ГЛ А В А 18

Приходская жизнь в Решме и Нагорном в первой половине XIX века

«Приход – церковный округ населения, имеющий свой особый храм с причтом, совершающим священнодействия для прихожан. Особый приход может образоваться, если есть церковь и достаточные средства для содержания причта, в приходе свыше 700 душ мужского пола – из священника, дьякона и псаломщика, а в приходе, имеющих менее 700 душ – из священника и псаломщика» 1.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (1898 г.)

ЦЕНТРАМИ приходской жизни для Решемского и Нагорновского приходов были Христорождественская церковь в Решме и Воскресенская церковь в Нагорном. В этих храмах местных прихожан крестили, венчали и отпевали. На кладбище у стен храмов завершался земной путь одного за другим поколений здешних жителей. На большие праздники в Решму и Нагорное стекались сотни богомольцев из окрестных деревень, входивших в состав Рождественского и Воскресенского приходов.

Воскресенская церковь в селе Нагорном

ДОШЕДШИЕ до нас документы позволяют в целом представить приходскую жизнь Решмы и Нагорного в XIX в.

В начале XIX в. Воскресенская церковь в селе Нагорном была двуклирная.

Двуклирным назывался храм, имеющий двойной состав (комплект) причта (клира). В двуклирном храме должно было быть два священника, два диакона, два дьячка и два пономаря. Однако, в большинстве случаев, в двуклирных приходах состоял один диакон. В XVIII-XIX вв. в Костромской губернии было немало двухклирных и даже трехклирных храмов*. Подобные двойные и тройные причты обычно создавались в больших приходах находились в сельской местности.

* Историк Е.Е. Голубинский (1834 – 1912 гг.), уроженец с. Матвеева Кологривского уезда (совр. Парфеньевский район Костромской обл.) вспоминал: «...духовенства нашего села, бывшего трехклирным, состояло из трех священников, двух диаконов, трех дьячков и трех пономарей (теперь стало двуклирное, ибо после меня часть прихода отделена в особый приход). Кругом нас были большие приходы – трехклирные и двуклирные» 2.

Когда Воскресенская церковь стала двуклирной, мы не знаем. Впервые она называется двуклирной в ревизской сказке в 1815 г. 3 В 1834 г. в двуклирной Воскресенской церкви причт состоял из двух священников, одного диакона, двух дьячков и двух пономарей.

С 1809 г. настоятелем Воскресенского храма служил священник Василий Парийский.

Василий Петрович Парийский родился в 1787 г. в слободе Решме, в семье священника о. Петра Дмитриева. В 1809 г. он окончил Костромскую духовную семинарию, в том же году был рукоположен в сан священника и назначен в Нагорное.

В 1813 г. у него родился единственный сын Михаил, который в 1834 г.

обучался в Костромской семинарии. По-видимому, в 20-е годы о. Василий овдовел и в 1829 г. поступил «в число братства» в Костромской Богоявленский монастырь 4 (вдовые священники обычно принимали монашеский постриг).

О дальнейшей его судьбе мы не знаем. Как известно, в сентябре 1847 г. в результате пожара, испепелившего чуть ли не всю Кострому, Богоявленский монастырь очень сильно пострадал и в 1848 г. был упразднен. Его братию перевели в Игрицкий Песошенский монастырь под Костромой. Если бывший настоятель Воскресенского храма дожил до 1847 г., то свои дни он окончил в Игрицкой обители.

В 1829 г. о. Василия Парийского сменил в Нагорном священник о. Димитрий Комаровский.

Димитрий Васильевич Комаровский родился в 1806 г. в с. Комарове Кинешемского уезда (от названия села и произошла его фамилия), в семье дьячка Василия Федорова. В 1828 г. он окончил по 1-му разряду Костромскую духовную семинарию, в 1829 г. принял священный сан и был направлен в Нагорное.

По-видимому, в 1829 г. он женился. В 1834 г. у о. Димитрия и его жены Евпраксии Васильевны имелась дочь Евлампия. Вместе с молодыми проживала родная мать о. Димитрия, «вдовствующая дьячиха Евфимия Иванова», которой в 1834 г. было 54 года 5.

С 1832 г. вторым священником в храме служил священник Ксенофонт Благолепов.

Ксенофонт Иванович Благолепов родился в 1807 г. в с. Матушкине Шуйского уезда Владимирской губернии в семье дьячка Ивана Филиппова 6.

