Глава 1

Слобода Решма: время возникновения и происхождение названия

«Слобода (известна в источниках с XIII в.) – поселение, устраиваемое духовными или светскими феодалами, жители которого в ущерб окрестному населению временно или постоянно освобождались от несения государственных повинностей. Чаще всего слобода населялась людьми какой-то одной профессии: рыболовами, кузнецами и т.п.» 1.

Древняя Русь. Город, замок, село (1985 г.)

Когда возникла слобода Решма?

Поскольку Макарьевский монастырь возник при слободе Решме и был основан её жителями, обратимся вначале к истории Решмы Когда именно возникла слобода Решма (или Решемская слобода), неизвестно. Впервые в источниках она упоминается в недавно опубликованной сотной грамоте 1593-1594 гг. по посаду города Юрьевца Поволжского, где в перечислении участков Волги, принадлежащих жителям посада, сказано: «Воды в реке Волге волжка Мячевская да подле горы от Решмы на низ до Мытни да Строев­ское подвалье были на оброке за юрьевчанином за посадским человеком за Олешкою Гуляевым...»2.

Текст не совсем понятный. Ясно только, что упомянутая здесь «Решма» – это не река, так как в сотной грамоте, как и положено, вместе с названием написали бы слово «река». В данном случае было бы: «от реки от Решмы». Следовательно, имеется в виду селение Решма. «Волжка Мячевская» – это один из рукавов Волги напротив с. Мячева Пустынь (тогда, наверное, еще не села, а небольшого монастыря), которое лежало ниже Решмы в 12 верстах.

Второй раз в источниках слобода Решма упоминается в 1608 г. в «Новом летописце» в связи с чередой восстаний жителей Верхней Волги против власти «тушинского вора» – Лжедмитрия II (подробнее об этом чуть ниже).

Оба эти упоминания дают нам уверенное основание полагать, что слобода Решма существовала уже, по крайней мере, в середине XVI в.

В краеведческой литературе все писавшие о времени основания Решмы обычно отделывались расплывчатыми и ни на чем не основанными утверждениями.

Неоднократно к вопросу о возникновении Решмы в различных изданиях по истории Кинешемского края возвращался краевед Я.М. Мезенин. В 1980 г. он писал: «Оно (село Решма – Н.З.) появилось много веков назад, когда на Руси еще владычествовали монголо-татары, собиравшие дань с окрестных жителей» 3; в 1983 г.: «В исторических документах Решма упоминается еще со времен монголо-татарского ига» 4; в 1987 г.: «В исторических хрониках Решма упоминается еще со времен монгольского ига» 5.

И.П. Антонов и А.Ф. Щелков пишут: «Решма – одно из стариннейших сел Верхневолжья. Первое упоминание о нем относится ко времени набегов казанских татар, хотя существовало оно значительно раньше. (...) Можно предположить, что войска Батыя, после разгрома Владимира двигаясь по берегам Волги, пограбили, сожгли и Решму» 6.

В.А. Ельфин пишет: «Решма – старинное селение. О нем упоминается в документах эпохи монголо-татарского нашествия» 7.

Однако все эти утверждения ни на чем не основаны. Под периодом монголо-татарского ига обычно имеют в виду XIII-XV вв. Нам неизвестно ни одного документа, относящегося к данной эпохе, в котором упоминалась бы Решма. Тем более Решма не фигурирует ни в одном документе, относящемся ко времени нашествия войск Батыя на Северо-Восточную Русь (1237-1239 гг.). Вполне возможно, что Решма уже существовала во времена Батыева нашествия, но никаких данных на этот счет – документальных или археологических – у нас нет. Нет в источниках никаких упоминаний и о Решме в эпоху набегов казанских татар (XV – первая половина XVI вв.). Поэтому все приведенные выше цитаты – это общие слова, за которыми ничего нет.

К сожалению, археологических раскопок в Решме не проводилось. Правда, не так давно появились археологические данные, которые предположительно позволяют отнести время основания Решмы к домонгольскому времени.

В 90-е годы XX в. некие кладоискатели работали в прибрежной полосе Решмы, у её обрывистого берега. Археолог А.В. Уткин, общавшийся с ними, пишет: «В процессе этих работ встречено большое количество строительного мусора, обломков керамической и стеклянной посуды, металлических предметов сельского быта, широко распространенных украшений типа простых перстней, обручальных колец, пуговиц и т.п. По устным описаниям находчиков подавляющая масса отмытых вещей относится к XVIII-XIX в. Единичные находки могут быть датированы XVII, возможно даже XV-XVI вв. Из этого, в общем-то однообразного позднесредневекового комплекса выпадают два украшения домонгольского времени» 8.

