Каталог. Выпуск V
Кологривский район
Межевской район
Нейский район
Мантуровский район

Межевской район


ГЕОРГИЕВСКОЕ (ВЕРХНЕМЕЖСКОЕ)

Одно из крупнейших торговых сел северо-восточного региона Костромской области, неплохо сохранившее жилую застройку, церковь в стиле позднего классицизма и ряд общественных сооружений периода эклектики и советского времени. Расположено на возвышенном месте, на берегу реки Межа. Село возникло на месте Егорьевского погоста и имело второе название — Верхнемежское. Лежавшее на торговом тракте из Великого Устюга в Кострому, Макарьев и Юрьевец, село входило в Меж-скую волость, известную по документам с нач. 17 в. С 1628 г. волость находилась в вотчинном владении стольника Т.Ф. Бутурлина и его потомков, после 1714 г. — Долгоруковых. В 1720 г. село перешло к С.С. Майкову, по заказу которого вместо сгоревшей деревянной церкви был возведен новый деревянный храм Георгия. Около 1820 г. его сменила ныне существующая каменная церковь, при которой были сооружены два каменных корпуса торговых лавок. По переписи 1871 г. в селе, ставшем центром Георгиевской волости, находилось всего 9 дворов с населением 41 человек. К нач. 20 в. село значительно выросло, во время пожара в кон. 1900-х гг. сильно пострадала его центральная часть. В 1910 г. на средства Н.В. Бушуева было построено четырехклассное училище. Кроме того, в нач. 20 в. здесь существовала церковноприходская школа, а также больница, акушерский и ветеринарный пункты.

Лит.: Сперанский, 1862; Звонов, 1989, 26 июня; Белоруков, 2000, с. 215-217.

ЦЕРКОВЬ ГЕОРГИЯ, 1-я четв. 19 в.

Кирпичная оштукатуренная церковь, несмотря на значительные утраты, сохраняет характерные признаки запоздалых для своего времени форм раннего классицизма и является архитектурной доминантой в застройке села. Построена около 1820 г. В 20 в. разобраны верхние объемы храма и колокольни, сломаны сводчатые перекрытия.

Церковь Георгия. Фото 2002 г.


План церкви

Церковь расположена на площади в центре села. От двусветного четверика храма, венчавшегося пятью главами, в настоящее время остался невысокий объем с окнами первого света. С востока к нему примыкает более узкая апсида, а с запада — широкая трапезная; оба объема чуть вытянуты по оси север-юг и имеют скругленные углы. Аналогично оформлены углы узкого притвора между трапезной и колокольней. От трехъярусной колокольни, замыкающей на западе продольную композицию, сохранились только два восточных пилона нижнего яруса. Стены храма, трапезной и притвора прорезаны прямоугольными окнами, окна апсиды — с лучковыми перемычками. Фасады четверика и трапезной отличаются симметричными композициями, соответственно в три и шесть осей. В скупом наружном декоре выделяется ленточный руст, подчеркивающий структуру фасадов: скругленные углы и окна апсиды. В завершении существующего объема четверика расположен ряд горизонтально вытянутых прямоугольных нишек. К пилонам основания колокольни примыкают колонны, оставшиеся от двухколонных портиков. Все ярусы колокольни были квадратными в плане, с крупными арками.

Внутри храм соединяется с апсидой большим арочным проемом, который разделен более поздними столбами на три части (по схеме итальянского окна). Широкий арочный проем ведет из храма в четырехстолп-ную трапезную. В северном пилоне колокольни устроена внутристенная кирпичная лестница на второй ярус. В алтаре сохранились небольшие фрагменты гризайльно-го карниза.

Лит.: Беляев, 1863, с. 289; Баженов, 1911, с. 352-353.

ГАКО. Ф. 137. On. 2. Ед. хр. 4115.

ул. Октябрьская, 33/1

ДОМ БУШУЕВА. 2-я пол. 19 в

Дом Бушуева. Фото 2002 г.

План дома

Одноэтажный с подклетом деревянный дом характерен для застройки крупного села периода эклектики, обладает нарядным резным декором с использованием мотивов народного орнамента. Стоит на красной линии главной улицы села, к которой обращен западным фасадом. Рубленные с остатком стены обшиты тесом на кованых гвоздях, цоколь кирпичный. Прямоугольный в плане объем крыт на два ската с вальмой со стороны уличного торца. Сзади дом продолжен более высоким прирубом, вероятно, советского времени. Главный фасад с пятью равномерно расставленными окнами фланкирован угловыми огибающими лопатками. Прямоугольные проемы обрамлены фигурными наличниками с мотивом арбалета в рисунке и увенчаны сильно выступающими сандриками. Профилированные полочки сандриков украшены затейливыми подзорами, полотенцами и венчающими элементами, выполненными в технике сквозной резьбы. Такой же декор имеют окна боковых фасадов, расчлененных лопатками на две неравные части. На южном фасаде расположено соответственно четыре и три окна, на северном — три окна и входной проем с одним окном. Со стороны улицы с небольшим смещением относительно средней оси находится вход в подклет (в настоящее время зашит досками).

