История развития транспорта
Развитие судоходства
"По берегам рек, находящихся постоянно в движении, -говорит Элизе Реклю, по берегам этих настоящих движущихся дорог открытие судов и способов передвижения по воде было, так сказать, уже предначертано заранее."
Элизе Реклю
Возникновение судоходства относится к древнейшим временам человечества и, несомненно, не может быть приурочено к одному определенному месту.
![Расшивы на реке](/river/img/volga12.gif)
По Ветлуге и Унже в Волгу спускались самые крупные во всей мировой истории речные суда - Беляны.
Долгое время реки оставались основными транспортными артериями московского государства. Жизнь прибрежных городов во многом зависела от потребностей судоходства. В городах на Верхней Волге появлялись собственные верфи и прочие сезонные сопутствующие торговле структуры обеспечивающие надежность доставки груза.
![Volga river](/dmitriev/img/yar-1894-k.gif)
Памятным событием в 1767 году становится путешествие Екатерины II по Волге до Казани. В подготовке путешествия специально для императорской свиты были построены галеры, одна из которых называлась «Тверь». Её изображение вошло в герб поволжского города — Костромы.
![Пароходы на реке](/river/img/mametev.gif)
В Костромской губернии судоходных рек шесть: Волга, Кострома с притоком Векса (Галичская), Унжа с притоком Неей и Ветлуга, причем, судоходство главным образом сплавное. Участок Волги в пределах губернии принадлежит к верхней Волге и его границу принято означать в Нижнем-Новгороде, и торговое значение коей заключается главным образом в том, чтобы служить артерией для привоза хлеба в столичный порт (через Рыбинск) и для продовольствия верхневолжского и северного районов, а также транзитным путем для лесных грузов, отпускаемых притоками.
Пристаней, где каждый год происходит разгрузка и нагрузка судов пять: в Костроме, Плёсе, Кинешме, Юрьевце и пос. Пучеж; кроме того, есть несколько мелких пунктов, где суда оставляют или берут товары не каждую навигацию, или куда приплавляется исключительно лес.
![Бурлаки на Волге](/zontikov/reshem/img/139.gif)
До отмены крепостного права тягловой силой на реках оставались бурлаки, поднимавшие по бечевнику* против течения расшивы при помощи каната привязываемого к верхушке центральной мачты. Наем в бурлаки (ряда) происходил ежегодно в конце зимы возле речных пристаней. Бурлацкие базары происходили в Пучеже, Юрьевце, Кинешме и Костроме.
* бичевником называли ближнюю к вооде часть берега, предназначенную для прохода бурлаков при буксировке судов на канате.
![Речной транспорт](img/kminin.gif)
По мере внедрения на речном транспорте мощных судовых двигателей внутреннего сгорания, бурлачество утрачивает хозяйственное значение. В 1854 году, в связи с появлением самоходных пароходов и с ростом пассажирского сообщения на Волге, было создано пароходное общество «Самолет» обслуживающее регулярные линии от Твери до Астрахани.
Шубин И.А. Волга и волжское судоходство.![Steamer «Peasant woman»](/river/img/krestianka320.gif)
Пароходы «Буй» и «Крестьянка» выполняли ежедневный рейс Плёс-Кострома-Буй.
Во времена СССР на Волге появились пассажирские речные суда на подводных крыльях для скоростной перевозки пассажиров.
![Речной транспорт на подводных крыльях. Passenger hydrofoil](img/raketa.gif)
В 1957 г. введены в эксплуатацию теплоходы "Ракета" спроектированные и построенные коллективом Центрального конструкторского бюро завода "Красное Сормово".
![Passenger hydrofoil](img/meteor01.gif)
Серийное строительство «Метеоров» производилось на Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького (республика Татарстан) с 1961 года. Такие суда работали на линии Горький – Кострома, Горький – Чебоксары, затем на линии Горький – Казань.
Литература:
И.А. Шубин. Волга и волжское судоходство.
В.Ю. Кудашкин. Дизайн городской среды и развитие речных вокзалов в России
Гужевой транспорт
![Дмитриев Максим Петрович](/dmitriev/img/nn-1905.gif)
Для совершения извоза пассажиров и груза в качестве тягловой силы с древних времен и почти до средины XX в. в повозку запрягались домашние животные. В качестве тягловых животных используются лошади, ослы, буйволы, олени и собаки.
![Костромские извозчики](/photo/korobov/img/g213.jpg)
Обоз 1928 г. Костромская губерния, фото Смодор М.М.
Весь товар прибываемый по воде в речной порт перегружался с судов на многочисленные подводы.
![](/kostroma/img/44.gif)
Костромские извозчики начала ХХ века.