Первое украшение – это «бронзовая привеска от шумящей подвески в виде лапки водоплавающей птицы с цепочкой из двух перевитых звеньев». Второе – «шумящая цельнолитая птицевидная подвеска, с обеих сторон украшенная рельефными псевдожгутами (...). На спине птички – петля для подвешивания: внизу под корпусом – остатки двух колец для крепления шумящей бахромы» 9.

Археолог Е.А. Рябинин датирует подвески данного типа XII-XIII вв. 10А.В. Уткин пишет о решемских находках: «... можно предположить, что они происходят с небольшого древнерусского селища, культурный слой которого был сильно разрушен средневековым селом, а после поднятия уровня воды в Волге полностью уничтожен» 11. «Хотя, – замечает он, – не исключен и такой, правда, достаточно гипотетичный вариант появления этих вещей на территории Решмы: они были обнаружены в кургане какого-то близлежащего могильника во время кладоискательских раскопок на рубеже XIX-XX вв., принесены в село, но затем утеряны» 12.

Разумеется, на основании этих данных трудно делать какие-либо определенные выводы. Можно, конечно, с известной долей осторожности предполагать, что славянское поселение на месте будущей слободы Решмы существовало в XII-XIII вв. Однако описанные украшения действительно могли попасть в Решму как-нибудь много позднее. Окончательный ответ о времени возникновения Решмы смогут дать только археологические раскопки, которые, надеемся, будут здесь когда-нибудь проведены.

Ключевое значение в вопросе о времени возникновения Решмы имеет то, что в XVII-XVIII вв. она являлась дворцовой слободой (Решма именовалась слободой вплоть до начала XX в.).

Появилась слобода Решма на базе более древнего селения или возникла на пустом месте, нам неизвестно.

Когда могло появиться селение Решма, как слобода? В.А. Ельфин пишет: «Время возникновения села точно не установлено, но в XIV в. было распространено образование слобод по окраинам Руси.

Именно в XIV в. Решма именовалась слободою» 13. Однако, повторим: нам неизвестно ни одного документа XIV в., в котором упоминалась бы Решма.

Слобода (от слова «свобода») – это «поселение, устраиваемое духовными или светскими феодалами, жители которого в ущерб окрестному населению временно или постоянно освобождались от несения государственных повинностей. Чаще всего слободы населялись людьми какой-то одной профессии: рыболовами, кузнецами и т.п.» 14.

Впервые в источниках термин «слобода» встречается в XIII в. 15Слободы, обычно, основывались или крупными землевладельцами (князьями, боярами, церковными иерархами) или монастырями. Практически возле каждого старинного монастыря существовала своя слобода.

На первый взгляд, логично предположить, что слобода Решма могла возникнуть и при Макариевском Решемском монастыре. Однако, как мы увидим ниже, именно жители слободы Решмы основали данную обитель в начале XVII в. Следовательно, слобода возникла намного раньше Макариевского монастыря.

В.О. Ключевский делил все слободы по их происхождению на три группы: 1) «дворцовые, обязанные повинностям дворцу и им основанные», 2) «черные, то есть государственные» и 3) «владельческие, то есть принадлежавшие частным лицам, церковным властям, боярам и т.д.». О последних историк пишет: «Слободы третьего разряда были пашенные. Они заводились обыкновенно на отдаленных окраинах Русской земли, где слабо было развито хлебопашество; жители их вербовались из вольных людей и селились с подмогой от казны, с обязательством поставлять ежегодно в казну известное количество хлеба» 16.

К какому из этих трех разрядов принадлежала слобода Решма на момент основания? Она не была владельческой, так как до 1689 г. не принадлежала никаким частным лицам, и к тому же жители Решмы в XVII-XIX вв. не занимались хлебопашеством (об этом чуть ниже). Не была Решма и «чёрной», то есть государственной слободой. В XVII-XVIII вв. она являлась дворцовой слободой. В связи с этим можно предположить, что Решма и появилась как дворцовая слобода.