Внутри основные помещения сгруппированы вокруг почти квадратной в плане прихожей, сообщающейся с Г-образными сенями. В сенях расположена деревянная лестница, поднимающаяся от входа с уровня земли на первый этаж. В двух комнатах сохранились печи.

ул. Октябрьская, 34

ДОМ ГОЛУБЕВА, 2-я пол. 19 в.

Дом Голубева. Фото 2002 г.

Главный фасад. Фото 1975 г.

Наиболее интересный пример жилой застройки села, который отражает влияние городской архитектуры позднего классицизма. Дом принадлежал купцу Голубеву. Расположен в центральной части села, недалеко от церкви, выходит главным (восточным) фасадом на красную линию улицы. Двухэтажный дом с мезонином рублен с остатком и обшит тесом (на кованых гвоздях), цоколь кирпичный. Прямоугольный в плане основной объем завершен вальмовой кровлей, в которую на поперечной оси врезан мезонин под двускатной кровлей. Сзади примыкают более низкие сени, рубленные с остатком и не обшитые тесом. Симметричный по композиции главный фасад в шесть осей окон выразителен своеобразным двухъярусным портиком, включающим балкон мезонина. Балкон (еще недавно сохранялось его ограждение из точеных балясин) опирается на два угловых круглых столба. Четыре попарно сгруппированные тосканские колонны второго яруса несут сильно нависающий треугольный фронтон, тимпан которого прорезан полуциркульной аркой. Вогнутая поверхность арки раскрашена несколькими полосами разного цвета (в настоящее время различается только желтая полоса). Выход на балкон фланкируют два узких окна. Окна на первом этаже обрамлены простыми наличниками, на втором обрамления украшены накладными ромбами и завершены сандриками с треугольными фронтончиками и профилированными полочками с сухариками. Сандрики декорированы также резными «полусолнцами» и розетками. На боковых и дворовом фасадах окна второго этажа имеют аналогичное убранство. Мезонин на заднем фасаде прорезан трехчастным прямоугольным окном и завершен треугольным фронтоном.

Внутри дом имеет характерную для городских жилых построек планировку. Три комнаты, выходящие окнами на улицу, объединены в анфиладу. Задние комнаты расположены по сторонам прихожей, сообщающейся с сенями. В сенях находится деревянная лестница с точеными балясинами. В интерьере сохранились три печи; одна из них, стоящая в угловой комнате анфилады, имеет срезанное зеркало.

ул. Октябрьская, 38

ДОМ ЖИЛОЙ, 2-я пол. 19 в.

Двухэтажный дом представляет собой один из типов сельской деревянной застройки, сформированной в период позднего классицизма. Стоит на углу квартала, протяженный главный фасад обращен к центральной улице села, торцовый ко 2-му Октябрьскому переулку. Основной прямоугольный в плане объем под высокой двускатной кровлей рублен с остатком и обшит тесом. Сзади на всю длину дома примыкают двухэтажные, но более низкие сени. Главный фасад делится лопаткой на две неравные части: в две и три оси прямоугольных окон в простейших рамочных наличниках. Среднее окно первого этажа в более широком правом прясле — более широкое, трехчастное. Завершает стены профилированный карниз с гладким фризом, дополненный узким пропильным подзором по краю кровли. Торцовые фасады имеют по три оси проемов, расставленных нерегулярно, в соответствии с внутренней структурой здания. В тимпанах фронтонов расположены широкие трехчастные окна.

Дом жилой. Фото 2002 г.

Внутренняя планировка, организованная по принципу избы-пятистенка, дополнена легкими перегородками, разделяющими пространство каждого этажа на более мелкие помещения.

ул. Октябрьская, 43

ДОМ КУЛЬТУРЫ, кон. 1950-х гг.

Дом культуры. Фото 2002 г.

