сейчас классикой. Стоит лишь назвать картину К. Г. Дорохова «Подруги», П. П. Кончаловского «Портрет Камушки Бенедиктовой», К. М. Максимова «Портрет художника П. П. Соколова-Скаля», пейзажи В. В. Рождественского. Эти и многие другие произведения составляют подлинную сокровищницу советского изобразительного искусства.

После смерти Н. П. Шлеина в 1952 г. многие его произведения, а также собранная им коллекция картин русских художников были переданы в Костромскую картинную галерею. Среди них произведения С. Ю. Жуковского, И. И. Шишкина, И. И. Левитана.


В послевоенные годы Советское государство вело целенаправленную политику пополнения музеев произведениями советских художников, «не зараженных формалистическим экспериментаторством», прошедших через художественные советы областных, республиканских и союзных выставкомов. У этой политики была и своя положительная сторона. Закупая с выставок художественные произведения, Министерства культуры СССР и РСФСР поддерживали художников и пополняли фонды музеев произведениями. Среди картин, поступивших в Костромскую картинную галерею в конце 1950-х – начале 1960-х гг., немало ярких, высокохудожественных полотен. Достаточно назвать лишь некоторые из них: В. К. БялыницкийБируля «Дача в саду», В. Ф. Стожаров «На реке Костромке», Г. Г. Нисский «Полустанок. Станция Подсолнечная», Н. М. Ромадин «Весенний ручей», «Славянка», Ф. С. Шурпин «Портрет девушки».

Период конца 1960–1980-х гг., когда музей художественного профиля снова был самостоятельным учреждением культуры, самым активным периодом комплектования музейного собрания живописными произведениями. Эта деятельность оказалась весьма сложной, так как само время было противоречивым. С одной стороны, государство поддерживало музеи, выделяя определенные суммы на приобретения, с другой – строго контролировало и следило за тем, чтобы в фонды попадали только идеологически выдержанные произведения, что, безусловно, сковывало инициативу сотрудников музея. На протяжении всех лет существования Музея изобразительных искусств и его преемника – Костромского художественного музея – коллектив научных сотрудников самым активным образом вел целенаправленную работу по обогащению собрания произведениями талантливых русских мастеров. По-прежнему значительными были поступления по линии МК СССР и РСФСР. В фонды музея поступили картины Е. И. Зверькова, П. П. Оссовского, В. В. Рождественского, А. А. Мыльникова, Л. Я. Тимошенко, Ю. И. Пенушкина и многих других. Благодаря инициативе сотрудников музей сумел приобрести работы художников, ярко раскрывших свой талант в 1920–1930-е гг.: А. Н. Самохвалова, Р. Р. Фалька, А. В. Шевченко, Н. М. Чернышова, А. А. Лабаса, В. И. Шухаева, Т. Н. Глебовой и других.

В этот период в музей поступили работы А. А. Осмеркина, А. В. Шевченко, В. П. Ефанова, Д. А. Налбандяна, М. А. Канеева, А. Н. Козлова, Д. С. Макарова, В. А. Егошина.

В конце 1960-х гг. Костромской музей стал обладателем уникальной коллекции произведений в то время никому неизвестного художника Ефима Васильевича Честнякова. Стараниями научных сотрудников музея и столичных реставраторов его уникальные произведения живописи и графики стали всеобщим достоянием. В настоящее время в собрании музея насчитывается 129 живописных произведений Честнякова.

Козлов И. А. Улица Чайковского, 1947 год. Холст, масло.
Козлов И. А. Улица Чайковского, 1947 год. Холст, масло.

Активно ведется комплектование фонда произведениями костромских художников. В советский период с персональных, областных и зональных выставок закупались лучшие картины, которые затем передавались в музей. Многие художники считали за честь передать свои картины музею в дар. Среди них было много действительно талантливых, характерных для своего времени работ. Благодаря этому все наиболее значимые полотна ведущих костромских художников находятся сейчас в собрании музея и составляют значительную часть коллекции. Среди них работы художников, в чьих произведениях нашли отражение различные живописные направления, свойственные второй половине XX в. Это картины как художников старшего поколения – М. С. Колесова, А. П. Белых, В. А. Кутилина, Н. В. Шувалова, получивших широкое признание в России, так и более молодых, продолжающих активную творческую деятельность – М. А. Салмова, А. А. Захарова, Л. А. Белых, А. П. Алехина.

После закрытия VI Зональной выставки «Художники Нечерноземья», прошедшей в Костроме в 1985 г., МК РСФСР и Союз художников СССР подарили музею большое количество произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В собрание музея поступило много картин, созданных известными художниками, из центральных областей России, в том числе Г. А. Дарьина, Г. П. Огаревой, В. В. Родионова, В. В. Ельчанинова.

Особое место в фонде занимают картины, посвященные городу Костроме. В 1980-х гг. сотрудники музея провели большую работу по розыску и сбору художественных произведений, посвященных нашему городу. Почти все работы, представленные затем на выставке «Кострома в произведениях русских и советских художников», поступили в собрание музея. Комплектование фонда живописными произведениями, раскрывающими красоту костромского края, является одним из приоритетных в деятельности Костромского музея-заповедника.

Вопилов В. П. Дети, играющие в прятки. Холст, масло.

В 1990-е гг. государство практически прекратило выделять средства на приобретение произведений искусства, и музейные  коллекции пополнялись за счет даров. В эти годы ценные дары преподнесли музею наследники костромских художников, ушедших из жизни в этот период. Собрание музея пополнилось яркими произведениями Н. С. Пшизова, Ф. Я. Кораблева, Р. Д. Головиной, М. С. Колесова. Известный московский художник А. И. Царев передал в дар музею 42 живописных полотна, созданных в 1970–1990-х гг., представляющих различные периоды его творчества.

В 2006 г. коллекция живописи пополнилась шестью работами В. П. Вопилова, талантливого, но малоизвестного художника рубежа XIX–XX вв., друга И. И. Левитана. Часть из них были подарены музею родственниками художника.

В 2007 г. московский журналист Е. Н. Колесов подарил музею ряд картин русских художников, в том числе три произведения своего деда В. А. Колесова: «Женщина у окна», «Портрет дочери Тамары», «Незнакомка», созданных в Костроме в начале XX в.

В ноябре 2009 г. Российский фонд культуры передал Костромскому музею-заповеднику 151 произведение живописи. В их число вошли работы известных российских художников, произведения художников ближнего и дальнего зарубежья.

Произведения западноевропейских художников составляют незначительную часть коллекции, почти все они поступили в музей в первые послереволюционные годы из дворянских усадеб.

Костромской музей-заповедник продолжает активную собирательскую деятельность, обогащая фонд «Живопись светская» новыми интересными произведениями, отражающими современный этап развития русской живописной школы.

 

Из альбома-каталога "100 лет Императорскому Романовскому музею", ОГБУК "Костромской музей-заповедник", Кострома, 2014 год. ©

Творческая мастерская