С.Б. Веселовский отмечал, что «слобода первоначально есть княжеское население, основанное согласно жалованной грамоте. (...) Только князья могли «ослобожать», т. е. разрешить занятие пустых земель и давать поселенцам различные «свободы», достаточные, чтобы привлечь их и «осадить» и «садить» в слободу. Поэтому можно сказать, что слободы XIII-XV вв. были специфической формой княжеской колонизаторской деятельности» 17.

По своему предназначению все слободы условно можно разбить на две группы: созданные с целью колонизации пустующих земель и «специализированные» – образованные с какими-то конкретными целями. К последним относились, главным образом, ремесленные и промысловые слободы, в частности, слободы рыболовов.

Вероятнее всего, слобода Решма возникла в XIV-XV вв. и была основана каким-то князем. У нас нет данных о том, к какому княжеству или уезду относились решемские места в XIV-XV вв. На карте Нижегородского великого княжества в 60-е годы XIV в., помещенной в книге В.А. Кучкина «Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X – XIV вв.» (М., 1984), граница между Владимирским великим княжеством и Нижегородским великим княжеством проходит примерно в районе Решмы. Согласно этой карте, г. Юрьевец и всё нижнее течение Унжи относились к Нижегородскому княжеству 18.

Если слобода Решма возникла в XIV в. то её основателем мог быть кто-то из суздальских или нижегородских князей*, а если в XV в. – то кто-то из великих Московских князей. Скорее всего, она сразу возникла как дворцовая слобода, задачей которой являлась поставка во дворец выловленной в Волге рыбы (все источники XVII-XIX вв. отмечают, что жители Решмы занимались рыбной ловлей). Если Решемскую слободу основал кто-то из суздальских или нижегородских князей как рыболовное дворцовое поселение, то после перехода Суздальско-Нижегородского великого княжества в состав Московского государства, слобода перешла в ведение Московского дворцового ведомства. В 1608 г. Решма упоминается в «Новом летописце» как известное селение. Поэтому, можно уверенно предполагать, что Решма существовала уже в XV – первой половине XVI вв.

Возникла рыболовная слобода на пустом месте или статус слободы получило уже существовавшее здесь селение, неизвестно.

Конечно, без проведения археологических раскопок трудно говорить определенно. Впрочем, будь раскопки и проведены, они, возможно, не дадут ответа на вопрос о времени основания Решмы, так как значительная часть территории древней слободы погибла после подъёма уровня Волги в 1956 г.

* Как известно, в 1350 г. столица Суздальского княжества была перенесена из Суздаля в г. Нижний Новгород.

К вопросу о происхождении названия «Решма»

Коснемся теперь вопроса о происхождении названия «Решма».

До прихода на Верхнюю Волгу славян здесь обитали угро-финские племена. Поселки угро-финнов размещались по берегам рек и речек, а их обитатели занимались охотой и рыбной ловлей. Практически все реки и речки, впадающие в Волгу на отрезке от г. Кинешмы до г. Юрьевца, сохранили свои древние угро-финские названия: р. Кинешма (Кинешемка), Томна, Мера, Ёлнать, Нодога, Пичуга, Шарма, Шача, Шилекша, Юндокса, Юхма и т.д. С приходом на берега Волги славян местные угро-финны постепенно ассимилировались со славянами, став одной из составных частей при образовании русского народа.

Название «Решма», давшее название слободе, безусловно, является угро-финским по происхождению.

Как известно, чуть выше по течению от современного села Решмы в Волгу впадает речка Решемка (или Большая Решемка). До подъёма уровня Волги в 1956 г. в нескольких сотнях метров от места впадения Решемки в Волгу в неё впадал левый приток – речка Малая Решемка. После 1956 г. место слияния Решемки и Малой Решемки фактически образует залив Волги.

Длина Решемки (Большой Решемки) – 16 километров, Малой Решемки – 10 километров 19. В прошлом эти речки назывались Решма (Большая Решма) и Малая Решма. В одном документе 1612 г. среди деревень Кинешемской волости Кинешемского уезда упоминаются «деревня Климовская на речке на Решме», «деревня Блиновка на речке на Решме Малой» и «деревня Семендяева на речке на Решме» 20.

Со временем, во избежание путаницы со слободой Решмой, речка и её приток получили уменьшительное название Решемка. Впервые в известных нам источниках речки Большая Решемка и Малая Решемка упомянуты в Переписной книге г. Кинешемы и Кинешемского уезда 1646 г.*

* Отрывки из Переписной книги г. Кинешмы и уезда 154 г. (1646 г.) переписи Никифора Нармацкого и подьячего Родиона Данилова (РГАДА, ф. 1290, оп. 1, д. 15395) по Кинешемской волости Кинешемского уезда выложены на сайте Ярославского историко-родословного общества.