В 1830 г. он по 1-му разряду окончил Владимирскую духовную семинарию и в 1832 г. перевелся в Костромскую епархию 7. В 1832 г. о. Ксенофонт несколько месяцев служил священником в Васильевской церкви в с. Шохна Нерехтского уезда 8. В конце 1832 г. он перевелся в Нагорное, куда приехал со своей женой Серафимой Ивановной, которой в 1834 г. был 21 год 9.

Как писалось выше, в Воскресенском храме имелся один диакон – о. Павел Григорьев (1782 г. р.). На 1834 г. у него и его жены, Параскевы Дмитриевны (1783 г. р.) было четверо детей: Виктор (1808 г. р.), который в 1831 г. поступил в военную службу, Евпраксия (1814 г.), Зиновия (1820 г.) и Алексей (1821 г.), обучавшийся в Костромском духовном училище 10.

В храме служило два дьячка – Ефим Иванов и Иван Иванов.

У Ефима Иванова (1794 г. р.) и его жены Екатерины Саввичны (1795 – 1867 гг.) в 1834 г. было шесть детей: две дочери – Александра (1828 г.) и Анна (1832 г.) и четыре сына – Аристарх Каллистов (1821 – 1890 гг.), Константин Нагорский (1826 г.), Василий (1833 г.) и другой Василий Каллистов (1839 г.) 11. Согласно традиции того времени, дьячок Ефим Иванов дал своим сыновьям разные фамилии. Происхождение фамилии «Каллистов» неизвестно, а фамилия «Нагорский» явно образована от названия села Нагорного.

Старший сын дьячка Ефима Иванова, Аристарх Ефимович Каллистов (1821 – 1890 гг.) позднее в течение несколько десятилетий служил дьячком Никольской церкви погоста Николо-Бережки Кинешемского уезда. Овдовев, к сыну в Николо-Бережки переехала и его мать, Екатерина Саввична Каллистова. Она скончалась 27 марта 1867 г. и была похоронена на кладбище в Николо-Бережках 12.

В 1886 г. дьячок Аристарх Каллистов участвовал в отпевании драматурга А.Н. Островского. Как известно, владелец Щелыкова скоропостижно скончался в своей усадьбе 2 июня 1886 г. 5 июня в Никольской церкви погоста Николо-Бережки состоялось его отпевание и похороны на приходском кладбище.

В отпевании драматурга принял участие и Аристарх Каллистов 13.

Аристарх Каллистов пережил А.Н. Островского на четыре года. Уже будучи за штатом, он скончался 28 августа 1890 г., 30 августа состоялось его отпевание в Никольской церкви Николо-Бережков и похороны на приходском кладбище 14.

Младший сын дьячка Ефима Иванова, Василий Ефимович Каллистов (1839 – после 1868 гг.)* в 1854-1857 гг. обучался в Кинешемском духовном училище. После духовного училища молодые люди обычно поступали в Костромскую духовную семинарию, однако Василий Каллистов пошел другим путем.

Сын нагорновского дьячка обладал незаурядным художественным талантом. В 1857 г. Василий Каллистов пешком пришел из Костромы в Петербург.

Поразительно, но участие в его судьбе принял один из первых людей в государстве – министр Двора граф В.Ф. Адлерберг. При помощи последнего в 1858 г. Василий Каллистов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1868 г. Дальнейшая судьба В.Е. Каллистова неизвестна. Одна из его картин – «Ревизия питомцев воспитательного дома» (1866 г.) – находится в Третьяковской галерее, её приобрел в 1867 г. для своей галереи П.М. Третьяков 15.

Третий сын нагорновского дьячка, Константин Ефимович Нагорский (1826 – 1884 гг.) долгое время служил пономарем при Никольской церкви с.

Вичуги Кинешемского уезда. В 1883 г. он вышел за штат, в 1884 г. скончался и был похоронен в Вичуге 16.

У второго дьячка Воскресенской церкви, Ивана Иванова (1797 г. р.), и его жены, Федосьи Федоровны (1793 г.), росло пятеро детей: Евдокия (1825 г. р.), Павел (1827 г.), Параскева (1829 г.), Евгений (1831 г.) и Василий (1833 г.). Вместе с ними жили мать Ивана Иванова «вдовствующая попадья Надежда Иванова» (1765 г. р.) и её дочь Мария (1798 г. р.) 17.

* В клировых ведомостях Воскресенской церкви не указывается, что дьячок Ефим Иванов носил фамилию Каллистов. Вероятно, его сын Василий стал Каллистовым при поступлении в Кинешемское духовное училище.

Замыкать иерархию причта должны были два пономаря. Однако в 1834 г.

