Город Солигалич

  Город Солигалич
Река Кострома в момент разлива. 1910 гг. (*)

Город Солигалич. Своим названием обязан соляным источникам — усолиям, как их называли в древности, — на месте которых развилась добыча поваренной соли. А так как эти усолии находились недалеко от княжеского стольного города Галича, то они и назывались Соль Галичская.

 Город Солигалич
Сплав на реке Костроме.

На гербе города Солигалича в верхней части изображен фрагмент герба города Костромы — плывущая галера, ниже изображены три кучки соли («что в сем месте издавна заведены соляные варницы, посему и город именован»).

 Памятники архитектуры
Солигаличское духовное училище и Воскресенская церковь. 1910 гг. (*)

Об основании города существует легенда, записанная монахами. Якобы галичский князь Федор, получивший в наследство Галич и правивший здесь, в Пасхальную ночь увидел на севере огненный столб и услышал гром. Князь посчитал это событие предзнаменованием и после праздничных дней отправился со свитой на север, но заблудился в лесных Шамаховских увалах. Встретившийся ему монах-отшельник показал место, где появился огненный столб, и князь заложил на этом месте церковь Воскресения Христова, а потом построил здесь и монастырь.

 Памятники архитектуры
Летний храм Воскресенской церкви Фото С.А. Орлов

Датой основания Солигалича считают 1335 г., когда была построена Воскресенская церковь. Но эта дата требует других подтверждений. О соляных колодцах и варницах под Галичем упоминается в духовных грамотах Ивана Калиты в 1332 г. и грамотах его сына Дмитрия Ивановича Донского. Историк С.М.Соловьев в «Истории России с древнейших времен» пишет: «В 1212— 1213 гг. во Владимирском княжестве, куда входил и Галич, вспыхнула вражда между старшим сыном Всеволода Большое Гнездо Константином, правившем в Ростове, и его братьями Юрием и Ярославом, и Юрий отнял у брата Солигалич, пожег Кострому и отнял Нерехту у другого брата, у Ярослава». Дата основания Солигалича, таким образом, отодвигается вглубь веков больше чем на 120 лет.

После Дмитрия Донского Солигалич вошел в удел его сына Юрия Дмитриевича и внука его Дмитрия Юрьевича (Шемяки). После поражения Шемяки в многолетней междоусобной войне Москвы с Галичем Галич и Солигалич опять были возвращены в состав Московского княжества, которым управлял Василий Темный.

За время многолетней истории Солигалич подвергался нашествию живших за Ветлугой марийцев и их покровителей и союзников — казанских татар. Для отражения набегов галичский князь Андрей Федорович в 1354 г. построил деревянный острог у Воскресенского монастыря в Солигаличе. Ветлужский князь Никита Байборода в 1372 г. напал на город, разграбил его и сжег Воскресенский монастырь. Но монастырь отстроился, и в 1495 г. игумен этого монастыря Парфений писал: «Приходили татаровя к Соли да сожгли погост, да двор монастырский, да церковь».


Собор рождества Богородицы Фото С.А. Орлов

В 1532 г. на Солигалич напали казанские татары: «Приде рать велика поганых варвар в Галичские пределы и доидоша варвары до града Соли-Галицкой зело величахуся и хваляхуся град тот взять ужасу же бывшу во граде том и сетованию и плачу и воплю многу граждане три дня и две нощи биющеся с варвары молитвами преподобного Макария Унженского город был избавлен». В Солигаличе сохранились железные котлы (кипельницы), из которых защитники крепости поливали кипятком штурмующих татар.

В начале XVII века Солигалич подвергся нападению польских интервентов, шайки которых действовали здесь. В 1609 г. город сжег пан Лисовский, а в 1613 г. на город напал отряд интервентов под командованием Панятского, проходившего с Великого Устюга через Солигалич: «Приходили к Соли Галицкой русские воры и литовские и черкесы и город и посад пожгли и многих посадских людишек посекли, а иных в полон поймали да в иконе Богородицы жемчужные вкладины и серебряный венец и гривну все поймали литовские люди». Так записано в донесении старосты города Тимошки Храмушина царю Михаилу Федоровичу. Через год, в 1614 г., по приказу царя Михаила Федоровича дьяк П.Кузмин провел перепись (дозор) Соли-Галицкой, «што после войны литовских людей осталось». Эта дозорная книга хранится в архиве Древних актов. О крепости в Солигаличе записано: «А на посаде на берегу (реки Костромы.— Д.Б.) осыпь старого города, а город был рубленый и тот город сожгли литовские люди, как приходили к Соли-Галицкой в прошлом во 1613 годе гянваря 3-й день, а в нынешнем во 1614 годе по государеву царя и великого князя Михаила Федоровича указу по той старово города осыпи зачат делать острог (тын из вертикально поставленных заостреных бревен.— Д.Б.) и тот острог еще не доделан, башен нет, а в городе храм поставлен новый на старом на горелом месте во имя Рождества Иоанна Предтечи, а в храме образов и строения нет а другой храм Успения и дома в остроге сгорели».