Подобным же образом появилось и наименование реки Кинешемки в г. Кинешме. В старину она именовалась река Кинешма. В той же Переписной книге г. Кинешмы и уезда 1646 г. река неоднократно упоминается только как «Кинешма». Со временем, для отличия от названия города реку стали именовать Кинешемка. Вероятно, вначале Кинешемкой именовалась только нижняя часть реки в черте города, но постепенно, уменьшительная форма названия распространилось на всю реку. Сходным образом река Кострома в черте города Костромы издавна зовется Костромка, но поскольку река Кострома весьма протяженная, то за пределами города она по-прежнему зовется Костромой.

Именно по реке Решме слобода Решма и получила своё название.

Это – обычная практика, когда стоящее на большой реке селение получает название по её притоку.

Вспомним, что таким же образом, то есть по притоку, впадающему в Волгу, назван целый ряд волжских городов, например: г. Кострома – по р. Костроме, г. Кинешма – по р. Кинешме.

Map
Решма и её окрестности. Фрагмент карты Кинешемского района 1937 г.

Что обозначает слово «Решма»? В.А. Ельфин пишет: «Своё название село получило в наследство от живших здесь в IV-VIII веках мерян по названию речки Решемки, вытекающей из болот и лесов. Вода в речке темная, ржавая, и именно по её цвету названа река, а вместе с ней и село» 21.

Почему В.А. Ельфин, явно не знающий ни одного из угро-финских языков, именно так перевел на русский язык название речки, он не сообщает.

Более популярна другая версия, пытающаяся вывести происхождение названия слободы Решмы от привесного конского украшения, называемого «решма».

В издании «Кинешемский район», вышедшем в 2007 г., говорится: «Все географические названия на -ма – финно-угорские, однако возможно, что «Решма» происходит от татарского слова означающего налобное украшение лошади. (...) В Оружейной палате Кремля хранится решма, подаренная Екатерине II турецким султаном Абдул-Гамидом в 1774 г. по случаю заключения Кучук-Кайнаржийского мира. В этой решме 999 бриллиантов, а в центре прекрасный золотистый топаз. Возможно, монголо-татары, очарованные этими местами, и назвали так поселение...» 22*

* Очень странное представление о деятельности монголо-татар на Руси!

В издании «Кинешемская сторона» (2016 г.) это предположение повторено вновь: «...возможно, что Решма – слово тюркского происхождения. У татар решма – это налобное украшение лошади, то есть красивое, драгоценное.

Они могли так назвать и удивительное по природной красоте место на берегу Волги» 23.

Посмотрим, что говорится в литературе о детали старинного конского убора, именуемой решмой.

«Решма, – сказано в словаре В.И. Даля, – старинное (татарское?) привесное украшение из бляшек, при конской узде» 24.

Археолог А.Н. Кирпичников в своем труде «Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX-XIII вв.» пишет: «Особый декоративный эффект сбруе придавали свободно свисающие миндалевидные бляхи – решмы. (...) На Руси конские решмы до сих пор связывались с XVI-XVII вв., однако их первые образцы появились не позже X в. (Гнездово, Киев). Древнерусские находки появились в результате распространения и заимствования модного в раннем средневековье украшения. По общему мнению, происхождение миндалевидных орнаментальных блях восточноазиатское» 25. Как правило, решмы украшались или звериными головками или растительным орнаментом. Решмы являлись с одной стороны украшением, с другой – оберегом 26. В конце XIX в.

в Московской Оружейной палате хранилось свыше пятидесяти драгоценных решм (или уздениц), изготовленных из золота или серебра 27.

Этническое происхождение слова «решма» в значении конского украшения, неизвестно.

Конечно, версия, возводящая название селения Решмы к детали конского убора, является типичным примером «наивной» этимологии, когда происхождение географического названия объясняют из любого похожего слова.

Не находись рядом со слободой Решмой речка Решма (Решемка), версию с решмой-бляхой еще можно было бы рассматривать. Однако наличие речки, одноименной с названием селения, позволяет уверенно её отбросить. Созвучие названий слободы и части конского убора носит случайный характер.

Нельзя не вспомнить еще одной, более старой народной версии, о которой, кажется, первым в литературе упомянул историк В.И. Смирнов. В 1921 г.

