ГЛ А В А 19

Решемская пустынь в XIX веке

«Макарьевская заштатная пустынь, в Костромской губернии, при слободе Решме недалеко от Волги, с церквою во имя Св. Живоначальныя Троицы с двумя приделами» 1.

«Подробное описание монастырей, находящихся в Российской империи» (1829 г.)

Каменное строительство в монастыре в первой половине XIX века

В НАЧАЛЕ 30-х годов XIX в. Решемская пустынь приобрела классический вид небольшого русского монастыря.

В 1833 г. обитель была обнесена каменной оградой, общая длина которой составляла 249 сажен (примерно 523 м). В ограде имелось трое ворот: выходящие на восток – к слободе Решме, на запад (к Кинешме), и на север – к Волге. Главными из них были Святые врата, находящиеся на восточной стене ограды, возле Троицкого собора. Они представляли собой арку, украшенную по бокам двумя парами колонн. Ворота венчала небольшая изящная главка.

Святые врата монастыря (восточные). Фото начала XX в.

Святые врата монастыря (западные).

Фото С.М. ПрокудинаГорского 1910 г.

В прямоугольной нише над проемом ворот находилась икона. Слева от ворот в ограде находилась небольшая калитка. В 1859 г. справа от Святых ворот была выстроена каменная сторожка 2.

Точно такие же ворота находились на западном участке стены, обращенном в сторону Кинешмы. Третьи ворота, обращенные на север, к Волге, были очень скромными в архитектурном отношении. Через них шел путь к находящемуся внизу колодцу, хозяйственным строениям, позднее – к стоящей у берега монастырской пристани.

В ограде имелось пять небольших квадратных в плане башен. Четыре из них – северо-восточная, северо-западная, юго-западная и юго-восточная – являлись угловыми, а пятая стояла в середине южного участка стены, обращенного к Большой Кинешемской дороге. В юго-западной башне была устроена небольшая часовня. На фотографии С.М. Прокудина-Горского, снятой в 1910 г., хорошо видна маленькая главка с крестом, увенчивавшая эту башню.

В 50-е годы XIX в. каменное строительство в Решемской пустыни продолжилось. В 1859 г. с западной стороны к Екатерининскому приделу Троицкого собора была пристроена каменная ризница. «В ризнице, – писал И.В. Баженов, – посетители встретят немало древних и драгоценных по себе памятников из священной утвари, облачений и других, относящихся до богослужения предметов» 3.

В 1873 г. в юго-западном углу обители был устроен конюшенный двор, в 1873 г. – хлебный амбар и погреб 4.

Вне ограды, на крестьянской земле находились: скотный двор и гумно.

Община монастыря

НА протяжении всего XIX в. численность братии в Решемской пустыни оставалось невелика, но всё-таки она была больше, чем в XVIII столетии.

В 1868 г. в обители проживало 12 насельников: строитель, иеромонах, два иеродиакона, восемь послушников, а также два белых священника и два белых диакона 5.

План Троицкого собора 1859 г. Буквами обозначены: А – храм святой Троицы, Б – придел храма во имя прп. Макария, В – придел во имя вмц. Екатерины, Г – ризница и палатка

В 1887 г. количество братии выросло до 18 человек (настоятель, два иеромонаха, иеродиакон, монах и 13 послушников) 6.

В 1888 г. в монастыре оставалось 18 насельников: настоятель, три иеромонаха, два иеродиакона, один диакон и 11 послушников. Из 11 послушников один был так называемым указным послушником (то есть официально зачисленным в состав общины указом из Костромской духовной консистории) и 10 являлись неуказными 7.

В 1899 г. в пустыни числилось 11 насельников: настоятель, 3 иеромонаха, 1 иеродиакон, 1 монах и 5 послушников (все неуказные) 8.

1857 год: посещение монастыря епископом Костромским и Галичским Платоном (Фивейским)

В ИЮНЕ 1857 г. Решемскую пустынь посетил новый правящий архиерей – епископ Костромской и Галичский Платон (Фивейский).