Старособорная Успенская церковь. В этом храме хранился резной образ преподобного Макария Унженского. Фото С.А. Орлов нач. XX в. Фотоархив ИИМК РАН.

В 1614 г. в Солигаличе стояло десять деревянных церквей, было семь улиц (Великая, Поварская, Цокайлова, Шишкова, Хвостова, Новолоцкая, Черная), здесь же стояла изба «съезжая, где ставятся воеводы и приказные люди, да съезжая земская изба да таможняя изба, да изба пудовая» (где собирались пошлины за соль.— Д.Б.). На окраинах города располагались слободы: московского Симонова монастыря, Божедомка (кладбище, где хоронили бездомных.— Д.Б.), Стрелецкая, Ямская, Каменщиков. После нашествия поляков в Солигаличе на посаде остался 51 двор и было 58 «пустых пожженных мест а люди в них побиты и сожжены с женами и детьми». Из 50 торговых лавок в городе осталось 11. Деревянная крепость в городе была достроена в 1620 г. Она имела форму прямоугольника, и в стенах ее были башни и ворота.


Старособорная Успенская церковь. Фото С.А. Орлов нач. XX в. Фотоархив ИИМК РАН.

Солигалич был местом ссылки. В 1560 г. сюда Иваном Грозным были высланы жители Новгорода, которых вернули в 1612 г., когда на их место в Солигалич по приказу Д.Трубецкого и Д.М.Пожарского было сослано 24 поляка; «и велено для них отвести крепкие дворы и давать для охраны 20 человек из посадских людей». В 1752 г. в Солигаличе содержались турецкие пленные, их тюремная изба сгорела при пожаре в том же году. В 1814 г. в городе находилось 150 человек пленных французов, враждовавших между собой. Но после того, как городничий приказал, чтоб они работали по улучшению города, ссоры между французами прекратились. В 60-х гг. XIX века в Солигаличе под надзором полиции жила высланная туда В.И.Засулич. Вместе с ней жили ее сестра Екатерина Ивановна и зять Л.П.Никифоров. Были здесь и другие ссыльные — врач Чернецкий, Волошина, Векшин.


Никольская церковь - слева, Преображенская церковь - справа. Фото С.А.Орлова нач. XX в. Фотоархив ИИМК РАН.

В хорошие годы в городе добывали до 80000 пудов соли. Но более дешевая нижне-волжская соль нанесла удар Солигаличскому промыслу. Правительство соляные разработки в городе стало отдавать в частные руки. В 1821 г. монополию на соль получил купец В.А.Кокорев — прогрессивный представитель развивающегося в России капитализма. Свои взгляды на русское крестьянство Кокорев высказал в журнале «Русский архив» за 1887 г. В частности, он писал: «Оскудение дошло до того, что обед крестьянина заключается в одном черном хлебе и похлебке».

В.А.Кокорев организовал глубокое бурение в Солигаличе, и с глубины 70 сажен из скважины забил фонтан минеральной воды, и здесь Кокорев и построил лечебницу. Здание лечебницы в 1841 г. строил крепостной архитектор Антон Васильев, он же строил и церковь в Москве на Кокоревском подворье. За проект церкви в селе Неклюдово под Москвой Васильев получил звание художника-архитектора.


Борисо-Глебская (Крестовоздвиженская) церковь

Бич деревянной Руси, пожары, посещали и Солигалич: пожар в 1681 г. и особенно сильный пожар в 1752 г. Галичский магистрат доносил в Главный магистрат: «В нынешнем 1752 г. маия в 3 ночи Божиим попущением в гор. Солигаличе внезапно случился великий пожар, святых приходских церквей и монастыря, кроме соборной, что стоит за рекой Костромой, канцелярия магистрата со всеми делами, воеводский двор, соляные заводы со всеми припасами, обывательские дома, лавки с товарами и домовые пожитки и выварочная соль и казна, и на кружечном дворе питие, вино и пиво, да к тому же людей пять человек сгорело, а жители разбрелись, как для жития, так и для прокорма по уезду по разным деревням, домов сгорело 529». Случившийся в Солигаличе пожар в 1808 г. уничтожил более 400 домов.

В Солигаличе в 1770 г. открылась первая в России пешая почта. Житель города А.Рыжов (его описал Лесков в повести «Однодум») «взял смелой рукой почтовую суму, взвалил ее на плечи и стал таскать из Солигалича в Чухлому и обратно. Плата за эту службу назначена невелика, рубля полтора в месяц на своих харчах и при своей обуви». Сенат первого ноября 1770 г. докладывал Екатерине II об учреждении пешей почты для ношения пакетов из Галича в Вологду.

Россия, Костромская область, Солигалич на карте
Soligalichsky District located in the northwest of the oblast.

* Илюстрации церквей Солигалича с краеведческого сайта bibl-kostroma.ru - Соборная библиотека


History of the Soligalichsky district