Редкий образец представительного общественного здания из дерева, сооруженного на закате периода послевоенного неоклассицизма с использованием традиционных мотивов в резном декоре. Построен в 195859 гг. Рублен с остатком и обшит тесом разного типа: пояса из косо направленных досок чередуются с рядами вертикального (в цокольной части) и горизонтального (между этажами) теса. Общая объемная композиция напоминает в плане букву «Т». Переднее крыло имеет двускатную кровлю с вальмой над задней частью. Перпендикулярное ему крыло, находящееся в глубине участка, крыто на два ската. Главный фасад выделен эффектным портиком с четырьмя квадратными в сечении столбами, несущими сильно выступающий треугольный фронтон. Столбы, перехваченные в двух уровнях полочками и украшенные накладными ромбами, завершены упрощенными капителями. Портик поднят на невысокий подиум-террасу с ограждением из резных досок. За портиком в центре расположен вход, по сторонам которого — два прямоугольных окна в обрамлении криволинейных наличников. Над входом помещено широкое окно с трехгранной перемычкой и веерным рисунком переплета во фрамуге. Остальные окна второго этажа на главном фасаде — прямоугольные, в наличниках с ушами, украшенные фигурными фартуками и сандриками с волнообразным фризом. В уровне перемычек окон первого этажа и подоконников второго проходят пояса с фризом из мелких арочек. Профилированный венчающий карниз дополнен рядом сухариков, а на портике — еще двумя резными подзорами простого рисунка. Треугольный фронтон основного объема, возвышающийся за фронтоном портика, снабжен причелинами с мотивом арбалета в абрисе нижнего края. На боковых фасадах основного объема стены имеют четкие горизонтальные членения, выявленные междуэтажным карнизом и полкой, отделяющей цоколь. Оформление окон обоих этажей аналогично главному фасаду.

Почти все пространство первого этажа занимают зрительный зал и фойе. В зале по верху стен расположен лепной фриз гирлянд. На второй этаж поднимается деревянная лестница с плоскими резными балясинами.

ул. Октябрьская, 58, 62, 64

УЧИЛИЩЕ, нач. 20 в

Хороший пример небольшого сельского учебного комплекса в формах эклектики. Четырехклассное училище построено в 1910 г. на средства Н.В. Бушуева. Одновременно с ним был поставлен двухэтажный дом для учителей, расположенный у восточного торца здания. В 1960-е гг. с запада к учебному корпусу сделали пристройку, увеличившую протяженность сооружения более чем вдвое, а к северо-западу от него выстроили Г-образный одноэтажный объем мастерских — бревенчатое обшитое тесом здание, нейтральное по стилистике. Несколько позже комплекс пополнился еще одной постройкой — сюда был перевезен жилой дом из с. Высоково-Полома, возведенный в нач. 20 в., который приспособили под библиотеку. Это здание стоит у западного торца учебного корпуса. Комплекс находится на юго-западной окраине села, в глубине вытянутого участка, перпендикулярного главной улице.

Учебный корпус училища. Главный фасад. Фото 2002 г.

Учебный корпус (№ 62) типичен для сельских общественных зданий периода эклектики. Одноэтажное деревянное здание имеет П-образный в плане первоначальный объем, завершенный вальмовой кровлей. Фасады расчленены лопатками, отвечающими внутренним перерубам, а углы обработаны огибающими лопатками. Стены довольно равномерно прорезаны крупными прямоугольными окнами, обрамленными простыми наличниками и завершенными щипцовыми сандриками. Под сандриками помещен своеобразный по рисунку подзор из удлиненных фестонов. Средняя часть главного (северного) фасада акцентирована входным тамбуром с треугольным фронтоном. Силуэт здания обогащают слуховые окна с двускатными покрытиями.

Дом для учителей (№ 64) — двухэтажное рубленное с остатком и обшитое тесом здание, характерное для архитектуры поздней эклектики в провинциальных городах и крупных селах. Прямоугольный в плане объем, завершенный вальмовой кровлей, дополнен с северного торца выступом двухэтажной террасы, а с востока — сенями советского времени. Все фасады, на углах обработанные огибающими лопатками, разделены междуэтажным карнизом и завершены неполным антаблементом с гладким фризом и сильно выступающим карнизом. Главный (западный) фасад, обращенный в сторону школы, имеет симметричную композицию в пять осей окон. Средняя часть с парадным входом выделена узкими лопатками. Перед двустворчатой филенчатой дверью выступает крыльцо — навес треугольного фронтона, опирающийся на вогнутые кронштейны. Прямоугольные окна обоих этажей с рамочными наличниками, как и в учебном корпусе, завершаются щипцовыми сандриками с подзорами. Такие же наличники обрамляют окна других фасадов. Терраса, выступающая на северном фасаде, имеет сплошное остекление на обоих этажах. Над окнами первого этажа помещен резной фриз простого, но оригинального рисунка. На втором этаже — глухой парапет с плоской накладной балюстрадой. Профилированный венчающий карниз обогащен резным подзором. Треугольный фронтон в завершении выступа террасы имеет прерванный карниз.