Епископ (с 1868 г. архиепископ) Платон (Фивейский; 1809 – 1877 гг.) – один из наиболее выдающихся костромских архиереев XIX в. Владыка Платон (в миру Павел Симонович Фивейский) родился 18 июня 1809 г. в с. Чанки Коломенского уезда Московской губернии в семье священника Симона Ивановича Лосева. В 1822-1830 гг. он обучался в Вифанской духовной семинарии, а 1830-1834 гг. – в Московской духовной академии.

Имя владыки Платона поистине вписано в историю Костромской епархии золотыми буквами. Именно благодаря его усилиям в Костроме произошло возрождение древнего Богоявленского монастыря, преобразованного в 1863 г. в Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. В 1866 г. по инициативе епископа в Костроме было куплено несколько зданий на ул. Верхней Набережной, куда переехала Костромская духовная семинария, с 1847 г.

не имевшая своего угла. Во второй половине 60-х – начале 70-х годов здесь был обустроен семинарский городок, в котором семинария размещалась вплоть до 1918 г. (в настоящее время здания бывшей семинарии занимает Костромской государственный университет). В 1866 г. по прошению епископа Платона в епархии состоялось учреждение Кинешемского викариатства во главе с епископом Кинешемским 9.

Архиепископ Платон был автором целого ряда богословских и церковно-исторических трудов. Его книга «Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинств покаяния» выдержала 4 издания: в 1859 г. – в Костроме, в 1861-м и 1865-м – в Москве, и в 2004 г. – в Петербурге.

Епископ Платон был назначен управляющим Костромской епархии 15 февраля 1857 г., а в Кострому прибыл 28 марта 1857 г. 6 июня 1857 г. он выехал на объезд епархии 10. Объезд владыки Платона составил эпоху в истории епархии, и его вспоминали еще десятки лет спустя. Он пробыл в дороге почти месяц и вернулся в Кострому 2 июля 11.

Объезжая епархию в июне 1857 г., епископ Платон побывал и в Решемском монастыре. Обитель так ему понравилась, что он решил избрать её местом жительства, когда выйдет на покой. Заметим, что в первый год своего пребывания на костромской кафедре владыка посетил практически все монастыри епархии. Однако для своей предполагаемой жизни на покое он избрал именно Решемскую пустынь.

В 1862 г. в юго-восточном углу обители был возведен большой деревянный дом с мезонином, в котором устроили домовую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери 12. Предполагалось, что владыка Платон поселится в этом доме, когда выйдет на покой. Дом был построен на средства А.И. Поленова.

Архиепископ Костромской и Галичский Платон (Фивейский. Фото 1870-х гг.

* * *

Алексей Иванович Поленов (1811 – 1871 гг.) – купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин*. В 40-60 годы XIX в. он неоднократно избирался городским головой Кинешмы. Алексей Иванович был крупным хлебным торговцем.

В 1867 г. ему принадлежало несколько мельниц и пароход, на котором хлеб из низовых губерний доставлялся в Кинешму 14.

А.И. Поленов был известен своей благотворительностью. В 1864 г. он основал Боголюбский женский монастырь в Макарьевском уезде (совр. Кадыйский район Костромской обл.) 15, в 1860 г. построил деревянную Платоновскую церковь** в с. Велизанец (в 8 верстах от Кинешмы) 17, а в 1866 г. – Богородицкую церковь при Кинешемском доме призрения бедных 18.

А.И. Поленов скончался 2 апреля 1871 г. и в знак признательности его заслуг был похоронен в ограде Кинешемского Успенского собора 19. Его сын, потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии Иван Алексеевич Поленов (1830 – 1897 гг.), в 1890-1892 гг. был городским головой Кинешмы. В 1887 г.

его избрали на трехлетие старостой Кинешемского Успенского собора 20.

* * *

«Костромские губернские ведомости» в 1867 г. писали о доме, построенном А.И. Поленовым в Решемском монастыре: «В стенах этой пустыни далеко выделяется своею новою архитектурой из монастырских строений дом с домовой церковью, устроенный назад тому около пяти лет благотворительностью кинешемского купца А.И. Поленова, на случай посещения обители местными владыками 21.

