А.В.Соловьева

Основные направления деятельности Костромского областного отделения Всероссийского фонда культуры

Фонд культуры является общественной организацией в «чистом виде» (в штате областного отделения 1,5 единицы). Его роль в жизни страны всецело зависит от того, как поддержат фонд самые разные люди: интеллигенция и рабочие, крестьяне, учащиеся, студенты, пенсионеры, каким будет творческий и материальный (денежный) вклад в него каждого из нас.

Особенно велика роль энтузиастов, подвижников культуры. В наших костромских землях они есть, но, к сожалению, чаще горят как одинокие свечечки. Это краеведы (на них наше особое упование), это народные мастера, художники, поэты и писатели, журналисты, которые живут в костромской глубинке, служа ей верой и правдой. Это и музейные работники, преданные своему делу, и руководители самодеятельных коллективов, и все кто любит родной край, имеет вкус к краеведческой работе, но нуждается в поддержке друзей-единомышленников.

1.

«Обеднели мы красотой. Из жилищ,
из утвари, из нас самих, из задач
наших ушло все красивое».
Н. К. Рерих.

Магистральное направление деятельности Советского фонда культуры — это включение в нашу сегодняшнюю жизнь традиционной культуры: добрых старых обычаев, обрядов, праздников, возрождение и развитие народных промыслов и ремесел.

Разорив русскую деревню, мы разорили не одну экономику. Писатель Федор Абрамов назвал деревню «нивой, на которой всколосилась русская культура». Но нива захирела...

Какими путями и в каком виде можно вернуть в современную жизнь народные обычаи, обряды, песни, хороводы? Тут еще нужно думать и экспериментировать. Но уже сейчас можно использовать песенно-танцевальную народную культуру в воспитательных и образовательных целях. Областное отделение Всероссийского фонда культуры (в дальнейшем ВФК — А. С.) совместно с заинтересованными организациями будет проводить конкурсы на лучшего юного плясуна, гармониста, балалаечника, лучший фольклорный детский и молодежный коллектив.

Разнообразие, многосмысловость и поэзия народных праздников заменились у нас праздниками по сценариям, написанным в тиши городских контор. Из соображений антирелигиозных мы перестали праздновать Масленицу (древний языческий праздник, который церковь, кстати сказать, сильно «урезала», а взамен изобрели «Проводы русской зимы» и провожаем ее совсем не так, как с давних времен прощались с зимой в этой деревне, в этих местах, а так, как написано не очень сведущим московским автором сценария, разосланного по всем городам и весям России.

А ведь был еще и Семик, который вобрала в себя впоследствии христианская Троица и который теперь заменен новоизобретенной «Русской березкой», были Святки, от которых, к сожалению, мы вовсе отказались.

Мы заново сочинили и новые обряды, оформляющие самые важные события в жизни человека: рождение, свадьбу, смерть. Ритуалы, выработанные многими поколения и русских людей, вобравшие в себя глубокий смысл, красоту и поэзию, упростились, стали казенными мероприятиями, подлежащими отчетности. Другие обычае и обряды, как, например, распространенный в Костромской губернии вьюнишник — весенние окликания молодых, поженившихся только что прошедшей зимой, — исчезли совсем.

Оставшиеся жители наших скорбных деревень рады и таким праздникам и ритуалам, которые для них сейчас организуют культпросветработники — как жить совсем без праздников?

Областное отделение ВФК видит свою цель в развертывании движения за восстановление исконных названий народных праздников и самих праздников (Святки, Масленица, Семик) с традиционными элементами: ряженые, масляничные костры, катанье с гор и на лошадях, гаданье на венках, украшенье домов березовыми ветками, пенье традиционных песен и т. д., за возрождение народных игр.

Невозможно смириться с тем, что на Костромской земле почти полностью исчезли традиции колокольных звонов, и если в других местах — Ростове Великом, Суздале, Архангельске, Вологде — колокольный звон уже возрожден, то нам это еще только предстоит сделать: создать наборы гармонически настроенных колоколов, подготовить кадры звонарей. Этому делу наш Фонд культуры готов оказать всемерную поддержку.

В Костроме осталось только 3 старых кладбища, есть они и в других городах и селениях области. Они не ухожены многие могилы стали безымянными. Вероятно, стоит возродить традицию «Русского провинциального некрополя» и составить описание захоронений на всех старых и новых кладбищах. Старые же необходимо привести в порядок, поставить под государственную охрану.