Внутреннее пространство каждого этажа делится расположенными на поперечной оси сенями на две квартиры.

Дом для учителей. Фото 2002 г.

Жилой дом из с. Высоково Полома. Фото 2002 г.

Двухэтажный жилой дом из с. Высоково-Полома (№ 58) представляет собой один из типов сельской деревянной застройки периода эклектики. Прямоугольный в плане объем под высокой двускатной кровлей, ориентированный по оси север — юг, рублен с остатком и обшит тесом. Протяженный восточный фасад, обращенный к учебному корпусу, разделен перерубом внутренней стены на две неравные части — основную, с тремя крупными окнами первого этажа (одно из них, самое крайнее справа, сдвоено) и пятью более узкими проемами второго, и расположенный справа блок входа, где над крыльцом помещено окно, освещающее лестницу. Торцовый южный фасад с тремя широкими окнами в первом и четырьмя во втором этажах строго симметричны. Горизонтальные членения подчеркнуты обшивкой различного типа: горизонтальными досками в цокольной части и между окнами второго этажа, вертикальными — в простенках нижних окон, концентрическими квадратами с бриллиантовой огранкой — посередине. Под профилированным венчающим карнизом помещен фриз из вертикальных досок с пропильным подзором. В рисунке наличников верхних проемов использован мотив арбалета. Тимпаны фронтонов на боковых фасадах, отделенные профилированным карнизом, прорезаны трехчастными прямоугольными окнами.

ул. 2-я Садовая, 3

ДОМ ЖИЛОЙ, 2-я пол. 19 в.

Один из наиболее интересных домов в селе, построен с ориентацией на формы классицизма. Расположен поблизости от храма, к северу от него, и, возможно, принадлежал церковному причту. Одноэтажное здание с мезонином рублено из бревен и обшито тесом на кованых гвоздях. Сохранившийся прямоугольный в плане объем крыт на два ската с вальмой над главным фасадом, над которым возвышается мезонин под двускатной кровлей. Сени и двор, примыкавшие к дому сзади, разрушены. Главный фасад в пять окон слегка несимметричен по композиции, так как среднее окно смещено относительно центральной оси из-за внутреннего переруба. Прямоугольные окна заключены в рамочные наличники, которые снизу украшены капельками, свисающими с боковых стоек, а сверху — накладными стилизованными гирляндами. Завершаются наличники профилированными сандриками-полочками на фигурных кронштейнах. Профилированный и сильно нависающий венчающий карниз отделяет основную плоскость стены от мезонина, расположенного на поперечной оси дома. Прорезанный трехчастным прямоугольным окном мезонин завершен треугольным фронтоном. На боковых фасадах, аналогичных по декору главному фасаду, расположено по два окна. Внутренняя планировка отвечает схеме дома-пятистенка.

Дом жилой. Фото 2002 г.

Фрагмент главного фасада. Фото 2002 г.

НИКОЛЬСКОЕ (НИКОЛЬСКОЕ-ВЕРХНЕМЕЖСКОЕ, НИКОЛА-ГРАФ)

с. Никола Никольской сел. адм.

В нач. 17 столетия на месте села, неподалеку от слияния речек Никольской и Межи, существовал Никольский погост с одноименной деревянной церковью, потом небольшой Никольский на Меже монастырь, вскоре упраздненный. В 18 в. Никольское принадлежало помещику Ф.И. Майкову, от которого перешло к его зятю графу Ивану Андреевичу Толстому — бригадиру и уездному предводителю дворянства, почти постоянно проживавшему в имении после отставки. Здесь у него родились три сына и четыре дочери. Один из его сыновей Федор Иванович Толстой (1782-1846 гг.) — знаменитый впоследствии своими экстравагантными приключениями «Американец», авантюрист, картежник и бретер, послуживший прототипом грибоедовского Удушь-ева из «Горе от ума». Это был один из колоритнейших людей своего времени, известный умом, оригинальностью, презрением к моральным нормам своей среды, безудержными страстями и отчаянной храбростью. Блестящую характеристику Толстого оставил в «Былом и думах» А.И. Герцен, знавший его уже стариком в сер. 1830-х гг. После смерти в 1818 г. Ивана Андреевича Толстого, а в 1834 г. его жены Анны Федоровны усадьбу унаследовал их сын Януа-рий Иванович. Поселившись в усадьбе, он расстался со своей женой и детьми. Здесь у него от горничной Матрены Самойловны родились три дочери, которым он и завещал усадьбу. Однако после смерти Я.И. Толстого усадьба перешла к вдове и детям его законного сына Дмитрия. В 1892 г. они продали имение, находившееся в залоге, мещанам и крестьянам Никольской волости (всего 83 жителя). Вскоре земля вместе с мельницами, лесопильным и дегтярным заводами была выкуплена несколькими владельцами — Ушковым, Гагановым, Дубровиным.