Дом с мезонином был весьма велик. В нижнем этаже располагалось девять комнат, в десятой помещалась домовая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. В мезонине находилось две комнаты и коридор. Внутри здания стены были оштукатурены и оклеены обоями. Дом отапливался шестью голландскими печами, украшенными изразцами 22.

Однако деятельный владыка Платон так и не вышел на покой и поэтому не смог поселиться в доме с мезонином в Решемской пустыни.

* Потомственным почетным гражданином Алексей Иванович стал в 1840 г., когда указом императора Николая I его отцу Ивану Поленову со всеми членами его семьи было присвоено звание потомственного почетного гражданина 13.

** Главный престол церкви в Велизанце был посвящен святому мученику Платону и святителю Алексию, митрополиту Московскому, – покровителям епископа Костромского и Галичского Платона (Фивейского) и Алексея Ивановича Поленова 16.

Над застройкой монастыря возвышается мезонин Архиерейского дома (на снимке слева), возведенный в 1862 году.

Фото начала XX в.

Архиепископ Костромской и Галичский Платон скончался 12 мая 1877 г.

в загородном Архиерейском доме в с. Солоникове (в 5 верстах от Костромы).

15 мая тело его было перенесено в Кострому в кафедральный собор. 17 мая в Богоявленском кафедральном соборе состоялось его отпевание, которое совершили епископ Ярославский и Ростовский Иоанафан (Руднев) и епископ Кинешемский Геннадий (Левитский). После отпевания останки костромского архипастыря были погребены в архиерейской усыпальнице Богоявленского кафедрального собора 23 (храм взорван в 1934 г.).

По завещанию владыки Платона в 1877 г. дом в Решемском монастыре был передан в собственность бывшему настоятелю Никольского Тихоново-Лухского монастыря архимандриту Сергию, последний же в 1885 г. передал дом монастырю 24. С 1885 г. и вплоть до закрытия обители в 1927 г. в этом доме жили настоятели обители.

Литография 1869 года с изображением монастыря

К СОЖАЛЕНИЮ, до нас почти не дошло изобразительных материалов, запечатлевших облик монастыря в XVIII-XIX вв. В связи с этим особую ценность имеет литография 1869 г., отпечатанная в типографии Троице-Сергиевой Лавры, на которой Макариевская пустынь показана с высоты птичьего полета со стороны Волги. Значение этой литографии сейчас, когда изображенный на ней ансамбль монастыря почти полностью исчез, трудно переоценить.

На литографии имеется большая надпись: «Вид Макарьевской Решемской пустыни с северной стороны. Сия пустынь находится в Костромской губернии в Кинешемском уезде над рекою Волгою на гористом месте близ торговой слободы Решма; она основана Преподобным Макарием Унженским и Желтоводским чудотворцем; изъяснение плана: 1) церковь во имя Пресв. Троицы с приделами прп. Макария и св. великомуч. Екатерины, 2) трапеза братцкая, 3) настоятельский корпус, 4) братцкии кельи, 5) архиерейский корпус, 6) странная, 7) образная лавочка, 8) братцкии келии, 9) скотный дом, 10) кладовая, 11) сарай для лошадей и для екипажей, 12) лавки ярманковые, 13) почтовая дорога, 14) етапный дом, 15) слобода Решма, 16) запасные магазины, 17) амбары для склада пристани, 18) монастырский колодезь, 19) братцкая баня, 20) ледник».

Вид Макарьевской Решемской пустыни с северной стороны. Литография 1869 г.

На литографии видно монастырское кладбище, находящееся у алтарной части Троицкого собора. Помимо пустыни на литографии изображена слобода Решма, с краю слева виднеются церкви Решмы и Нагорного.

Литография демонстрирует оживлённое движение на Волге – по реке идут суда (пять расшив и два парохода), все они направляются снизу вверх.

Две расшивы идут под надутыми парусами, из труб пароходов валит черный дым. Один из пароходов тянет за собой две расшивы со спущенными парусами.

