54 56 58 60 60

Заветлужский сельский совет


Девушки - черемиски

В переписной книге 1631 г. Заветлужье называлось Заветлужскими починками в Воздвиженском стане, и в них было всего два крестьянских двора. В 1637 г. здесь построили деревянную церковь во имя Покрова, и починки по имени церкви стали называться селом Покровским.

В 1620 г. Воздвиженский стан был вотчиной князя Ф.И.Мстиславского, а после его смерти его огромные вотчины в Приветлужье раздали служивым людям. Село Покровское (Заветлужье) отдано было князю Н.К.Лукомскому. Выходцы из Литвы, Лукомские служили московским великим князьям. Один из них, князь Михаил Лукомский, в 1493 г. за оговор великого московского князя Ивана III был казнен в Москве, его живого сожгли в клетке на Москве-реке. От М.К.Лукомского село Заветлужье с деревнями перешло к Дмитрию Аксакову, а он отдал его в приданое за дочерью Анной Дмитриевной Федору Прохоровичу Ушакову.

Заветлужье имеет богатую историю, известную по документам существовавшего здесь Кажирова монастыря.

Монастырь был основан в первой четверти XVII века на земле, которую монастырю подарил князь Ф.И.Мстиславский. В книге раздачи земель Мстиславского в 1659 г. записано: «Да в Воздвиженском стану, вверх по Ветлуге реке на Черемисской стороне на Диком лесу Кожиров монастырь поставлен вновь, а на монастыре церковь, во имя Николая Можайского, древянна, а в ней и книги, и образы Уссысольского уезда приходца старца Игнатия и по указу боярина князя Федора Ивановича Мстиславского, дана тому монастырю Дикого леса по реке Ветлуге и рыбных ловель». Сохранилось и описание церквей: «Церковь Николая с трапезою древянна, на церкви клетка брусчатая, рублена в лапу, на клетке крест деревянный, другая церковь во имя Богоявления, древянна с трапезой, рублена в угол, на церкви две главы окольчужены лемехом. Перед трапезой паперть, а перед ней рундук о двух сходах. На рундуке восемь столбов деревянных, на столбах шатрик. Под трапезой колокольня бревеная рублена, на ней шатрик и крест деревянный, да на колокольнице два колокола». Монахи расчищали от леса новые участки и осваивали их: «...монахи Сергей, Анатолий и Марко расчистили черный лес на Быстровской горе ради пашни и построили церковь во имя Спасова образа, ради богомолия работных людей поселенных тут». В 1744 г. у монастыря было пятьдесят крепостных душ.

За многолетнюю историю монастыря он неоднократно сгорал, на него нападали разбойники и разоряли его, но он по-прежнему восстанавливался, привлекая к себе беглых крепостных и давая приют им. Из Галича, которому подчинялся монастырь, неоднократно посылались сюда воинские команды ловить беглых и возвращать их к своим помещикам. Сейчас от Кажирова монастыря осталась руина единственной церкви.

В XIV—XV вв. север России был в составе Новгородской республики. Карельский монастырь, что под Архангельском, был разорен шведами, часть монахов тогда ушла на реку Ветлугу и основала возле устья Якшанги новый Карельский монастырь. Правившая Новгородом Марфа Посадница, дала в 1470 г. дарственную грамоту этому монастырю. «Се яз Марфа, вдова Исака Андреевича, жена великого Новгорода пасадница, даю в дом Миколы Чудотворца к святому Спасу в монастырь Карельский на Якшанге, что у реки Ветлуги игумену Макарию и старцам вотчину свою на Ветлуге реке ловища рыбы и землю и воды и пожни и лес Черный Дикий от устья Якшанги до Чахломского халуя и на той земле деревни Корелы и Волынки с людьми и скотом и с животом и володети игумену Макарию и старцам а кто мою вотчину у игумена у Макария и у старцев отымет или станет вступаться и мне с ними судиться перед Христом». Когда Иван III разгромил Новгородскую республику, земли на севере были присоединены к Москве, а Марфа Посадница заключена в монастырь.

Предание говорит, что на месте Кажирова был город (деревянная крепость) Якшан и принадлежал он марийцам, — его в 1246 г. разгромили казанские татары, напавшие на Поветлужье.

Россия, Костромская область, Вохомский район, Кажирово на карте
Villages of Kostroma region: Russian province history
 
54 56 58 60 60