Сейчас от усадьбы почти ничего не сохранилось. По сведениям краеведов, господский дом и парк находились у реки, где была сделана запруда. Местоположение дома отмечают развалы кирпича, от березовой аллеи, сохранявшейся до 1970 г., остались только пни. Само же сельцо Никольское находилось по другую сторону речки Никольской. Современное село сильно разрослось в советское время. В его центральной части стоит кирпичная усадебная церковь Николая Чудотворца 1-й трети 19 в., окруженная решетчатой оградой. Северо-западнее храма, на значительном по площади участке находится двухэтажное деревянное здание, построенное, предположительно, около 1917 г. По сведениям краеведов это был дом управляющего усадьбой П.В. Дубровина, одновременно он предназначался для канцелярии. В первые послереволюционные годы дом использовался под школу, с 1923 г. в нем размещается больница. Окружающий здание значительный по площади участок занят старыми, свободно растущими березами, липами и елями, подбитыми желтой акацией. В северной части участка сохранилась куртина из лип и елей с большой лиственницей в центре. Неподалеку от дома управляющего, по дороге к храму, стоит небольшой одноэтажный дом А.И. Соколова, построенный в 1920-е гг. Александр Ильич Соколов был сыном одной из трех дочерей графа Я.И. Толстого и горничной Матрены Самойловны.

На улицах села до недавнего времени сохранялось несколько интересных крестьянских домов (например, одноэтажный шестистенок Соколова), сочетавших традиционные для деревянного зодчества строительные и конструктивные приемы с фасадным декором, заимствованным из практике городской архитектуры. На запруженной в прошлом р. Никольской существовала водяная мельница.

Лит.: Беляев, 1863, с. 210; Рассказы бабушки, 1989, с. 227-228, 418-419; Туранова Н., 1996. 5 сентября; Белоруков, 2000, с. 220-221.

ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА. КОМПЛЕКС, 1-я треть 19 — нач. 20 в.

Пример церковного комплекса, возникшего вблизи помещичьей усадьбы. Никольская церковь, характеризующая особенности провинциального зодчества периода классицизма, несвободного от влияния барокко, выделяется необычным пространственным решением. По сведениям краеведов сооружение храма было начато в 1813

г. по инициативе И.А. Толстого, продолжено после смерти графа его женой Анной Федоровной и завершено в 1840 г. их сыном Я.И. Толстым. Натурное обследование здания подтверждает длительность периода его сооружения. По документальным источникам храм был освящен в 1827 г. Примыкающая к церкви колокольня пристроена, вероятно, во 2-й четв. 19 в. Церковный участок, имеющий необычное, восьмиугольное в плане очертание, обнесен кирпичной оградой 2-й пол. 19 в. с воротами на западной стороне и калиткой на юго-западной. В линии южного прясла ограды поставлен деревянный дом причта, также относящийся ко 2-й пол. 19 в., его формы более соответствуют городской архитектуре. При храме существовала церковноприходская школа, возможно, она размещалась в этом здании. По периметру ограды сохранилась обсадка из лип и берез.

Церковь Николая Чудотворца. Фото 2002 г.

План церкви

Церковь Николая Чудотворца первоначально была снаружи побелена по известковой обмазке, а впоследствии покрыта штукатуркой, теперь почти полностью утраченной. Пятиглавый храм представляет собой сильно вытянутый по продольной оси, приземистый, со скругленными углами четверик, включающий храм, алтарь и трапезную, к которому с запада примыкает трехъярусная колокольня. Здание имеет сравнительно высокий подклет. В соответствии с расположением пространства собственно храма, широко расставленное пя-тиглавие с массивными купольными цилиндрическими барабанами заметно сдвинуто к востоку. На боковых фасадах храм отмечен четырехколонными тосканскими портиками большого выноса, завершенными аттиками в виде треугольных фронтонов. Подобным же портиком с полуколоннами оформлен восточный фасад здания. Внушительные пропорции объема подчеркивает широкая ленточная рустовка скругленных углов, а также укрупненный рисунок венчающего карниза, проходящего по периметру объема в уровне архитравов портиков. Колонны портиков, поставленные на высокие постаменты, сохранили незначительные фрагменты появившихся, вероятно, на последнем этапе строительства лепных римско-ионических капителей, мелкий, дробный рисунок которых слабо соотносится с пропорциями ордера. Прямоугольные окна на северном, южном и восточном фасадах заключены в рамочные наличники и украшены над перемычками тонкими сандриками. На скругленных углах перемычки окон декорированы веерными замками. Центральный барабан пятиглавия прорезан круглыми окнами, обрамленными простейшими наличниками с замковыми камнями. Меньшие по объему боковые барабаны оформлены такими же ложными окнами.

