Глава 9.

В жизни благочиния и епархии: 1906 – 1912 гг.

Помимо собственно приходских забот о. Григорий Лакомкин принимал активное участие в делах Костромского благочиния, объединявшего храмы Костромского, Нерехтского и Буйского уездов. Стрельниковский священник участвовал в закладках и освящениях новых храмов, которые совершал епископ Иннокентий. По воспоминаниям святителя, он принимал участие в освящении храма в Костроме и четырёх храмов Костромском уезде – в Куникове, Дворищах, Каримове и Дурасове1.
   Большим торжеством для старообрядцев Костромы и Костромского уезда стало освящение Никольского храма в с. Куникове Мисковской волости – первого каменного старообрядческого храма в губернии. Стоявшее на берегу реки Костромы село Куниково находилось примерно в двадцати верстах к западу от Стрельникова. 9 января 1908 г. губернское правление официально зарегистрировало здесь старообрядческую общину2. В 1906 – 1908 гг. под руководством молодого священника о. Козьмы Москвина в Куникове был построен каменный храм с деревянной колокольней*. Таким образом, в селе стало два каменных храма – православный Воскресенский, освящённый в 1847 г., и старообрядческий Никольский, освящённый в 1908 г. Бытописатель Костромского Заречья Л. П. Пискунов сообщает: «В селе Куникове было две кирпичные церкви, и почему-то староверская церковь стояла в центре села, а православная <…> – в так называемой слободе»4.
* В «Справочной книге» Костромской епархии (1911 г.) о приходе Воскресенской церкви с. Куникова сказано: «В приходе около 200 душ обоего пола раскольников-поповцев австрийского лжесвященства, имеющих в селе каменную церковь с деревянной колокольнею»3.

   Освящение Никольского храма в Куникове, совершённое епископом Иннокентием, которому сослужили пять священников, в том числе и отцы Георгий и Григорий Лакомкины, состоялось в воскресенье 6 июля 1908 г. В этот день в Куниково «из окрестных деревень и сёл стеклось масса народа, как старообрядцев, так и православных»5. Костромская газета «Поволжский вестник» отмечала: «Это первое проявление своей деятельности старообрядцев после 250-летнего запрета, царившего над ними»6. «По окончании освящения владыкою было сказано слово о храмах и высказана благодарность строителям, попечителям храма и священнику о. Козьме Москвину». Председатель общины Абрамов и благочинный о. Георгий Лакомкин поднесли о. Козьме от имени общины наперсный крест и адрес7.
Став священником, о. Григорий ежегодно участвовал в епархиальных съездах духовенства и мирян, которые обычно проходили в Нижнем Новгороде. К концу 1908 г. в Нижегородской губернии было официально зарегистрировано 12 общин Белокриницкого согласия8. В Костромской губернии к 1 июля 1908 г. имелось 19 зарегистрированных общин: 7 – в Костромском уезде, 2 – в Нерехтском, 1 – в Буйском, 9 – в Варнавинском9.
У нас нет данных о том, когда епископ Иннокентий провёл первый епархиальный съезд. Вероятно, его полулегально удалось собрать уже в 1903 г. или 1904 гг. С 1905-1906 гг. епархиальные съезды уже вполне законно ежегодно собирались в Нижнем Новгороде. Обычно на съезд приезжало от каждого прихода по два представителя – священник и мирянин. Съезды проводились в домовой Никольской церкви в доме Д. В. Сироткина на Ильинке. Как писалось выше, усадьба Д. В. Сироткина на Ильинке в начале XX в. являлась важнейшим духовным центром старообрядчества. Здесь находилась моленная (домовая Никольская церковь) Д. В. Сироткина, фактически бывшая приходским храмом. В моленной проходили собрания нижегородской старообрядческой общины. Здесь состоялся целый ряд Всероссийских старообрядческих съездов10.

   Впервые о. Григорий Лакомкин участвовал в епархиальном съезде уже в 1906 г. Съезд духовенства и мирян Нижегородско-Костромской епархии состоялся в Нижнем 16 ноября 1906 г. Его участники послали государю императору телеграмму «с выражениями благодарности и пожеланиями скорейшего преуспеяния и обновления страны»11. Всего за время службы в Стрельникове о. Григорий принял участие в шести таких съездах. На них о. Григорий познакомился со всеми священниками епархии, с большим количеством старообрядческих деятелей-мирян. Вероятно, уже в 1906 г. он познакомился с Д. В. Сироткиным и его матерью – Верой Михайловной Сироткиной. На съездах обсуждались проблемы приходской и епархиальной жизни, происходил обмен опытом, ставились цели и задачи.

Russian Orthodox Church