он писал: «Даже финское название посада* «Решма» народной легендой приурочено к разбойничьему эпосу и осмыслено так. Когда Стенька Разин похитил у какого-то купца дочь и хотел её обесчестить, она кричала: «– Режь мя» – режь меня и т.д.» 28

* В.И. Смирнов ошибочно называет Решму посадом, но вплоть до начала XX в. она именовалась слободой.

Автору этих строк в детстве, в 60-е годы XX в., доводилось слышать в Решме более полный вариант легенды, в котором фигурировали Степан Разин и персидская княжна. Когда они ехали по Волге мимо Решмы, то княжна сказала Разину: «Режь мя» (режь меня), а когда – мимо Кинешмы, то она сказала: «Кинешь мя» (кинешь меня). Конечно, – это еще один типичный пример народной «наивной» этимологии. В.А. Никонов заметил по данному поводу: «Конечно, пленница-шемаханка не говорила по-церковнославянски. Разин никогда не поднимался так высоко по Волге» 29. Действительно, Степан Разин не дошел до района Решмы-Кинешмы: самой верхней точкой, которой достиг знаменитый атаман со своим войском, двигаясь по Волге снизу вверх, был г. Симбирск. Правда, отряд разинцев под предводительством атамана Ильи Пономарева действовал в 1670 г. на Ветлуге и Унже, пока не был разбит.

Данная легенда о происхождении названий Кинешмы и Решмы приводится в романе Н.П. Верховской «Молодая Волга» (Л., 1957). Героиня романа Нина на пароходе беседует с речником. Разговор заходит о Кинешме.

« – Кинеш-ма... – рассеянно произнесла Нина. – Нерусское слово какое-то.

– Почему нерусское? Кинешма – кинешь мя. Решма – режь мя... Даже легенда есть насчет этих названий» 30.

Филолог Л.В. Успенский в книге «Имя дома твоего. Очерки по топонимике» (Л., 1967) , ссылаясь на роман Н.П. Верховской, коснулся этой легенды о происхождения названий Кинешмы и Решмы. Он пишет: «Ах уж эти топонимические догадки любителей! Им достаточно заприметить в слове один-два звука, общих с названием места, и – трах-тарарах! – готова теория о тесной связи между ними. А как быть со связью по смыслу: ведь мало же того, что звуки похожи?» Легенду про «кинешь мя» и «режь мя» Л.В. Успенский справедливо называет «совершенно нелепой». «Злой князь, – пишет он, – разлюбил красавицу. С намерением избавиться от нее, он понес ее на руках куда-то по приволжским разлужьям. Красотка понимала, что дела ее плохи, но не могла, очевидно, взять в толк, какой именно способ погубитель хочет избрать для ее умерщвления. Поэтому у Кинешмы она спрашивала: «Кинешь мя?» (очевидно – в Волгу), а возле Решмы начала уже странным образом уговаривать негодяя: «Режь мя!» – может быть, предпочитая такую смерть утоплению. Все это придумано так неумело и грубо, что и доказывать тут нечего. Но ведь — легенда! Приходится верить! И Нина, видимо, верит, хотя ее собственная догадка куда более правильна: вполне возможно, что оба эти имени не русского, а финского происхождения; а если и русского, то, конечно, совершенно иного, чем в народном предании 31.

Возникновению подобной легенды способствовало и то, что в разговорной речи местные старики и до сих пор нередко говорят не Кинешма, а – Кинешмя, не Решма, а – Решмя.

Угро-финские названия рек часто повторяются. Такие названия как Унжа, Шача, Лух, Нерехта и др. носят от двух до пяти и более рек и речек.

Название «Решма» относится к весьма немногочисленным. Помимо двух речек с названием Решма и одноименной слободы, известен только еще один топоним с названием «Решма». Это – пустошь Решма, упоминаемая в 1618 г.

в волости «Никольской слободке» (сейчас в черте г. Костромы) и которая принадлежала помещику Г.С. Ратькову 32. Почему пустошь получила такое название, неизвестно.

Примечательно, что в Кологривском уезде были две речки, притоки р. Унжи, которые назывались Нерешма и Мерешма (ударения – на первый слог) 33.

Безусловно, что «Решма» – это угро-финское название. Окончание (формант) -ма очень часто встречается в названиях рек и речек на территории современных Ярославской, Костромской, и Ивановской областей.