колокольня. Фото 2002 г.

Высокая стройная колокольня с квадратными в плане ярусами завершена пучини-стой крышей с массивным трибуном, увенчанным шпилем, Своеобразие ее облика определяет оригинальное решение нижних ярусов, имеющих сильно выступающие угловые пилоны. Перемычки высокого арочного проема на западном фасаде нижнего яруса и таких же ниш на боковых фасадах поддерживают колонки-импосты, сохранившие фрагменты лепных капителей. Во втором ярусе помещены большие окна с лучковыми перемычками, а угловые пилоны декорированы крупными, ромбическими нишами, расположенными в горизонтальном и в вертикальном положениях. Верхний ярус, прорезанный арками звона, декорирован более традиционно: его фасады оформлены четырехколонными тосканскими портиками с треугольными фронтонами.

Интерьер церкви представляет собой грехнефное, десятистолпное пространство, перегороженное стенами, отделяющими храм от трапезной и изолирующими помещения алтарей приделов. Церковь перекрыта системой коробовых с распалубками сводов. Они опираются на подпружные арки, перекинутые между пристенными пилонами и неравномерно расставленными, кре-щатыми в сечении столбами, более мощными на восточной стороне подкупольного квадрата. Конструктивный переход от подкупольного квадрата к центральному световому барабану осуществляется при помощи парусов. Барабан перекрыт деревянным куполом. Нижний ярус колокольни имеет коробовый свод с маленькими распалубками над входами в два небольших узких боковых помещения — для кладовки и деревянной лестницы к звону. В подклет храма ведет дверной проем, расположенный на южном фасаде. В некоторых окнах подкле-та сохранились решетки с заусенцами. Сводчатые перекрытия разобраны.

В интерьере на стенах храма сохранились незначительные остатки поздней масляной живописи. В восточной части подкле-та, под апсидой, находится перенесенное туда недавно захоронение владельца усадьбы графа И.А. Толстого, отмеченное большой чугунной плитой с текстом: "Бригадир граф Иван Андреевич Толстой, жил 70 лет 3 месяца и 13 дней. Скончался 3 декабря 1818 г». Плита украшена по периметру растительным орнаментом. Внизу помещена адамова голова.

Ограда церковного участка с западными воротами характерна для периода эклектики. Первоначально ограда была побелена по известковой обмазке. Невысокий цоколь ограды служит основанием ажурной металлической решетки из прутьев, укрепленной между равномерно расставленными, квадратными в сечении столбами с конусовидными завершениями. Цоколь и столбы обработаны с наружных сторон прямоугольными нишами. Ворота с широким арочным проездом в центре и более низкими и узкими калитками по сторонам — внушительное сооружение, сочетающее суховатый классицистический декор с усложненным пространственным решением, напоминающим барочные композиции. Пилоны ворот, оформленные на обеих сторонах парными пилястрами, завершены аттиками с большими арочными киотами, очевидно, служившими основаниями крестов или главок. Повышенная центральная часть усложнена массивным архитравом, украшенным поясом филенок и рядом дентикул. В боковых калитках сохранились ажурные металлические створки. Калитка на юго-западном прясле свидетельствуют о стойкости традиций позднего классицизма. Она представляет собой невысокую стенку, фланкированную по сторонам арочного прохода парными пилястрами и завершенную треугольным полуфронтоном.

Ворота ограды. Фото 2002 г.



Калитка. Фото 2002 г.



