Т.А. Дружкова

Добролюбовы и Иорданские

Весной 2016 года в Нижнем Новгороде была издана моя книга «Иорданские. Родных корней таинственная вязь…», в которой я рассказала о своих родовых корнях – священнослужителях Костромской губернии. Книга выложена и в Интернете на сайте «Костромка» по адресу: http://kostromka.ru/druzhkova/1.php. Таким образом я подвела итог многолетней кропотливой работе по воссозданию своего Родословного Древа на четыре века вглубь Истории, т.е. до конца 16-ого – начала 17-ого веков, Древа, состоящего из более 200 персон моих кровных родственников по линии папы. Мой Род Иорданских тянется от Воскресенской церкви села Домнино Костромской губернии, прихожанами которой еще в доромановские времена были и предки матери первого русского царя Михаила Романова, и Иван Сусанин с семьей дочери.

В процессе работы у меня образовался огромный банк священнослужителей с фамилией Иорданские. Они большей частью, естественно, оказались просто моими однофамильцами, ибо, как известно, сельское духовенство стало обретать фамилии лишь в первой половине 19-ого века, и раздавались фамилии учащимся духовных учебных заведений чисто случайно, так что люди из разных Родов зачастую становились носителями одной фамилии и могли передавать ее своим наследникам. Не ускользнули от моего внимания и представители многочисленного нижегородского клана Иорданских, о котором много информации на Форуме ВГД, а москвичка Ирина Борисовна Багдасарова очень интересно рассказала в своей брошюре 2013 года: https://drive.google.com/file/d/0B2lR2LiX7M7_WEJ3ajNFeGxpUGc/edit, содержащей фотографии и ссылки на документы. Через Интернет я познакомилась с Ириной Борисовной, и у нас завязалась обоюдоинтересная переписка по электронной почте.

В Родословии и костромских, и нижегородских Иорданских бросается в глаза такая особенность: в эпоху массового обретения духовенством фамилий, когда зачастую и в одной семье родные братья становились носителями разных фамилий, наши двоюродные, троюродные и даже более далекие по родству, как сговорились, несли своим потомкам именно родовую фамилию, Иорданские, даже и по женской линии! Неужели эта преданность фамилии и в костромском, и в нижегородском кланах просто в красивости фамилии, что-то не верится. И нет ли связи между этими двумя Родами? Этот вопрос не давал мне покоя, и, как выяснилось, этим же мучилась и И.Б. Багдасарова. На сегодняшний день причину этого мы так и не узнали, но в поисках ответа Ирина Борисовна по моей просьбе взялась искать в РГАДА недостающую информацию по причтам интересующих меня костромских сел, а я – в нижегородском архиве ЦАНО стала выискивать детали биографий ее предков Иорданских. И хотя мы не решили главную интересующую нас задачу, наше добровольное длительное сотрудничество принесло ощутимые плоды. К интересующим меня костромским священнослужителям Иорданским добавилось много неизвестных мне персон, служивших в 17-18 веках. К сожалению, они пока не выстраиваются в родственные нити, но хочется верить, что «ещё не вечер». А по нижегородским Иорданским удалось закрыть много «белых пятен» в биографиях, и появился прорыв информации, о чём Ирина Борисовна готовит к публикации новую брошюру или книгу, а я очень кратко сообщаю в настоящей заметке.

Совсем кратко: документально доказано, что все многочисленные представители Родословного Древа нижегородских Иорданских от Петра Певницкого, жизнь которых описана в упомянутой выше брошюре И.Б. Багдасаровой, оказались кровными родственниками известного русского публициста, литературного критика писателя и поэта Николая Александровича Добролюбова, 1836-1861. У них обнаружились общие предки: служивший в селе Дураково (с 04.1939 Дуброво) Лукояновского уезда Нижегородской губернии священник Николай Иванов, умерший до 1782 года, и супруга его Анисья Иванова, 1725-1783 – прапрадеды Николая Александровича Добролюбова. Тем самым Родословные Древа нижегородских Иорданских и Добролюбовых существенно расширились, углубились и соединились.