Монастырский пруд

В 70-е годы XIX в. Решемский монастырь обзавелся своим прудом, который находился в двух шагах от обители – через Большую Кинешемскую дорогу.

История возникновения этого пруда такова. В первой половине XIX в.

у стен монастыря существовал Нагорновский этапный пункт, в котором останавливались на ночлег осужденные на каторгу в Сибирь. Такие пункты существовали тогда по всему Нижегородскому тракту и их отделяли друг от друга 20-25 верст. По дороге от Кинешмы до Решмы, помимо Кинешмы этапный пункт находился еще в д. Князеве.

О том, насколько близко к монастырю стоял этапный дом, говорит то, что он изображен на литографии 1869 г. (к сожалению, на сохранившемся экземпляре литографии угол, на котором находился этапный дом, оторван).

В сентябре 1872 г. по распоряжению Министерства внутренних дел Нагорновский пункт был передан в распоряжение Кинешемскому уездному земству. Первоначально земская управа планировала открыть в нём фельдшерский пункт или школу. Однако оказалось, что здание находится в очень ветхом состоянии и земство его снесло 25.

В августе 1876 г. от имени Решемской пустыни иеромонах Никодим* обратился в земскую управу с заявлением «о дозволении вырыть для монастырских нужд пруд на том месте, где прежде было казенное здание Нагорновского этапного пункта, впоследствии переданное земству и им уничтоженное» 26.

В своем заседании 1 июля 1877 г. сессия Кинешемского уездного земства (в этом заседании участвовал и драматург А.Н. Островский) утвердила заключение земской управы, в котором говорилось: «...разрешение вырыть означенный пруд может быть дано, но в виду того, что этот пруд займёт некоторую, хотя и небольшую часть проезжей дороги, пустынь должна выстроить и постоянно поддерживать вокруг пруда прочную решетку» 27.

При этом управа заявила, что, когда в августе 1876 г. иеромонах Никодим обратился к ним с заявлением, пруд уже был выкопан монастырем. Председатель Кинешемской уездной управы Д.П. Яковлев, в июле 1876 г., «при осмотре земских трактов, заметил, что пруд, на вырытие которого испрашивается ныне разрешение, уже был вырыт без ведома управы» 28. Д.П. Яковлев заявил пустыни свой протест и дело, хотя и задним числом, получило формальное разрешение.

Бывший монастырский пруд. Современное фото

* Вызывает удивление, что от имени пустыни в уездное земство обращается иеромонах Никодим, а не строитель иеромонах Аполлинарий, управлявший обителью в 1875-1877 гг.

Так на месте бывшего этапного пункта появился довольно большой пруд, перешедший в ведение пустыни. По-видимому, пруд имел, в первую очередь, противопожарные цели. Волга хотя и находилась совсем рядом, но к ней надо было спускаться с высокой горы, что в случае пожара обрекало монастырь на гибель.

Этот пруд, в летнее время затянутый ряской, существует и до сих пор.

В начале XX в. возле него были выстроены два монастырских сестринских корпуса, в которых в советское время размещалась школа.

Настоятели Решемской пустыни

МЫ имеем возможность рассказать о двух настоятелях Решемской пустыни, которые возглавляли её в последнюю четверть XIX в.

В 1878 г. настоятелем монастыря был назначен иеромонах Алексий (1828 – после 1901 гг.). Его мирское имя и место рождения нам неизвестны. Он происходил из духовного звания и обучался в Лухском духовном училище*. По исключении из него, 29 апреля 1844 г. был определен в число послушников Троицкого Кривоезерского монастыря. 25 марта 1861 г. принял монашеский постриг с именем Алексий, 14 сентября 1862 г. состоялось его рукоположение в иеродиакона, а 27 июня 1864 г. – в иеромонаха. 25 июля 1864 г. он назначен казначеем обители. Указом Св. Синода от 22 июля 1878 г.

иеромонах Алексий назначен настоятелем Макариево-Решемской пустыни, 18 мая 1886 г. возведен в сан игумена 30.