Двухэтажный деревянный дом причта по характеру объемного решения и особенностям фасадного декора — типичный пример городской застройки периода позднего классицизма, почти не встречающийся в сельской местности. Здание рублено из бревен, перевязанных в обло, и поставлено на кирпичный цоколь. Первоначально его стены были обшиты снаружи тесом. На бревнах сохранилась маркировка, сделанная, очевидно, в связи разборкой и перевозкой сруба. Крупный прямоугольный в плане объем состоит из переднего пятистенка, обращенного к церкви продольным фасадом, и бревенчатых сеней с задней стороны, завершенных единой двускатной крышей стропильной конструкции. Передний фасад, несимметрично разделенный перерубом внутренней стены, имеет пять оконных осей (на одной из осей окна первого и второго этажей не совпадают в результате позднейшей переделки), сгруппированных по две и по три. На торцовых фасадах первый и второй этажи имеют различное количество окон. Вход расположен на правом фасаде сеней. Стены дома завершены по периметру упрощенным карнизом с гладким фризом. Прямоугольные окна заключены в рамочные наличники, увенчанные сандриками-полочками на кронштейнах и дополненные накладными ромбами.

Лит.: Беляев, 1863, с. 210; ИАК, 1909, вып. 31, с. 129-130; Баженов, 1911, с. 243; Тура-нова Н., 1996. 5 сентября; Страницы истории..., 2001, 18 января.

ДОМ УПРАВЛЯЮЩЕГО, нач. 20 в.

Двухэтажное деревянное здание, обладающее несимметричной плановой конфигурацией и укрупненным для сельской застройки масштабом. Оно выстроено в формах поздней эклектики, характерных для самых различных общественных построек своего времени. Здание сложено из бревен, перевязанных в лапу, поставлено на кирпичный цоколь и обшито снаружи вагонкой. Своеобразие его облику придают два крупных ризалита, примыкающих к его основному прямоугольному в плане объему на флангах левого торцового и заднего фасадов. Передний фасад в шесть оконных осей выделен на правом фланге крыльцом с навесом на фигурных столбиках, скаты которого укреплены стяжкой. Основной объем завершен вальмовой крышей; ризалиты име^т треугольные фронтоны.

Дом управляющего. Фото 2002 г.

Все фасады здания, рассчитанного на восприятие со всех сторон, получили одинаковое декоративное оформление, в котором значительную роль играет вагонка, уложенная «в елку». Под венчающим карнизом, под подоконниками окон второго этажа и в цокольной части фасады расчленены широкими фризами, образованными вагонкой, уложенной вертикально. Прямоугольные окна обрамлены классицистическими в основе наличниками с венчающими полочками, украшенными несложной накладной резьбой, воспроизводящей стилизованные мотивы народного зодчества.

Планировка претерпела частичные изменения. В интерьере сохранились двупольные филенчатые двери. Потолки в некоторых помещениях обработаны тянутыми карнизами. На второй этаж ведет маршевая лестница с точеным балясником.

ДОМ А.И. СОКОЛОВА, 1-я чегв. 20 в.

Деревянный дом выделяется в застройке нетипичной для сельской местности пространственной композицией, заимствованной из практики городского строительства. Одноэтажное на невысоком подклете здание, рубленное из бревен, перевязанных в обло, утратило первоначальную наружную тесовую обшивку стен и детали фасадного декора. Его основной, компактный, прямоугольный в плане объем, слегка вытянутый вдоль красной линии улицы, завершен четырехскатной вальмовой кровлей. С задней стороны к нему примыкают небольшие, более узкие бревенчатые, очевидно, перестроенные сени и хозяйственный двор, сооруженный в советское время. Отличительной особенностью здания является композиция его переднего фасада в три окна, усложненного в центре ризалитом большого выноса. Ризалит прорезан широким сдвоенным окном и завершен треугольным фронтоном. В соответствии с внутренней планировкой, на правом боковом фасаде, симметрично разделенном перерубом внутренней стены, размещено четыре окна, на левом — три. Все окна имеют простейшие наличники, появившиеся после удаления со стен тесовой обшивки. Тогда же был переделан венчающий карниз. От первоначального декора сохранилась лишь тонкая порезка на симах фронтона ризалита.

Дом Соколова. Фото 2002 г.


План дома

Несимметричная внутренняя планировка основного объема, видимо, претерпевшая частичные изменения, в настоящее время состоит из прихожей и пяти различных по площади комнат. В сенях выгорожена «холодная» горница. В передней части дома в комнате, соответствующей ризалиту, сохранилась кафельная печь с камином. Первоначально оштукатуренные стены частично оклеены обоями, частично — зашиты фанерой.


СЕЛИНО

ур. Покров в 0,5 км от д. Селино Селинской сел. адм.

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА, кон. 19 — нач. 20 в.

Церковь Покрова. Фото 2002 г.