Ниже я привожу фрагмент этой до сего времени неизвестной ветви Родословного Древа нижегородских Иорданских и Добролюбовых с указанием лишь тех персон, на которые мне хотелось бы обратить внимание читателя, а ещё ниже – краткая информация о них и архивные источники.

Обратите внимание: дети и Рябчикова, и Певницкого по какой-то причине стали Иорданскими, не приняли фамилий отцов своих.

 

Как строился этот фрагмент Родословного Древа – по принципу «ищите женщину», и «его величество Случай», конечно, помог, как всегда приходящий на помощь упорно работающим. В брошюре И.Б. Багдасаровой написано, что нижегородская ветвь священнослужителей Иорданских берёт начало от пономаря села Ушаково Петра Михайловича Певницкого, и женой его была Евдокия Никитина, но не было известно ни кто её родители, ни откуда она. Долгими блужданиями по не совсем, конечно, случайным Клировым Ведомостям (КВ) и Метрическим Книгам (МК) разных церквей Сергачского и Лукояновского уездов, наконец, обнаружила в МК Николаевской церкви села Ушакова за 1825 год запись о бракосочетании Петра Певницкого и Евдокии Никитиной: невеста – девица Евдокия, дочь диакона села Пуза Лукояновской округи Никиты Николаева! Пуза это село Пузская Слобода. Слава Богу, в Нижегородском Архиве (не то, что в Костромском, где пожар 1982 года уничтожил очень многое из нужного мне) сохранились, конечно, далеко не все, но многие и МК, и КВ, поэтому дальше пошло всё просто: только заказывай Дела в читальном зале архива, жди, вчитывайся в эти ужасные почерка и соединяй в единое целое архивное море фактов.

Из Ревизской сказки (РС ) села Пузская Слобода Лукояновской округи за 1811 год узнала, что отец Евдокии, диакон этого села Никита Николаев, раньше был дьячком, потом диаконом церкви Троицкой села Тагаева этой же округи.

Из РС села Тагаева за 1795 год узнала, что еще раньше, в 1782 году, Никита Николаев был праздным при отце своем Николае Иванове, священнике села Дуракова Лукояновской округи, уже умершем к 1795 году.

В РС села Дуракова за 1795 год записано, что в Ревизию 1782 года в селе был диакон Иван Николаев 26 лет и жена его Федосья Тимофеева того же возраста; да у диакона этого мать Анисья Иванова 57 лет, в 1782 году уже вдовая попадья; а у нее дети: Никита 19 лет, который в 1782 году был при отце праздным, ныне дьячок церкви Троицкой села Тагаева.

Вот так всплыло село Дураково Лукояновского уезда, в котором жили священник Николай Иванов, умерший ранее 1782 года, и жена его Анисья Иванова 1725-1783, на сегодня самые ранние предки нижегородских Иорданских по линии жены Петра Певницкого. Но священник села Дуракова и его супруга оказались одновременно прапрадедом и прапрабабушкой Николая Александровича Добролюбова!

Старший сын священника Николая Иванова, Иван Николаев, 1756-около 1820, в семинарии не обучался, из праздных в 1785 определен диаконом в село Дураково, в 1789 посвящен во священника этого же села. Жена Федосья Тимофеева, 1756-около 1820. Они – прадед и прабабка Николая Александровича Добролюбова. В семье известны трое детей – Ксения, Иван, Платон.

Их старший сын Иван Иванов Добролюбов, 1788-1833, по окончании нижегородской духовной семинарии (НДС) с 1808 года и до конца жизни служил диаконом Троицкой церкви села Тольский Майдан Лукояновского уезда. В 1830 году в Клировой Ведомости этой церкви впервые появилась его фамилия – Добролюбов, до того фамилии не было. Жена его Марья Федорова, 1791-1854, дочь Федора Степанова, священника этого же села. Они – дед и бабушка Николая Александровича Добролюбова. В их семье было много детей, известны пятеро – Александр, Александра (муж А.П. Рюриков), Анна (муж Е.А. Садовский), Мария (муж П. Певницкий), Василий. После смерти мужа вдова Мария Фёдоровна жила в семьях старших дочерей.