В Костромской губернии названия с окончанием -ма носили реки и речки: Кострома, Кинешма, Кешма, Востошма, Толшма, Костома, Вохтома, Хохлома, Вохма, Юхма, Рохма, Шохма и др. 34

Помимо названных выше городов Кострома и Кинешма, можно указать еще ряд местных селений, получивших названия по речкам, названия которых оканчиваются на -ма.

Например, это – д. Рошма в Кинешемском уезде (совр. Вичугский район), стоящая на речке Рошемке (первоначально речка, конечно, называлась Рошма) 35.

Можно вспомнить еще д. Рохма, которая еще недавно находилась в 5 верстах к востоку от Решмы. В конце XIX в. она официально числилась «при безымянном истоке» 36, впадавшем в черте деревни в Волгу. Однако, вероятнее всего, этот «исток» или ручей раньше назывался Рохма*.

* Деревня Рохма была официально упразднена решением Ивановского облисполкома от 17 февраля 1981 г. 37.

От какой группы угро-финнов остался гидроним Решма, сказать трудно.

Вероятно, речь может идти о племени Меря. Археолог Л.А. Голубева пишет: «Меря занимала большую часть современных Ярославской, Владимирской, Костромской и Ивановской областей» 38. Языковед О.Б. Ткаченко отмечает: «Мерянский (мерьский), ныне мертвый, финно-угорский язык в период наибольшего распространения занимал, очевидно, территорию современных центральных областей РСФСР – (полностью) Ярославской, Ивановской, Костромской, (частично) Калининской (Кашинский р-н), Московской (за исключением юго-западной части), Владимирской (к северу от Клязьмы и отчасти к югу от неё)» 39.

Надо только учитывать, что все эти угро-финские названия дошли до нас не в своей первоначальной форме, а в русифицированном, обрусевшем виде.

Угро-финны, несомненно, произносили слово «Решма» несколько иначе: в их речи оно было более длинным и более труднопроизносимым для русского языка. «Уже априорно можно предположить, – пишет О.Б. Ткаченко, – что все мерянские слова и названия, употребляемые (или употреблявшиеся) в русском языке, должны были в большей или меньшей степени в нем изменяться, приспосабливаясь к его фонетической и грамматической системам» 40.

Поэтому топоним «Решма», будучи угро-финским по происхождению, является, по сути, русским словом. Точно так же коренные жители Кинешемского района, будучи потомками и угро-финнов и славян, являются русскими.

К сожалению, сам факт переноса названия притока Волги на селение не может помочь нам в определении хотя бы примерного времени возникновения Решмы. С одной стороны, имена, данные по угро-финским названиям рек, носит целый ряд древних городов и сёл на Верхней Волге. С другой стороны, эта традиция существовала очень долго – едва ли не до начала XX в.

Созвучие названий Решмы и Кинешмы, находящейся в 23 верстах выше по Волге, обыграно в нескольких пословицах, зафиксированных в сборнике «Пословицы русского народа», составленном В.И. Далем. Одна из них, которую часто вспоминают в краеведческих изданиях: «Кинешма да Решма кутит да мутит, а Сологда (Солдога – Н.З.) убытки платит» 41. И вторая: «От Решмы до Кинешмы глазами докинешь ли?» 42.

Сейчас жители Решмы зовутся решемцами. Но помимо этого наименования в письменных источниках и в живой речи есть еще варианты: решменцы, решемчане, решмаки, решмяки и др. Решемцы и решемчане образованы от названия Решемская слобода, а решменцы, решмаки и решмяки – от названия Решма.

К сожалению, от исторической слободы Решма к нашему времени не осталось практически ничего. Как писалось выше, в начале 50-х годов XX в.

при подготовке к подъему уровня Волги из-за строительства Горьковской ГРЭС у г. Городца её строения были разобраны и перенесены наверх – в с. Нагорное. То, что называется Решмой сегодня – это бывшее село Нагорное, находившееся на горе буквально в двух шагах от протянувшейся внизу узкой полосой вдоль берега Волги слободы Решма.

Подведем итог. Итак, вероятнее всего, слобода Решма возникла в период XIV-XV вв. как дворцовая рыболовная слобода, которая должна была поставлять рыбу на нужды великокняжеского дворца. Своё название она получила от речки Решмы, впадающей в Волгу чуть выше слободы, которую со временем во избежание путаницы стали звать Решемка (Большая Решемка). Была слобода основана на пустом месте, или статус слободы получило уже существовавшее здесь селение, неизвестно.

© Nikolay Zontikov