5 6 7 9 10 12 15 24 28 33 34 35
I. ИЗ ИСТОРИИ КОСТРОМЫ
Церковь Илии Пророка (Рождества Христова) на Городище
Церковь пророка Божия Илии на Городище в Костроме

Григоров А. А. (Кострома)

Немного о прошлом заволжья города Костромы.

Расположенный на правой, так называемой «нагорной», стороне Волги, современный Димитровский район Костромы имеет очень древнюю историю.

К сожалению, археологические исследования, производившиеся в районе села Городище, были столь краткими, что дали весьма незначительные результаты, по которым бы можно было восстановить древнее прошлое этого района. Однако все же можно сказать утвердительно, что местность, где было расположено Городище, была заселена людьми еще в неолите. Да и само название — «Городище», равно как и расположенное поблизости село «Селище», указывает на то, что давние времена здесь были населенные пункты.

Письменные источники ничего нам не сообщают о времени ранее XV века. И таких источников до конца XVI века в нашем распоряжении имеется весьма мало. Из входящих в границы нынешнего Димитровского района селений — бывших сел Селище, Городище, слобод Никольской, Спасской, Камустиной, усадеб Паново и Малышково, деревень Говядиново, Михалево, Пантусово, Малышково, Козелино — самые древние известия до нас дошли про село Селище. В XV веке это село упоминается как бывшее во владении бояр Глинских, родственников московских Великих князей.

Из дошедших до нас грамот конца XVI века видим, что царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного, отдал во владение Ипатьевскому монастырю слободу Спасскую и деревню Говядиново вместе с другими окрестными селениями — селом Солониковым и деревнями Каримово, Клюшниково, Самково, Середняя и Становщиково.

По административному делению XVI и XVII веков, вся территория нынешнего Димитровского района относилась к двум станам: первый, называвшийся «Дмитровцовым станом», включал в себя всю территорию, расположенную по левой стороне нынешней Московской улицы, а вся остальная часть, расположенная по правой стороне от Московской улицы, относилась к «Иванчужскому стану» — село Селище, деревня Козелино.

От XVII века до нас дошло уже значительно большее количество документальных свидетельств о прошлом Заволжья. Из этих документов мы видим, что в стародавние времена слобода Спасская называлась «слобода Голяда», и, очевидно, от этого названия произошло имя деревни Говядиново, в прошлом называвшейся «Голедино», населенной выходцами из слободы «Голяда». Это подтверждается и тем, что в сороковых годах XIX века, когда жители Спасской слободы просили об исключении их из крестьян и о приписке к мещанскому сословию, они отказывались от принадлежащей им пахотной земли, оставляя за собой лишь приусадебные участки, в пользу крестьян деревни Говядиново на том основании, что крестьяне Говядиново, как вышедшие из Спасской слободы, имеют право на эту землю. Видимо, прежнее название деревни «Голедино» или «Голединово» со временем трансформировалось в позднейшее название «Говядиново», сохранившееся до наших дней. Что же представляли из себя в XVII и XVIII веке селения, ныне составляющие Димитровский район? По описанию 1627 года, село Селище, состоявшее во владении боярина князя Ивана Михайловича Глинского, включало три церкви: первая, Антонины и Александры, деревянная, ныне на месте ее стоит церковь во имя тех же Антонины и Александры, построенная на месте пришедшей в ветхость деревянной в начале XIX пека. Вторая — тоже деревянная, «клецкая», то есть рубленная «в клетку», во имя Егория, она простояла очень долго и была уничтожена за полной ветхостью в начале XX века. Третья, во имя Ильи, уже в 1627 году была настолько ветха, что «стояла без пения». Кроме того, в селе было 7 келий нищих, боярский двор князей Глинских и 18 крестьянских дворов.