Александр Иванович Добролюбов, 1812-1854, в 1834 году окончил НДС и в этом же году после смерти настоятеля Никольской Верхнепосадской церкви Нижнего Новгорода Василия Федоровича Покровского женился на его дочери Зинаиде Васильевне 1816-1854, получив за ней в приданое место настоятеля Никольской Верхнепосадской церкви, где и прослужил до конца дней своих. Дети А.И. и З.В. Добролюбовых – Николай, Антонина (муж М.А. Костров), Анна (муж В.П. Рождественский), Екатерина (муж А.И. Стеклов), Юлия, Владимир, Иван.

Николай Александрович Добролюбов, 1836-1861, революционный демократ, литературный критик, публицист, писатель и поэт прожил очень короткую жизнь, но вклад его в культурную интеллектуальную жизнь России до сих пор восхищает и изумляет потомков.

Подробно жизнь всех известных представителей Рода Добролюбовых хорошо описана, например, в книге Т.П. Виноградовой «Нижегородская интеллигенция: вокруг Н.А. Добролюбова», вышедшей в Нижнем Новгороде в 1992 году (правда, насколько мне известно, в Интернет книга не выложена, поэтому теперь это уже библиографическая редкость).

 

Вернёмся в село Дураково. Младший сын священника Николая Иванова, Никита Николаев, 1763-около 1837, учился в НДС. С 1784 года дьячок церкви Троицкой села Тагаева бывшей Починковской, позднее Лукояновской, округи; с 1795 года диакон села Пузская слобода Лукояновского уезда. Жена Авдотья=Евдокия Алексеева, 1764-позже 1850, дочь Алексея Иванова, дьячка села Ильинского Лукояновской округи. У них было не менее восьми детей – Василий, Ксения, Егор, Петр, Евфросинья, Фекла, Андрей, Евдокия.

Первым носителем фамилии Иорданский, насколько удалось установить, явился сын Андрей Никитин, 1811-1880, окончивший НДС, Московскую Духовную Академию, ставший магистром богословия, профессором Казанской Духовной Семинарии. В 1869-80 годах он протоиерей Казанско-Богородицкого женского монастыря и Казанского собора в Казани. Женат на дочери казанского протоиерея Александре Иоанновне Коршуновой, брак заключен 6 июля 1837 года. Кавалер орденов Св. Анны 3 и 2 ст., Св. Владимира 4 ст. В 1888 году, уже после его смерти, род А.Н. Иорданского внесен в 3-ю часть дворянской родословной книги Казанской губернии. Все его дети получили фамилию Иорданские, ставшую родовой.

Одна из дочерей священника Никиты Николаева, Фёкла Никитина, 1802-до 1850. Муж ее Александр Абрамов Рябчиков, 1802-около 1858, сын Абрама Осипова, священника села Петрова. Из уездного училища в 1816 году он определен дьячком в село Тольский Майдан, затем в село Пузская слобода. В 1830 году пономарь Александр Абрамов в Клировой Ведомости села Пузская Слобода впервые пишется с фамилией, Рябчиков. В 1834 посвящен во диакона, с 1840 священник той же церкви, в 1850 году вдовый. Детей было тоже много – Ольга, Мария, Матвей, Михаил, Настасья, Иван, Александра. Все сыновья обучались в Духовных Семинариях и имели фамилию Иорданские. Один из них, Михаил Александрович Иорданский, 1832-около 1868, по окончании НДС всю жизнь служил священником села Шелокша Нижегородского уезда, детей в семье не было.

О многочисленных внуках Никиты Николаева, и тех, что упомянуты здесь, и других, пока удалось найти очень мало информации, она ждет своих исследователей в недрах разных архивах страны.

Младшая дочь Никиты Николаева, Евдокия Никитина, 1803-около 1874. Муж ее Петр Михайлович Певницкий, 1805-1856, пономарь села Ушакова. В их семье известны девять детей. Будущее всех этих детей и их потомков достаточно подробно описано в упомянутой выше брошюре И.Б. Багдасаровой. Поэтому в настоящей заметке из потомков Евдокии Никитиной и Петра Певницкого я упомяну лишь нескольких.