В 1889 г. игумен Алексий по прошению был уволен за штат и поселился в Макариево-Унженском монастыре. На его место был переведен наместник Макариево-Унженского монастыря игумен Порфирий 31**. Он был назначен настоятелем в Решму 26 июня 1889 года и утвержден указом Святейшего Синода от 11 августа того же года 33.

Игумен Порфирий (в миру Макарий Сильвестрович Шумилов; 1825 – 1906 гг.) родился в Костроме, в семье диакона Богоявленского мужского монастыря Сильвестра Васильева (последний в конце 30-х годов принял монашеский постриг и стал иеродиаконом Серафимом). В 1844 г. Макарий Шумилов по 2-му разряду окончил Костромскую духовную семинарию. Как провел Макарий Шумилов следующие 20 лет своей жизни, неизвестно.

14 мая 1865 г. он был определен в число послушников Иаково-Железноборовского монастыря, а 24 марта 1866 г. принял монашеский постриг с именем Порфирий. 22 января 1867 г. состоялось его рукоположение во иеродиакона, а 24 января – во иеромонаха. 28 февраля 1867 г. иеромонах Порфирий был переведен в Галичский Паисиев монастырь на должность казначея.

18 августа 1870 г. о. Порфирия перевели в Богородицко-Игрицкий монастырь под Костромой на ту же должность казначея. 18 мая 1880 г. он был возведен в сан игумена. 24 октября 1885 г. о. Порфирий переведен в Макариево-Унженский монастырь на должность наместника. 26 июня 1889 г. он был назначен настоятелем Макариево-Решемского монастыря 34. Игумену Порфирию и довелось стать последним настоятелем Решемской пустыни как мужской обители.

* Лухское духовное училище было образовано в Никольском Тихоново-Лухском монастыре в 1791 г. В 1847 г. училище перевели в Кинешму и с того времени оно именовалось Кинешемским духовным училищем 29.

** Игумен Порфирий являлся наместником Макариево-Унженского монастыря с 24 октября 1885 г. 32

Монастырские владения и угодья

ВО второй половине XIX в. количество угодий Решемской пустыни понемногу увеличивалось. Происходило это, главным образом, благодаря пожертвованиям.

Так, была пожертвована находящаяся в двух верстах от монастыря по дороге к Кинешме лесная и сенокосная земля в количестве почти 160 десятин, откуда обитель стала получать дрова и сено 35.

В 1870 г. московский купец Самойлов пожертвовал монастырю 21 десятину пахотной земли «в трех полях» крестьян с. Нагорное. С этого времени было положено начало монастырскому хлебопашеству 36. В сохранившихся документах имя и отчество жертвователя не указано. Скорее всего, это был московский купец 2-й гильдии, потомственный почетный гражданин Федор Никитич Самойлов (1817 – 1895 гг.) – известный своей благотворительностью по отношению к храмам и монастырям. Ф.Н. Самойлов был похоронен в Мос­ ковском Новоспасском монастыре 37.

Как мы помним, монастырю принадлежала водяная мельница «о 4-х поставах» на р. Мере при д. Заозерица в Семеновской волости Кинешемского уезда. Обитель сдавала её в аренду за 100 рублей в год. Впрочем, из-за налогов реальная выручка от мельницы была невелика.

Так, к 1874 г. за этой мельницей состояло недоимок по земским сборам 38 руб. 61 коп. и начислено сбора за 1874 г. 12 руб. 80 коп., то есть всего обитель должна была заплатить земству 51 руб. 41 коп. В 1875 г. строитель Решемской пустыни иеромонах Аполлинарий обратился в Кинешемскую земскую управу с ходатайством, в котором указывав, что «мельница та дана Решемской пустыни правительством собственно для пропитания братии и поддержания монастырских зданий и что пустынь не имеет никаких средств к содержанию братии», просил освободить мельницу «от земских налогов» 38. Управа отказала пустыни в этом ходатайстве. На сессии Кинешемского земского собрания, состоявшейся 10-11 марта 1875 г., в защиту Решемской пустыни выступил один из гласных – настоятель Никольской единоверческой церкви в с. Вичуга протоиерей Виктор Горицкий (1830 – 1894 гг.), но остался в меньшинстве 39.