Затем Селище было отнято у князей Глинских и к середине XVIII вена находилось во владении уже нескольких лиц, в числе их был и Костромской наместник, граф Р. Л. Воронцов, ему же принадлежала и загородная усадьба на левой стороне Волги, Опалиха, где была открыта в середине XVIII века одна из первых фабрик, производивших парусину. В числе других владельцев были Поливановы, Каблуковы, Хитровы, Нащекины и другие. Кроме крестьянских дворов, которых было в 1779 году 68, в Селище имелось 4 господские усадьбы. В XX веке их владельцами были — семья Купреяновых, из которой вышел известный художник-график Н. Н. Купреянов (1894—1933), сын его Я. Н. Купреянов (род. 1932 г.) — один из советских скульпторов. Другая усадьба была во владении Мягковых; эта фамилия была в родстве с известным народником, писателем и филосовом Н. К. Михайловским (1842—1904), который неоднократно бывал у Мягковых в Селище. Там образовался кружок из русской прогрессивной интеллигенции, и все жившие в этой усадьбе лица и к ним приезжавшие все время находились под наблюдением полиции. Третья усадьба принадлежала семье Перелешиных, которые, также быв в родственной связи с Мягковыми и так же придерживаясь прогрессивных взглядов, находились под бдительным надзором полиции. Все это подтверждается сохранившимися в архиве документами жандармского управления. Четвертая усадьба принадлежала Ратьковым, которые получили ее от первоначальных владельцев — Поливановых.

Приводим выдержки из «Экономического описания» к генеральному межеванию 1777 года по селу Селищу: «Село Селище, в оном 68 крестьянских дворов и в них живет душ мужска пола 178 и женска пола 182 души. Да 4 господских дома. Земли всей при селе 956 десятин. Село при реках Кунчевке (Ключевке — А. Г.) и Волге. Кунчевка имеет глубины 1/2 аршина и ширины 2 сажени, ней водится рыба—щуки, окуни и плотва, которая ловится для «господского обиходу». На той реке стоит мукомольня, мельница об одном поставе, действие свое имеет круглый год, до разлива реки Волги. Оброку с мельницы 50 рублей в год в пользу владельца. Река Волга в летнее жаркое время имеет глубины 5 аршин, и ширины 350 сажен. В ней рыба водится: сомы, белуги, белорыбица, осетры, головли и прочих пород. Рыба из оной реки вылавливается жителями села Селище для продажи. По оной реке Волге имеется судовой ход от самого вскрытия и до зимы, барками и расшивами, с хлебом, солью, вином до Рыбинска, где бывает перегрузка на мелкие суда. Крестьяне села Селище, кроме хлебопашества, занимаются по большей части сапожным ремеслом и рыбною ловлей, а также зимою в извозе, а летом ходят на барках и стругах, а некоторые работают на Костромских льняных фабриках. Все крестьяне состоят на господском изделье, землю пашут на своих господ и частью на себя. Хлеб лучше всего родится рожь и пшеница, яровое хуже, а сенокосы очень хороши, против других мест лучше. В лесу водятся звери — волки, зайцы, белки; в полях — жаворонки, перепела и дикие голуби, а при воде — дикие утки и кулики. Женщины того села, кроме своих полевых и огородных работ, упражняются в рукоделье, прядут лен и шерсть и ткут холсты и сукна как для себя, так и на продажу».

В слободе Никольской, что вправо от нынешней улицы Московской, было в 1649 году жителей 94 человека, стояло три лавки с молочным товаром и один кабак. В Никольской же слободе был также и «Патриарший двор», так как обе эти слободы — Никольская и Спасская — находились до 1764 года во владении Ипатьевского монастыря.

Интересно отметить, что в 1650 году жителям обеих слобод было запрещено иметь лавки в самом городе Костроме. Вот как это было записано в одном документе: «А тех слобод (Спасской и Никольской — А. Г.) крестьян на Костроме в городе и на посаде, лавки и всякие промыслы дать на крепкие поруки, что им, крестьянам, в лавках и погребах не сидеть, не торговать, варниц и кабаков не открывать, а все те лавки и погребы и варницы подать тяглым людям. Тех слобод приезжим крестьянам со всяким товаром продавать по зольным ценам в Гостином дворе беспенно, с возов и со стругов».

Село Городище с давних времен во владении бояр Морозовых. После опалы Морозовых в 1672 году Городище было «отписано» на Великого государя, который пожаловал затем это село боярину Хитрово. Сохранившаяся до наших дней каменная церковь Ильи и Рождества Христова значится построенной в 1683 году. Но эта дата, как видно, относится не к первоначальной постройке, а лишь к перестройке или капитальному ремонту. Ибо в документах за 1663 г. она значится уже как построенная, о пяти главах, каменная. Строителем церкви был боярин Г. И. Морозов. В самом селе Городище у Морозова были «боярские хоромы», по описи в них было «три горницы».

