История развития транспорта

Речной транспорт

Возникновение судоходства относится к древнейшим временам человечества и, несомненно, не может быть приурочено к одному определенному месту. "По берегам рек, находящихся постоянно в движении, -говорит Элизе Реклю, по берегам этих настоящих движущихся дорог открытие судов и способов передвижения по воде было, так сказать, уже предначертано заранее*."

Долгое время реки оставались основными транспортными артериями московского государства. Жизнь прибрежных городов во многом зависела от потребностей судоходства. В городах на Верхней Волге появлялись собственные верфи и прочие сезонные сопутствующие структуры обеспечивающие надежность доставки груза.

Расшивы оставались наиболее распространенными речными судами Расшивы на реке
По Ветлуге и Унже в Волгу спускались самые крупные во всей мировой истории речные суда - Беляны.

Памятным событием в 1767 году становится путешествие Екатерины II по Волге до Казани. В подготовке путешествия специально для императорской свиты были построены галеры, одна из которых называлась «Тверь». Её изображение вошло в герб поволжского города — Костромы.

До отмены крепостного права тягловой силой на реках оставались бурлаки, поднимавшие против течения расшивы при помощи бечевы привязываемой к верхушке центральной мачты. Наем в бурлаки (ряда) происходил ежегодно в конце зимы возле речных пристаней. Бурлацкие базары происходили в Пучеже, Юрьевце, Кинешме и Костроме.

В Костромской губернии судоходных рек шесть: Волга, Кострома с притоком Векса (Галичская), Унжа с притоком Неей и Ветлуга, причем, судоходство главным образом сплавное. Участок Волги в пределах губернии принадлежит к верхней Волге и его границу принято означать в Нижнем-Новгороде, и торговое значение коей заключается главным образом в том, чтобы служить артерией для привоза хлеба в столичный порт (через Рыбинск) и для продовольствия верхневолжского и северного районов, а также транзитным путем для лесных грузов, отпускаемых притоками.

Пристаней, где каждый год происходит разгрузка и нагрузка судов пять: в Костроме, Плёсе, Кинешме, Юрьевце и пос. Пучеж; кроме того, есть несколько мелких пунктов, где суда оставляют или берут товары не каждую навигацию, или куда приплавляется исключительно лес.

В 1854 году, в связи с появлением самоходных пароходов и с ростом пассажирского сообщения на Волге, было создано пароходное общество «Самолет» обслуживающее регулярные линии от Твери до Астрахани.

Шубин И.А. Волга и волжское судоходство.
Steamer «Peasant woman»
Пароходы «Буй» и «Крестьянка» выполняли ежедневный рейс Плёс-Кострома-Буй.
Грибков-Майский В. Судоходство на Верхней Волге

Во времена СССР на Волге появились пассажирские речные суда на подводных крыльях для скоростной перевозки пассажиров.

Passenger hydrofoil
Пассажирское судно типа "Ракета"

В 1957 г. введены в эксплуатацию теплоходы "Ракета" спроектированные и построенные коллективом Центрального конструкторского бюро завода "Красное Сормово".

Passenger hydrofoil
Пассажирское судно типа "Метеор"

Серийное строительство «Метеоров» производилось на Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького (республика Татарстан) с 1961 года. Такие суда работали на линии Горький – Кострома, Горький – Чебоксары, затем на линии Горький – Казань.

Гужевой транспорт

Костромские извозчики
Обоз 1928 г. Костромская губерния, фото Смодор М.М.

Для извоза пассажиров и груза в качестве тягловой силы с древних времен до начала XX в. применялись домашние животные. Весь товар прибываемый в Костромской порт перегружался с судов на многочисленные подводы.


Костромские извозчики начала ХХ века.

Ломовые извозчики

Железнодорожный транспорт

В 1887 году была проложена Железная дорога, связавшая Кострому с Ярославлем и Москвой *.

* Московско-Ярославская железная дорога — частная железная дорога в Российской империи, существовавшая в 1861—1907 годах (с 1900 года — казённая). До 1870 года называлась Московско-Троицкая железная дорога, после 1894 года — Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога. (wikipedia.org)


Возведение железнодорожного моста через Волгу

После возведения в 1932 г. железнодорожного моста через р. Волгу начинает развиваться железнодорожный транспорт.

В 1956 г. вступает в эксплуатацию линия Кострома — Галич и открывается движение пассажирских поездов сообщением Кострома — Киров.

В 1983 г. участок пути Нерехта — Кострома-Новая электрифицирован.

 Приходящий из Москвы состав над Волгой в лучах вечернего закатного солнца
Скоростной электропоезд «Ласточка» Фото А.Апатов 2020

Автомобильный транспорт


Грузовая техника на праздниках. 1925 г.

Первый легковой автомобиль в Костроме появился в 1910 г. Его хозяином был костромской губернатор П.П. Шиловский. 17 апреля 1913 г. на ул. Русина возле дома № 2 зафиксирована первая стоянка такси — семиместной 25-сильной машины, принадлежавшей С.С.Давыдову и обслуживавшей горожан.

Основное развитие автомобильного транспорта пришлось на послереволюционные годы.

Открытие в 1970 г. автомобильного моста через Волгу положило начало развития автомобильных дорог края в масштабе страны.


Первые троллейбусы в городе

В 1973 г. на улицах города появился электрический транспорт.

Авиационный транспорт


Агитсамолет в Галиче. 1931.Фото Михаил Сморода.

После приближения немцев к Москве, не дожидаясь окончания Второй мировой войны костромичи срочно принялись возводить аэродром в Сокеркино. Ни оборонного, ни наступательного значения этот объект к моменту постройки не мог иметь, т.к. линия фронта к тому времени откатилась далеко на запад. И все же новая взлетно-посадочная полоса в 1944 году приняла первый почтовый «ПО-2» самолет. а с 1954 года отсюда совершаются пассажирские рейсы в Иваново, Вологду, Горьий, Москву и другме города России на самолетах типа Ан-2. В летние сезоны начала второй половины XX века объем пассажирских перевозок превышал тысячу человек в день. В 1957 г. на аэродроме появились вертолеты.

Концепция удобства, безопасности, экологичности и мобильности современного городского транспорта

Из истории мы помним, как в 1914 году городская Дума обратилась к государю-императору с просьбой о пуске в Костроме электрического трамвая. Николай, недавно побывавший здесь в честь юбилея династии и оставшийся довольный приемом, был не против. Но вскоре началась война. Официальный ответ государя был таков: «В связи с проклятой напастью — нашествием германцев на матушку Россию отложить строительство до более счастливых времен.»

Развивающаяся индустрия личного и общественного транспорта изменяет наши представления и возможности в контексте мировых тенденций и технологий. Всё чаще мы наблюдаем удачные примеры использования в Западных странах велосипедной инфраструктуры. Новейшие модели не только не лишены комфорта, но и способствуют увеличению средней продолжительности жизни горожан. Особую популярность завоевывает мобильный электротранспорт, который в сравнении с автомобилями безопасен, не требователен к ширине проезжей части и легко сочетается с велосипедным трафиком. Компактные скейты, сигвеи, гироскутеры, самокаты и велосипеды оснащенные электрической тягой не приводят к привычному коллапсу на дорогах и не смердят остатками сжигаемого топлива.


Кострома велосипедная

* Список населенных мест костромской губернии. По сведениям 1877 года.

Транспорт