Рубеж XIX и XX веков: монастырь в описаниях современников

С СЕРЕДИНЫ XIX в. о Решемской пустыни начинают всё чаще писать путешественники и авторы путеводителей по Волге.

В 1848 г. по Волге совершил большое путешествие известный духовный писатель Андрей Николаевич Муравьев (1806 – 1874 гг.). По пути от Кинешмы до Юрьевца он посетил и Решму. Позднее в своей книге «Мысли о православии при посещении святыни русской» А.Н. Муравьев писал: «От Кинешмы до Юрьевца-Повольского по нагорной стороне лежит живописная дорога, пересекаемая глубокими оврагами, очаровательная видами, которые открываются, как только она приблизится к реке. Одну из таких чудных местностей представляет пустынь Макарьевская, приникшая к вершине горы, которая господствует над всею Заволжскою окрестностью» 40.

Решемская пустынь. Вид с востока. Фото М.П. Дмитриева 1894 г.

Очеркист и путешественник Николай Николаевич Лендер (1864 – не раньше 1924 гг.) в книге «Волга. Очерки и картины», вышедшей в 1889 г., писал: «Вдали (...) показывается людная и большая Решма с её церквами: Рождества Христова и Никольской и с маленьким Макарьевским монастырем, старым и бедным, робко прячущимся среди зелени возвышенного берега» 41.

В начале 90-х годов XIX в. по Волге проехал писатель и путешественник Василий Михайлович Сидоров (1843 – 1903 гг.). В своих «Путевых записках» он дал такую зарисовку Решемской пустыни: «На соседней горке возле (...) села Решма стоит монастырь. Бедный, неприглядный, забытый, печально глядящий на окружающую его улыбающуюся весну, Макарьевский монастырь прислонился своими старыми печальными стенами к нескольким старикам-деревьям. Монастырь среди зелени и цветов кажется еще печальнее, еще беднее» 42.

Писатель Илья Федорович Тюменев (1855 – 1927 гг.) в «Путевых набросках» заметил: «Рядом с Решмою, отделенная от неё только небольшим оврагом, находится Макариева пустынь, бедный захудалый монастырек, весь утонувший в зелени окружающих берез» 43.

«Изюминка» монастыря: часовня на пристани

РЕШЕМСКАЯ пустынь имела свою «изюминку» – ей принадлежала пароходная пристань, которая стояла под монастырем. На пристани находилась монастырская часовня во имя прп. Макария и вмц. Екатерины. Во время остановок пароходов в часовне служились молебны.

Когда монастырь стал владельцем своей пристани, точно неизвестно.

На литографии 1869 г., на которой изображена панорама пустыни со стороны Волги, пристани под монастырем нет. Однако на той же литографии в числе монастырских строений показаны «амбары для склада пристани»: получается, что к этому времени пристань у обители уже была.

В 70-е годы пристань у монастыря точно существовала. В 1878 г. игумен Алексий, принимая хозяйство обители, принял и пристань 44. Потом во время его настоятельства (1878 – 1889 гг.) под монастырем сменили друг друга две пристани, купленные подержанными 45.

Когда на пристани была устроена часовня, неизвестно. Вероятно, это произошло в 70-е годы XIX в. В середине 80-х годов часовня уже существовала: в приходо-расходной книге обители за 1886 г. упоминается доход, полученный от молебнов «на пароходной пристани» 46.

В конце XIX в. на всей Волге часовен на монастырских пристанях было только три. Они находились в Ярославской и Костромской губерниях: у Толгского Введенского монастыря под Ярославлем*, у Николо-Бабаевского монастыря и у Макарьевской пустыни в Решме 48.

Первая из этих трех пристаней с часовнями появилась в 60-е годы XIX в.