Деревни Пантусово, Михалево, Малышково и Козелино — все были во владении множества господ. Слобода под названием «Камустина» ныне давно уже не существует. Судя по описанию, она была расположена по оврагу Шалыгичу. Можно предположить, потому что до наших дней существует фамилия Шалыгиных, дома которых расположены по одному из оврагов, на берегу Волги, что эта Камустина слобода (в 1777 г. в ней было 16 дворов) находилась там, где ныне проходит улице Широкая.

Все эти деревни были населены крестьянами, состоящими на оброке. В XVIII веке во всех этих селениях оброк составлял по 3 рубля в год с тягла. В XIX веке оброк неизменно повышался, и к моменту крестьянской реформы 1861 года доходил до 30—35 рублей в год с тягла.

Кроме упомянутых в селе Селище четырех господских усадеб и «боярских хором», в Городище имелись еще две усадьбы; одна — Малышково, на базе которой ныне расположен дом отдыха «Костромской», и другая — Панове, ныне место застройки микрорайона Панове, завода «Мотордеталь». В начале XIX века владельцами обеих этих усадеб были Мошковы, а затем усадьбы перешли в руки: Паново—владельцу мукомольной мельницы Аристову, а Малышково — адвокату С. А. Китицыну.

До постройки железной дороги, связавшей Кострому с Ярославлем, Москвой, Иваново-Вознесенском, жизнь во всех перечисленных селениях текла тихо и спокойно, уклад жизни конца XIX века мало в чем отличался от уклада жизни XVII века. Жители слободы Спасской обслуживали перевоз через Волгу. Почти в каждом доме были перевозчики, доставлявшие через Волгу на своих больших лодках пассажиров с одного берега на другой. С постройкой железной дороги этот район преобразился. Стали открываться одно за другим промышленные предприятия, открылась амбулатория при железнодорожной станции, вслед за ней — от земства, там, где ныне магазин уцененных товаров. Возникли школы: начальные земские училища в д. Малышково и в с. Селище. В с. Городище открылась учебная ферма сельского хозяйства. Многие жители слобод и сел стали работать на лесопильных и иных мелких заводах.

Новый толчок развитию района был дан в 1915 году, когда с началом 1-й мировой войны в Кострому был эвакуирован из Риги инструментальный завод фирмы Л. Ф. Пло. Это был небольшой завод, расположившийся на купленной у помещика с. Селище Мягкова земле, в непосредственной близости от Селища и Никольской слободы. С сентября 1915 года завод на новом месте уже стал выпускать продукцию, преимущественно для нужд войны: колючую проволоку, ножницы для ее резки и всякого рода инструменты, а также гидропрессы. С открытием этого завода (ныне экскаваторный завод «Рабочий металлист») район зажил новой жизнью. К декабрю 1915 года на этом заводе работало уже свыше 600 человек. В то время во всех селениях, ныне входящих в Димитровский район, население не превышало 6 тысяч человек, а так как большая часть трудоспособных мужчин была в армии, то на заводе широко стал применяться женский труд. Кроме того, вместе с заводом из Риги прибыла и часть кадровых его рабочих, преимущественно латышей. События первой мировой войны, быстро возникавшая хозяйственная разруха, обусловленная как военными трудностями, так и неспособностью правящего режима, способствовали развитию сознания рабочих завода, и уже в 1916 году на заводе возникла первая подпольная большевистская организация, созданная М. В. Задориным, А. А. Симановским и др. При Советской власти в районе возникли новые заводы: «Строммашина», силикатный, ремонтно-механический, гигантский завод «Мотордеталь», построено много школ, больница, Дом культуры, ежегодно возводятся многие корпуса жилищ. С постройкой авто-пешеходного моста через Волгу установилась постоянная связь с левобережной частью города. Не узнать прежних деревень, опоясанных полями и обросших гумнами, овинами и огородами, и нынешние жители Заволжья совсем уже не похожи на прежних жителей Селища, Пантусова, Михалева.

Церковь Илии Пророка (Рождества Христова) на Городище
Церковь пророка Божия Илии на Городище в Костроме
Kostroma land: Russian province local history journal
 
5 6 7 9 10 12 15 24 28 33 34 35