![Гужевой извоз начала ХХ века в Костромской губернии](img/g2.gif)
Ломовые извозчики
Вехи развития железнодорожного транспорта
![Из истории железной дороги в России](/kostroma/land/02/sizinceva/img/repin.gif)
В 1862 г. была открыта Московско-Троицкая дорога Организатором её строительства был Фёдор Васильевич Чижов *— учёный, литератор, друг Гоголя, Аксакова, Герцена. Увлечённый проблемами железнодорожного транспорта, Чижов критиковал «Главное общество российских железных дорог», решающая роль в котором принадлежала иностранным банкирам, а производство работ выполняли французские инженеры.
* Чижов стал инициатором постройки «образцово-показательной паровозной железной дороги» силами исключительно русских рабочих и инженеров и на деньги русских купцов, без участия иностранного капитала. Такой дорогой решено было устроить сообщение между Москвой и Троице-Сергиевым Посадом. Компаньонами Чижова стали братья Шиповы, инженер и генерал-майор А. И. Дельвиг, И. Ф. Мамонтов. И хотя впоследствии в списке учредителей общества по строительству железной дороги Мамонтов значился лишь как мещанин Калужской губернии, Иван Фёдорович стал главным вкладчиком акционерного общества.
В 1870 г. был открыт железнодорожный участок от Троице-Сергиева до до Ростова и в том же году до Ярославля.
В 1887 году была проложена Железная дорога, связавшая Кострому с Ярославлем (и Москвой) **.
** Московско-Троицкая частная железная дорога после 1894 года переименована в Московско-Ярославскую-Архангельскую. (wikipedia.org)
![](img/most1.jpg)
Возведение железнодорожного моста через Волгу
После возведения в 1932 г. железнодорожного моста через р. Волгу начинает развиваться железнодорожный транспорт.
В 1956 г. вступает в эксплуатацию линия Кострома — Галич и открывается движение пассажирских поездов сообщением Кострома — Киров.
В 1983 г. участок пути Нерехта — Кострома-Новая электрифицирован.
![Приходящий из Москвы состав над Волгой в лучах вечернего закатного солнца](img/last2.gif)
Автомобильный транспорт
![](/kostroma/land/05/leonovich/img/kostromka-03.jpg)
Грузовая техника на праздниках. 1925 г.
Первый легковой автомобиль в Костроме появился в 1910 г. Его хозяином был костромской губернатор П.П. Шиловский. 17 апреля 1913 г. на ул. Русина возле дома № 2 зафиксирована первая стоянка такси — семиместной 25-сильной машины, принадлежавшей С.С.Давыдову и обслуживавшей горожан.
Основное развитие автомобильного транспорта пришлось на послереволюционные годы.
Открытие в 1970 г. автомобильного моста через Волгу положило начало развития автомобильных дорог края в масштабе страны.
![](/korobov/cycle/img/troll.jpg)
Первые троллейбусы в городе
В 1973 г. на улицах города появился электрический транспорт.
Авиационный транспорт
![](/smodor/img/ga024.jpg)
Агитсамолет в Галиче. 1931.Фото Михаил Сморода.
После приближения немцев к Москве, не дожидаясь окончания Второй мировой войны костромичи срочно принялись возводить аэродром в Сокеркино. Ни оборонного, ни наступательного значения этот объект к моменту постройки не мог иметь, т.к. линия фронта к тому времени откатилась далеко на запад. И все же новая взлетно-посадочная полоса в 1944 году приняла первый почтовый «ПО-2» самолет. а с 1954 года отсюда совершаются пассажирские рейсы в Иваново, Вологду, Горьий, Москву и другме города России на самолетах типа Ан-2. В летние сезоны начала второй половины XX века объем пассажирских перевозок превышал тысячу человек в день. В 1957 г. на аэродроме появились вертолеты.
Концепция удобства, безопасности, экологичности и мобильности современного городского транспорта
Из истории мы помним, как в 1914 году городская Дума обратилась к государю-императору с просьбой о пуске в Костроме электрического трамвая. Николай, недавно побывавший здесь в честь юбилея династии и оставшийся довольный приемом, был не против. Но вскоре началась война. Официальный ответ государя был таков: «В связи с проклятой напастью — нашествием германцев на матушку Россию отложить строительство до более счастливых времен.»
Развивающаяся индустрия личного и общественного транспорта изменяет наши представления и возможности в контексте мировых тенденций и технологий. Всё чаще мы наблюдаем удачные примеры использования в Западных странах велосипедной инфраструктуры. Новейшие модели не только не лишены комфорта, но и способствуют увеличению средней продолжительности жизни горожан. Особую популярность завоевывает мобильный электротранспорт, который в сравнении с автомобилями безопасен, не требователен к ширине проезжей части и легко сочетается с велосипедным трафиком. Компактные скейты, сигвеи, гироскутеры, самокаты и велосипеды оснащенные электрической тягой не приводят к привычному коллапсу на дорогах и не смердят остатками сжигаемого топлива.
![](/img/01/bochkov/velos2.jpg)
Кострома велосипедная
* Список населенных мест костромской губернии. По сведениям 1877 года.