у Николо-Бабаевского монастыря. Её завел управлявший обителью в 18611867 гг. святитель Игнатий (Брянчанинов; 1807 – 1867 гг.) 49. Вторая пристань с часовней – несомненно, по примеру Бабаек** – возникла в Решме. Третью – в Толгском Введенском монастыре – устроил архимандрит Павел (Глебов), управлявший обителью в 1878-1892 гг. 50 В 1891 г. игумен Порфирий по ветхости разобрал пристань, материал от которой частью пустил на дрова, частью продал 51.

С 1891 г. и до навигации 1902 г. монастырская часовня помещалась в Решме на пристанях частных владельцев 52.

Во время остановок пароходов в часовне на пристани служились напутственные и другие молебны. Приведем их описания современников.

В.М. Сидоров (1894 г.): «По желтой дорожке, вьющейся, как змея, с вершины холма к пристани спускалось несколько монахов. В часовне на пристани шел молебен, перед образами теплились свечи и грустное пение (...) неслось над рекой, и она вторила ему своим монотонным плеском, как и сладкий, полный молодой истомы шелест смолистых берез, и каждый спешил по ложить на металлическую тарелку свою лепту, свой вклад в этот бедный монастырь» 53.

* А.П. Субботин в книге «Волга и волгари» (1894 г.) так описывает молебны на пристани Толгского монастыря: «Турист, никогда не бывавший на Верхней Волге, впервые встречается здесь с оригинальным явлением, какого не увидишь нигде заграницею. Пароходная конторка обращена в часовню и здесь во время десятиминутной стоянки парохода, монахи служат на скорую руку («на почтовых») молебен. Пассажиры молятся, покупают просфоры, ставят свечи и с умиленным духом едут дальше» 47.

** В просторечии Николо-Бабаевский монастырь обычно именовался «Бабайки».

А.П. Субботин (1894 г.): «За 20 верст от Кинешмы пароход останавливается у села Решмы (...); здесь также служат в пароходной конторке молебен, как в Толге и Николо-Бабаевском: затем уже на всей Волге нет ни одной такой патриархальной пристани. Дальше уже более новые веяния» 54.

И.Ф. Тюменев (конец XIX в.): «Когда мы подъезжали к монастырю, с горы на пристань спешно спускались два монаха, которые отслужили для нас напутственный молебен, – последний, который пассажиры слышат на Волге, так как далее обителей у пристани уже не встречается» 55.

1888 год: монастырь посещает епископ Кинешемский Вениамин (Платонов)

В ВГУСТЕ 1888 г. Решемский монастырь посетил один из самых выдающихся викарных архиереев Костромской епархии – епископ Кинешемский Вениамин (Платонов).

Епископ Вениамин (Василий Николаевич Платонов; 1817 – 1905 гг.) родился в Курской губернии, в семье священника. Он окончил Курскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию. В 1845 г. Василий Платонов стал помощником ректора своей родной Курской семинарии. В июне 1848 г. он принял монашеский постриг с именем Вениамин, в том же году состоялось его рукоположение в иеродиакона и иеромонаха. В 1851 г. о. Вениамин был перемещен из Курска в Вильно на должность инспектора Литовской духовной семинарии, в 1856 г. был возведен в сан архимандрита. В декабре 1859 г. о. Вениамина перевели в Казань на должность инспектора и профессора Казанской духовной академии.

Епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии Вениамин (Платонов). Фото конца XIX в.

В марте 1864 г. его перевели в Харьков – на должность ректора Харьковской духовной семинарии. В 1872 г. состоялась его хиротония в епископа Сумского, викария Харьковской епархии.

9 апреля 1883 г. император Александр III утвердил доклад Св. Синода о бытии епископу Вениамину викарием Костромской епархии – епископом Кинешемским 56. Приехав в Кострому, владыка Вениамин поселился в Ипатьевском монастыре, с 1744 г. являвшегося официальной резиденцией костромских архиереев. Святитель приехал на новое место службы в возрасте 66 лет, уже немолодым, страдающим различными болезнями человеком, и поэтому ему трудно было выполнять многие обязанности викарного архиерея. Но именно здесь окончательно раскрылся в епископе Вениамине его дар духовного старчества.