Старший сын Евдокии и Петра Певницкого, Николай Петрович Иорданский 29.11.1825-1880, по окончании Казанской духовной академии– священник Воскресенского собора города Арзамаса, села Городец, Трёхсвятительской церкви Нижнего Новгорода. В 1854 женился на Александре Дмитриевне Раевской, дочери иерея города Арзамаса. В бытность священником Воскресенского собора города Арзамаса в 1864 году он венчал брак сестры своей жены Любови Дмитриевны Раевской с выпускником семинарии Николаем Страгородским, в браке которых в 1867 году родился сын Иван, будущий патриарх Московский и всея Руси Сергий, и восприемником при рождении и крещении Ивана тоже был Николай Петрович Иорданский. Об арзамасских священниках Раевских и Страгородских есть прекрасная статья в журнале «Нижегородская старина» № 29-30 за 2011 год: http://rus-istoria.ru/book/starina/29-302011/files/assets/basic-html/page89.html.

Отмечу еще, что в конце 19-ого века родной брат Николая Петровича Иорданского, Павел Петрович Иорданский, 1830-1907, был священником Никольской Верхнепосадской церкви Нижнего Новгорода, той самой церкви, настоятелем которой в свое время был Александр Иванович Добролюбов, как теперь понятно – троюродный брат Н.П. и П.П. Иорданских.

Сын, внук и правнук Николая Петровича Иорданского, все трое, – полные тезки, Николаи Николаевичи Иорданские, уже не принадлежали духовному сословию, они посвятили свои жизни научной деятельности – педагогике, геологии, биологии, соответственно. О педагоге Н.Н.Иорданском, 1863-1941, можно почитать, например, здесь: http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/9/page61.html; о геологе Н.Н.Иорданском,– в статье «Один из первых геологов Печорского края – Николай Николаевич Иорданский (1900-1940)» журнала Бюллетень МОИП. Отд. Геол. Т. 81. № 1. 2006. С. 85-88, написанной сыном его, ныне здравствующим и плодотворно работающим доктором биологических наук, ведущим научным сотрудником Института проблем эволюции и экологии им. А.Н. Северцова РАН Николаем Николаевичем Иорданским.

Заканчивая очень краткое, конспективное, изложение жизни лишь нескольких представителей пяти поколений этих двух ветвей громадного Родословного Древа Добролюбовых–Иорданских, хочется обратить внимание на то, что таких выдающихся русских интеллигентов вырастила среда православного сельского духовенства, к которому на протяжении всей Истории России относились или с пренебрежением («колокольные дворяне»), или с открытой враждебностью.

И еще. Можно, конечно, придраться к тому, что в рассматриваемом Родословии в двух случаях родство и фамилии передаются по женской линии. Но так было, например, и в царской династии, что не мешает всё их трехсотлетнее Древо официально считать и называть Домом Романовых.

Архивные источники

ЦАНО. Фонд 570.

Опись 4     1825 год Дело 3248 МК Ушакова 22.01 бракосочетание, 29.11 рождение сына.

Опись 555 1782 год Дело 69   л.27 Дураково.

1795 год Дело 154 л.373 Тагаево; л. 389 Дураково.

Опись 556 1811 год Дело 22  л.270 Пузская Слобода; л.278 Тольский Майдан;

л.297 Дураково; л.387 Тагаево.

Дело 23  л.367 Ушаково;

1815 год Дело 49 л.289 Тольский Майдан; л.341 Пузская Слобода;

л.535 Дураково.

1827 год Дело 342 л.17 Тольский Майдан.

Опись 557 1830 год Дело 202 л.24 Тольский Майдан; л.317 Пузская Слобода.

1833 год Дело 169 л.70 Тольский Майдан; л.97 Пузская Слобода;

Дело 172 л. 867 Ушаково.

1836 год Дело 241 л.54 Пузская Слобода.

Опись 558 1850 год Дело 198 л.22 Пузская Слобода; л.? Ушаково

1857 год Дело 280 л.47 Пузская Слобода; Д.282 л.419 Шелокша

Добавить комментарий >>

Из истории костромского дворянства