В Костроме летом 1988 и 1989 года группа «Почин» проводила работы по благоустройству старых кладбищ — у церкви Иоанна Богослова, что рядом с Ипатьевским монастырем, и действующей церкви Спаса-на-Запрудне. Работа будет продолжена до полного бла­гоустройства кладбищ. Опыт этот, мы надеемся, используют районные советы содействия Фонду культуры.

Серьезный вопрос — о роли областного отделения ВФК в развитии народных ремесел. Когда-то в каждом уезде Костромской губернии существовало несколько десятков кустарно-ремесленных промыслов. По данным 1914 г, в одном Буйском уезде их насчитывалось более 30. Сейчас количество промыслов и ремесел резко сократилось, многие, например, кузнечное, бондарное, печное, гончарное, на грани исчезновения. В планах областного отделения — открытие студий народных ремесел на основе самофинансирования с тем, чтобы по окончании их выпускники получали квалификационный диплом Фонда культуры.

Неплохо было бы также составить карты-схемы распространения в районах области традиционных народных промыслов и ремесел. Нерехтский район такую карту уже имеет.

Нужно привлекать кинолюбителей к созданию фильмов о народных мастерах, фольклорных коллективах, встречающихся в современной жизни, уцелевших элементах народных обычаев и обрядов.

2.

«Человек должен знать, среди каких духовных ценностей он живет,
и ощущать личную ответственность за их сохранение. Только так
формируется чувство патриотизма — к нему нельзя призывать,
но заботливо воспитывать необходимо».
Д.С.Лихачев.

Перед Советским фондом культуры и его отделениями стоит задача организации краеведческого движения в стране. С этой целью наше областное отделение и издает краеведческий альманах «Костромская земля».

В планах отделения — подготовка к публикации сборников по истории культуры истории городов и сел Костромской области, фотоальбомов «Старые исторические города». Работа эта уже началась.

Четкие ориентиры в деле возрождения краеведения намечает программа «Культурное наследие и современность».

Это составление летописей городов, сел, деревень, районов, фабрик и заводов, колхозов и совхозов, школ, вузов, училищ. Написание летописей может вестись одновременно с собирательской работой, направленной на сохранение народной истории; сбором мемуаров, писем, фотографий, записью воспоминаний и рассказов на магнитную ленту, фотографированием, созданием любительских кинофильмов.

Работу эту нельзя откладывать — вместе с людьми уходят живые документальные свидетельства о прошедших событиях и их участниках, творцах. Сегодняшние дни тоже принадлежат истории, а потому летописи нашей современной жизни следует собирать и хранить.

Нужно ли говорить, как важно в собирательскую и «летописную» деятельность вовлекать школьников, студентов, учащихся ПТУ и техникумов? Наш земляк, крупнейший советский археолог, член-корреспондент АН СССР Петр Николаевич Третьяков обязан своей судьбой детским увлечениям — он впервые участвовал в археологических раскопках еще будучи 12-летним мальчиком.

Костромская земля богата людьми, которые стали гордостью Отечества. Это и те, кто защищал свободу и независимость нашей Родины, и деятели науки и культуры, и другие достойные нашей благодарной памяти люди. О некоторых из них мы пишем и рассказываем, находим им место в музеях, устраиваем праздники, конференции, устанавливаем памятные знаки. Другие несправедливо забыты. Как ни трудно в это поверить, но даже жители Костромы имеют весьма смутное представление о П. Ф. Островском, А. Ф. Писемском, Б. М. Кустодиеве, П. М, Третьякове — основателе знаменитой галереи и его связях с Костромской землей.

Надо сделать так, чтобы жизни наших замечательных земляков, их труды, мысли и подвиги стали достоянием ныне живущих, «животворили» современную жизнь. Этому будет служить организация чтений, проведение конференций, праздников, выставок, культурно-просветительных вечеров, привлечение заинтересованных ведомств и организаций к их проведению.

Наша святая обязанность — привести в порядок захоронения деятелей культуры, установить мемориальные доски, памятные знаки, создать новые музеи. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: в ноябре 1988 года в Костроме проведен культурно-просветительный вечер «Судьба и книги Вс. Ник. Иванова», посвященный 100-летию со дня рождения известного советского писателя чья юность прошла в Костроме. В октябре 1989 года состоялся праздник, посвященный 195-летию со дня рождения протоиерея М. Я. Диеза, видного историка, этнографа, краеведа. «Место действия» праздника — судиславская и нерехтская земля: первая приняла его прах, вторая вскормила крупного ученого и патриота.