План церкви

Своеобразный памятник культовой архитектуры в формах русского стиля, отличающийся необычной внутренней структурой. Кирпичная церковь стоит на опушке леса, рядом с дорогой, в полукилометре от д. Селино. Местность в верховьях р. Портюг и ее притоков известна по письменным источникам с 1659 г. как владения боярина И.М. Карпова. В кон. 17 в. здешние леса были объявлены Петром I заповедными. Исключительное право пользования ими было дано адмиралтейству для строительства судов в Архангельске. Во 2-й пол. 19 в. эти земли принадлежали Михалковым. В 1898 г. один из земельных участков в 35,5 десятин был куплен у А.В. Михалкова коллежским секретарем В.П. Чистяковым и подарен Костромской епархии «под устройство новой церкви во имя Александра Невского и для пользования причта». Сооружение храма продолжалось до 1900-х гг. Особенности объемно-планировочной композиции здания дают основание предполагать, что существующий четверик с декоративным пятиглавием на пологой четырехскатной кровле сооружался как трапезная. Одновременно с ним были возведены небольшой западный притвор и шатровая колокольня с широким прямоугольным в плане нижним ярусом и квадратным в плане верхним. Вместо основного объема храма, по каким-то причинам так и не поставленного, с восточной стороны к четверику был пристроен оригинальный алтарь, состоящий из двух пониженных квадратных в плане объемов со срезанными внешними углами, разделенных крытым центральным проходом-коридором, к которому ведет открытое крыльцо. Престолы были освящены в честь Покрова Богоматери и Александра Невского.

Все объемы храма связаны невысоким гладким цоколем. Фасадная композиция четверика нетрадиционна. Структурными элементами декора являются лопатки, фиксирующие углы объема и центры боковых фасадов, и раскрепованный над ними венчающий карниз. Лопатки украшены ширинками с блоком бриллиантового руста в центре, карниз — лентой бегунца и мелкими сухариками. Над угловыми лопатками поставлены луковичные главки с килевидными кокошниками в основании барабанов, повторяющие форму центральной главы, над средней — килевидный кокошник. Оба прясла стены между лопатками чуть заглублены наподобие широкой ниши с зубчатым верхом. В центре каждой из них помещена пара сближенных между собой арочных окон, профилированные полуциркульные архивольты которых объединены возвышающимся над ними третьим ложным архивольтом. Прямоугольные филенки под окнами еще более увеличивают высоту проемов. На западной стене четверика, по сторонам низкого притвора, находятся два небольших ложных арочных окна в наборных наличниках. Скромным украшением гладких стен алтаря служат несложный карниз с гладким фризом и арочные окна боковых фасадов, декорированные профилированными архивольтами и подоконными филенками. Аналогично оформлены сдвоенные окна западного притвора и проемы на боковых фасадах нижнего яруса колокольни. На западном фасаде центральная ось нижнего яруса колокольни подчеркнута широкой аркой входа и щипцовым фронтоном, тимпан которого прорезан круглым окном. Широкие плоскости стен по сторонам от входа оживляют прямоугольные ниши с крестами. Арки звона во втором ярусе заключены в прямоугольные ниши с зубчатым верхом. Слухи шатра завершены крутыми фронтончиками.

Интерьер храма поражает своей необычностью. В центре находится столб, от которого перекинуты подпружные арки на пристенные пилястры. Образованные между арками квадратные ячейки перекрыты крестовыми сводами. Аналогичные своды имеют два квадратных в плане алтаря, открывающиеся в основное пространство широкими арками. Оба помещения связаны дверными проемами с разделяющим их узким коридором, перекрытым коробовым сводом. Западный притвор и нижний ярус колокольни в центральной и южной части завершены коробовыми сводами, в северной находится лестница на ярус звона.

Иконостас. Фото 2002 г.


В храме сохранилась основа двух зеркально симметричных трехъярусных иконостасов, представляющих собой оригинальное произведение декоративно-прикладного искусства в русском стиле. Каждый из иконостасов имеет композицию в семь осей. Центральная ось, на которой располагались царские врата, несколько расширена и повышена, а венчающая ее икона завершена крупным трехлопастным кокошником; фланговые оси, наоборот, понижены (здесь отсутствуют иконы третьего яруса). В противоположность простой арочной форме в нижнем ярусе, рамы для верхних икон имели трехлопастные перемычки, над которыми дугой изгибались профилированные карнизы. Узкие простенки между иконами украшены резными колонками, типичными для русского стиля (в нижнем ярусе утрачены). Между собой иконостасы объединены киотом на две иконы, увенчанным фигурным фронтоном.

Лит.: Белоруков, 1989, 14 октября.

Kostroma guidebook