Вклад в отечественную историю Фотографии

В России с искусством светописи первым знакомится член-корреспондент Академии наук И. Гамель. В 1839 г. он посетил Англию, а затем Францию для изучения методик калотипии и приобретения аппаратуры производящей фотоснимки. С этих лет в отечестве начинает развиваться искусство фотографии, которым заинтересовались многие художники, изобретатели и ученые. К концу XIX в. русские светописцы принимают участие в международных салонах и выставках и становятся членами фотографических обществ.

Первым отечественным фотографом, овладевшим и развившим методы дагерротипии и калотипии, стал изобретатель и гравер Алексей Греков. Весной 1840 г. мастер открывает первый российский «художественный кабинет», где занимается разработкой техник портретной фотосъемки на выдержках до нескольких десятков минут. В 1842 г. Алексей Федорович Греков* разработал способ продления срока службы дагерротипного изображения при помощи гальванопластики. Изобретатель первым в мире добился удешевления фотографического процесса, предложив наносить серебро на латунные или медные пластины при помощи гальванопластики. Так, старинные фото стали доступными значительно большему количеству населения страны.

* Любопытно заметить, что первые свои опыты по фотографии — и свою первую книгу о металлографии автор начал в Костроме. В 30-е годы прошлого века он служил в Костромской губернии уездным землемером. Затем, близко познакомившись с типографским делом, гравер Греков участвует здесь в оборудовании губернском типографии.


Групповой портрет русских писателей круга журнала «Современник»
Гончаров Иван Александрович, Иван Сергеевич Тургенев, Лев Николаевич Толстой, Григорович Дмитрий Васильевич, Дружинин Александр Васильевич и Островский Александр Николаевич. Фото С.Л. Левицкий

Другой значимой персоной в истории русской фотографии был Сергей Львович Левицкий. Его первые старинные дагерротипы с изображениями Пятигорска и Кисловодска завоевали золотую медаль на международной выставке в Париже.


Фототипия конец XIX в.

Фототипия конец XIX в.
 

Благодаря таланту русского изобретателя Сергея Михайловича Прокудина-Горского, фотографические изображения к началу XX в. обретают реалистичный цвет.


С. М. Прокудин-Горский. На жнитве. 1909 г.

С. М. Прокудин-Горский. Остречины. Этюд. 1909 г.

Нижегородские босяки. Фото М.П. Дмитриев. Конец ХIX - начало ХХ века.

Поволжье. Осташковские рыбаки. Фото М.П. Дмитриев. Конец ХIX - начало ХХ века.

Крестьянская семья на крыльце избы.

Крестьянские дети.

Русская деревня.

В начале XX в. в Костромской губернии по заказу Императорской археологической комиссии работает Сергей Александрович Орлов. В самой Костроме к этому времени накапливает профессионализм репортажный фотограф Дмитрий Ильич Пряничников

Фотографии советских времен

Особую выразительность приобретают фотографические сюжеты советских времен. Эти светописные работы отличает уход от необходимости длительных выдержек затвора, что позволяет точнее и проще передавать тонкости художественного замысла. Кадр всё больше способен учесть и передать любое движение.


Николай Козловский. Портрет охотника с подстреленной уткой, 1956 г.

Виктор Ахломов. Советские женщины обрезают деревья на Ленинских горах, 1960 г.

Олег Неелов. Мальчишки в уличной телефонной будке, 1961 г.

Игорь Гневашев. «Воскресенье», 1965 г.

Вячеслав Бобков. На Сумароковской лосеводческой ферме 1979
Фотографии современные
Photographs of Kostroma region