Правление областного отделения ВФК поддержало инициативу костромичей по сбору народных средств на сооружение и проектирование памятника А. Ф. Писемскому в Костроме.

Заслуживают памяти не только люди и их дела, но и славные события: битвы на Святом озере, подвиг Ивана Сусанина. В каждом районе жили люди и происходили события, о которых нельзя забывать.

Сохранению благодарной памяти о людях, сделавших свое время доброе для костромской культуры, послужит и присвоению их имен (с установлением пояснительных досок) основанным ими учреждениям культуры: П А Катенина — Чухломской районной библиотеке П Н Ухова — Парфеньевской картинной галерее. С этими предложениями областное отделение намерено войти с ходатайством в советские органы.

Необходимо также восстановить справедливость по отношению к выдающимся деятелям культуры, на чьи средства были открыты во II половине XIX века крупные учебные заведения в Костроме и уездных городах, — имеются в виду Александр Николаевич Григоров (прадед Почетного гражданина города Костромы А. А. Григорова) — основатель первой в России женской гимназии и Федор Васильевич Чижов, что завещал почти все свое состояние на культурное строительство в Костромской губернии.

Областное отделение ВФК выступает за восстановление имени Ф. В. Чижова (на первых порах) в названиях Костромского химико-механического техникума - в прошлом одного из чижовских училищ в Костроме, и СПТУ-23 в Чухломе, которое до резолюции официально называлось «Сельскохозяйственно-ремесленное училище Ф. В. Чижова». Сделать это нужно, по нашему мнению, не позднее 1991 года — в этом году исполняется 180 лет со дня рождения Федора Васильевича и 100 лет с начала строительства училищ на его средства.

Здание бывшей Григоровской гимназии (ул. Пятницкая, 2) теперь занимает один из корпусов пединститута. Установление мемориальной доски на этом корпусе и официальное наименование его, например, Григоровским (а не корпусом Б, как сейчас) — долг ныне живущих.

Память о людях, событиях, природных особенностях всегда находила отражение в названиях поселений, местечек, улиц. Паустовский считал это «народное поэтическое оформление страны» бесценным культурным, богатством. В советское время начались массовые переименования: исчезала поэзия, история, в силу вступали либо соображения момента, либо непродуманные действия по увековечиванию чьей-либо памяти.

Одно из направлений своей деятельности отделение ВФК видит в работе по восстановлению исторических названий улиц, в составлении Красной книги географических названий Костромской области.

Многие географические названия исчезают потому, что умирают их носители — деревни. Думается, следует составить списки всех порушенных в XX веке деревень с сообщением всех известных о каждой деревне и ее жителях сведений. Эта акция, конечно, не поможет возродить наши деревни, но хотя бы не даст бесследно исчезнуть им из памяти народа и, смеем надеяться, поможет будущим поселенцам.

Видимо, сами жители сел и деревень наших уже почувствовали срочную необходимость такого дела: ученики Петропавловской 8-летней школы Павинского района под руководством своего учителя Валерия Николаевича Чигарева составили карту, на которой отмечены не существующие ныне деревни района. Надеемся, последователи у них найдутся и во многих других школах области. Да и только ли в школах?

3.

«Молодежь и культура» — эта программа Фонда культуры ставит целью приобщить молодежь к ценностям классической культуры.

Молодежная программа включает в себя проведение областным отделением ВФК совместно с управлением народного образования, музеем-заповедником, пединститутом конкурсов на лучшее школьное сочинение и лучший студенческий реферат на краеведческую тему.

В нашей области краеведение в школе не получило пока серьезной прописки. Думается, пришло время создать экспериментальную программу по школьному краеведению — совместными усилиями управления народного образования, энтузиастов-учителей, преподавателей вузов и музейных работников. Областное отделение ВФК выступит в этом случае в качестве инициатора и координатора.

Программа «Молодежь и культура» предусматривает и практическое приложение молодых сил на поприще культуры. Следует попытаться привлечь студенческие строительные отряды к консервации памятников истории и культуры, которые без этих консервационных работ смогут и не дождаться будущей реставрации.

* * *

Таковы основные направления деятельности Костромского областного отделения ВФК до 2000 года. Они не являются каноническими: программы фонда культуры носят открытый характер, и все заслуживающие внимания акции и инициативы, направленные на сохранение, освоение и приумножение культурных ценностей, от кого бы они ни исходили, будут поддержаны правлением отделения.

Kostroma land: Russian province local history journal