За несколько лет жизни в Костроме старец-святитель приобрел такую популярность, какой до него не имел ни один из викарных архиереев. В 1895 г.

«Костромские епархиальные ведомости» писали: «В Костромской епархии и в ближайших к Костроме местностях Ярославской епархии Преосвященный Вениамин пользуется славой благоспешного молитвенника и благосовестливого старца. Ищут его молитв и благого совета, наставления, утешения, ободрения, и духовенство, и миряне, горожане разных слоев общества и поселяне-простолюдины; раскрывают пред ним свои греховные язвы, умоляя об их уврачевании, лица всех состояний общественных, всех возрастов и никому отказа в требуемом не бывает, и никто тощ от него не возвращается. В этом отношении для страны Костромско-Ярославской он имеет такое же значение, как и о. Иоанн Кронштадтский для всей православной России.

Простолюдины так и величают его другим батюшкой Иоанном, владыкою святым; понимая последний эпитет не в смысле только владыки духовного, освященного высшею благодатию священства, преосвященного, но и в собственном смысле святого, праведника» 57.

Владыка Вениамин посетил Решемскую пустынь в 1888 г. Он выехал из Костромы для обзора храмов и монастырей Кинешемского и Нерехтского уездов 18 августа 1888 г. В 16 часов в тот же день он прибыл в Решемский монастырь. На следующий день, 19 августа, епископ совершил в Троицком соборе Божественную литургию. Затем он обозревал церкви села Нагорного и слободы Решмы. Переехав через Волгу, пастырь посетил церковь в селе Ильинском и вновь вернулся в Решму.

Утром 20 августа владыка Вениамин выехал в Кинешму. С 20 по 21 августа он пробыл в Кинешме, 22 и 23 августа – в Плёсе, 24 августа вернулся в Кострому 58.

Поездка в Решму, Кинешму и Плёс стала последним выездом владыки Вениамина по епархии.

Епископ Вениамин скончался вечером 13 июня 1905 г., в своих покоях в Ипатьевском монастыре. 17 июня в Троицком соборе монастыря состоялось его отпевание. В тот же день гроб с телом святителя в сопровождении огромной толпы народа был отнесен в стоящую возле монастыря церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе. Здесь, в Никольском приделе храма, останки святителя были преданы земле 59. Могила епископа Вениамина вплоть до закрытия храма в 1949 г. пользовалась большим почитанием у жителей Костромы и окрестных селений.

Престольные праздники монастыря

В XIX в. престольные праздники Решемской пустыни являлись главными православными праздниками Решмы-Нагорного и всей местной округи.

Праздник Святой Живоначальной Троицы неизменно привлекал в Решму большое количество жителей окрестных деревень. Однако даже «Троица», столь любимая русскими людьми, уступала главному монастырскому празднику – Макарьеву дню (25 июля/7 августа), который одновременно являлся годовым праздником Решемской слободы. На Макарьев день в монастырь каждый год приезжали сотни и тысячи паломников со всех концов Кинешемского и Юрьевецкого уездов. К этому дню была приурочена Решемская Макарьевская ярмарка, привлекавшая большое количество торговцев и покупателей.

Решемская пустынь. Вид с востока. Фото конца XIX в.

Третий престольный праздник обители – день великомученицы Екатерины (24 ноября/7 декабря) – носил более скромный локальный характер.

Четвертым престольным праздником являлся день Казанской иконы Божией Матери (8/21 июля и 22 октября/4 ноября). Напомним, что домовой храм в честь Казанской иконы Божией Матери находился в доме, построенном для архиепископа Платона (Фивейского), в котором с 1885 г. проживали настоятели монастыря. С конца XVIII в. в Троицком соборе обители находилась особо почитаемая местными жителями Казанская икона Божией Матери, перенесенная сюда из бывшей Рождественской пустыни на Нодоге. Ежегодно 8 июля, в престольный праздник, братия монастыря совершала в Казанском храме пустыни Божественную литургию.

Russian Orthodox Church