в наличии имелся только один. Один из пономарей, Федор Григорьев (1772 – 1830 гг.), умер в 1830 г. Другой, Сергий Афанасьев (1800 г. р.), в 1831 г. поступил на военную службу 18.

В 1831 г. на месте умершего Федора Григорьева был назначен Иван Васильев (1812 г. р.), который стал пономарем из учеников Костромского духовного училища. Он родился в с. Никола-Ез Кинешемского уезда, в семье священника Василия Федорова 19. На 1834 г. молодой пономарь не имел ни жены, ни детей.

Когда Воскресенская церковь из двуклирной стала одноклирной, точно неизвестно. По-видимому, это произошло в 50-е годы XIX в. Во всяком случае, к 1862 г. причт Воскресенской церкви уже был одноклирный, то есть состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря 20.

Христорождественская церковь в слободе Решме

В ПЕРВОЙ половине XIX в. Христорождественская церковь в Решме также была двуклирной 21.

На рубеже XVIII и XIX вв. её настоятелем служил священник Петр Дмит­ риев. У него было два сына: Василий (1787 г.р.) и Александр (1799 г. р.).

По обычаю того времени, о. Петр дал сыновьям разные фамилии, Василию – Парийский, а Александру – Невский. По-видимому, о. Петр Дмитриев умер в 1809 г.

С 1809 г. настоятелем Христорождественской церкви в Решме служил священник Андрей Белугин (1786 – 1818 гг.). У него и его жены Анфисы Васильевны была дочь Серафима (1809 г. р.). Отец Андрей Белугин умер в 1818 г.

в возрасте 32 лет 22.

На рубеже XVIII и XIX вв. в церкви служил диакон Иоанн Григорьев (1768 – после 1834 гг.). Оба его сына, Павел и Василий, учились в Костромской духовной семинарии. Старший сын, Павел (1790 – ?)*, после окончания семинарии в 1813 г. был рукоположен в священника Цареконстантиновской церкви в Костроме 23.

Как писалось выше, младший сын отца диакона, Василий Яхонтов (1797 – ?), вписал своё имя в историю Отечественной войны 1812 г. В октябре 1812 г.

семинарист Василий Яхонтов, которому тогда было только 15 лет, добровольно вступил в Костромское ополчение и в его рядах проделал тяжелый поход от берегов Волги до Европы.

Поредевшие полки Костромского ополчения в феврале 1815 г., совершив обратный путь от берегов Одера до берегов Волги, вступили в Кострому.

Сын решемского диакона, Василий Иванович Яхонтов, вернулся в Кострому, на год раньше (по болезни? по ранению?). В 1814 г. он поступил на светскую службу 24.

В 1818 г. умершего о. Андрея Белугина сменил о. Гавриил Писарев (1786 – 1820 гг.), но он прослужил недолго, так как умер в 1820 г. 25 В 1821 г. в Решму был назначен священник Иоанн Предтеченский.

* Фамилия Павла неизвестна.

Иоанн Георгиевич Предтеченский родился в 1798 г. в с. Ивановское Нерехтского уезда, в семье дьячка Георгия Федорова. Он окончил Костромскую духовную семинарии.

В 1834 г. у о. Иоанна и его жены Татьяны Алексеевны (р. 1804 г.) было трое сыновей: Алексей (1824 г.), Владимир (1828 г.) и Николай (1840 г.) 26.

С 1825 г. в храме служил диакон Иоанн Григорьев. Он родился в с. Печенегове Нерехтского уезда, в семье дьячка Иакова Иоаннова. Иван Григорьев учился в Костромском духовном училище, но не окончил его. У о. Иоанна и его жены, Агриппины Ивановны (1803 г. р.), было двое детей: дочь Анна (1831 г. р.) и сын Александр (1833 г.р.) 27.

В Решемском храме служил дьячок Павел Прокопьев (1790 г. р.). У него и у его жены, Иульянии Стефановны, было трое детей: Алексей (1809 г. р.), который с 1825 г. из учеников Костромского духовного училища был определен дьячком Троицкой церкви с. Елнать, Мария (1824 г.) и Екатерина (1829 г.) 28.

Как и положено, завершал иерархию пономарь Антоний Иоаннов (1782 г. р.). Он был женат вторым браком на Онисье Иоанновой (1794 г. р.).

У него было трое детей: Ольга (1819 г. р.), Иоанн (1826 г.) и Сосипатр (1830 г.) 29.

В 1834 г. в качестве заштатных членов причта числился и бывший диакон о. Иоанн Григорьев, уволенный от должности в 1825 г. Тогда ему было 65 лет 30.

Russian Orthodox Church